Это не плагиат, но благодарность В. Пескову

Олег Турчин
«…Износившие жизнь наизнанку…»
 (по мотивам повести В. Пескова «Таежный тупик»).
                ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
         «Невероятная находка».
Участвуют:
Автор
Летчики                и ОНИ
Геологи
Краевед


АВТОР
 – В феврале 1982г. мне позвонил красноярский краевед Николай Устинович Журавлев . Он спросил не заинтересует ли меня одна исключительная человеческая история . Через час я был в гостинице и внимательно слушал сибирского гостя . История действительно была необычайна : в горной Хакассии , в глухом малодоступном районе Западного Саяна , обнаружены люди. Люди были оторваны от мира более 40 лет .Небольшая семья . В ней выросли дети , с рождения не видевшие никого кроме родителей , и имеющие представление о человеческом мире только по их рассказам .
СПРАВКА ПО ГЕОГРАФИИ-
Окиньте на карте взглядом середину Сибири- пространство , лежащее у реки Енисей . Этот край , именуемый Красноярским , имеет много природных зон . На юге , где в Енисей вливается Абакан , вызревают арбузы , дыни , томаты . На севере , где Енисей превращается в море , олени добывают под снегом скудную пищу , а люди живут тем , что может дать разведение оленей . Край этот освоен уже изрядно , но не мудрено , что в этом необьятном пространстве , есть места , где еще не ступала нога человека …
Место нашего интереса – юг Сибири , Хакассия , пересечение Алтая и Саян . Горные хребты делают эти места исключительно недоступными . И только могучие сибирские реки здесь служат путем . Абакан в этих местах так норовист , что лишь старожилы-охотники на лодках , длинных как щуки , поднимаются вверх по реке , близко к истоку .
КРАЕВЕД
– Но мы поплыли . 6 человек , 200 килограмм груза . На корме сидел Васька Денисов , бурильщик , ловкий . бывалый парень . Не раз и не два виделось нам небо с овчинку : в тесном таежном каньоне Абакан несется , дробясь на протоки , создавая завалы из смытых деревьев , вскипая на каменных шиверах . Наша лодка для этой реки была деревянной игрушкой , которую можно швырнуть о скалы , опрокинуть на быстрине , затянуть под завал из бревен . Вода не текла – летела . В такие минуты мы все молчали , вспоминая родных и близких . 350 километров – и не единого человеческого жилья ! И когда мы увидели первый дым над трубой , то все заорали «Абаза !!!» . Первый поселок на Абакане показался нам центром вселенной . Но это был только первый  отрезок пути – пути к НИМ…
ЛЕТЧИК
– Обнаружили «робинзонов» летом 1978 года . В верховьях Абакана предполагались железорудные залежи . Мы вели воздушную разведку , подбирали место для высадки геологов . В один из заходов на склоне горы увидели что-то походившее на огород . Решили – показалось . Ведь район известен как нежилой – до ближайшего населенного пункта не менее 350  километров . Еще заход …и все таки огород! Поперек склона темнели линейки борозд . И еще вырубка . Давнишняя . Среди гор что то похожее на жилье . Вон и тропка к ручью . Людей видно не было .
Любая жилая точка в этих местах обязательно помечается . А тут даже огород ! Сообщили геологам об увиденном…
ГЕОЛОГ
-   Нас высадили с вертолета на галечной косе . Выбрав погожий день мы положили в рюкзак гостинцы для возможных друзей . Но на всякий случай был проверен и пистолет . Поднимаясь , мы вышли на тропу . Тропой  пользовались много лет и чьи-то ноги ступали по ней совсем недавно . В одном месте стоял у тропы прислоненный к дереву посошок . Потом увидели два лабаза . В них обнаружили берестяные короба с нарезанными ломтики сухой картошки . Недалеко лежал покоробленный туесок , следы костра были неподалеку . А вот и жилище возле ручья . Почерневшая от времени хижина со всех сторон была обставлена всяким таежным хламом , корьем , жердинами . Если бы не окошко размером с карман рюкзака , не поверили бы , что тут могут быть люди .
Но они явно были тут …Наш приход был замечен . Скрипнула дверь и появилась фигура древнего старика . Босой , на теле латаная – перелатаная рубаха из мешковины . Из под нее портки и тоже в заплатах . Нечесаная борода , всколоченные волосы на голове . И взгляд – испуганный и очень внимательный .
