Когда служба в радость

Виктор Некрасов
   Первый год службы.(1968 год)    

История, о которой я хочу рассказать, произошла в конце шестидесятых годов  прошедшего века. В то уже далёкое время я служил в армии. Моя воинская часть  располагалась на окраине города Красногорска, что сразу за московской кольцевой дорогой. Местом же  непосредственной службы был отдел главного механика при штабе дивизии. Так называемый ОГМ   располагался невдалеке от трёх вокзалов. До армии я окончил техникум и даже немного поработал в качестве механика. Для тех времён этот образовательный уровень солдата был  достаточно высок, и меня назначили по специальности на должность офицера, но в звании рядового,  а  впоследствии сержанта. В наряд представителей «белых воротничков» практически не назначали. Они, в том числе и я, входили в хозяйственный взвод.  Старшина роты Борис Бургуненко звал  нас хозсбродом  и в каком-то смысле был прав. В этот взвод входили кладовщики, бухгалтеры, фельдшер, водители легковых автомобилей,  механики и другие. Это была так называемая верхняя прослойка  из  солдат срочной службы.

    Хочу обратить внимание нынешних  допризывников на то, что  в наше время  вопрос « служить или не служить» вообще не ставился. Все мы,  разумеется,  понимали, что служба  не мёд,  в армии трудно, а порой и  опасно. Мы шли служить с большим желанием. Не служить в армии было позором.  «Негодные»,- так называли тех,  кто не мог служить в армии. Все стремились обязательно пройти воинскую службу. А где и как, тут уж как кому повезёт! Я же благодарен судьбе за то, что служил в Москве и имел возможность многое видеть. Это и многочисленные  музеи,и театры, и другие достопримечательности Москвы и области. Разве  мог не москвич во время тряпочно  - продуктовых «набегов» на столицу позволить себе эту роскошь? Конечно,  нет!   Несколько выходных я провёл в Третьяковской галерее. Впечатления неизгладимые.  Дважды посещал Троице-Сергиев монастырь в Загорске. Всё  увиденное там также потрясло меня.  Бывали  и казусные ситуации, порой анекдотичные, а  в целом отслужил без ЧП.

  Однажды мне пришлось  оказать помощь своему другу детства. С ним мы и сейчас дружим. В этом году исполняется ровно пятьдесят лет нашей дружбе. В наш шестой  класс он был зачислен в 1961 году. Маленький, с мелкими русыми кудряшками, скромный и воспитанный мальчик сразу заинтересовал меня, и вскоре мы стали друзьями. Как оказалось, на всю жизнь. В этом же году на экраны  вышел французский фильм  «Три  мушкетёра».  Фильм произвёл на нас, подростков, сильное впечатление, и из моих товарищей сразу? после просмотра его, сформировалось  своё мушкетёрское сообщество. Д`Артаньяном стал я, а мудрым аристократом  Атосом - мой новый друг Святослав. Арамисом и Портосом  стали два других товарища. Портос  (Красовский Юрий) семь лет назад умер. Арамис  как-то отдалился от нас. Он и у Дюма  ушёл в монастырь. Атос  (Гудков Святослав) – полковник  МВД.   До сего дня служит в  УВД Воронежской области. Видимо, ценный работник, коль   на шестьдесят третьем году он востребован на службе. Такое редко бывает. Но ведь недаром он   Атос!   Д` Артаньян же, ваш покорный слуга, пишет эти строки. Однако вернёмся  в Москву, в шестидесятые годы. 

          В  столицу мой друг Святослав приехал в октябре шестьдесят восьмого года. Мне дали двухдневный отпуск, и я посвятил его своему товарищу. Нам предстояло совершить две покупки.  Достать  две вещи, если сказать точнее. Это сейчас можно всё купить. Тогда же многие товары были дефицитными, и просто приобрести их  было крайне трудно. Их «доставали» по знакомству, блату, за мзду и так далее. В нашем случае оставался последний вариант – за мзду.  Достать же  надо было мотоцикл «Ява» с коляской и чёрную икру. Сейчас  это можно купить в любом, самом небольшом городке, а тогда…! Я  вместе со Святославом  объехал несколько магазинов, но нигде не было мотоцикла этой модели. Надо сказать, по тем временам  это был очень элегантный, скоростной мотоцикл. Вид советских мотоциклов и их техническая характеристика, к сожалению, оставляли желать лучшего. Таксист, который возил нас по магазинам, видимо, пожалел нас и дал  добрый совет. Суть его заключалась в том, чтобы отследить маршрут перевозки мотоциклов от вокзала к магазину. Мы так и сделали. Остановились около Киевского вокзала, куда прибывали эшелоны из Чехословакии, и последовали за машиной, которая везла мотоциклы непосредственно в магазин. Перед этим мы дали  небольшую сумму экспедитору, и он по приезде в магазин помог нам оформить покупку. Грешны мы! Уже тогда, оказывается, была коррупция, и мы были её участниками. Мотоцикл мы перевезли на Павелецкий вокзал и оформили багаж к месту назначения.

         Вторую покупку  оказалось осуществить ещё сложнее. Объехали мы с десяток магазинов и нигде не могли купить икру. Ответ был везде однозначен. Черную или красную икру я ни разу не ел до этого и удивлялся: «Зачем она так понадобилась другу?». Когда он мне рассказал, зачем ему нужна чёрная икра, я  по - человечески пожалел его. Дело в том, что  у его мамы  обнаружили лейкемию, и врачи  или  народные целители посоветовали ей есть чёрную икру. Она, якобы, помогает  в лечении этой коварной болезни. Дельный совет нам дал один из продавцов, и мы отправились в ресторан «Арбат», что на проспекте Калинина. Только в ресторане, как он нам сказал, можно достать икру. А надо было хотя бы килограмм икры. Мы заказали скромный обед и  пятьдесят бутербродов с чёрной икрой. Это варёное яйцо, надрезанное пополам, и внутри - двадцать граммов  икры. После такого заказа глаза официанта округлились до размера яйца.  Надо  сказать, что мир не без добрых людей. Когда мы ему объяснили причину столь неординарного заказа, он принёс нам полную литровую банку злополучной икры и  взял за неё плату по себестоимости. Вечером я проводил своего друга домой, а  сам возвратился в часть. Через несколько месяцев его мама, Екатерина Алексеевна Гудкова, умерла. Она была прекрасным человеком. Пусть ей земля будет пухом!  Я же продолжил свою службу и через год демобилизовался. К слову сказать, годы службы в армии оставили у меня приятные впечатления: я смог  не только достойно отдать долг своей Родине, но и приобщиться к прекрасному, открыть для себя мир культурных ценностей столицы.