Долой республики, даешь губернии?

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
Время собирать народы
(К концепции решения проблемы российских немцев)

Всё живое на Земле хочет сохранить себя и продолжить себя. Наиболее сложные живые существа под названием "народ" - тоже.
Законы Природы нежелательно нарушать - безнаказанно это не проходит. Неуважение к растительному миру, пусть он реагирует лишь непротивлением злу насилием, уже грозит катастрофами.
Неуважение к потребностям и правам человека порождает революции и преступность.
Неуважение к нуждам и правам народов порождает войны - холодные и горячие, текущие и отложенные, быстротечные и растянутые на века.
Создать условия для реализации способностей каждого человека - значит обеспечить развитие и процветание народа. Создать условия для развития и процветания народов - значит обеспечить благополучие человечества.
Деградация или исчезновение народа - это всегда утрата для человечества. И эта утрата может совершаться по-разному. В том числе и с помощью предоставления "свободы". Свободы без права на будущее...

                1. Народ, сформированный катаклизмами

Российские немцы - народ, сформированный катаклизмами. Более двух веков назад наши предки покинули различные германские земли, разоренные многолетней войной, и переселились в далекую не известную им Россию, образуя собой живой бруствер на самых беспокойных ее границах - юго-восточных и южных. Они превратили пустые земли в плодородные, закрепив их за Россией, которая очень скоро стала экспортером зерна.
Антинемецкая кампания периода первой мировой войны, "борьба с немецким засильем" вторично объединили тяжелой судьбой людей, проживавших разрозненными группами на Волге, на Украине, в Крыму, на Кавказе и уже в Сибири, куда они переселились сами в поисках свободной земли.
Окончательно российские немцы были буквально сбиты в народ в 1941 году депортацией, лагерями "трудармии", унесшей треть народа, режимом спецпоселения, а также эксплуатацией их как рабочей силы - на шахтах, заводах, в целинной эпопее.
Через пятьдесят лет после тягчайших обвинений народ получил опять свободу. Но это странная свобода. Свобода заключенного, выпущенного из тюрьмы, где он отсидел полжизни: он признан невиновным, но дом у него был отнят, имущество его было конфисковано, прописки у него нет, потому что нет жилья, и никому до него нет дела, ибо каждый озабочен своими проблемами.
У всех народов, в том числе и репрессированных когда-то вместе с российскими немцами, есть сегодня опять своя территория, свой национальный дом, своя экономика, своя социальная, культурная инфраструктура, свои органы власти; у российских немцев нет ничего.
Где жить? на что жить? куда пристроить детей? - эти вопросы целого народа остаются безответными. И разница между прежней властью и сегодняшней, "демократической", тут лишь в том, что прежняя не дозволяла эти вопросы задавать, сегодняшняя же не хочет их слышать - слух настроен на другое. Результат же один.
Так начался великий исход. Более миллиона российских немцев уехало в Германию, на "историческую родину" - для оживления экономики, для заполнения непопулярных рабочих мест, для сокращения потока иностранных рабочих, для исправления демографической ситуации в неуклонно стареющем обществе.
Двести тысяч выезжает ежегодно в ФРГ. Прибыль от них там - 8,4 млрд. немецких марок; потери здесь - более 25 триллионов рублей в год. Такова цена избирательного слуха.
Протесты и митинги, демонстрации и проигнорированные национальные съезды, бездействующие законы и указы, межправительственные комиссии и не соблюдающиеся международные соглашения, предвыборные обещания Президента и его похмельная дичь в Поволжье, невозможность в течение целого года пробиться к собственному министру по делам национальностей - всё было. Эту цепь разочарований можно продолжать до бесконечности. Но не стоит. Бесполезно.
Мы поняли: время просьб и ожиданий ушло. Время протестов, коротко прошумев, тоже. Настало время трезвого анализа, расчета, работы.
Займемся же этим. И посмотрим для начала, что представляют собой российские немцы сегодня, что им нужно, нужны ли они России, какие у них отношения с Германией, каково их положение в странах СНГ? После этого уже легче будет, наверное, говорить о том, как решать их проблему.
Итак,

                2. Кто такие российские немцы?

