Свингующее лето 2010

Иван Азаров
Моё лето концертов началось с концерта одной из самых странных групп современности Diablo Swing Orchestra, этаких авангардных Nightwish, или Apocaliptica, проникнувшейся духом постмодернизма. На концерт, проходивший в клубе "Точка" 22 мая, пришло немало человек для группы, выпустившей пока только 2 альбома. Я был тогда уже немного уставшим после субботнего волейбола, а нас ещё решили порадовать разогревом. Группа White out реально удивляла интересными находками, но как-то не хватало им немного солидности, чтобы удивлять контрастом серьёзного мастерства и легкомысленного весёлого поведения. В последнем их вокалист чересчур даже преуспел. Халявного мини-диска мне не досталось. С ними выступала девушка ещё с неплохим голосом. Она спела известнейшую арию из «Кармен» под синти-поповую фонограмму. Было забавно!
Сами виновники торжества не смогли начать сразу, т.к. виолончелист и самый харизматичный участник коллектива посеял деревянную детальку от инструмента, которая оттягивает струны от корпуса Smile.
Зато какой неимоверный отжиг начался после того, как потерянную деталь нашли.
Исполнены были почти все известные их композиции. Под конец мероприятия весь зал просто отплясывал под ритмы их композиций, которые весьма органично совмещали в себе звучную тяжесть и красочность металлической музыки и затягивающую ритмичность свинга . Этакому единению на фоне общей любви к этому коллективу не помешала даже удивительная разномастность публики, пришедшей порадоваться музыкальному действу: от готических девушек, которые всё, что можно, раскрасили себе в чёрное, до мажоров-молодчиков, кичащихся своей любовью к джазу. Играли офигительно слаженно для такой непростой музыки. Все участники коллектива были одеты в строгие чёрные костюмы с одним каким-нибудь ярким элементом вроде галстука, всё это создавало необычайно целостное и яркое впечатление от концерта.

Во многом концерт Diablo Swing Orchestra перекликался с концертом проекта Майка Паттона Mondo Cane 31 июля в клубе Arena Moscow. Концерт начался с приличного опоздания, но Патону позволен всё. Правда, как-то это несправедливо, самые верные поклонники, навроде меня приходят за полчаса до начала, а они начинают через час после объявленного начала, причём в это время абсолютно нечем заняться, так как не продавалось даже никаких сувениров Confused! Он, как и участники DSO, был весьма стильно одет, словно с иголочки: белый пиджак, костюм, золотая цепочка, волосы, зачёсанные назад.
Бесспорно, данное образование, чем-то даже близкое по стилю к DSO было лишь эпизодом в творчестве Патона, но эпизодом весьма любопытным, так как позволяло вдоль насладиться прекрасным чистым голосом Майка, чего с некоторых пор и некоторых проектов стало сильно не хватать Smile. Интересно, что с итальянскими текстами песен главный авангардист нашего времени справлялся без видимых затруднений, может, у него есть итальянские корни?
Что-то по ходу концерта мне подсказывало, что уделяй этому своему детищу Паттон побольше времени в том числе и вопросам имиджа и съёмке клипов, то есть имей бы его оркестр постоянный состав и какие-нибудь диковинные одежды и маски, это стало бы главным открытием музыкальной индустрии, но у Майка другие интересы.
В этот раз по сравнению с прошлым годом, когда Майк приезжал с Faith No More, пришло гораздо меньше народа, чем тогда в «Б1». Да и сам главный виновник вёл себя гораздо спокойнее, всё-таки чего-то классические музыканты могли бы и не понять. Но вначале был курьёзный эпизод, когда что-то не очень заметное напутал звукоинженер, и Паттон уже во время исполнения начал ему картинно угрожать жестокой расправой.
Очень порадовали меня красавицы бэк-вокалистки, которые добавляли объёма вокальной составляющей концерта и соблазнительно пританцовывали в левой части сцены Embarassed.
