Побег из Сети

Татьяна Гоутро
Побег из Сети

Я совершила побег из Книги Лиц. Я перестала быть частью пятисотмиллионной толпы планеты Земля.

Заводя свою страничку на веб сайте, я не особо задумывалась, нужна ли мне она, зачем, просто ответила на приглашение подружки, обычный путь, как у всех. Со временем, я задумалась о феномене социальных сетей, почему они вдруг появились (ведь, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно) и какую функцию выполняют. 
На новизну мысли я не претендую, скорее анализирую, куда мы идем, избрав способом общения показушность Книги Лиц, Моего пространства, Таких, как я, Одноклассников, Моих предков и т.д.
 
Что такое Книга Лиц? Или любая другая сеть? Это пристанище наших мыслей и образов о самих себе. Самое первое, что привлекает в Книгу – это как раз то, что ты имеешь возможность представить себя публике таким, каким ТЫ ХОЧЕШЬ, чтобы люди тебя видели. Выбираешь фотку – если свою, то помоложе, покрасивее, если другой какой-то образ, то чем сумасшедшее, тем лучше, главное быть оригинальным, ну или хотя бы с потугой на оную, - размещаешь все остальные данные о себе – кто-то реальные, кто-то выдуманные, в соответствии со своими понятиями, потом идет информация о любимой музыке, о хобби, фотки, множество фоток, на каждой из которых запечатлено только то, и ровно столько, сколько ты хочешь, чтобы люди ВИДЕЛИ о тебе, о твоей семье или о твоих поездках, занятиях. Это – витрина нашей частной жизни, где мы являемся дизайнерами.

Но есть и другие дизайнеры, дизайнеры сети. И если мы размещаемся на вебсайтах из банального любопытства, из расширения сферы общения, то дизайнеры сети очень четко знают, зачем и кому эта сеть нужна. Нас опутывают, привязывают, вылавливают, разыскивают, мониторят, вовлекают, нам предлагают, продают, продвигают. Мы – в сети.

Поначалу сеть очень увлекает, растет желание поделиться своими новостями, получить обратную связь, расширить круг контактов, почувствовать себя в струе - вот я, я комментирую, я общаюсь, я здесь и я везде, с вами, на всех континентах. Лихорадка сообщений, водопады информации. Возникает чувство общности и вседоступности. И так день за днем, незаметно, появляется почти наркотическая потребность в постоянно обновляющейся информации, возникает иллюзия коммуникации. Именно иллюзия. Социальные сети появились на волне ускорения темпа жизни и способствуют ее еще большему ускорению.

Ведь как мы общались до эры интернета? Я вспоминаю, когда мои родители работали заграницей, мы переписывались, ибо звонки стоили неимоверно дорого. Письмо от меня к ним доходило за 3 недели, и столько же я ждала ответа. Мои родители привезли мои письма с собой из командировки. Я перечитываю их иногда – это пространные рассказы о моей студенческой жизни, походах в театры, вечеринки с друзьями, новости жизни нашей дружной площадки – соседей из четырех квартир, живущих на одном этаже. Наивно, живо, и главное – многословное, многостраничное, всеохватывающее повествование. Как сочинение в школе, именно так…

Как бы такое общение с родителями выглядело бы теперь? Да очень просто – все в сети. И на бегу. В движении, в динамике, с ай-пода, ай-пэда, с чего там еще можно?
У обоих родителей профили в той же сети, что и у детей (а как по другому их увидишь?)
Вопрос от мамы (в сети же, ибо и и-мейлами уже нет времени пользоваться, да и не модно): Как дела? У тебя все в порядке?
Ответ от сына (дочки) : Смайлик! – в соответствии с настроением.
Что ты вчера делал (а), я тебе звонила, ты на ответил(а)?
В ответ приходит фотка.
Все ясно, все показано, фотка снята на мобил и размещена на той же Книге Лиц, все увидели, и мама тоже, за компанию. Мы все одна большая человеческая общность, толпа, переплетенная в сеть…

Ни писем, ни сочинений, ни траты времени на написание, построение мысли, изложение событий в логической последовательности, заморочек с грамматикой, лексикой, пунктуацией (кому вообще теперь эта ерунда нужна, да простят меня современные учителя словестности!)