И в Германии, и в России, и среди самих российских немцев еще недавно шел горячий спор: кто же такие российские немцы? Постепенно он затухает. Мы сами определили, кто мы.
Понятие "российские немцы" нельзя воспринимать как неизменное - содержание его менялось в ходе истории народа. Российские немцы сегодня - это народ, предки которого прибыли в Россию в основном из германских земель, во-первых, как специалисты, ученые, деятели культуры и искусства (городские немцы); во-вторых, как ремесленники и землепашцы, начиная с екатерининских времен (колонисты на Волге, на Украине, в Крыму, на Кавказе, затем и в Сибири, Казахстане).
По последней (1989) переписи населения немцев в СССР насчитали чуть более двух миллионов. Однако тогда немцы старались еще не афишировать себя; считаем, что максимум половина их отважилась тогда записаться немцами. То есть "чистых" немцев было тогда не менее четырех миллионов человек.
Известно также, что российские немцы имеют наибольшее число смешанных браков - 70% , в основном с русскими. И т.к. мы речь ведем о российских немцах как народе, то от этого народа не можем, естественно, оторвать наших супругов другой национальности (минимум один миллион) и детей от смешанных браков (минимум два миллиона). То есть, как народ российские немцы насчитывают сегодня не менее 7 миллионов человек. Это не считая тех, у кого немцы есть среди более далеких предков (дедушка или бабушка, прадедушка, прабабушка) и которых еще больше, причем многие из них сегодня тоже  стремятся  восстановить свою немецкую национальность.
Таким образом, когда мы говорим о российских немцах сегодня, то речь идет уже не только о "чистых" немцах, но и о полунемцах, и о членах их семей других национальностей - о всех, кого проблема российских немцев касается непосредственно.
Мы во многом претерпели и качественные изменения как народ. Если до 1941 года мы говорили, как правило, только по-немецки, и почти не владели русским языком, то сегодня всё обстоит почти наоборот. Однако мы сохранили еще в определенной степени наш язык, мы поддерживали, как могли, нашу культуру, нашу литературу, наши национальные обычаи, традиции, нашу веру (католики, лютеране, меннониты). Но главное - мы сохранили во многом наш уклад, наше отношение к труду, наши национальные черты, нашу мораль - то, что заметно утрачено в послевоенные годы в самой Германии.
Нашей отличительной особенностью является неразрывность в нас двух компонент: немецкой и русской. Нам одинаково дорого то, что мы привезли с собой из Германии и сохранили до сих пор, и то, что приобрели в России, в первую очередь от русского народа. В нас живут два родных языка, в нас сплавились две культуры, в нас дополняют друг друга немецкие и русские национальные черты, что позволило и позволяет нам выстоять в весьма нелегких условиях.
Являясь очень молодым народом, мы полны энергии роста, инициативы, поиска, оптимизма - и трудолюбия. Вообще работа занимает у российского немца, можно сказать, главное место в жизни, причем не только как средство упрочения своего благополучия, но и как сфера реализации своих национальных черт. Отнимите у него работу - и он теряет почву под ногами. Это мы видим на примере выехавших в Германию.
Стремление заработать всё честным трудом почти исключает среди российских немцев авантюризм, серьезно снижает преступность и делает их действенным потенциалом стабильности. Ибо они понимают: в пору социальных потрясений честным трудом прожить трудно, поэтому не стремятся к этим потрясениям.
Что нам нужно?
Как и любой другой народ на Земле, мы хотим сохраниться - это наша главная цель. Сохраниться - значит возродить и сохранить немецкую компоненту при сохранении русской компоненты (последнее особенно актуально для тех, кто выехал в Германию). Утрата любой компоненты ведет к исчезновению российских немцев как народа. Без немецкой составляющей мы превратимся в русских и растворимся среди них; без русской превратимся только в немцев и растворимся среди них. И то, и другое - путь в небытие.
