Мысли вслух 4

Владимир Семёнов
                Мы НЕ ШАРИКОВЫ!!!
Недавно  в нашем тесном дружеском кругу состоялась очередная дискуссия. Нужно сказать, что дискутируем мы много и часто, причём по самым разным темам  поводам. Но тема, затронутая  в тот раз оказалась не просто философски отвлеченной, что можно было, ожидать от нашего философского клуба, а довольно-таки актуальной и затрагивающей интересы всех присутствующих. Думаю, что она станет интересной  и для читателей.
 Итак, речь зашла о, казалось бы, уже давным-давно набившем оскомину противопоставлении: Профессор Преображенский и Шариков. Уж сколько  либеральных и коммунистических, анархистских и тоталитарных копий было сломано на этом фронте, а всё ж, таки вот, не оставляет равнодушными…
 Одно время в нашем обществе, почти однозначно преобладала  позиция – профессор Преображенский – хорошо, он трудяга-созидатель-интеллигент, а Шариков – плохо, он быдло, противник и ненавистник всего высокого, светлого и доброго и т.д.….
Затем, когда коммунисты и анархисты пошли в контратаку и стали утверждать, что Шариков, в общем-то, не так уж и плохо, и он страдающее существо, а вот Преображенский вообще сволочь, поскольку создал страдающее существо которому и головы-то преклонить негде и т.д.
Нужно сказать, что обе в представленные позиции радикальны и у каждой из них имеют свои сильные и слабые стороны.
Что ж, приходиться признать, что  да, действительно, Преображенский и его помощник доктор Борменталь действительно, иногда перегибают палку, иногда бывают чересчур безжалостны по отношению  к Полиграф Полиграфовичу и, можно было бы, быть помягче…. Да и вообще…
Но, как бы, то ни было, я остаюсь на позиции, что идеи прогресса, светлого, доброго и вечного остаются именно за профессором Преображенским и доктором Борменталем.  Ладно бы, разговор  в нашем кругу в тот  достопамятный вечер ограничился  бы простыми рассуждениями по данному поводу. Но….
 Но вот тут, мой друг Саша меня да, похоже и всех присутствующих ошарашивает:
- А я сам из Шариковых!.. Все мои предки были Шариковыми!....
Эге!... Вот это заявочка так заявочка!.... 
И далее, Саша начинает рассказывать, что по одной линии его предки   были в услужении у помещиков, бабка поломойка, дед конюх, по другой линии  бедные крестьяне и т.д.  Потом рассказал, как уже после революции и Гражданской войны в советскую  эпоху они постепенно понимались по своему социальному статусу,  окультуривались и преобразовывались в приличных членов общества и вот, наконец, как результат долго процесса социокультурной эволюции вот он  - интеллигент, физик по образованию, художник по призванию Саша, просит его любить и жаловать!...
 Шок, возникший в первые несколько десятков секунд от его столь откровенного и безапелляционного  признания, постепенно проходит и у меня начинает складываться ответ, который  я и адресую моему другу Саше и всем людям, которые искренне заблуждаются, полагая, что  известная фраза «… вышли мы все из народа», позволяет считать, что предки наши – Шариковы!... Весь фокус в том-то и состоит, что народ и Шариковы – НЕ АНАЛОГИ!!!!.. И выйти из народа, все не означает выйти из Шариковых!...
Приведу пример из истории жизни своих предков. По одной линии мо предки  крестьяне-середняки в Сибири, по другой линии кубанские казаки, причём довольно зажиточные, по третьей линии крестьяне-середняки с Украины, по четвертой линии городские мещане. Да, как и у всех в России одни мои предки воевали за белых, а другие за красных. Но то война. А вот после гражданской войны, уже во время коллективизации у казаков и у украинских крестьян были изъяты всё их состояние, созданное трудом многих поколений, то есть произошло то, что именуется сейчас «раскулачиванием». Страшно подумать, как повёл бы себя  Шариков, ежели бы у него отняли что- то из его имущества, и выгнали  бы из квартирного угла в 16 аршин. Страшно!!!...
Что делают мои прадеды, и прабабки в таком ожени? Нет, они не стали участвовать в кулацких восстаниях, не стали мстить советской власти, а …. Пошли дальше работать и вновь создавать новое богатство!!!.. Что сделали мои предки из сибирских крестьян? Кто продолжил трудиться в деревне после Гражданской войны, а кто поехал в город учится. Кто на производственные курсы, кто на бухгалтерские и юридические. В итоге все стали приличными, культурными трудолюбивыми людьми.
А что делает Шариков? В какой среде он оказывается?!