Кстати, я была безмерно удивлена, узнав, кто был родителем идеи смайликов. Кто бы вы думали? Эстет русской словесности, виртуоз литературы, мастер изысканности слога – Владимир Набоков. В апреле 1969 года (тогда уже был интернет что ли???) на вопрос журналиста Нью-Йорк Таймз Алдена Уитмана: «Какое место вы бы себе определили среди ныне здравствующих и недавно ушедших писателей современности?» Набоков ответил: «Я часто думаю, что должен быть специальный типографический знак для выражения улыбки – эдакие вогнутые скобки, расположенные кончиками вверх или вниз, при помощи которых я хотел бы ответить на ваш вопрос». Что конкретно метр имел ввиду в качестве ответа на вопрос, неясно, но мысль о смайлике уже родилась…

Общение на Книге лиц требует быстроты. Маневренности. Везде успеть, все видеть, со всеми поделиться, прокомментировать, вставить свои, как говорится, пять копеек. Необязательно по сути, необязательно правильно оформить свою мысль, можно значками, смайликами, многочисленными аббревиациями по типу Эллочки людоедки, типа ЛОЛ (смеюсь громко, типа нуууу очень прикольно…) или вот еще РФЛОЛ ( смеюсь громко, катаясь по полу!!!). Самое удивительное, что этот словарь уже взяли на вооружение продвинутые педагоги. У моего сына в тетради я видела эти сокращенные заметки на полях сочинения! Учитель тоже имеет право смеяться, как еще выразить свои эмоции - только ЛОЛом! Возможно, за этой новой лексикой будущее? Возможно, на такой лексике и грамматике супер скоростного общения родятся современные «Война и Мир», «Дама с собачкой» или «Братья Карамазовы». Или время таких произведений безнадежно кануло в лету,  и, появись они сейчас, то на них не нашлось бы читателя?

Сеть засасывает, она привлекает отсутствием строгих правил, никаких требований к грамматике, это даже как-то грубо звучит рядом с сетью, неприлично. Ничего фундаментального, глубокого, постоянного от тебя не ждут. Это полная мимолетность бытия, эрзац отношений и суррогатные «друзья».Сегодня написал, завтра забыл, и никто не вспомнит – проехали. Ты все время находишь новых и новых людей, друзей твоих друзей, новые лица на каждой новой странице, они твои доноры свежих эмоций,  идей, новостей, обмена. Периодически ты чистишь ряды своих «друзей», удаляя пару десятков тех, кто не в активе или кто нуден - они этого даже не замечают. У них у самих в списках друзей десятки, если не сотни, одним меньше – кто ж это заметит?!  Записываем в друзья пачками, с каким-то спортивным интересом, а потом также оптом всех и удаляем, клик мышью – и нет их! Была иллюзия общения и общности, а вылилось в пустоту и полный разрыв всяческих связей – НЕИНТЕРЕСНО!

Самое печальное, что пребывая в сетях, люди сводят к минимуму общение по обычной электронной почте, где есть еще какое-то подобие на обмен полноценными письмами, которые ты отправляешь одному конкретному корреспонденту, а не толпе, не сети. В электронной почте есть определенный элемент интимности, закрытости частной жизни от тех, для кого ее не надо выворачивать наизнанку. Но с другой стороны, если молодые девочки считают абсолютно нормальным выставить на показ всей сети фото УЗИ своего еще не родившегося дитяти, то чего мы можем ожидать от этого ребенка, когда он достигнет возраста компьютерной зрелости, которая, увы, теперь наступает куда раньше зрелости половой. А как часто я наблюдаю картину, когда родители в метро, на прогулке в парке, на пляже, в ресторане, сидят за одним столом, гуляют, возвращаются с работы вместе со своими детьми – И НИКОГДА с ними не разговаривают. Дети прилеплены к играм, кнопочки-пальчики-страсти, виртуальные войны, победы-поражения, своя жизнь, родители – к ай-подам, пишут, строчат сообщения, кратенько, смайлики, чмоки-чмоки, ЛОЛки, кому-то мимолетному, которого, завтра, может, оптом удалят, но сегодня со своим ребенком из-за этого общения поговорить некогда...