-«Здравствуйте дедушка ! Мы к вам в гости…»
- «Ну проходите…коли пришли» старик ответил после паузы .
Он открыл дверь и мы оказались в затхлых ,  липких потемках . Из этой тьмы раздались всхлипывания и причитания двух женщин . Одна из них билась в истерике : « Это нам за грехи , за грехи…». Другая , держась за столб , медленно оседала на пол , смертельным страхом наполнены были ее глаза .
Мы поняли – надо скорее выйти наружу . Старик вышел за нами следом . Смущенно сказал , что это две его дочери . Мы достали кое-что из еды , разложили костер . Через полчаса к костру приблизились три фигуры . На лицах читался испуг и открытое любопытство . От угощения отказались – «Нам это неможно !».
Дочери , как и старик , были одеты в конопляную мешковину : дырки прорезанные для головы , поясная конопляная веревочка . Манера говорить очень своеобразна : глуховатый речитатив с произношением в нос – это напоминало воркование , замедленное и приглушенное . Они с недоумением смотрели как мы ели хлеб . Старик понял их недоумение и сказал фразу , повергнувшую нас в шок : «Я то едал . А они нет . Даже не видели…»!
               
                ЧАСТЬ ВТОРАЯ .
   «Робинзоны и робинзонада»
Участвуют:
- Автор                Лыковы.
- геологи               
- местные жители
Вокруг тайга на многие сотни километров . Глухая и непроходимая .
ГЕОЛОГИ
– К вечеру знакомство с «робинзонами» значительно продвинулось . Геологи уже знали : старика зовут Карп Осипович , а дочерей Наталья и Агафья . Фамилия - Лыковы .
Младшая , Агафья , вдруг с гордостью сказала , что умеет читать . Спросив отца , она шмыгнула в жилище вернулась с тяжелой закопченной книгой . Раскрыв ее , она на распев прочла молитву . Потом , желая показать что Наталья тоже читает , положила ей книгу на колени . Чувствовалось , умение читать высоко ценится в этой семье и является предметом самой большой гордости .
«А ты умеешь читать ?»- спросила руководителя партии геологов Агафья .
Молитвой часто прерывался разговор у костра . Лыковы это делали истово . Вопросов было много с обеих сторон . Но пришло время главного вопроса .
ГЕОЛОГ
– «А как вы попали в эту глухомань ?»
Карп Осипович , не теряя осторожности ответил : «По доброй воле ушли мы с женой . Так требовала наша правильная вера .»
Итак они были СТАРОВЕРЫ .
               
               СПРАВКА ПО ИСТОРИИ .
«Старинная вера» , староверы . Эта трагическая история берет свое начало в конце 17-го века . Патриарх Никон решил привести в соответствие с древними правилами православный религиозный обряд . Казалось мелочь – как креститься и что читать в  Библии . Но невероятной яростной ненавистью к новому ответили русские люди (не все , но уж очень многие ). Знаменем РАСКОЛА стал протопоп Аввакум , который пошел на страшные страдания ( и семью свою повел ) : 10 лет в яме просидел ; пешком прошел страшный путь от Амура до Москвы , был зван к царю на примирение , отверг примирение и принял смерть лютую – был сожжен .
Его последователи бежали от « новой веры» на окраины , часто в глухие леса , в тайгу . Их искали , а когда находили раскольники предпочитали сжечь себя и детей  , чем изменить своей вере…

ГЕОЛОГ
 – В следующий приход мы не застали в избушке хозяина . На наши расспросы сестры отвечали уклончиво: «Скоро придут.»
«Придут ? Значит Карп будет не  один ? Или это обращение к отцу такое ?»
Карп Осипович появился  на тропе . Не один . В сопровождении двух мужчин , одетых в такую же мешковину , бородатых . Об их возрасте было трудно судить .
Низкий первым обернулся к другому с возгласом : «Дмитрий ! Девка …девка стоит!» (среди геологов была женщина )
Старик спутников урезонил . И представил как своих сыновей:
-« Это старший Савин . А это Дмитрий , родился тут . Люди ему НЕВЕДОМЫ…».
Сыновья жили отдельно в хижине с погребом , в километрах шести , вблизи реки. Обе таежные хижины соединяла тропа . Карпу Осиповичу было 83 года , Савину – 56 , Наталье – 46 , Дмитрию 40 ; младшей , Агафье 39- й .
Геологи стали часто посещать Лыковых . Дружелюбие было искренним и обоюдным . Но очень на многие вопросы и предложения слышали
: «Нам это неможно !».
