Диалектическое единство Слова, Бога и Человека

Николай Катаржнов
Тема  «Диалектическое  единство Слова, Бога и Человека»
.
. Рабочий ТЕЗИС. «В начале  было Слово,  и Слово  было  у  Бога,  и  Слово   было  Бог»
.                (Евангелие от Иоанна   1, 1)

.                ПРЕДИСЛОВИЕ
.
   Почему я вновь и вновь возвращаюсь к  этой теме и этим строкам из Евангелия?   Для чего?
.
   Сформулирую кратко свою ЦЕЛЬ. 1) Я хочу  ПОСТИЧЬ,  ОСОЗНАТЬ, в чем состоит   
                диалектическое  единство  Слова,  Бога  и  Человека!
.                2) Это ПОНИМАНИЕ отразить в  данной работе.
.
 *  Как я уже показал ранее в работе « Мысль о мысли или наука о Слове» (в рубрике "Что есть СЛОВО") свое понимание  того, что СЛОВО в сущности есть МЫСЛЬ,  и теперь этого ВЗГЛЯДА  буду  придерживаться  всегда и везде.
.
• Предварительно  замечу, что  «Слово, Бог и человек»  принадлежат и «работают» на одном смысловом  поле, имя которому  СОЗНАНИЕ.
• А вот взаимосвязь и взаимодействие их более подробно мы и раскроем здесь.
• Воспользуемся необходимым для этого  «инструментом», который будет наиболее  подходящим для этого  дела  -  МЫШЛЕНИЕМ.
Причем,  мышление  это будет не простым рассудочным, а таким, логически последовательным и подвижным, что  позволит ПЕРЕХОДИТЬ от одного рассматриваемого  предмета (понятия) к другому, ничего не теряя из уже приобретенного (положительного)  при этом переходе,   а  продолжая  собирать различное содержание в одно целое единство,  синтезируя его и наполняясь этим содержанием, не теряя  внутри все замеченные связи.
У нас будет рождаться (собираться) синтетическое единство целого, с сохранением особых связей между отдельными компонентами.
Это и будет ДИАЛЕКТИЧЕСКИМ  МЫШЛЕНИЕМ  на деле.
.
.                ОСНОВНАЯ     ЧАСТЬ.
   Возьмем в качестве исходного материала  для исследования  следующий  тезис-предложение.
.                «В начале было Слово,  и Слово было у Бога,  и  это Слово  было  Бог»
.                - Евангелие от  Иоанна  (1,1).
   Это  ПРЕДЛОЖЕНИЕ  составное.  Оно состоит из 3 простых предложений, разделенных  на письме запятыми.
   Для четкой логической ясности  пронумеруем  эти части и выясним их смысловую  наполненность,  разбирая фрагменты  последовательно один за другим.
1) В начале  было  Слово,
2) И Слово  было  у  Бога,
3) И  это  Слово  было  Бог».
. Теперь  попробуем углубить свое понимание смысла  каждой строки и всего  целостно.
В центре внимания  во  всех  3 фрагментах находится Слово.
Несмотря на простоту, каждого (отдельно) из этих 3 фрагментов  этого  целостного предложения, внутренняя  глубинная (незримая) связь между ними  огромная.
.     Я усматриваю  в них не только ту элементарную простоту, которая внешне сама бросается в глаза и видна  каждому не вооруженным взглядом при чтении.
Но я  воспринимаю и ту НЕВИДИМУЮ  часть этого послания (которая и ИНТРИГУЕТ меня и заставляет уже в который раз вести  более глубокое исследование).
В этих 3 строках я вижу три разнокачественных уровня или три ступеньки «лестницы» для восхождения  мысли  от нижнего 1 простого уровня, ко 2 особому уровню, а затем и к 3 наивысшему уровню.
   Выражая это языком логики  Е – О – W,  это представляется так:
.
1) «В начале  было  Слово», -  уровень  (Е) «ЕДИНИЧНОГО».
2) «и Слово  было  у  Бога»,  -  уровень  (О)  «ОСОБЕННОГО».
3)  «и Слово  было  Бог»     -  уровень   (W)  «ВСЕОБЩЕГО».
*
Рассмотрим ПОДРОБНЕЕ под  этим углом Логики (Е-О- W) и убедимся, насколько интересен будет смысл открывшегося содержания.
 №1. Первая строка у нас не вызовет больших изменения в понимании, так как этот уровень есть обычного(обыденного) мышления.
«В начале было Слово(Мысль)». – Здесь утверждается простая  понятийная «вещь», а именно:  В самом НАЧАЛЕ (какого-то текущего процесса) БЫЛО (точнее было бы сказать, возникла или образовалась) СЛОВО (Мысль).
Итак, примем за  основу по 1 строке такое положительное простое Утверждение
= В самом начале (текущего процесса…) возникло  Слово(= Мысль), как исходная  отдельная «вещь».
*
 №2. «и Слово было у Бога»
Видим, вновь идет речь о Слове (Мысли), которое было «в наличии» у Бога.
   Трудность понимания  этого фрагмента имеет 2(два)  важных момента, которые надлежит преодолеть.
