Подарок

Михаил Колодочкин
Инопланетянин выглядел вполне миролюбиво и совершенно не напоминал яйцеголовых злобных карликов из дурацких комиксов. Он уселся под соседней березой, поставил рядом корзинку с мухоморами и уставился на меня.

– Плохо? – сочувственно спросил он.

Я кивнул.

– Понимаю, – кивнул тот в ответ. – День рождения – это одна из многочисленных земных глупостей, недоступная нашему разумению. Да, планета накрутила очередной виток – ну и что с того? Вот если бы в Галактике, или как там вы ее обзываете, при этом совпадала какая-то сумасшедшая кодовая комбинация, и перед вами раз в год распахивались ворота чего-то волшебного, вот тогда этого дня, наверное, стоило бы ждать. Но, возможно, я могу вам как-то помочь? Как это у вас называется – подарок, да? Вам станет лучше, если вы получите подарок?

Я покосился на его лукошко с мухоморами и ухмыльнулся. Инопланетянин заметил мой взгляд.

– Понимаю, – опять кивнул он. – Вы привыкли, что на день рождения земляне дарят друг другу абсолютно бесполезные вещи. Однако же при одной только мысли о моих мухоморах вам стало немножко веселее, и меня это не может не радовать. Не могли бы вы ответить на вопрос: получали ли вы такой подарок, который вас действительно обрадовал? Мы, простите за откровенность, неплохо читаем мысли, но в данном случае я решительно ничего не понимаю.

– Так я и сам не понимаю, – признался я, откладывая в сторону опустевшую фляжку. – С одной стороны, хочется какого-то маленького праздника. Но, когда заранее знаешь, кто и что тебе скажет, то получается не праздник, а гнусный понедельник с тупыми рожами вокруг… Вот и хочется удрать ото всех – что я, собственно, и делаю уже который год. Телефон выключил – по нему все равно звонят только те, кто когда-то сдуру занес меня в электронную память. Кроме мамы, конечно: она единственная, кто искренно желает мне добра, и безо всяких компьютеров всегда звонит первая. Но с ней я уже поговорил.

– Но ведь есть же вещи, которые вам нравятся? – не сдавался инопланетянин. – Скажем, как это… «Феррари»! Я слышал, что земляне почему-то любят такие предметы. Вы хотите красный «Феррари»?

Я представил себе грязный московский двор в районе Чистых Прудов, и стаю голубей, дружно какающих с обрубков тополей на мой красный «Феррари». Впрочем, он и во двор-то въехать не сможет: сразу зацепится брюхом за торчащий из асфальта люк. Кстати, не помню – есть ли в «Феррари» место под огнетушитель, аптечку и знак аварийной остановки?
 
– Я об этом не подумал, – сокрушенно вздохнул инопланетянин, глядя на мою расстроенную физиономию. – И, все же, когда у вас в последний раз было хорошее настроение? И почему? Поверьте, мне в самом деле важно это знать.

Я задумался, когда же мне в последний раз хотелось прыгать по комнате? М-да – очень давно, в раннем детстве. Тогда родители положили под елку огромную коробку «Конструктор-механик», внутри которой поблескивали разные железяки: планочки, уголочки, колесики и куча винтов с гайками. А вкусно пахнущее описание предлагало собрать из этого богатства несколько десятков самых разных моделей – от огромного портального крана с моторчиком до самосвала, у которого откидывается кузов и поворачиваются колеса. И это, действительно, был праздник.

От воспоминаний настроение испортилось еще сильнее. Такое могли подарить только папа с мамой и только маленькому мальчику, который ничего подобного раньше не видел. А сейчас радости стали безумно глупыми. Скажем, когда «Спартак» ведет в счете против ЦСКА, но за пару минут до сирены пропускает пару мячей и в итоге вместо трех очков зарабатывает «баранку». Или когда в сотый раз смотришь старое кино со счастливым концом. Впрочем, еще было очень хорошо, когда несколько лет назад я, наконец-то, стукнул кулаком по столу, после чего одна злая дура навсегда исчезла из моей жизни. Но как объяснить все это доброму инопланетянину?

– А этот самый «Спартак» – он плохой, да? – поинтересовался инопланетянин. – Вам хорошо, когда плохо ему, да?

Мысленно я покраснел: вот и говори правду… Впрочем, он же все равно читает мысли.

– Понятно, понятно, – замахал руками инопланетянин. – Вам не нужно оправдываться, я виноват сам. Тем более, что это не имеет прямого отношения к делу: мы все равно можем дарить только материальные подарки. А вот этот самый «Конструктор-механик» – вы хотели бы получить сейчас такой же, только совершенно новый? Самый современный? Ведь техника не стоит на месте, так что…

Я грустно улыбнулся, представив здорового и слегка поддатого мужика, блаженно собирающего на полу макет портального крана.

