Рецензия на фильм «Чёрный лебедь» (2)
Автор: Инна Подгорная, журнал «ТЕЛЕНЕДЕЛЯ ОРЕНБУРГ».
Этот фильм плохо получается смотреть с ведерком поп-корна и с бутылкой кока-колы в руках – и о том, и о другом как-то быстро забываешь.
Не рассчитан он на любителей слезливых мелодрам и современных незатейливых комедий в стиле примитивизма.
Фильм весьма неоднозначен в плане восприятия, тяжел…Местами производит откровенно пугающее действие. Ну что поделаешь… Режиссер Дарен Аронофски снимает только авангардистское, интеллектуальное кино.
В этот раз глубокая психологическая драма развивается в мире такого возвышенного и эмоционального искусства, как балет. И, думается мне, драма состоит не во взаимоотношениях главной героини со своей соперницей – новой солисткой группы, а в страшном противостоянии этой героини с самой собой, со своим внутренним Я.
На что способна эта девушка, пытающаяся доказать самой себе и всему окружающему миру, что она – совершенство? В попытке достичь идеала, в маниакальном стремлении достичь его героиня теряет связь с реальным миром… Происходит болезненное раздвоение ее личности…И ты вместе с героиней перестаешь понимать, что именно в происходящем на экране является реальностью, а что – плодом фантазии ее измененного сознания…
В чем причина столь печального для девушки финала? Это уже в компетенции врачей-психиатров…Наверное не последнюю роль в этом сыграла мать героини. Постоянный контроль, постоянное психологическое подавление дочери… Может быть нереализованные собственные карьерные амбиции сделали из женщины домашнего тирана…
Оторванность от реального мира, эмоциональная и – не в последнюю очередь - сексуальная инфантильность героини тоже, скорее всего, внесли свою лепту в картину ее болезненного, прогрессирующего перфекционизма.
«Может быть…», «наверное…», «скорее всего…» - именно эта недосказанность, недопонимание, неоднозначность остаются в душе, когда ты выходишь из кинотеатра… Даже заключительная сцена фильма не дает тебе уверенности в том, что ты видишь на самом деле…
Если подобная неуверенность в собственной «нормальности» не пугает вас – добро пожаловать на показ!