Таким образом, когда мы говорим о сохранении российских немцев как народа, то речь идет о необходимости сохранить немецкий язык, культуру, обычаи в России и других странах СНГ, и сохранить русский язык, культуру и обычаи выехавшим в Германию. Задача, по крайней мере для России, в общем-то несложная и, можно сказать, она может быть решена попутно, в ходе уравнивания прав российских немцев как одного из народов России с другими ее народами, в частности, с другими репрессированными народами. Ибо российским немцам в любом случае должна быть восстановлена их государственность, насильственно ликвидированная в 1941 году, и им должны быть созданы равные условия с другими народами России для национального будущего. Если это будет сделано, "национальный аспект" проблемы российских немцев будет решен автоматически. Сегодня его просто негде решать, т.к. у нас нет своей территории. Если же это не будет сделано, то еще много лет Россия будет терять ежегодно на выезде российских немцев по 25 триллионов рублей, и всё больше будет необработанных полей (в т.ч. в Казахстане, где, кстати,  уже резко  сократилось  производство  хлеба  и  другой сельскохозяйственной продукции именно в бывших целинных областях), всё меньше угля будут давать шахты, всё больше квалифицированных рабочих рук будет не хватать в промышленности.
Нет будущего без государственности
Обеспечить равные права всех народов России - а без этого не может быть единой страны - означает не просто их провозгласить, а создать всем равные возможности для будущего. То есть, у российских немцев тоже должна быть своя территория, ибо не может быть речи о сохранении языка, национальной культуры, о будущем народа, если он не имеет территории для совместного проживания. Эта территория нам нужна также, чтобы создать на ней необходимую собственную экономику - народ, да еще такой численности, не может строить свое будущее на скудных инъекциях из федерального бюджета. Территория нужна и чтобы создать инфраструктуру социальной и культурной сфер жизни народа. Наконец, территория нужна, чтобы у российских немцев, как и у других народов России - татар, башкир, чувашей и т.д., была своя государственность. Каждому народу нужен свой дом в общем нашем российском поселении.
Государственность нам нужна только в составе России - в других странах СНГ она нереальна и бесперспективна. Именно поэтому мы связываем свое будущее только с Россией.
Но государственность мы понимаем не как простое восстановление бывшей АССР немцев Поволжья, а, в рамках территориальной реабилитации, как восстановление условий, достаточных для сохранения народа.
В связи с тем, что сегодня российские немцы проживают рассредоточенно во многих регионах страны, целесообразно и территориальную реабилитацию осуществить с учетом этой реальности. То есть, наряду с восстановлением основной территориальной единицы - республики, создать по возможности и другие национально-территориальные образования -районы, округа, - как это подсказала уже сама жизнь (национальные районы в Алтайском крае и в Омской области). Так было до 1941 года, так разумно сделать и теперь.
Однако даже при таком решении проблемы российских немцев около половины их будет жить за пределами национально-территориальных образований - по разным причинам. Если не остановить дальнейшую ассимиляцию этих людей, они вынуждены будут или эмигрировать, или исчезнуть как часть народа. Чтобы этого не произошло, в дополнение к национально-территориальной государственности нужна будет еще национально-культурная автономия (что актуально и для ряда других народов России). Сочетание национально-территориальной государственности и национально-культурной автономии и будет, на наш взгляд, полным решением проблемы российских немцев.

