Московская пирамида

Борис Жевлаков
         Партия не заладилась с самого начала. Мне по жребию достался разбой. Пирамиду устанавливал мой партнер, Валентин Пландин. Мы с ним играли много  раз до этого. Его класс игры был значительно выше моего, но жеребьевка свела нас уже в первом круге.

         На выигрыш  я не надеялся. Удивительной силы и точности удары Валентина всегда вызывали восторженный шепот и одобрительные выкрики. Он владел всем арсеналом винтов, и находил для сыгрывания совершенно неожиданные шары.

         Чемпионат области проходил в лучшем челябинском бильярдном клубе, в развлекательном комплексе «Галактика». Наш стол (под номером шесть), как  в насмешку мне, находился в центре зала, и был виден изо всех углов.

         Болельщики состояли, в основном, из игроков старших возрастов, которые по финансовым (взнос участника составлял одну тысячу рублей)  или другим соображениям уже не принимали участие в спортивных бильярдных мероприятиях.

         Тем не менее, это были наиболее квалифицированные зрители, которые легко читали и оценивали стиль и мастерство игроков, делали прогнозы, предлагали ставки на исход той или иной игры.

         Игры шли до двух поражений. Первое я уже запланировал.

         Новые правила московской пирамиды (динамическая пирамида, по официальному названию) снижали мои и без того невысокие шансы на выигрыш. Активный разбой требовал, чтобы не менее трех шаров после начального удара коснулись бортов стола, или два шара доведены до бортов, а один (кроме цветного) пересек середину.

         В игре с таких высококлассным игроком, как Валентин Пландин (двукратный чемпион области!), плохим вариантом был как слабый, так и сильный разбой пирамиды.
Недостаточно активный разбой наказывался штрафом (один шар со стола снимался на полку противника).

         Сильный, раскатывающий пирамиду на отдельные группки шаров, удар был чреват тем, что Пландин, умело чередуя  «чужие» шары с виртуозными свояками, мог уже в первом подходе забить все шары.

         Видимо, на моем лице отражались все муки выбора первого удара. Стоящий рядом с нашим столом главный судья, уважаемый в среде бильярдистов  Юрий Павлович, громко напутствовал меня советом: «Разбой активный, с уводом своего шара на дальний короткий борт. Успеха Вам, начинайте игру, доктор!»

         Я установил цветной шар на точку в центре линии дома. Удар был нацелен на левую угловую лузу, с отскоком от предпоследнего шара. Пирамида была разбита без штрафа, к бортам откатились пять шаров, из них один остановился прямо напротив правой средней лузы.
Биток, вопреки моим стараниям, на короткий борт не вернулся, затесавшись в группу из нескольких шаров.

         Шар в среднюю лузу был закрыт от битка  шаром с красноречивым номером «13».

         - Ну вот, доктор опять начал свои песни, - шутливо огорчился Валёк  Пландин.
 
         Любой игрок знал любимые выражения Пландина, изрекаемые им  в  ходе игры. Забитый противником шар, или ухудшение позиции на столе, или упавший случайно в лузу шар неизменно сопровождался стенаниями Валентина: «Ну вот, запел свои песни…».

         Я  был уверен, что Валентин решится на удар по тринадцатому шару, направив его на шар,  расположившийся  у средней лузы.

         Отыграться иначе возможности не было. Перекат середины стола приводил к открытию для атаки шара в среднюю лузу. Искать два борта на половине пирамиды был рискованно из-за вклинивания красного шара в пирамиду.

         Кисть левой руки Валентина Пландина сложилась в высокий мост, опирающийся на длинные тонкие пальцы. Удар был действительно трудным, но зрители, как и я, были уверены в точности удара.

         Сильный кистевой удар в биток почти вертикально столу привел тринадцатый шар в движение к срединной лузе, но направление удара было чуть-чуть неточным, и шар, покачавшись, застрял в створе лузы.

         Биток, отразившись от двух бортов, выкатился на удар в среднюю лузу. Пенсионеры загудели. Валентин, матерясь, уставился на наклейку кия.