И поэтому были предельно удивлены , когда в лагере геологов оказался весь род Лыковых . Завязался общий разговор – но ели врозь . Ели они картофельный хлеб – по виду черней земли , запивали водой из туесков  . погрызли орехов – и за молитву !
В отведенной палатке долго пробовали , мяли руками раскладушки . Дмитрий не раздеваясь лег на постель , а Савин сел рядом и так , сидя , спал
– «Едак Богу угодней…»
ГЕОЛОГ
– наступил сентябрь , лежал уже снег . Пришла нам пора улетать . Мы пригласили Лыковых с собой – вернуться к людям .

« Нам неможно !»
- твердо ответил Старик . Согласен ли был с ним Дмитрий ? Мне показалось , что он тоскливо опустил глаза после слов отца .
Они оставались на зиму в тайге…которую по счету зиму .
Вертолет , улетая , сделал два круга над горой . Возле вороха выкопанной картошки , подняв голову кверху , стояли пятеро босоногих людей . Они не махали руками , не шевелились . Только один из них – я узнал Дмитрия – упал на колени , Молился . Знать бы о чем …?

                ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
«Эпизоды жизни людей…без людей»
АВТОР –
Мало сказать , что этот рассказ заинтересовал меня ! Я уже знал , что Лыковым стали необходимы люди . Они охотно принимали подарки : Старик носил , и с удовольствием , сразу четыре войлочные шляпы одетые одна на одну , дочери носят темного цвета платки , сыновья сменили  домотканые портки на сшитые из палаточной ткани .
Но со времени первой встречи прошло четыре года . Мне необходимо было видеть Лыковых . Узнать как они выжили , живут и , главное , - когда вернутся к людям .
Для удобства разбил свой рассказ на эпизоды .
              ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ .
«Встреча и первые           впечатления» -
АВТОР-
Два часа летели мы над тайгой . От места посадки до Лыковых пятнадцать километров . С нами проводник Ерофей Седов . Ерофей ведет нас кругом болота , горестно повествуя , что Лыковых осталось двое – Карп Осипович и Агафья . Обсуждая причины смерти остальных , выходим к цели путешествия . Избушка , по окна вросшая в землю , картофельные борозды , хозяйственный хлам . Но давит тишина – не слышно ни собачьего лая , ни квохтанья кур столь обычных для человеческого жилья . Людей не видно .
«Карп Осипович ! Жив ли ?»
- окликает Ерофей .
В избушке шевеление , скрип двери. Появляется заспанный старик , весь всколоченный «Господи , Ерофей!». Проводник представляет меня . Старик настороженно смотрит в мою сторону «Милости просим». Он невысок , слегка сгорблен , подвижен , речь внятная . Взгляд внимательный , цепкий . Разговор пошел обычный : о погоде , видах на урожай . Выбежала Агафья , не скрывая детской радости от того , что видит людей . По виду о возрасте этой женщины судить невозможно : черты человека лет тридцати , но цвет кожи какой то неестественно белый , нездоровый . Одета во что то мешковатое , говорит растягивая слова , нараспев . Перед нашим приходом два дня тушили таежный и теперь напоминали трубочистов .
Наступило время подарков . Подарки принимались расторопно и восторженно :куртка , рабочая форма , инструменты , свертки свечей . Каждый дар был принят с благодарностью , обернут берестой и сунут под крышу . Агафье подарили швейные принадлежности .
«Наперстник!»
 - радостно показала она отцу металлический колпачок.
Удивительно , но были отвергнуты мыло и спички –
«Нам это неможно !».
 Также была отвергнута еда , которую мы привезли из Москвы . Лишь банку сгущенки взял старик и поставил на завалинку – «Кошкам .»
Пошел дождь и мы укрылись в хижине . Старик расщедрился на «праздничный» свет – зажег свечу . Завязался разговор ; неспешно поведал Карп Осипович историю своей жизни . С удивлением понял я , что история РАСКОЛА ему мало знакома – тем страшней было это повествование УХОДА от людей .