Моя коллега, адвокат, милая современная девушка (читай с профилем во всех положенных сетях) серьезно страдает, что не может завести серьезных отношений с представителем противоположного пола. Хотя старается, вот и в сетях для этого зависает (да полно-те, сети и для этого используют?!). Как-то она мне рассказывала о  недавнем свидании с парнем. И всем он ей по душе пришелся, и джентльмен, и одет со вкусом, и при деньгах, и за словом в карман не лезет, и из себя недурен. Я ей говорю:
- Ну вот, видишь все сложилось, я так за тебя рада, наконец-то…
- Увы, нет! Пришла домой прогуглила его, профейсбучила (то бишь посмотрела его страничку на Книге Лиц), а там такие фотки!! А его один знакомый такое на его стене (типа доски объявлений на Книге Лиц) написал!!!

Вот поди ж ты – опять не состоялись отношения. Книга Лиц теперь еще и поставщик информации для тех, кто может ее искать. О тебе, о твоих друзьях, о твоих близких. И пусть у тебя нет никаких секретов, и жизнь твоя – открытая книга, но кто знает, как это смогут истолковать те, для кого разработка секретов – профессия. Я никогда не поверю, что разведывательные, полицейские, налоговые службы не пользуются Гуглом и Фейсбуком в своих целях. Моя же подружка додумалась использовать сети, чтобы выявить проблемные стороны своих кавалеров загодя, до наступления момента бесповоротности, то почему бы и службам не попользоваться информацией, которая уже даже и собрана и классифицирована, вот ты на фоне своего дома, а вот твоя машина, а вот куда ты можешь себе позволить ездить отдыхать, а вот и детки…

Социальная сеть - это хороший инструмент самопознания и самовоспитания. И здесь не обойтись без самоограничения. Поэтому я ушла из Книги лиц. Просто почувствовала, что живое общение с живым человеком и обмен энергией - это усилие и удовольствие, ценность которых медленно, но уверенно нивелируется общением в интернете. Так что изменения я начала с себя  и поняла, что настоящая жизнь - она в нас и вокруг нас.
  Знаю, что пятьсот миллионов человек думают иначе, но в этом и заключается многообразие нашей жизни. В сети нет одиночества – это то, что влечет людей. Там есть быстрая трансформация идей, течений, замыслов. То, что сейчас происходит в Египте, прекрасный показатель жизнедеятельности и жизнеспособности сети. Говорят Египет в первой десятке стран мира по количеству пользователей Книги Лиц. Идея недовольства своей жизнью, выраженная кем-то, была подхвачена и во мгновение переросла в понимание, что таких многие сотни тысяч, а потом и в то, что с этим надо что-то делать. Этот феномен слияния общества в одном порыве при посредстве социальных сетей еще не изучен, и к нему еще не приспособились органы государственной власти: Мубарак закрыл интернет, чем совершенно взбесил народ, и, таким образом, обрубил ветвь, на которой тридцать лет сидел. Социальные сети принадлежат людям, и их уже никто не сможет отнять, как небо, воздух и солнце. Только сами люди делают выбор – быть там или нет, как быть, с кем общаться. Это – демократия. Кстати, люди почувствовавшие свободу в сети становятся более свободными в жизни. Ими труднее понукать, указывать им на «их место в жизни».  Они его уже нашли – в общности людей со всего мира практически без границ. И там – им никто не указ.
Представьте себе, что в 60-е и 70-е годы была бы Книга Лиц. Что бы тогда было с событиями в Будапеште в 56-м или Праге в 68-м? Было бы такое вообще возможно? Ведь тогда, в советские времена, у нас был практически один источник информации – советское телевидение и радио. Ночью, украдкой, ББС или Голос Америки. Случись сети тогда – Советский Союз бы рухнул еще до выдвижения танков и войск из мест их постоянной дислокации. Никто ни в кого бы не стрелял – до этого бы просто не дошло.  Наша жизнь так непохожа на жизнь родителей. Никогда мир не был так мал, каким он стал сейчас. Никогда перемещение по миру, между странами и континентами не было таким легким и повседневно обыденным. И виртуальным. Парадоксально, но правда в том, что чем более демократичным и свободным становится мир, тем тяжелее в нем жить. Тебе такая мысль не приходила в голову?
Но это уже тема другого повествования…