– Ну, зачем же так примитивно? – добродушно заметил инопланетянин, с удовольствием перекладывая с места на место свои мухоморы. – Я чувствую, что все-таки вычислил подарок, способный доставить вам истинную радость. Поздравляю вас с днем рождения!

Откуда-то сверху мне на колени опустилась огромная тяжелая коробка с надписью «Конструктор-интермеханик № 180755». Инопланетянин поднялся на ноги, взял свое лукошко и вежливо поклонился, явно намереваясь проститься.

– Эй, эй – подождите! – засуетился я. – Во-первых, большое вам спасибо – я действительно очень тронут! А, во-вторых… ну, в общем, извините за откровенный вопрос – зачем вы это делаете?

– Дело в том, что у нас – аналогичные проблемы! – смутился инопланетянин. – Наша энергетика постоянно должна подпитываться положительными эмоциями, причем, в отличие от вас, мы без них не просто хандрим, а физически гибнем! Но – увы! – моя раса в подарках не нуждается, поскольку каждый из нас самостоятельно способен материализовать практически любой неорганический объект. Но сейчас, благодаря вам, лично я получил заряд энергии примерно на ваш земной месяц. Еще раз поздравляю с днем рождения!

Инопланетянин вновь поклонился и исчез за березой также внезапно, как и появился. А я так не успел спросить, для кого он собирал свои мухоморы. Какое-то время я еще раздумывал, открыть коробку сразу или потерпеть до дома, однако любопытство быстро одержало победу.

Подарок был великолепен. На меня сразу пахнуло чем-то из далекого детства: огромная коробка из плотного картона была битком набита разнообразными деталюшками: конусы, цилиндры, катушки с проводами, колесики, спиральки и черт-те что. Но главное, от чего дыхание перехватило напрочь, было описание с перечнем моделей, которые мне предлагалось собрать! Уже первые строчки заставили меня немедленно закрыть сокровище и почти бегом направиться к брошенной неподалеку машине…
 
Потрясение было таким, что даже о своей любимой фляге, забытой под березой, я вспомнил только дома.

***

Все барахло, валявшееся на столе, я решительно сгреб в сторону, с грохотом отправив добрую его половину куда-то на пол. Затем вновь открыл свой подарок и, блаженно улыбаясь, вновь стал вчитываться в описание, даже не задумываясь над тем, почему оно было на русском языке.

Перечень конструкций был убойным. Мне предлагалось собрать действующие модели машины времени, вечного двигателя, устройства для мгновенного перемещения массы, меча рыцарей-джедаев, прибора для левитации, приемника энергии вакуума и дубликатора материальных объектов. Описание каждого объекта сопровождалось великолепными голограммами, позволяющими рассмотреть будущее творение со всех сторон еще до начала сборки. А примечание снизу скромно подсказывало, что хотя мощность моделей, по понятным причинам, и ограничена, однако это не мешает им быть точными копиями промышленных образцов аналогичного назначения…

Чтобы перевести дух, пришлось залезть в холодильник и, еще раз поздравив самого себя с днем рождения, извлечь оттуда очередную бутылочку пива. Я уже, было, откупорил ее, как вдруг шальная мысль заставила меня поставить ее обратно и вновь вчитаться в описание конструктора. Последнее, седьмое изделие, обещало мне дублировать материальные объекты, а светлое немецкое пиво, несомненно, к таковым относится. И дублировать, конечно же, имеет смысл не начатую бутылку, а полную…

Сборка «Дубликатора» заняла часа три. Дрожащими от азарта руками я соорудил на полу нечто пирамидальное, тщательно разместив на основании несколько десятков разнообразных зазогулин из мягкой проволоки, каждую из которых предварительно старательно изогнул согласно прилагаемым эскизам. Сориентировав основание «пирамиды» по компасу, я опять открыл холодильник и установил на верхнюю часть внутренней двухэтажной подставки запотевшую бутылочку. Затем накрыл свое творение непрозрачным корпусом и торжественно увенчал вершину сооружения большим прозрачным многогранником. Если верить описанию, оставалось подождать пять минут…

В том, что штуковина как-то работает, я, впрочем, уже не сомневался. Комнату наполнил легкий гул – наподобие того, что дарит приложенная к уху раковина. Секундная стрелка часов оскорбительно долго совершала свои пять оборотов, после чего я мгновенно сорвал с вершины многогранник и поднял корпус пирамиды. Нижний этаж подставки занимала новая бутылка…