Первая  трудность состоит в том, что надо ответить на вопрос: Кто или Что есть Бог?
Попытаемся ответить цитатой из того же  Евангелия от Иоанна (1,18), где сказано:
«Бога не видел никто никогда: единородный Сын,  сущий, в недре Отчем, Он явил»
   Смысл вполне ясен и понятен. Кто или Что  есть Сам Бог(отец) – мы не знаем. И НИКТО  НЕ  ЗНАЕТ! Но вместо Себя,  «Он», то есть Бог,  «явил» «в недре Отчем ?!»  «единоРОДНОГО  Сына», который «сущий».
Не знаю как для кого, но для меня отчетливо ясно и понятно, что под  термином «сущий» следует понимать  не физическое существование в мире, а проявление Метафизического  Абсолютного  Бытия сущего,  недоступного для  физических  ощущений  и отображения.
ЭТО  ОБЛАСТЬ    БЫТИЯ  ДУХОВНЫХ   СУЩНОСТЕЙ.
Так вот, как Сам Бог,  так и его единоРОДНЫЙ  Сын  -  «сущие».
БОГ  и СЫН  -  единородные  то есть ДУХОВНЫЕ  СУЩНОСТИ!
Осмысливая ЭТО и присоединяя к тому, что есть, смело можно заявить, что в тексте «и Слово было у Бога» должно быть понимаемо, как:  Слово(Мысль) было (а точнее, существовало) в области  физического НЕБЫТИЯ, пребывало в вечной Сущности  или  в его  ДУХОВНОЙ  области..
Короче, «и Слово было у Бога» =  Слово(как Мысль)  пребывает в Духовной(или божественной) сущности.  Это почти что всем известно, что СЛОВО относится  к области ИДЕАЛЬНОГО! А если «идеальное», мы заменим на  «духовное» или «божественное», или же  еще более туманное и непонятное «у Бога» - то от этого мы теряем только ясный смысл, но не изменяется суть сказанного.
Теперь, вторая  ТРУДНОСТЬ, О КОТОРОЙ Я УПОМИНАЛ.
Вторая строка должна быть в логическом плане обязательно рассмотрена  в  ОБЛАСТИ  ОСОБЕННОГО. Что это значит?
А это значит то, что за словами текста «и Слово было у Бога» надо понимание расширить до области МНОЖЕСТВЕННОСТИ, а не Единичного. Этим самым «поднять» степень ОБЩНОСТИ  рассматриваемого,  до более ШИРОКОГО горизонта.
Как это можно  осуществить?  Попробуем же это сделать.
В самом деле, ведь не только одно единственное СЛОВО было у Бога. Это же очевидно.  В данном случае,  под «СЛОВОМ»  следует понимать всю «ОБЛАСТЬ» или «ПРОСТРАНСТВО» в котором «обитает» это самое Слово и еще множество таких же ее «сестер-слов».    С учетом того, что внутренняя  сторона любого  Слова - это  есть Мысль, следовательно, нетрудно сообразить, что «ПРОСТРАНСТВО  ВСЕХ  МЫСЛЕЙ» есть не что иное,  как  ОБЛАСТЬ  СОЗНАНИЯ!  Причем,  эта множественная  область слов  «была у Бога». Из этого следует, что это область  божественная и духовная!
.        Я не нахожу для себя ничего зазорного в  том,  что могу теперь расширить свое понимание в этом плане и взять на себя смелость Утверждать, что  такой областью существования Слов(Мыслей) у Бога является  общемировое и божественное  СОЗНАНИЕ, или же  СУЩНОСТНОЕ  СОЗНАНИЕ  БОГА (=ДУХА).
Именно, ТАК!
*
Существование  МЫСЛИ вне Сознания  живого  Субъекта  для меня не существует!
( Замечание* А вот  формальный набор слов, в виде знаков, букв и др. – существовать вне субъекта и его сознания вполне могут!  Например,  надписи на дереве, камне и т.д.).
*
В итоге имеем:
«и Слово было у Бога» =  «Мысль существует в СОЗНАНИИ  у богодуховной сущности».
Вот в такой  ОСОБОЙ форме логического выражения смысла и понимания этого  2 фрагмента,  мы и возьмем  для себя за  положительный ответ  для синтеза.
.
№3.  « и это Слово  был  Бог».
      С учетом того, что это третий уровень понятия (Слова), где оно уже не может рассматриваться как Единичное (Мысль), и уже не может  выступать  как  ОСОБОЕ СОСТОЯНИЕ  СОЗНАНИЯ,  то, теперь,  это ПОНЯТИЕ  СЛОВА должно  ПЕРЕТЕЧЬ в свою наивысшую форму  - ВСЕОБЩЕГО, на высший  уровень ТОТАЛЬНОЙ  ВСЕОБЩНОСТИ.   Что  требует «поставить» Слово в разряд  наивысшей сущности.
Именно ЭТО и осуществляет  выражение №3: «и это Слово было Бог».
Слово поднято на высшею ступеньку пьедестала: оно стало самим Богом!
Это, с точки зрения Логики развития понятия. Все совпало.
Но мы  еще  должны  это сами осмыслить и понять!
Попробуем это сделать.
- Мысль в Сознании Бога (духа) достигла своего апогея, то есть наивысшего  пика своего существования,  ПРЕВРАТИЛАСЬ  и СТАЛА самосущим Богом (Духом).
Так родился «единородный»  «Сын»   «сущий», «в недре Отчем» (в СОЗНАНИИ  Бога-Духа)

