Пуританский миссионер среди Индейцев

Евгений Егоров 3
Благодарю Андрея Семанова.
ДЭВИД БРАЙНЕРД, АПОСТОЛ ИНДЕЙЦЕВ

Вот я, пошли меня. Пошли меня на край земли, пошли меня к дикарям, к диким язычникам в пустыне, пошли меня прочь от всего, что называется на земле комфортом, пошли меня даже на саму смерть, если это нужно Тебе и для установления Твоего Царства
The Diary of David Brainerd

Дэвид Брайнерд был хрупким и болезненным юношей, легко впадавшим в отчаяние. Мечтой его недолгой, 29-летней жизни было донести Евангелие индейцам колониальной Америки.
Его первые, смертельно рискованные попытки наладить контакт с одним из племен в штате Массачусетс в 1742 г. оказались безуспешными. За каждым его движением следили воины-индейцы, готовые убить его. Но когда они уже приготовились было стрелять в миссионера из луков, вдруг они увидели гремучую змею, которая, проскользнув мимо них к Дэвиду, подняла голову, высунула жало и приготовилась ужалить жертву. Внезапно змея развернулась и уползла. Воины приписали спасение Брейнарда 'Великому небесному духу'.
Но этот случай не привел к успешной проповеди Евангелия. Тяжелый и неимоверно опасный миссионерский труд казался бессмысленным. Во время одного из зимних путешествий измученный юноша упал в реку, вымок и едва не замерз насмерть. К Рождеству 1744 года Брейнард был в тяжелой депрессии. 3 января он провел весь день в посте и молитве о даровании духовной силы. Вдруг в сознании всплыли слова: 'Кто веруют в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой' (Иоан.7.38).
После этого случая Дэвид стал постоянно проповедовать из этой главы Евангелия от Иоанна. Наступивший год оказался самым плодотворным в его служении. Его переводчик-индеец по имени Таттами, казалось, неизлечимый алкоголик, обратился к вере. Это почти сразу преобразило не только жизнь его самого, но и качество перевода проповедей Брэйнарда. Сотни индейцев обрели веру и получили крещение.
'Иссушенные солнцем люди, едва до того пробужденные, были теперь глубоко ранены сознанием своего греха и своего ничтожества. - писал о тех днях Джонатан Эдвардс. - Одному человеку, как упоминал Брайнерд, было особо дано прочувствовать остроту Божия обоюдоострого меча. Его вид выдавал занозившую сердце боль. Вся нечистота прошлой жизни вновь живо предстала перед ним, и он заново увидел все свои злые дела, как будто совершил их только вчера /:/ Несколько стариков тоже переживали муки из-за состояния своей души. Не в силах сдержаться, они громко стонали и плакали. Эти горькие стоны были лучшим свидетельством реальности и глубины их внутренних страданий'.
Но сам Брэйнард с каждым месяцем становился все слабее и в 1747 году умер в доме Джонатана Эдвардса, опубликовавшего его дневник и жизнеописание. Благодаря этому труду имя Дэвида прогремело на всю страну, обратив к миссионерскому подвигу сердца таких великих проповедников, как Генри Мартин, родоначальник современной миссии в Индии и вообще в Третьем мире баптист Уильям Кэри, кальвинистский просветитель Бирмы Адонирам Джадсон.
Дневник Брэйнарда стал одной из популярнейших англоязычных книг своей эпохи.
И вновь послушаем Эдвардса - кажется, лучше не скажем:
'Почему считается странным, что люди, полные Духа Христова, должны быть в той же мере подобны Христу в Его любви к заблудшим?.. Христос питал к ним такую любовь и заботу, что был готов вместо них испить всю чашу ярости Божией без остатка. В то же время Он, как их Первосвященник, с сильным воплем и слезами принес Свою кровь как жертву за их души. В жестокой агонии душа Христова находилась в родовых муках за души избранных. Раз дух Христов был духом любви и заботы о душах людей, то таков же и дух Церкви; и поэтому Церковь, в своем желании и стремлении к тому, чтобы Христос был явлен миру и ожил в душах человеческих, изображена в 12 главе Откровения как 'жена, имеющая во чреве и кричащая от мук рождения'. Дух людей, переживавших муки за спасение других, насколько я могу судить, нисколько не отличается от духа Апостола, который мучился в духовных родах за людские души и желал быть сам отлученным от Христа за Израиль. Не отличается он и от духа псалмопевца: 'Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой' (Пс.118.53). 'Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего' (Пс.118.136). И также от духа пророка Иеремии: 'Утроба моя! утроба моя! скорблю во глубине сердца моего, волнуется во мне сердце мое, не могу молчать; ибо ты слышишь, душа моя, звук трубы, тревогу брани' (Иер.4.19). Мы читаем о Мордахее, что когда он увидел грозящую его народу погибель (Есф.4.1), то он 'разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким'. И чего же тогда ждать от некоторых, что они соизволят побеспокоиться, когда они даже не могут заставить себя плакать при виде несчастья тех, кто направляется в вечную погибель?!' (Works, v.4. New Haven,1967. P.94)