Пуритане и смерть Роберт Мюррей Мак Чейн

Евгений Егоров 3
Секрет радостного смертного одра
"Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его"
2Тим.4:7,8
Какое благословение - стоять у смертного одра детей Божьих! Как непохожа их смерть на смерть нечестивцев! Иногда нечестивцы умирают в страданиях. Некоторые из них кричат: "Погиб, погиб, погиб! О, вечность! Еще полчаса, чтобы помолиться!". Некоторые умирают, хуля и проклиная Бога за свои страдания и раны. Подавляющее количество таких людей умирает, не заботясь ни о чем, кроме своего тела: "Им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. Как овец, заключат их в преисподнюю ... и на утро праведники будут владычествовать над ними".
Как приятен, по сравнению со всем этим, отход детей Божьих! Они засыпают в Иисусе: "Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало". Здесь Павел сравнивает свой отход, во-первых, с жертвоприношением: "Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам" (Фил. 2:17). Он настолько полно посвятил и отдал свою жизнь Богу, что его смерть была подобна излиянию жертвенного вина, которое уже принадлежало Богу. Во-вторых, он сравнивает его с отходом корабля: "Время моего отшествия настало". Время было подобно канатам, привязывающим его к этому миру, но вскоре его корабль должен был отчалить от этого берега и отправиться к берегу славы, чтобы пришвартоваться там навечно.
В этих словах заключается секрет радостной смерти: во-первых, он оглядывается назад, на свою жизнь, полную страданий, во-вторых, он смотрит вперед, на венец славы.
1. Он оглядывается назад. Три основных момента.
Он не смотрит на свою жизнь до обращения. Раньше он часто делал это, чтобы осудить ее: "Я прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии" (1 Тим. 1:13). "Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию" (1 Кор. 15:9). "Я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее" (Гал. 1:13). "Грешники, из которых я первый". Павел никогда не забывал свою прежнюю жизнь, но от этого он не получал ни малейшего утешения, а лишь осуждение. Сейчас он пересматривал свою жизнь после обращения, но не для того, чтобы убедиться в своей праведности перед Богом, а чтобы показать, что он действительно был грешником, спасенным через Христа.
Подвигом добрым я подвизался.
С момента обращения, каждый день для Павла стал борьбой. Теперь он ходил по вражеской земле и ему приходилось сражаться:
1) Со своей порочностью. "Когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (Рим. 7:21-23). "Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (Гал. 5:17). "Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня" (2 Кор. 12:7). Павел хорошо знал, что такое внутренняя борьба. Похоже, что он испытал больше любого из здесь присутствующих.
2) С этим миром. Пока он был Савлом, гонителем, этот мир лелеял его, но когда он стал апостолом Павлом, мир возненавидел его. Чем больше он любил, тем больше они ненавидели его. "Я боролся со зверями в Ефесе". Его единственным оружием было Слово Божье, но, тем не менее, он продолжал сражаться с миром, лежавшим во зле.
3) С дьяволом. "Ангел сатаны", "Ибо наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф. 6:12). У него был богатый опыт: "Нам не безызвестны его умыслы".
Это был "добрый подвиг" - "Воинствуй, как добрый воин" (1 Тим. 1:18), "Подвизайся добрым подвигом веры" (1 Тим. 6:12). Часто, оказавшись среди притеснений и искушений, мы устаем от борьбы. Это очень трудно. Но когда мы из вечности оглянемся назад, то каждая искупленная душа сможет сказать: "Это была славная борьба".
Потому что мы уверены в победе. "Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас". Обычно о результате сражения мы не знаем до окончания битвы, но относительно этого сражения нам твердо обещана победа. Даже в самом мрачном сражении у нас есть проблеск триумфа -твердая уверенность в Иисусе.
Это заставляет нас держаться ближе к нашему Главнокомандующему. Если бы не было борьбы, то мы не держались бы близко к Иисусу, но когда нам приходится отражать такие яростные атаки, мы рады спрятаться под крыльями Христа.
Это прославляет Бога. Эта борьба - ради славы Божьей. Часто у нас нет желания сражаться, но все обстоит по-другому, когда касается славы. Тогда мы видим, что каждое испытание прославляет Бога и придает новую черту Его благодати, силе и любви. Подвизаетесь ли вы добрым подвигом? Скоро мы будем оглядываться на свою жизнь.
Я совершил течение.
Как только душа приходит ко Христу, перед ней открывается предстоящее поприще: "При окончании же поприща своего Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? Я не тот, но вот, идет за мною, у Которого я не достоин развязать обувь на ногах" (Деян. 13:25). Павел говорит: "Но я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией" (Деян. 20:24). "Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запивающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам попроще" (Евр. 12:1). Каждый имеет свое личное поприще. Как каждая планета светит в определенном участке неба, так и каждый верующий имеет свое поприще - свое дело. Поприще одного - быть служителем, другого - учителем, третьего - слугой. Каждый должен совершить работу для Христа. Поэтому, давайте будем усердны. "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня".
Я веру сохранил.
Я думаю, что умирающий вор мог сказать: "Я верую и с радостью вступаю в рай". Но он не мог сказать: "Я веру сохранил". В этом и заключается отличие мирной и победоносной смерти. Павел "купил истину и не продал ее". Он сохранил истину, данную ему Святым Духом. Он твердо держался своей уверенности до конца.
Знайте, что для победоносной смерти необходимо постоянство. Христос, один Христос, является нашим миром в смерти, но рука, дольше державшаяся за Него, держится крепче. Не наше постоянство является нашей праведностью перед Богом, а дела и смерть Господа Иисуса, но без постоянства в вере вы не сможете спастись. Увы, те, кто отходит к неразумным, готовят облака для своего смертного одра. Разве сможешь ты сказать, что сохранил веру, несчастный отступник?
2. Что он видит впереди.
День оный.
"Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день" (2 Тим. 1:12). "Даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день" (2 Тим. 1:18). Он видел великий день явления Христа и всех Его святых. Он видел впереди не только день смерти, мгновенный переход в славу - когда он окажется в раю, освободится от тела и будет вместе с Господом, - это будет благословенной смертью в Господе. Но он с нетерпением ожидал этого дня, так как это будет день полной славы Христа и радости его сердца. Если человек просто желает дня смерти, то в этом есть что-то эгоистичное, но если он ожидает явления Христа, то ощущает небесную радость.
Венец праведности.
Он ожидал венца славы, венца жизни, нетленного венца, вечного венца, обладатель которого больше никогда не умрет, венца праведности, ожидающего тех, кто облекся во всеоружие Божие и броню праведности. Венец ожидает вас. Он готов с вечности. Он уже готов для вас, пока вы сражаетесь. Ваш венец отложен для вас.
Господь даст мне его.
Как прекрасен будет день, когда Христос возложит венец на чело грешника! Справедливый Бог и Спаситель! Ангелы будут восклицать от радости, увидев праведного Иисуса, возлагающего венец на грешников, за которых Он умер. Он закончит наше искупление. Он был увенчан шипами. Он был Ходатаем, увенчанным славой и величием. Но вот еще один шаг - и Он возлагает венец праведности. И небеса, и земля, и ад признают Его пути верными, истинными и праведными. О, как приятно быть увенчанным Иисусом!
Вместе с теми, кто возлюбил Его явление.
Только одно опечалит нас: "Неужели только мне дан венец? Нет, нет, "не только мне". Павел не был бы счастлив на небесах, не увидев рядом с собой других спасенных. В свой смертный час ему было радостно думать, что кроме него, десятки тысяч других будут иметь венец, для многих из которых он стал средством спасения.