         Подставки в бильярде не любят ни те, кто их делает, ни те, кто их забивает. Высококлассные игроки иной раз выбирают более сложный удар. Наша с Валентином разница в классе игры вполне позволяла моему самолюбию нанести прицельный удар в подставленный шар.

         После тихого скатывания чужого шара в лузу свой шар оставался бы в невыгодной для последующей атаки позиции, у самого створа средней лузы. Там и руку-то левую удобно не расположить.

         А для сильного удара доступ к битку был перекрыт. Пришлось мне, копируя мост Валентина, наносить сильный удар по своему шару, с нижним винтом.

         Биток не только забил подставочный шар, но и резво откатился на центр стола. Несложный шар стоял у левой угловой лузы. Я сыграл своего шара в угол, после чего снял шар, мешающий удару в правую угловую лузу.

         Сыгранный в угол второй свояк уже вызвал одобрительный гул ветеранов бильярда.
 
         – Давай, доктор, старайся, обыграй чемпиона! – подбодрил меня Юрий Павлович, внимательно наблюдающий за игрой.

         Тихим ударом из дома я откатил красный шар ближе к левой угловой лузе. Только теперь, убедившись, что легкого шара для игры у партнера, вроде бы, нет, я пошел собирать свои шары.

         Тонким касанием Валентин отправил биток к дальнему короткому борту. Шар остановился вплотную к борту, вызвав удивленное одобрение зрителей.

         Я с тоской оглядел доступные шары. Забить шар из такой позиции было для меня невозможно. Но и отыграться так, как Валентин, мне не светило. Выбрав одиночный шар у правого борта за средней линией, я накатом отправил биток к короткому борту.

         Отскочив от борта, чужой шар на своем пути задел другой шар и нехотя скатился в правую угловую лузу.

         Я со страхом смотрел на главного судью и на Валентина Пландина. Криво улыбнувшись, Валек изрек: «Все, доктор, больше ты у меня  три шара форы не получишь…».

         Отправив биток от ближайшего шара на дальний борт, я скромно отошел от стола.

         Юрий Палыч объявил счет: «Жевлаков, четыре – ноль».

         Зрителей прибавилось. Назревала турнирная сенсация. Средней силы игрок ведет в партии с чемпионом области с перевесом в четыре шара. Даже для сильного игрока такой перевес грозит поражением.

         Пунцовый Пландин вполголоса материл себя, шары, докторов и всю медицину с ними. Главный судья турнира, добрый Юрий Палыч, подошел к нему поближе и попросил: «Не заводись, Валентин, игра только началась».

         Сильным ударом с верхним правым винтом Валентин попытался забить свояка в левую угловую лузу, но удар вышел такой силы, что биток вылетел за пределы стола и укатился под соседний стол.

         - Валентин Пландин, штраф, - объявил главный судья.

         Пока добровольцы доставали укатившийся шар, Валёк  в сердцах смешал рукой шары на столе.

         Бильярдная притихла. К психанувшему игроку направились друзья и болельщики. По правилам соревнований игроку, смешавшему руками партию, засчитывается поражение в матче. Об этом расстроенный судья Юрий Павлович сообщил Валентину Пландину.

                -   -   -

         Валентин Пландин совладал со своими нервами. Больше поражений в турнире у него не было. Он снова стал чемпионом области. Главный судья соревнований Юрий Павлович огласил новое положение о статусе чемпионатов крупных областных центров.

         Согласно новому положению, победителю турнира присваивается звание «Мастер спорта» по бильярду.

         Я в дальнейшем добился победы еще в четырех матчах, и занял почетное для себя двенадцатое место. Наши отношения с Валентином Пландиным сохранились на уровне дружеских. Но вспоминать нашу турнирную встречу Валёк не любил…

         Вскоре после турнира  Валентин устроился на работу в развлекательном центре «Галактика» в роли тренера по бильярду. Им воспитаны многие молодые игроки, занимающие сегодня лидирующие позиции в бильярдном спорте Челябинской области.

                -   -   -

Из всех московских
                подворотен
В одну свернул  я
                наугад.
Там шар катился
                оборотний
Лет тридцать пять
                тому назад …


Из предисловия Владимира Симонича
к  книге «Русский бильярд», 1995 г




08.02.2011