РАССКАЗ СТАРИКА-
Я родился в тюменской земле , в Лыковской заимке в семье «бегунов»(крайний толк РАСКОЛА и название говорит само за себя – авт.) Помню как в году 1923, кажется , добралась до заимки какая то таежная банда…Вся греховность мира была явлена …, а оставшиеся в живых староверы частью вернулись к людям , а моя семья «побежала» в глухомань таежную…Я уже был женат к тому времени , Шли долго , места меняли , умерли старики…В году 1936 (о счете времени позже , здесь дается пересчет на современный календарь- авт.) Я взял жену Акулину Карповну , детишек Савину было 11 годов , а Наталье год , похватали все железки , скарб кое-какой , сели в лодку и поплыли по Абакану вверх . Долго шли : лодку тащили вверх по быстрой реке . Здесь и стали. Тихо тут…
Так они оторвались от мира людей .
АВТОР
-Стемнело и в открытую дверь была вида луна . «Как дыня»- сказал Ерофей .Это слово заинтересовало Агафью . Ерофей пытался обьяснить что такое «дыня» . Агафья слушала и явно ничего не могла понять…Я нарисовал на листке дыню , верблюда …
«Господи!»
- вздохнула Агафья .
… Оторвались от мира Лыковы капитально…

ЭПИЗОД ВТОРОЙ – САМЫЙ КОРОТКИЙ
                «ХЛЕБ»
Вот рецепт – сушеную картошку растолочь в ступе , измельчить две-три пригорошни ржи и семян конопли . Смешать все это и добавить воды до состояния негустой глины . Печь эту смесь на сковороде . Получится толстый черный блин . Это лыковский хлеб . «Это не то что есть – смотреть на это страшно !»
- сказал Ерофей . Однако же ели .
Настоящего хлеба ни разу даже не ущипнули .   
«Нам это неможно !»    

                ЭПИЗОД ТРЕТИЙ .
         «ИСТОЧНИКИ ВЫЖИВАНИЯ».
Можно по разному относиться к этой истории , но этот эпизод полезен может быть для тех , кто окажется наедине с природой .
АВТОР
- Одним из кормильцев семьи был огород . Это был пологий участок горы , раскорчеванный от деревьев . Для страховки от неурожая раскорчевали еще два участка . Можно только представить каких трудов это стоило при очень примитивных орудиях труда . Выращивали картошку , лук , репу , горох . Семена , как величайшую драгоценность , вывезли еще родители Карпа Осиповича . Картошка была у Лыковых основой питания . В случае заморозков или неурожая необходим был двухмесячный запас . И они научились ее сушить . Берестяные короба с сушеной картошкой заполняли большую часть свободного пространства . Картошку ели обязательно с кожурой – это был результат тщательной экономии , да и чутье подсказывало , что так полезнее . Другие овощи были подспорьем , а зерна собирали так мало , что только по «святым праздникам» позволяли себе ржаную кашу . Росла , когда то , в огороде и морковь , но были утрачены семена – мыши виноваты . Бледность Лыковых от полного отсутствия каротина (им богата морковь) . Геологи снабдили «робинзонов» семенами моркови .
ЕРОФЕЙ
- Вторым источником жизни у них была тайга . В апреле брали березовый сок , собирая его в берестяные туеса . Но выпаривать сок не могли – туес на огонь не поставишь . Туес приноровились ставить в естественный холодильник – ручей…там и хранили . После сока собирали дикий лук и крапиву(ее использовали как лекарство). Позже грибы (их ели печеными) , черника , брусника , смородина .
Агафья( вклинивается в разговор)
-«Истомились , сидючи на картошке , вкушали божьи дары обильно . На зиму сушили»
Карп Осипович
- Но главное – это кедровая страда . В конце августа шли орешить . Шишки , что пониже сбивали шестами , но надо было и остальные отрясать . Приноровились все на деревья взбираться . Шишки ссыпали в долбленые кадки , шелушили на деревянных терках , провеивали . Потребляем мы их в натуральном виде , толчеными добавляем в хлеб , делаем из орехов молоко – вишь даже кошки его пьют…
АВТОР
- Животную пищу , хоть и немного , поставляла тайга . Домашнего скота у них не было . Рядом жили два старых ворона – по их крику узнавали о приближении ненастья , а по круговым полетам , что в «ловчей» яме есть добыча . Изредка появлялась рысь , соболя , но их ничего не заинтересовало в «усадьбе» . А вот с медведями были проблемы . Один «делил» с Лыковыми территорию и дары тайги и даже играл с Дмитрием . Но спокойное соседство было прервано появлением зверя более крупного и агрессивного . Возле тропы медведи схватились – «вельми ревели» , а через 5 дней Дмитрий нашел старого друга наполовину сьеденным . Тихая жизнь Лыковых кончилась : «агрессор» разорил два лабаза и так напугал Агафью , что она слегла на полгода . Медведя приговорили к смерти .Но ведь оружия никакого ! Вырыли яму на тропе к малиннику , медведь попал в нее , выбрался ; соорудили ловушку-сруб с приманкой – снова неудача . Дмитрий обратился к геологам за помощью, получил у них ружье и установил его на медвежьей тропе (хорошо он знал медвежьи тропы !) Медведь был повержен . На мой вопрос попробовали медвежатинки , ответ был дословно таким:
«Нет тех , кто лапу имеет мы не едим . Бог велит есть только тех , кто имеет копыта»
Копыта в тайге на Абакане имеют лось , кабарга , марал . На них охотились одним способом : рыли ямы . Добыча была нечастой . Мясо резали на тонкие ленты и веяли на ветру . Ловили рыбу : хариус , ленок . Рыбу ели сырой , печеной , сушили впрок . Но следует знать : все годы у Лыковых НЕ БЫЛО СОЛИ !
