Шотландских королей потомки. Барклай

Олег Турчин
«Верность и терпение» М.Б. Барклая-де-Толли
Будете в Петербурге, не сможете пройти мимо Казанского собора. Его колоннада венчается двумя великими памятниками: М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, будете в Эрмитаже, не сумеете миновать картинную галерею Дж. Доу. Здесь портреты героев войны 1812 года – три из них выделены: М.И. Кутузова; М.Б. Барклая-де-Толли и П.И. Багратиона. Они все время вместе и на страницах учебника истории. Барклай самый неброский их них, нет он, конечно, не забыт, но чего-то не хватает…
Попробуем вспомнить. Начнем с портрета Доу. Спокойный взгляд генерал-фельдмаршала, портрет сделан во весь рост на фоне мирного пейзажа: блестящие сапоги, белизна лосин, изящный эфес шпаги украшен алмазами и лаврами (за сражение у Бриенна), золотой пояс фельдмаршальского мундира, фигурные обшлага с золотым шитьем, муаровая лента через плечо, эполеты. Ордена: Андрея Первозванного, командорский орден Марии-Терезии (Австрия), Владимир 4-й степени, 4 (!) степени ордена св. Георгия, орден Александра Невского. Созвездие!
И при этом девиз всей его жизни «Верность и терпение!»…
В XVII в. В Шотландии револющия. Сторонник свергнутых Стюартов старинный дворянский род Барклаев эмигрирует в Лифляндию. Его дед бургомистр Риги, отец поручик русской службы. Оба брата военные. Барклай начинает со штурма Очакова. За его хладнокровие, выдержку и разумную храбрость Григорий Потемкин жалует чин секунд-майора. За штурм награда! Во главе Изюмского легкоконного полка штурмует и берет Бендеры, крепость Аккерман. Премьер-майор Санкт-Петербургского гренадерского полка в короткой войне со Швецией, а уже при Павле I полковник егерского полка, а через год генерал-майор. Все виды и рода войск ему известны досконально. Тяжела служба с Аракчеевым, но «Верность и терпение!» Русско-шведская война 1808-1809 гг. Славный переход через лед Ботнического залива в Швецию (А. Багратион с юга шел прямо на Стокгольм!) И вот Барклай-де-Толли военный министр. Он предвидит войну с Наполеоном. Готовит армию, блестяще ставит военную разведку – все планы Наполеона на столе у военного министра. Он понимает, что армия не выдержит удара у границы и еще в 1807 г. пишет «Если бы мне пришлось действовать против Наполеона, я бы вел отступательную борьбу, увлек бы грозную французскую силу в сердце России, даже на Москву, истощил бы ее, и наконец, воспользовавшись суровым климатом, заставил бы Наполеона не берегах Волги найти вторую Полтаву»…
В первый самый страшный период войны он выдержал все: горечь отступления, недовольство царя, обвинения Багратиона и самое страшное – недоверие солдат.
Он сдал Кутузову армию в порядке полном. Его заслуга в том, что он не положил солдат там, где это было выгодно Наполеону. В день Бородина он презирал смерть, говорят, он ее искал… Одетый в шитый золотом генеральский мундир, при всех орденах и звездах, в шляпе с громадным черным плюмажем руководил действиями 1-й армии с таким искусством, энергией, жаром, ища в то же время с светлым, спокойным лицом смерти, что вернул себе доверие армии и примирил с собою главного своего противника Багратиона.
…Пушкин посвящает Барклаю-де-Толли известное стихотворение «Полководец».