Фашисты

Черешня Спелая
Почта России. У почты обеденный перерыв, так что стойте все на улице, под леденящим владивостокским ветром  и ждите пока мы, бюджетники, по обедаем.
Народу собралось много, все терпеливо стоят, жмутся, перескакивают с одной ноги на другую, варежкой греют нос.
Стоят рядом со мной две бабульки, весьма преклонного возраста, и разговаривают:
 - Фашисты! - сказала первая. Лет ей за 80, но выглядит бодро, хоть и с палочкой. На голове ее шаль, такая же серая, как и ее лицо.
 - Сидят за столом! - буркнула вторая, но тихо, будто озираясь...Времена ведь разные бывали.
 - У них коЛедор большой, впустили б людей, чего зря морозить...Да что там взять. Что там взять у них можно...Эх! (Пауза) Я пока спустилась..Тамарка, там такой лед!Чуть все себе не переломала, чуть не рассыпалась я. Там тоже фашисты сидят..
 - за столом!... - тихо добавила вторая.
 - За столом, ага. Мы деньги платим, с копейками остаемся,а они, дорогу почистить не могут! Фашисты! Мы в 42-ем, когда в лагере были, нас у мамы было пять ребятишек и мама еще шестым ходила,а мы в лагере были..Война ж была! - и она посмотрела на всех стоящих рядом, видя что все к ней прислушиваются, улыбнулась и продолжила. - Мы ж ребятенки маленькие были, мне лет 8 было, встанем в очередь с чеплашкой,а немец нам похлебку наливает. и вот был там один... однажды посмотрел на нас, оглянулся по сторонам, и еще нам добавил. Мы вернулись и матери рассказываем,что нам фашист больше наложил  еды,а мать сказала: вы его фашистом не зовите, раз он вам дал, значит дома у него дети есть..Вы его немцем, по-простому зовите...
Ветер выл. Время пролетело незаметно. Бабушка помолчала немного,а потом добавила.
 - Дети, так дети..но...У него же дети дома,а мы..мы где были? В лагере, у них...
После этих слов заскрипел затвор, двери почты распахнулись, замерзшие люди стали проходить в помещение. Бабульки быстренько добрались до окошка, и та, что поведала эту историю, говорит:
 - Доченька, мне тут квитанция пришла..Посмотри. это что оплатить надо?
 - Это не к нам, это в сбербанк.
 - как не к вам? меня там к вам направили...
 - бабуля, не задерживайте очередь - В Сбербанк!
Бабушка медленно отвернулась от окошка, опустила голову и раздался всхлип. По старым, морщинистым щекам, текли слезы. Слезы обиды. Она быстро утерла их рукавом, выпрямилась, ее рука сильнее сжала трость, повернулась к очереди, посмотрела на сотрудницу почты и сказала:
 - ФАШИСТЫ!