Не обошлось и без моих любимых песен из этого этапа творчества Патона: «20 km al giorno» и «Сhe Notte», которые сильно напоминали мне другие замечательные композиции этого музыканта «Star A.D.» и «Perfect twist».
В роли этакой проникновенной баллады выступила проникновенная, трогательная композиция «Ore d'amore», с оттенками некоторой тревоги и сожаления.
Да, очередное появление Патона в столице увенчалось несомненным успехом, несмотря на некоторые накладки и неприятности, которые всё равно скоро забудутся и улетучатся из памяти. Будем ждать следующим летом снова, в любой из доступных Ему ипостасей.

Одним из самых главных или, так скажем, центральных концертов собственно календарного лета 2010 года был для меня концерт легенды второй половины 80-ых, группы, которая стала эталонным представителем “стадионного” рока, и которая, однако, никогда не относилась по сути ни хэви-металлу, ни глэм-року, как их ближайший аналог Motley Crue, не сломались они и под напором волны гранжа в 90-ых и их непримиримых противников, а по сути группы очень на них похожей Nirvana. Специально для них даже придумали термин hair metal. Речь, конечно же, об очень популярной в России группе Guns’n’Roses. Концерт проходил при полном аншлаге в спорткомплексе Олимпийский 8-ого июня. Столь масштабный и неподдельный интерес публики был вызван отчасти и вышедшим наконец новом альбоме группы «Chinese Democracy». Правда, от изначального состава группы остался только Эксл Роуз, но он личность для многих магнетическая до сих пор.
Начало концерта было объявлено необычно рано – в 19:00. Мне ради этого пришлось даже уйти с работы пораньше. Однако на работе можно было смело задерживаться допоздна, концерт начался через 3 (!) часа после официального начала Shocked. Такого плохого отношения я не припомню к зрителям за всё время посещения концертов. Что-то похожее было лишь на фестивале в «Б1» с Blind Guardian и Therion, когда я вошёл в зал через 4 часа после объявленного начала, но тогда были проблемы во взаимоотношениях между хэдлайнерами и организацией самого действа, тут же мы нормально прошли и просто 3 часа сидели на своих местах. Я сидел в vip-партере слева от сцены, и считаю, что на конкретном концерте мне ещё повезло, а то бы пришлось стоять на своих двоих, как счастливым обладателям билетов в танцпол. Часов в восемь меня обсели менеджеры какой-то компании, которые начали постепенно набираться, а заодно пытались споить и меня. Среди них была и какая-то симпатичная тётка, правда, подозреваю, что она была старше меня хорошо, если лет на десять. А то и больше. Правда, нельзя не признать, что концерт в их дружном окружении прошёл гораздо приятнее, чем мог бы, учитывая зашкаливающий пафос стандартной аудитории этих мест. Запомните накрепко, мои друзья, нет ничего более разочаровывающего на свете, чем хороший рок-концерт, проведённый в сидячем положении. В этот раз мне удалось избежать такого ужасного разочарования, дневник войны со свиньями оканчивается оптимистичными строчками нашей победы. Почти на 100% уверен, что у нас был самый буйный партер, передо мной взбесившиеся манагеры даже забирались ногами на кресла. Вежливый охранники периодически приходили нас успокаивать.
Само собой центральный партер был не для нас, где даже лица рассейского шоу-биза прописались.
Сам концерт получился на славу, для меня он был из всех увиденных до сих пор концертов он является наиболее зрелищным. Только концерт Judas Priest 2005 года мог бы с ним сравниться по этому параметру, когда Хэлфорд выезжал на сцену на байке, а Типтон и Даунинг перемещались по различным этажам сцены и катались на лифтах, сооружённых на сцене, но тогда я по причине финансовых проблем сидел на галёрке и эффекта присутствия у меня не создалось, а вот сейчас мне вышибало барабанные перепонки от залпов салюта, периодически зажигались факелы по бокам сцены, иногда было удобнее даже следить за происходящим при помощи огромных экранов. Сценическое действо принимало какие-то даже слегка поп-очертания, хотя это вполне в духе американской традиции, где поп-музыка является прежде всего синонимом качества и именно поп-музыканты нанимают себе лучших сессионных музыкантов и инструменталистов для гастролей. Наверное, Эксл собирал этот состав как раз по такому принципу. Но я предпочитаю закрывать на это глаза. Хотя от обилия гитаристов как-то рябило в глазах. Понравился мне этакий чёткий пацанчик Франк Феррер, косящий под негра, сидевший за барабанной установкой. Никаких претензий по игре к нему быть не могло.