Подведем краткий  И Т О Г.
.
1) «В начале было Слово» = (Возникла МЫСЛЬ).
.
2) «и Слово  было  у Бога»  = (Мысли как Мировое СОЗНАНИЕ  Духа).
.
3) «и Слово было  Бог»  = (Слово = «Сын» Бога», обретший САМОСОЗНАЮЩЕЕ РАЗУМНОЕ СОЗНАНИЕ, а также ВОЛЮ и мощь к ее осуществлению, что становится высоким Духом).


Сделаем  более развернутое  ОБОБЩЕНИЕ и ПОНИМАНИЕ
1) Зарождается и живет новая МЫСЛЬ-СЛОВО.
2) Эта новая Мысль разрастается в лоне Мирового Сознания, т.е. в поле живого ДУХА.
3) Слово(Мысль) становится живой самодвижущейся и самосознающей сущностью - Духом (Богом), который сохраняет способность рождать новые  Мысли (=Логос), осуществляет ТВОРЧЕСТВО (ТВОРИТ) в поле мирового СОЗНАНИЯ, а поскольку в развитии  достигает наивысшей (тотальной) мощи в области ДУХА, то своей духовной силой наполняет творящие МЫСЛИ (Логоса)духовной силой (тем самым трансформируя их в  ИДЕИ), способных преобразовывать мир. И эта творяще-преобразующая сила в реальном мире и есть по сути Творящая сила или Дух =Бог. 
Меняющиеся ФОРМЫ при переходе в процессе развития, хотя и затемняют понимание этой метаморфозы в осуществлении Логической Идеи, но не меняет ее сути.


ДОБАВЛЕНИЕ.

При выходе за рамки отдельного Евангелия (от Иоанна) и, в целом, за рамки Христианской религии, для нашего человеческого мышления высвечивается следующая картина.


РОЖДЕНИЕ   ХРИСТИАНСТВА    -  (как  рождение ИДЕИ: Сына  Бога – Христа.)
.
.
И
.
.
РОЖДЕНИЕ   МАТЕРИАЛИЗМА (АТЕИЗМА и ПРАГМАТИЗМА) - как рождение ИДЕИ:
а) Сына-бога, но "безбожника" (без Христа) - рождение системы Коммунизма);
б) Сына-бога = "Золотого тельца" - рождение системы Капитализма.

Это в сущности  реализация одной и той же ЛОГИЧЕСКОЙ   ИДЕИ!

И эта  ИДЕЯ (СЛОВО  -  СОЗНАНИЕ  -  ДУХ)  будет  СНОВА  и  СНОВА  ОЖИВАТЬ,   и ЖИТЬ  (в грядущих  веках)   в головах  и физическом  теле  ДУХА  -  НАРОДА,  ПОКА  НЕ  ДОСТИГНЕТ  СВОЕГО  ПОЛНОГО и окончательного  ЗАВЕРШЕНИЯ!
Сменяя при своем  воплощении одну  ФОРМУ  на другую,  сохраняя при этом  саму  ИДЕЮ в постоянстве, в богодуховной сфере - сущности, (как чистую Логическую Идею).
***

Почти что МИСТИКА, но это Реальность Бытия человеческого Духа, совершающего  самодвижение чистых логических форм духа  от МЫСЛИ (СЛОВА) до  БОГА (ДУХА).
Самосознание человеческого МЫШЛЕНИЯ  способно  отобразить эти процессы  и открыть их  для взгляда обычного ума.  Что и делали уже не раз  для нас людей  замечательные Мыслители, открывая  окна человеческого разума  для света высших Знаний  под освежающий ветер новых перемен.


8 февраля 2011 г.                От автора -  КНМ.