Самое смешное было в том, что я не орал и не носился по комнате. Возможно, просто перегорел. Более того, первое, что я сделал – откупорил дубликат и, как и подобает настоящему исследователю, испробовал его на себе. После чего, без остановки, сравнил его с оригиналом и пришел к выводу, что разницы нет: «ксерокс» сработал идеально…

Примерно через час я поймал себя на том, что тупо сижу на диване и абсолютно ничего не делаю. Пустые бутылки переехали куда-то за диван, а я все сидел и думал. Потому что величайшее в истории человечества техническое сооружение ожидало новых приказаний, а их не было: я опять не знал, чего мне хочется… Вторые часы? Вторые водительские права? Второй бумажник…

Мысль о деньгах показалась забавной. Правда, еще в школе, размышляя на подобные темы, я просек, что за бумажки с одинаковыми номерами могут взгреть – и довольно сильно, но это только в том случае, если попадешься… Так и нечего тащить всю пачку свеженьких купюр в одно место. И, вообще, если знать меру, то никто ничего и не поймет. Сделал, к примеру, пятитысячную бумажку, накупил барахла рублей на триста, получил сдачу, далее – смотри пункт первый… А если заняться копированием более мелких купюр, то с теми вообще никто разбираться не станет. Впрочем, если приняться за мелочь, так там и номеров-то никаких нет…

Новая идея быстро заставила перевернуть вверх ногами пару ящиков, после чего завалявшиеся с незапамятных времен монетки по два евро заняли свое место в пирамиде. После первой удачной загрузки я машинально сгреб все монеты вместе и вновь отправил уже двадцать евриков на верхнюю полочку. Минут через тридцать монеты перестали умещаться на подставке, но продолжать мне уже не хотелось… Примитивное желание было исполнено, однако никакого удовольствия не доставило.

Я уныло растянулся на диване и почему-то вспомнил пушкинского скупого рыцаря по имени Филипп. Этот самый Филипп любил открывать свои сундуки и таращиться на кучи монет, не желая их тратить. За что, в итоге, и угодил на века в отрицательные школьные персонажи. А если ему тоже не нужен был красный «Феррари»? Если ему, как и мне, достаточно было ощущать саму возможность в любую секунду купить его? «Могу, но не хочу» – это, согласитесь, звучит гораздо лучше, чем «Хочу, но не могу». Деньги – они же не для того, чтобы их тратить, а просто, чтобы о них не думать! Впрочем, именно этого я, к сожалению, и не умею делать…

Настроение постепенно вернулось на привычный унылый уровень, а воображение обрисовало мне судьбу следующих конструкций. Действительно: ну, соберу я, к примеру, машину времени – что дальше? Первым делом захочется слетать на месячишко вперед, узнать результаты какого-нибудь лотерейного тиража или иного тотализатора, затем вернуться назад, сделать правильную ставку… И, в итоге, опять деньги – ничего, кроме денег. Та же ерунда, наверняка, будет и с вечным двигателем, и с энергией вакуума… Тут же появится желание сэкономить, перепродать, а короче – снова получить деньги! Так я именно этим и без того занимаюсь всю жизнь, причем успешнее многих. А, в итоге – тоска, непонятная никому. Есть деньги, есть мозги, есть потребность в счастье…

Мрачные размышления прервал звонок в дверь. Это мне сразу не понравилось: с появлением в парадной домофона такие звонки стали редкостью и, скорее всего, означали, что кто-то из соседей сдуру все-таки впустил внутрь очередного торгаша или борца с тараканами. Приготовившись пресечь любые разговоры на корню, я сполз с дивана, открыл дверь и увидел своего знакомого с корзинкой мухоморов. Мотнув головой, я молча пригласил его войти.

– А вы молодец! – радостно заявил тот, плюхаясь на диван. – Иметь возможность неограниченно копировать деньги и добровольно отказаться от этого уже через полчаса – этого до вас не смог никто! А как у вас горели глаза, когда вы собирали «Дубликатор»! И ведь не потому, что захотелось пивка или деньжат, а оттого, что было интересно! Кстати, вы забыли свою флягу – вот она…

Я молча взял флягу – она было холодная и явно не пустая.

– В общем, так, – весело продолжал инопланетянин. – Испытание выдержано с блеском, поэтому…

Я взглянул на него так, что тот опять смутился.