Сам Эксл немного потолстел, особенно лицом и из стройного юноши, каким мы помним его по затёртым видеокассетам, превратился в здорового почти рыжего мужика. Частые смены нарядов это вполне в духе главного героя вечера, но особенно хорошо на нём смотрелась маечка с вождём пролетариата, демонстрирующим неприличный буржуйский знак.
Не раз садился Эксл за фортепиано, чтобы размять пальцы и вспомнить былые времена. Концерт начался с титульной песни последнего альбома «Chinese Democracy». Она удивительно удачно встала в концентный сэт наряду с признанными хитами G’n’R. Есть в ней удивительно приятная щемящая и нежная тоска…
Затем вдарила моя любимая «Welcome to the Jungle» - и зал просто стоял на ушах уже.
Потом серьёзная и немного распутная, пижонская «It's So Easy».
Потом пошла ритмичная, пританцовывающая «Mr. Brownstone» с характерными гнусавым вокалом Эксла, на это у него ещё хватает сил.
Весь концерт просто пестрел узнаваемыми композициями и настоящими шедеврами. Группа умудряется держаться на плаву не только благодаря творческому наследию прошлых составов, но и невероятной харизме фронтмена.
Гитаристы в те моменты, когда Эксл уходил за кулисы, как могли, занимали публику и делали это очень здорово и продуманно, это же всё-таки шоу, развлечение и бессмысленным гитарным пилиловом сейчас уже никого не удивишь, они порадовали не только эрудицией, но и здоровым чувством юмора. В перерывах прозвучали заглавная тема фильмов про Джеймса Бонда, пинкфлойдовская «Another Brick in the Wall Part II» и узнаваемая мелодия Pink Panther.
В качестве некоторого подведения итогов скажу, что шоу получилось самого высокого уровня, концерт выдался на славу, но были и нечто другое, отчего на глаза наворачивались слёзы, что-то вроде путешествия в прошлого, как будто бы все, находящиеся в этот вечер в «Олимпийском» переместились, лет на 20 назад. Ну, а шоу и качество продукта в данном случае не помеха магии музыки.

Концертные агентства этим жарким летом 2010 года определённо решили сыграть на общенародной популярности Guns’n’Roses, и надо заметить, не прогадали. Чуть более чем через месяц в Москву пожаловал другой продолжатель славных традиций группы и один из главных наследников славы той группы – Слэш со своей группой. Образ этого гитариста является едва ли не самым узнаваемым во всём разнообразном мире рок-музыки: кудри, спадающие на глаза, закрытые чёрными очками, высокий цилиндр на голове и стандартная сигарета в зубах. Такого специально не придумаешь, то есть придумать и нечто ещё более карикатурное или вызывающее, но запоминается прежде всего твой образ как музыканта и шоумена, ассоциируясь именно с твоей музыкой! А музыку Сол Хадсон пишет очень отменную. Пока Velvet Revolver взяли вынужденный перерыв, Слэш написал едва ли не самый удачный свой альбом «Slash» со времён игры в G’n’R. Я бы даже назвал его одним из главных кандидатов на звание альбома года 2010. Альбом и вправду получился блестящим, но понять это у меня получилось далеко не сразу. Ведь обилие именитых приглашённых вокалистов этому отнюдь не поспособствовало, а скорее, наоборот – помешало. Для того, что понять всю прелесть альбома необходимо, подчёркиваю, именно необходимо посмотреть видеоприложение о создании альбома. Только тогда начинаешь понимать, какая работа была проделана и как грамотно были подобраны вокалисты. От количества звёздных имён просто начинало рябить в глазах: Оззи, Лемми из Motorhead, Ян Эстбери из Cult, Игги Поп, Элис Купер. Не подкачали даже такие “сомнительные” кандидаты как Ферджи из Black Eyed Peas и Адам Левин из Maroon 5. У Ферджи вообще оказался великолепный роковый вокал, этакий пронзительный хриплый голос в духе самого Эксла Роуза.