 В 1961 году случился голод : июньский снег погубил посевы . Весной следующего года Лыковы ели солому , кожаную обувку , кору и березовые почки…в тот год умерла мать .
Плохо было с лечением . Главной болезнью была «надсада» . Лечились «правкой»  живота : один человек лежит , другой мнет ему живот . Это лечение дало «результат» : Савин и Наталья умерли от болезни кишок . Простуда была не частой – хоть Лыковы и зимой часто ходили босиком . Но Дмитрий ,  самый крепкий из Лыковых , умер именно от простуды .
Удивительно ! Район , где живут Лыковы заражен энцефалитом , но они не знали этой ужасной болезни . Я спросил старика о самой большой трудности .
«Быть без соли истинное мучение ! В первую встречу от всего отказались , но соль взяли.И с того дня несолоно хлебати уже не могли .»
Ответ настроил меня на малый оптимизм .

                ЭПИЗОД ЧЕТВЕРТЫЙ .
                «ДОМ и БЫТ».         
Стало темнеть , накрапывал дождь . Пора идти в дом . Стоит описать как дом выглядит и как в нем живут . Если это можно назвать жизнью в нашем понимании .
АВТОР          
-За низким косяком двери полная тьма . Агафья укрепила в крестце лучину , зажгла… «Проявилось» внутреннее устройство жилья . Стены черные от многолетней копоти , низкий потолок угольно-черный . Горизонтально под потолком шесты для сушки одежды . Вровень с ними полки , уставленные коробами с сушеной картошкой и кедровыми орехами . Ниже широкие лавки, на которых и сидели и спали . Слева от входа «русская печь» из дикого камня , труба из каменных плиток , скрепленных глиной и берестой . Труба «уходила» через стену
«Волков тут зимой морозить !» - оценил эту конструкцию Ерофей , не раз тут бывавший зимой . Посредине стоял стол , сработанный топором .
 Пола в хижине не метла ни веник никогда не касались . Пол под ногами пружинил : это был многолетний слой картофельной шелухи , конопляной костры ,густо перемешанный с костями от рыбы . Потрясало то , что несмотря на весь этот санитарный ужас, не было насекомых – паразитов и кровососов ! Общая площадь этой конуры пять на пять шагов и многие годы ютились здесь шестеро человек обоего пола …Бедствовали…Они не мылись .
«Нам это неможно !»
Впрочем Агафья сказала , что иногда они мылись с сестрой в долбленной кадке , нагревая воду на солнце . Одежду стирали еще реже , чем мылись сами . Агафья попросила принести кружки для кедрового молока . Напиток был приготовлен на холодной воде , по цвету напоминал чай с молоком и был вкусен . НО ! Перетерев орехи в каменной ступке , в берестяной посуде она смешала их с водой и процедила смесь через грязную тряпицу , о которую вытирала руки . Мы не хотели обижать хозяйку , но пили напиток с трудом .
Не снимая валенок , Карп Осипович завалился на лавку – «периной» служила охапка болотной травы . Агафья легла между печкой и столом . Заснуть гостям было невозможно : кроме людей , не знающих бани , в доме жили две кошки с многочисленным потомством . Спертость воздуха была настолько велика , что если проскочит искра все ЭТО грохнет чудовищным взрывом … Я не выдержал и вышел на улицу . Подышать .