– Нет, нет, – замахал он руками, – я просто неверно выразился. Это, конечно же, не испытание, а что-то вроде джек-пота или суперигры – неважно, как вы это называете. И подарок, в любом случае, остается у вас. Но вы уже поняли, что он, сам по себе, не может приносить счастья – разве что, его кратковременную иллюзию… Правда, большинство, увы, не видит этой принципиальной разницы. А вот Гран При способен нести избранным истинное счастье. И вы, отныне – его обладатель: примите мои искренние поздравления.

Надо полагать, что моя физиономия выражала полнейшее недоумение, поскольку инопланетянин опять стушевался.

– Как бы это объяснить? – замялся он. – В общем, мы дарим вам новую цель жизни! Вы хотели спросить, для чего мне эти мухоморы? Ну, это не совсем мухоморы: вот, взгляните…

Корзинка очутилась у меня в руках. Я кисло взглянул на симпатичные красные шапочки с белыми родинками и тут же почувствовал, что вижу странный сон.

***
Или это не сон?

За промерзшим окном бушует метель, в углу гудит печка-«буржуйка», под потолком раскачивается на проводах одинокая лампочка, а на дощатом полу стоит знакомая «пирамида». Я вновь снимаю с нее корпус и беру с нижней полочки очередную стопку тетрадей и новых книг – кажется, это «Арифметика», «Русский язык» и что-то еще. Кладу все это на стол, где уже лежит десяток таких комплектов, и вновь ставлю корпус на место. «Дубликатор» опять гудит…

– Нужны ручки, карандаши, линейки, – бормочу про себя я. – Еще эти, как их – счетные палочки… Пока обойдемся без компьютеров – с этой заразой еще успеют познакомиться. Два плюс два равно четырем вовсе не потому, что так показал калькулятор. Пусть учатся соображать сами. Да, еще металлический конструктор, цветную бумагу, нормальные ножницы каждому...

Проклятый инопланетянин угадал-таки мою затаенную мечту. Чем больше нулей добавлялось к моему банковскому счету, тем чаще мне хотелось бросить все это ко всем чертям и заняться хоть каким-то полезным делом, за которое не будет стыдно. И мне на день рождения подарили этот шанс.

От своего поколения я не жду абсолютно ничего. От следующего, увы – тоже. А вот шестилетняя шпана из забытой богом и властями глубинки, которая завтра придет на мои уроки в мою же сельскую школу, еще не окончательно испорчена гламурами, кавээнами, долларами и прочими айфонами. Не знаю, как добрый инопланетянин забросил меня сюда, но полагаю, что он продумал все. И еще я полагаю, что он понял: мне действительно есть, чему научить малышей.

Начнем с простого. Научимся читать, писать и считать. Соберем кучу моделек из простенького конструктора. Посмотрим под ноги и узнаем, как отличить мухомор от боровика. Взглянем вверх и увидим большие красивые звезды. И постараемся осознать, что еще ни одно открытие, сделанное человеком, не потребовало от него каких-либо марсианских минералов или сгустков плазмы из недр звезды Бетельгейзе. И что абсолютно все «стройматериалы» миллионы лет лежали под ногами землян и просто ждали своей участи. И нужно лишь умело ими пользоваться, а не сжигать в двигателях того же «Феррари»…

А потом, потихонечку, перейдем и к более серьезному конструктору… Пока что он работает в режиме дубликатора, помогая мне с наглядными пособиями и прочими школьными атрибутами. Мне не могли подарить его случайно: это совершенно ясно. Потому-то в инструкции и сказано по ограниченную мощность моделей, что рассчитаны они как раз на маленьких учеников…Что ж, попробуем получить энергию вакуума и запитать от нее хотя бы школу. Соберем вечный двигатель и подумаем, как бы его приспособить к школьному автобусу-развалюхе. С машиной времени все просто – это для экскурсий. Перемещение массы и левитация – не представляю, как это выглядит, но подумаем. И совсем уж не знаю, что делать с мечами джедаев – пусть подождут. Ведь не зря же они входят в мой конструктор…

А, между делом, все-таки буду учить ребят зарабатывать деньги. Коммунизм в отдельно взятой школе – это, может быть, и хорошо, но не думаю, чтобы аналогичные подарки получили остальные сограждане. Впрочем, корзинка с мухоморами так и осталась для меня загадкой – возможно, она как раз для тех, кому уже никакой конструктор не поможет? Эффектные, самодостаточные, но – ядовитые и, в общем-то, опасные… А потому, возможно, их решили собрать в корзинку, отнести подальше и… и выбросить?

Странно, но от одной этой мысли я сразу почувствовал себя лучше. Инопланетянин не предупредил меня, что я тоже начну подпитываться положительными эмоциями…