Но все эти восторги неправльно было бы распространять на сам концерт, состоявшийся 14-ого июля, который в целом очень даже удался: ведь это всё-таки не концертный тур рок-оперы Avantasia, на котором я был за два года до этого. Концертный вокалист у Слэша только один – Майлз Кеннеди. По не очень понятным для меня причинам многие любители G’n’R и рок-музыки в целом начинают в не самом позитивном ключе сравнивать Эксла с Майлзом Кеннеди, причём в пользу последнего, дескать, вот человек делом занимается и вот он-то настоящий мастер своего дела. Ну, не знаю, ничего такого сверхъестественного от него я на этом концерте не услышал. Хотя петь в разных манерах и работать в разных традициях – это определённо его конёк. Но та же Ферджи подражает манере Эксла даже лучше, чем Майлз Кеннеди. Ну, и всё-таки классическим хард-роком это назвать нельзя, так что лучше оставить все причитания о чистоте стиля и коммерческом интересе, так как изначально Ганзы были американской ветвью хард-н-хэви с типично грязноватым звуком и небрежным звучанием. А последние творения Слэша вроде того же Velvet Revolver’а – это странный микс из американского “длинноволосого” метала и современного коммерческого звучания, то есть это средняя музыка, вся привлекательность которой творится продюсерами. А вот «Chinese Democracy», несмотря ни на что всё-таки цеплял по-настоящему, всерьёз, как и последний сольник Слэша, кстати.
Концерт прошёл приятно и как-то ненапряжно в только что открывшемся конкуренте просторного, но дорогого «Б1» - клубе «Arena Moscow». Тогда ещё не были заметны все те многочисленные недостатки клуба, которые стали очевидны в осеннее время и люди начинали толпиться в ожидании одежды.
Помимо основных хитов Guns’n’Roses и песен с нового альбома меня очень порадовала тема из «Крёстного отца», сыгранная Слэшем в качестве сольной партии.
А до чего же приятно было потом позволить себе прокатиться часок на троллейбусе до дома по вечерней, уже остывающей Москве!

А завершилось для меня это свингующее лето 2010 года 13-ого отнюдь не летнего в календарном смысле сентября, когда в Москву пожаловал один из тех людей, кто своими руками творил историю хард-рока и создавал новый стиль – хэви-метал. В Москву приехал Оззи Осборн, давно уже выступающий не в Black Sabbath, а сольно. Однако посмотреть на него выступающего вживую хотелось именно из-за его наследия, созданного с Тони Айомми, Гизером Батлером и Биллом Уордом.
Обычно говорят о том, что хэви-метал создан руками трёх китов рок-музыки: Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin. И до сих пор я был лишь на концертах первого из перечисленных “китов” либо на концертах кого-то из неосновных вокалистов Black Sabbath. Впрочем, довелось мне также посетить концерт Heaven and Hell, то есть вариант с Дио в роли вокалиста. Но правоприемником этой группы мне всё же кажется именно старина Оззи.