                3.Общегражданское государство,
                или ударим по большевизму супербольшевизмом

Нередко слышим: а стоит ли восстанавливать государственность российских немцев? Не достаточно ли будет культурной автономии? Тем более, что за рубежом (о, этот вечный взгляд на Запад, это вечное недоверие к собственному опыту!), в самих США! - никаких автономий нет. Значит, надо и в России отменить все национальные образования, сделать только административные и объявить государство общегражданским...
Как всё-таки хочется иным теоретикам единообразия! Как хочется упростить, нивелировать всё, чтобы и говорили на одном языке, и одевались одинаково, и жили в одинаковых квартирах с одинаковой мебелью, и верили в одного Бога, и без всяких там национальных культур и особенностей! Ведь тогда и страной руководить будет так легко! Дурак сможет...
Шолоховский Нагульнов мечтал, что когда-нибудь все будут и одинакового цвета кожи: приятно-смуглявые. Но понимал, что это дело далекого будущего. Большевики старались скорее выравнять культурный уровень народов, чтобы, обеспечив развитие всех, идти постепенно, через взаимообогащение, к новой единой "общности".
Идеологи от сегодняшней демократии очень крутые борцы против большевизма. Но т.к. «вышли они все из народа», (но вернуться в него не хотят), то иных методов борьбы с большевизмом, кроме большевистских, не знают. При этом страдают еще большим нетерпением.
Даешь уже сегодня приятно-смуглявость, хотя бы национально-культурную! Долой уже сегодня национальные различия! Долой республики, даешь губернии!
И высшим аргументом, конечно, является опять же то, что в "США нет никаких автономий".
Но в США их никогда и не было. И как государство, США складывались совсем иначе, чем Россия. В США ехали выходцы из разных стран не для сохранения своей национальной культуры и языка, а за материальным благополучием. И там не было коренных народов, кроме индейцев, которых известными методами потеснили до почти уже полного исчезновения. В США и сегодня едут спасаться не от ассимиляции.
К России же все новые территории присоединялись, в т.ч. и добровольно, и при этом народы, жившие на этих территориях веками, оставались на них, практически сохраняя     свою национально-территориальную государственность. Советская власть только закрепила это законодательно, и - пусть сейчас и не модно допускать, что в те времена не всё было плохо, - даже содействовала сохранению и развитию самобытности народов, их национальных культур, их государственности.
Для такой многонациональной страны как Россия (СССР) иная политика была бы гибельной. Сегодня же, когда Россия и без того как государство почти разрушена, отмена национальных автономий и введение "общегражданского государства" стало бы для нее последним ударом.
Давайте же в определении наших интересов будем исходить из реалий и интересов собственной страны, а не из того, "как там у них". В многонациональной стране разом лишить народы, ее населяющие, надежды на национальное будущее означало бы вызвать взрыв, после которого идеологам его останется лишь одно спасение - в "общегражданском государстве" за океаном.
 Российским немцам (как и татарам, другим народам России), недостаточно будет одной культурной автономии. Ибо культурная автономия решает лишь временные и частичные задачи - поддержания того, что есть. У российских немцев задачи шире: во-первых, возродить, сохранить и развить то, что они в течение последних пятидесяти лет во многом утратили; во-вторых, иметь необходимые условия для сохранения их как народа. А решение этих задач невозможно без национально-территориальной государственности.
Кто против? За?

                4. Движущие силы

Вопрос о движущих силах, иначе - о том, кто заинтересован в решении нашей проблемы, может быть, основной в ней. Однако не самый трудный.
Даже поверхностное знакомство с проблемой показывает, что у нее объективно не может быть противников; наоборот, могут быть только сторонники, причем немало.
Российские немцы понимают: национального будущего у них в Германии нет, хотя бы потому, что там не может быть территориальной автономии; т.е. ассимиляция там будет идти еще быстрее, чем в России. Выезд для них сегодня - это часто поиск спасения от дискриминации в ряде стран СНГ, от экономических, социальных проблем в России или от призыва в армию из-за бойни в Чечне. Будут созданы условия для национального возрождения, нормализуется жизнь, - многие вернутся из ФРГ. В этом нет сомнения.
В решении нашей проблемы заинтересованы мощные силы. Это и сама Россия, и ее регионы - хотя бы из экономических соображений. Это политические партии и движения, выступающие за сохранение и возрождение России как великой страны - ведь возрождение должно начинаться с экономики, в которой российские немцы играют существенную роль.
Утвердились как ведущая сила в национальном движении и конструктивные силы самих российских немцев, ясно видящие цель, имеющие концепцию решения проблемы, наработавшие серьезный практический опыт.
Большую помощь в решении нашей проблемы оказывала России в последние 5-6 лет Германия. Эта помощь, сдерживаемая во многом пассивностью самой России, может быть продолжена, тем более если учесть, что Россия для Германии всегда будет стратегически главным партнером, а в сотрудничестве двух стран российские немцы исторически доказали свое большое значение.
Можно ли проигнорировать проблему российских немцев? Можно. Но очень невыгодно. Причем никому, кроме противников России. И нельзя. Потому что наша проблема - не единственная национальная проблема в России. Они должны решаться все - ведь речь идет о сохранении единого государства.
К тому же среди национальных вопросов России наш вопрос политически, экономически - самый крупный. И самый рентабельный. При этом наиболее бесконфликтный. Он может быть решен, причем - еще один плюс - при существенной поддержке другого государства. И на нем можно отработать алгоритм решения многих других национальных вопросов России. 
За чем же дело?

1996