А  утром мы уговорили Лыковых взять лимоны . Старик подставил подол рубахи ( не дай Бог прикоснуться!) и велел Агафье отнести лимоны в ручей-«Пусть там до вечера полежат…» Вечером они выжали лимоны в кружку и долго еще нюхали корки .

                ЭПИЗОД ПЯТЫЙ .
«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ и ПРОЧЕГО ВСЕГО»
-«Я знаю – это серя-янки»- пропела Агафья , разглядывая коробок спичек с велосипедом на этикетке .
«А это что знаешь ?» - велосипеда она не знала . Не видела ни разу и КОЛЕСА ! …
Карп Осипович ,указывая пальцем на коробок , глубокомысленно заметил – «Греховный огонь ; наша штука лучше .»
АВТОР
-Их штука – это кресало , кремень , трут. Гриб-трутовик варят с утра до полночи в воде с золою . Потом сушат . И если грибов вполне достаточно , то кремень надо искать . Камней горы , а кремень что золото . Но все же нашли – вот они лежат на виду у порога и от него откалывают по мере необходимости .
Огонь это еще и свет . До встречи с людьми , Лыковы пользовались лучиной . Лучшая лучина берестяная ; ее еще надо укрепить под нужным углом чтобы не  гасла и чтобы не вспыхнула сразу вся .
       МАЛЕНЬКАЯ СЦЕНКА В ПОСЕЛКЕ ГЕОЛОГОВ .
«В поселке Лыковы увидели электрическую лампочку с выключателем . Все они , по очереди , пытались установить связь между нажатием черной кнопки и ярким светом . Не вышло . Итог , как водится, подвел Карп Осипович :
-«Что измыслили ! Аки солнце , глазам глядеть больно . А перстом прикоснешься – жжет пузырек .»
ЕРОФЕЙ был свидетелем изготовления одежды и обуви
-Ткань добывалась с великим трудом и усердием . Собранная конопля сушилась и вымачивалась в ручье ; потом мыли и трепали ее . Из кудели на прялке (веретено с маховичком) свивали грубую нить . Вот посмотрите сколько места в доме занимает ткацкий станок ! Зимняя одежда отличалась тем , что между холстинами клали сухую болотную траву .
«Мороз то крепок – деревья рвет!»- добавила Агафья . (Как же предохраняла подобная одежда от таких морозов?! – авт.)
Какой великой ценностью была игла . БЕРЕГЛИ ! В углу стоит берестяной ларец с подушечкой для иголок – закон постоянный и многолетний : окончил шитье – иглу на место . Однажды(!) уроненную иглу искали неделю , провеивая на ветру мусор пола .
На рыболовные лески шла крепко скрученная конопляная нить , натертая пихтовой смолой . Крючком служили кости рыбьих хребтов .
Береза Лыковых и обувала . Из бересты шили что то вроде калош . Лишь когда Дмитрий научился ловить зверей , а Савин выделывать кожи Лыковы сносно обулись .
Посуды у Лыковых много , но вся она из бересты или долбленого дерева – на огонь не поставишь . Воду грели , опуская в нее раскаленные камни .
Самой большой ценностью были железные вещи . За 40 (!) лет ничего железного не выбросили : прохудилось ведро – Дмитрий мастерит из него решето для орехов , железную дужку приделал к березовому туесу . Бурав (необходимейшую вещь в хозяйстве !) изготовил без кузни . Все лопаты деревянные и только нижние кромки обиты железом .
Дмитрий говорил , что самое большое потрясение  испытал в поселке геологов , когда увидел так много брошенного железа .
Стоял пораженный , оглушенный видом неслыханного богатства : проволока , лопата без черенка , согнутый лом , помятое корыто , а возле мастерской гора всякого лома – ЖЕЛЕЗО ! Но не взял ничего
(«Нам это неможно !)
Хоть мне потом говорил , улыбаясь-«Греховное искушение было …».
Нельзя сказать , что у Лыковых нечему учиться !   
-    
             ЭПИЗОД ШЕСТОЙ

           «ЖИТЬЕ – БЫТЬЕ…»
АВТОР
- в этом эпизоде я хотел бы использовать свои дневниковые записи , хоть они и несколько отрывочны
1.В 60-е годы Савина и Дмитрия отделили . О причинах этого Лыковы не говорят . Избушку им поставили у реки . Сообщение между двумя избушками было ежедневным и вносило разнообразие в жизнь . Но на зиму опять вместе собирались .