Концертирующую с тобой группу можно называть как угодно: придумать для неё какое-то необычное новое название, воспользоваться старым проверенным вариантом или же назвать её именем себя любимого. Оззи уже не первый десяток лет пользуется проверенным последним вариантом. Но, по сути, его концерт ничем не отличался от концерта Эксла Роуза, выдававшего себя за подлинных и полностью идентичных Guns’n’Roses. Сопровождающая группа, набранная в очередной раз заново, абсолютно не запомнилась. Но концерт они отыграли на отлично и по поводу исполнения никаких претензий быть не может. Конечно, было бы неплохо посмотреть на Закка Уайлда. Но Оззи (или его жёнушка) всегда мечтали, чтобы на сцене все взгляды были прикованы именно к нему, как раз поэтому когда-то давно в группу к Осборну не взяли харизматичного барабанщика Кармэна Эпписа.
Как бы то ни было, я не собираюсь писать ничего плохого о решении Оззи, если оно и в самом деле было его решением, правда, как слушатели мы вправе оценивать итоговый результат, а он просто замечателен! Новый альбом Оззи «Scream», в поддержку которого и проходил этот тур, превзошёл все самые смелые ожидания поклонников. Свежо звучал не только голос самого Оззи, невооружённым взглядом (то есть слухом!) была видна сила некоторых композиций, и что-то новое, проявившееся в музыке Озборна. По странному стечению обстоятельств к обоим знаковым альбом – Слэша и Осборна был причастен продюсер со странным именем Кевин Чурко. На альбоме же Оззи он и вовсе выступил в роле этакого “серого кардинала”, обеспечившего итоговый успех 10-ого студийного альбома бывшего вокалиста Black Sabbath.
Сам концерт я, увы, наблюдал с трибун дворца спорта на Ходынке.
Странно, но все события, свидетелем которых я становился и которые я наблюдал именно в этом новом сооружении приобретали какой-то странный драматический характер, и вместе с тем в итоге они становились чем-то совсем не тем, чего я от них ожидал. Вспомнить хотя бы финал волейбольной Лиги Чемпионов 06-07 в Москве!
Этот концерт оставил тоже двоякое впечатление. С одной стороны, голос главного виновника событий 13-ого сентября находился в замечательной форме для его возраста и вообще чуть ли не в лучшей форме за последние несколько лет. То есть в творческой карьере Осборна, как в студийной, так и в концертной, наметился некий пассионарный подъём. С другой стороны, визуально он выхлядел несколько дряхлым и отяжелевшим, что никак не вязалось ни с внушительной длиной концерта, ни с его качественным и интересным исполнением песен.
На самом выступлении он вёл себя довольно буйно: постоянно обливался водой из ведра, а также орошал ближайших к сцене зрителей. Странно, но партер был заполнен далеко не полностью и совсем не плотно, куда же тогда ушли все билеты?
Из нового альбома был лишь одна песня – безусловно лучшая «Let Me Hear You Scream», правда, на концерте её было непросто исполнять из-за необходимости исполнения под фонограмму: всё-таки в студии было сделано много наложений, просто одним голосом такого не повторить!
Очень я ждал, и мои мечты услышать песню из классического наследия BS – «War Pigs» исполнились.
Но по настоящему весь стадион встал на уши после того, как зазвучала «Iron Man», которая благодаря хоровым распевкам зрителей длилась раза в два дольше положенного. Нынче у этой песни уже культовый статус: всё-таки наконец сняли соответствующий фильм, главной темой которого она и стала.
Прозвучало много ожидаемых песен из богатого наследия самого Озборна: «Mr. Crowley» c красивым клавишным вступлением нынче уже Адама Уэйкмана, пронзительная «Killer of Giants» и уже на бис любимейшая баллада большинства зрителей «Mama, I'm Coming Home».
Также на бис испольнили и «Paranoid».
Немного обидно было, что так и не прозвучала «No More Tears», всё-таки для многих именно эта песня ассоциируется с сольным творчеством Осборна. Ну да ладно, укорять за что-то Осборна просто язык не поднимется.
Да и концерт был из разряда таких событий, которые всегда становятся гораздо большим, чем просто прослушивание музыки вживую. Это свидание с легендой, это было событие во многом символическое, о котором потом можно будет рассказывать потомкам.