Преображенский и Борменталь всеми силами стараются сделать из него человека!!!. Ещё раз оговорюсь, что да, местами они слишком строги и можно было бы вести воспитательную работу помягче, но всё равно, магистральная линии  по которой они хотят направить Шариковы – благая линия!...
Разве Шариков оказывается выгнанным на улицу, шляться неприкаянным по морозу и побираться на помойках? Нет!.. Разве Шарикова, как американского ребёнка из бедной семьи заставили пойти подрабатывать гроши в каком-нибудь кабаке или подметать улицы, дабы хоть как-то оправдать своё пребывание  профессорском доме? Нет!..
Шариков одет, обут. Шарикова усаживают за профессорский стол, он есть то же, что и профессор.
Что, разве в процессе воспитания ему рекомендуют что-то плохое???
- Шариков, а вы не забыли помыть руки?
- Шариков, повяжите салфетку!
- Шариков, сначала надо налить предложить водки профессору, затем мне, а затем уже налить  себе!
- Шариков, пальцами ловите блох!
Что, разве все эти требования сверхъестественны? Это же, минимальный набор бытовой культуры!
- Шариков, а не желаете ли, посетить оперу?! Заметьте дамы и господа, не «…выметайтесь Шариков где-нибудь заработать на кино», а ПОСЕТИТЬ ОПЕРУ, и разуметься за профессорские деньги!
 - Шариков, вы должны молчать и слушать, молчать и слушать, прежде чем станете хоть сколько-нибудь приемлемым членов социального общества!..
Да, есть резкости, согласен, можно было бы и помягче! Но основная-то линия верная! Сама мысль, заключённая в высказывании верная!...
 Преображенсикй и Борменталь изо всех сил буквально за уши тянут Шарикова ВВЕРХ!.. Вверх, дабы он обрёл, хоть какую-то приемлемую социальную и культурную базу.
Чем он отплачивает?...  Подкарауливает в коридоре женщин, гоняется за котами, приводит из кабака в дом к профессору пьяную шваль….   
- Ничего Борменталь! У нас и на вас револьверы найдутся!...
Сравним с моими и Сашиными предками, а так же, предками десятков миллионов наших сограждан: учёба и работа, совершенствование профессиональное и личностное!...
Чувствуете разницу?!... Да, просты, малограмотны и малокультурны и те, и другие, но одни выбирают путь учёбы и работы, а другие – разбойную дорогу с револьвером и кистенём за пазухой!... Вот где сокрыта разница между нашими предками обычными сельскими и городским людьми, простыми тружениками уже давно минувших дней – и Шариковыми!..
Вот в чём состоит оков ошибка защитников шариковых, искренне полагающих, что народ – это и были Шариковы!...
Нет, нет и нет!... В народе были и есть весьма различные люди, с очень разными культурными и психологическими складами, много и тех, кого вполне прямо и откровенно можно наименовать «чернью» - с тлеющим даже в спокойное минное время девиантным поведением, а в случае социального хаоса сразу соскальзывающими в беспредельщиков, теряющих человеческий облик. И таковых, увы, немало!… тех самых, которых, когда он разгулялись во время Гражданской войны, потом сама Советская власть была вынуждена загнать в овраги и порешить из пулемётов…. Ибо, став беспредельщиками – грабители и палачами, они уже не желали останавливаться и возвращаться к мирной созидательной жизни.
 А есть нормальные люди, строящие, рождающие, воспитывающие, стремящиеся ввысь….
Феномен шариковых заключается в том, что они находиться где- о посредине между двумя вышеописанными категориями. Шариковы не созидатели и не разбойники. Созидательного творческого труда они чураются по своей природе, а в разбойники пойти им не позволят трусость.  Вот, исхитриться пролезть так, дабы и не создавать толком-то ничего, и на линию фронта не попасть, да пи этом ещё кусок социального пирога отхватить себе пожирнее, при этом, ежели что, то разуметься отпихнув от этого пирога других – вот это Шариковы!...
Ох, сколькие это типы!...
Так, что мой друг Саша поторопился опрометчиво записав своих предков в шариковых, ох  поторопился… ну да ладно, будем надеется, что его предки простят ему это маленькое невольное прегрешение.
P.S. В прошлом году показывали документный фильм об актёре Владимире Толоконникове – исполнителе роли Шарикова в фильме «Собачье сердце». Актёр живёт в Казахстане, часто бывает в России, работает и в казахстанском и в российском кино и театре. Так вот, на свои гонорары Владимир Толоконников начал строить свой дом в Алма-Ате. И рабочие, очевидно низкой квалификации, плохо залили фундамент дома.
Актёр показывает оператору на фундамент и говорит:
- Да вы посмотрите, как они мне фундамент положили?!.. Правильно говорил профессор Преображенский – быдло!...
 Символично, не правда  ли?!...