2. «Тятенька руки сложивши посидеть не давал .» - вспоминает Агафья . Но были здесь и праздники . В эти дни делали лишь то , что необходимо : печь истопить , воды принести , снег у двери почистить . Ранее мать , а потом Наталья, в такие дни к монотонной картофельной пище добавляли что-нибудь из лабазных запасов : шматочек мяса , ржаную кашу . Вместе пели песни , а день праздничный завершали чтением молитв . Развлечением были воспоминания разных событий , столь редких в этой чахлой жизни . Особый интерес вызывали рассказы о снах .
3. Мир Лыковых был очень мал – он ограничивался одним дневным переходом – вот и все их пространство . Лишь Дмитрий однажды , догоняя марала, шел двое суток .
«Ушел вельми далеко . Марал утомился , упал . А Дмитрий ничего .» - с одновременным страхом и восхищением говорит Агафья .
4. Великим событием было тут появление людей . Сравнить это можно с эффектом появления инопланетян в центре Москвы . Агафья сказала
 – «Я помню тот день . То было 2 июня 7486 года (15 июня 1978г.).
5. События , которые волновали мир , Лыковым неизвестны . Когда им рассказали о ВОЙНЕ , Карп Осипович , который помнил Первую Мировую воскликнул
-«Это что ж такое ! Второй раз и все немцы…»
6. Однако Лыковы заметили запуск первых спутников . И опять Агафья
- «Звезды по небу стали скоро ходить».
Когда геологи рассказали , что внутри «звезд» находятся люди , Лыковы только рассмеялись
- «Неправда !»
Между тем самолеты они видели , но по их словам , в старых КНИГАХ было этому обьяснение
- «Будут летать железные птицы».
7. С измерением времени здесь было все очень просто и очень удивительно .
«А чего измерять – лето , осень , зима , весна – год» - замечает Карп Осипович .
«Месяц по месяцу видно ; день же просто : утро , полдник , вечер . Упадет тень от кедры на лабаз – то полдник». Жрецом времени был Савин , он это делал безупречно – ведь очень важно при таком способе ведения хозяйства правильно считать ВРЕМЯ . И никаких зарубок !
Но однажды Савин сбился – это был день большой паники . Агафья помогла и СЧЕТ был восстановлен .
И вот когда геологи спросили (при обнаружении таежных Робинзонов ) о том какое сегодня число удивлению не было предела . Да, Лыковы вели счет от Сотворения Мира (разница  нашим календарем от Рождества Христова – 5508 лет) , но после пересчета выяснилось – за 40 лет без людей Лыковы не сбились в хронике жизни НИ НА ОДИН ДЕНЬ !
8.При посещении лагеря геологов была интересна реакция отшельников . Савин долго стучал по фанере
-«Доска не доска – вельми легка и прочна !»
Карп Осипович долго стоял на кухне , возле повара . Потом отвел в сторону начальника экспедиции
- «Повара прогони . Нерадив ! Картошку чистит и много харчей собакам бросает !».
9. Вопрос Агафьи
– «А какие в миру хоромины ставят ?»
Я рисую многоэтажный дом . Она смотрит и ахает
- « Господи , да что ж это за жизнь – аки пчелы в сотах ! А где же огороды ? Как же кормятся при такой жизни…».
АВТОР
-Вот и все и все мои записи . Достаточно и эпизодов , чтобы , если не понять , то увидеть ЭТУ жизнь . Осталась последняя часть этой истории . Особая .
            ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ .
АВТОР
- Этого конечно не было . Но пусть теперь говорят ЛЫКОВЫ . Что же они могли сказать нам ?
Карп ОСИПОВИЧ
-«В миру достиг бы я немалых высот . На селе был бы председателем , да и в городе тож не последним был бы . Я главенствовал в лыковской общине , увел я свою семью в самую глушь…Строгий я начальник своей семьи . Все подчиняются мне , слушаются . Картошку никогда не копал – на то есть жена и дети . Но бодр я в свои 84 года и на кедры лазаю не хуже младших . Вот только глуховат стал , но что нужно слышу ! А что не нужно и слышать не хочу .
Знаю в миру не спокойно . Был в поселке . Греховности много . Что это ? Из ящика идет бабий греховный глас ! Не по христиански ! Машина летает на богомерзких палках (это о вертолете – авт.) , измыслили мнущееся стекло (а это о пакете полиэтиленовом – авт.) Господи ! Что же измыслили !
