Баженов - российский архитектор

Юрий Прокуратов
Баженов Василий Иванович (1737 Москва — 1799, Санкт-Петербург), российский архитектор. Первый
пенсионер Академии художеств, отправленный учиться за границу.

* * *

Из автобиографии Баженова

Эти заметки представляют часть черновой записи о кремлевской перестройке, предназначенной
для Екатерины II. В записке упоминаются слухи о неопытности Баженова как строителя, распространявшиеся
его недоброжелателями, в связи с чем он и счел необходимым сообщить некоторые сведения из своей
творческой биографии.

«Хотя я упоминал уже и о других великих архитекторах и о практике, что оную я у них примечал,
однако не упомянул толко того, что некакие эхи о мне здесь распущены, что будто я никогда
не бывал при практиках и немогу производить, толко оная (молва) столко несправедлива, чего
несправедливее быть не может.

Рисовать я учивался на песке на бумаге на стенах и на всяком таком месте где я находил за способ,
итак я продолжался лет до десяти. Между протчим по зимам из снегу делывал палаты и статуи...

После сего я был отдан в монастырь Страшной (то есть Страстной — А. М.) для бедности отца моего
чтоб я исправлял пение и чтение церковное к чему ни малейшей охоты у меня не бывало, однако
повиновался родителю в его воле. Я всех святых из церкви переносил мыслями под переходы на стены
и делал их своею компазициею, за что меня заставали и секали часто.

Уже будучи в пятнадцати летах я нашол живописца, которой Христа ради меня взял к себе. И в ту пору
еще я ево был уже лутче: он писывал вместо правой руки или ноги левую, коему я примечал часто…

Потом Академия художеств мною первым началась, откуда я был послан в чужие краи, во Франции
учился в Теори(и), за что похвалы имею от всей Академии Парижской, примечал и практику, где все
архитекторы сматривали мои дела с большею охотую, а мои товарищи, французы молодые у меня
крадывали мои прожекты и жадностию их копировали; мой же учитель столко был там велик, что
я еще до нево во многом дойтить не мог и поныне, а после его кто б там ни был всякой мне не страшен…

А в Риме единственно и во всей Италии был всегда на строениях также есть свидетельствы из италианских
академий и старался весма крепко учится оной а по возвращении из Рима я заехал в Париж в другой раз
ходил в некоторые классы мне нужные к архитектуре; ест ли и ныне нужда потребуется при строении дать,
могу и сам зделать понятную мадель живописцу и скультору, ибо я рисовать с натуры не покидал до
самого в Росию возвращения, это же касается до гридорованья архитектуры и во оном имел же упражнение.

Естли б толко я установится мог то б моя вся веселость была в том как иметь у себя маленькую
партикулярную академию к чему уж и приготовляю в Москве малчиков с коими уже малинкое и начало имею,
но толко препятствиев к моему намерению весма есть много.

* * *

Материал взят из статьи "Архитектура и революция" размещенного на
сайте http://www.konstr.narod.ru