Прожита жизнь . Но как хочется спросить у Ерофея –«Как там ? В миру…»»
АКУЛИНА КАРПОВНА
-«Она всегда будет молчать , простая русская женщина , несшая свой тяжкий крест . Вот он восьмиконечный староверческий крест на ее могиле . Умерла она в 1961 году . Подняла тяжелое , а голод доконал ее слабое тело . «Как будете без меня ?» были последние слова , обращенные к детям . Приняла она муки великие : секла лес , ловила рыбу , бечевой тянула лодку , помогала класть сруб , «орешила» , сажала и копала картошку . Ее заботой была одежда и еда . И было четверо детей , которых надо было всему учить . Агафья пишет каракулями на желтой стороне бересты , макая заостренную палочку в сок жимолости . «Мамина память» - говорит она , любуясь своими каракулями .
Не часто мы упоминали о Акулине Карповне…ЖАЛЬ .
Карп Осипович о САВИНЕ
- «Савин был крепок на веру . Но жестокий был человек . Два дела знал крепко : чтение Библии и выделку кожи . Выделку кожи освоил сам , пытливо пробуя многие средства . Хорошо сапожничал .
Но произведя революцию в деле обувания семьи , возгордился ! Мелкими заботами пренебрегал- «Брюхо болит…» . В делах ВЕРЫ стал нетерпим – «Не так молитесь ! Поклоны кладите земные !» . Библию знал наизусть .
Но когда умер Дмитрий, сильно Савин переживал , обострилась болезнь живота . Но выпал снег , а картошка не убрана . «Лежи»- говорю ему . Но вельми упрямый был человек . С нами копал . Слег . Наталья села подле него . Лучина , тряпье , грязь многолетняя … Как умер брат Наталья сказала – «Я тоже умру от горя .»».
Агафья о НАТАЛЬЕ
-«Я , Наталья и тятенька клали Савина в замерзший снег , до весны . Наталья слегла без надежды подняться . Была она моей крестной матерью . Когда умерла мама , Наталья пыталась ее заменить , слушали ее плохо и все пошло прахом . Умерла на моих руках . «Жалко мне тебя . Одна остаешься .»»
АГАФЬЯ
- «Я не блаженная . Необычность моя от оторванности от людей . Стихия моя огород и тайга . С Дмитрием рыла ямы для ловли маралов , свежевала зверя , сушила мясо . Топором владею – стол в избе моя работа . Ведомы мне и зверей повадки и травы многие . Помогала Савину вести счет времени . Сейчас забот много у меня : печь , огород , заготовка продуктов на зиму – тятенька стар стал . Люблю у геологов бывать . Уж там со всеми глаголишь-глаголишь…Любила я брата Митю . Агафья всхлипывает –«Митя…»»
ДМИТРИЙ
- «Я не хотел быть без людей . Молился истово , но мой Бог это тайга . Знаю ее: все звериные тропы мне ведомы , часто наблюдаю за зверьем . Всякая тварь жить хочет .
С Савином спорить я не любил ; бывало махну рукой – «Ладно тебе…» и к делу любимому . Охотно мне было делом заниматься : ступку лучше сделал , веретено исправил , лески плел . У геологов люблю бывать . Ну и машина там есть ! Бревна превращает в доски и какие доски ! Я бывало неделю бревно чищу , а здесь за минуты так хорошо делает .
Но ведь всему есть предел и Бог подвел меня к нему . Ставил осенью ловушку на рыбу , холод был . Придя домой гореть начал весь , в груди боль ужасная , голову ломило страшно…далее ТЬМА .»
АВТОР
- Когда уезжали от Лыковых попросил Ерофея открыть хижину где жил и умер Дмитрий . Холодная , черная конура , те же короба , сапоги из кожи марала и картинка на стене . На ней самолет .
«Где же он тут лежал ?»
«А вот где стоим . На полу»
«Не лечили почему ?»
«А все лыковское
- «Нам это НЕМОЖНО!»».
Страшно представить как здесь, в щели между затхлыми коробами, умирал человек . ОДИН . Ведь Лыковы копали картошку…
ЕРОФЕЙ вспомнил
– «Дмитрий говорил , что выдолбит лодку и будем чаще видеться – ведь не всегда Абакан вброд перейдешь…»
.               
                ЭПИЛОГ.
Взлетает вертолет . Две фигурки стоят у горы , опираясь на посошки и смотрят нам вслед .
                ЛЮДИ ЖЕ . ЛЮДИ…ЖАЛКО.
История Лыковых на этом не закончилась .
Читайте она ,увы , трагична .