Тема «Диалектическое единство Слова, Бога и Человека»
.
. Рабочий ТЕЗИС. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
. (Евангелие от Иоанна 1, 1)
. ПРЕДИСЛОВИЕ
.
Почему я вновь и вновь возвращаюсь к этой теме и этим строкам из Евангелия? Для чего?
.
Сформулирую кратко свою ЦЕЛЬ. 1) Я хочу ПОСТИЧЬ, ОСОЗНАТЬ, в чем состоит
диалектическое единство Слова, Бога и Человека!
. 2) Это ПОНИМАНИЕ отразить в данной работе.
.
* Как я уже показал ранее в работе « Мысль о мысли или наука о Слове» (в рубрике "Что есть СЛОВО") свое понимание того, что СЛОВО в сущности есть МЫСЛЬ, и теперь этого ВЗГЛЯДА буду придерживаться всегда и везде.
.
• Предварительно замечу, что «Слово, Бог и человек» принадлежат и «работают» на одном смысловом поле, имя которому СОЗНАНИЕ.
• А вот взаимосвязь и взаимодействие их более подробно мы и раскроем здесь.
• Воспользуемся необходимым для этого «инструментом», который будет наиболее подходящим для этого дела - МЫШЛЕНИЕМ.
Причем, мышление это будет не простым рассудочным, а таким, логически последовательным и подвижным, что позволит ПЕРЕХОДИТЬ от одного рассматриваемого предмета (понятия) к другому, ничего не теряя из уже приобретенного (положительного) при этом переходе, а продолжая собирать различное содержание в одно целое единство, синтезируя его и наполняясь этим содержанием, не теряя внутри все замеченные связи.
У нас будет рождаться (собираться) синтетическое единство целого, с сохранением особых связей между отдельными компонентами.
Это и будет ДИАЛЕКТИЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ на деле.
.
. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Возьмем в качестве исходного материала для исследования следующий тезис-предложение.
. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и это Слово было Бог»
. - Евангелие от Иоанна (1,1).
Это ПРЕДЛОЖЕНИЕ составное. Оно состоит из 3 простых предложений, разделенных на письме запятыми.
Для четкой логической ясности пронумеруем эти части и выясним их смысловую наполненность, разбирая фрагменты последовательно один за другим.
1) В начале было Слово,
2) И Слово было у Бога,
3) И это Слово было Бог».
. Теперь попробуем углубить свое понимание смысла каждой строки и всего целостно.
В центре внимания во всех 3 фрагментах находится Слово.
Несмотря на простоту, каждого (отдельно) из этих 3 фрагментов этого целостного предложения, внутренняя глубинная (незримая) связь между ними огромная.
. Я усматриваю в них не только ту элементарную простоту, которая внешне сама бросается в глаза и видна каждому не вооруженным взглядом при чтении.
Но я воспринимаю и ту НЕВИДИМУЮ часть этого послания (которая и ИНТРИГУЕТ меня и заставляет уже в который раз вести более глубокое исследование).
В этих 3 строках я вижу три разнокачественных уровня или три ступеньки «лестницы» для восхождения мысли от нижнего 1 простого уровня, ко 2 особому уровню, а затем и к 3 наивысшему уровню.
Выражая это языком логики Е – О – W, это представляется так:
.
1) «В начале было Слово», - уровень (Е) «ЕДИНИЧНОГО».
2) «и Слово было у Бога», - уровень (О) «ОСОБЕННОГО».
3) «и Слово было Бог» - уровень (W) «ВСЕОБЩЕГО».
*
Рассмотрим ПОДРОБНЕЕ под этим углом Логики (Е-О- W) и убедимся, насколько интересен будет смысл открывшегося содержания.
№1. Первая строка у нас не вызовет больших изменения в понимании, так как этот уровень есть обычного(обыденного) мышления.
«В начале было Слово(Мысль)». – Здесь утверждается простая понятийная «вещь», а именно: В самом НАЧАЛЕ (какого-то текущего процесса) БЫЛО (точнее было бы сказать, возникла или образовалась) СЛОВО (Мысль).
Итак, примем за основу по 1 строке такое положительное простое Утверждение
= В самом начале (текущего процесса…) возникло Слово(= Мысль), как исходная отдельная «вещь».
*
№2. «и Слово было у Бога»
Видим, вновь идет речь о Слове (Мысли), которое было «в наличии» у Бога.
Трудность понимания этого фрагмента имеет 2(два) важных момента, которые надлежит преодолеть.
Первая трудность состоит в том, что надо ответить на вопрос: Кто или Что есть Бог?
Попытаемся ответить цитатой из того же Евангелия от Иоанна (1,18), где сказано:
«Бога не видел никто никогда: единородный Сын, сущий, в недре Отчем, Он явил»
Смысл вполне ясен и понятен. Кто или Что есть Сам Бог(отец) – мы не знаем. И НИКТО НЕ ЗНАЕТ! Но вместо Себя, «Он», то есть Бог, «явил» «в недре Отчем ?!» «единоРОДНОГО Сына», который «сущий».
Не знаю как для кого, но для меня отчетливо ясно и понятно, что под термином «сущий» следует понимать не физическое существование в мире, а проявление Метафизического Абсолютного Бытия сущего, недоступного для физических ощущений и отображения.
ЭТО ОБЛАСТЬ БЫТИЯ ДУХОВНЫХ СУЩНОСТЕЙ.
Так вот, как Сам Бог, так и его единоРОДНЫЙ Сын - «сущие».
БОГ и СЫН - единородные то есть ДУХОВНЫЕ СУЩНОСТИ!
Осмысливая ЭТО и присоединяя к тому, что есть, смело можно заявить, что в тексте «и Слово было у Бога» должно быть понимаемо, как: Слово(Мысль) было (а точнее, существовало) в области физического НЕБЫТИЯ, пребывало в вечной Сущности или в его ДУХОВНОЙ области..
Короче, «и Слово было у Бога» = Слово(как Мысль) пребывает в Духовной(или божественной) сущности. Это почти что всем известно, что СЛОВО относится к области ИДЕАЛЬНОГО! А если «идеальное», мы заменим на «духовное» или «божественное», или же еще более туманное и непонятное «у Бога» - то от этого мы теряем только ясный смысл, но не изменяется суть сказанного.
Теперь, вторая ТРУДНОСТЬ, О КОТОРОЙ Я УПОМИНАЛ.
Вторая строка должна быть в логическом плане обязательно рассмотрена в ОБЛАСТИ ОСОБЕННОГО. Что это значит?
А это значит то, что за словами текста «и Слово было у Бога» надо понимание расширить до области МНОЖЕСТВЕННОСТИ, а не Единичного. Этим самым «поднять» степень ОБЩНОСТИ рассматриваемого, до более ШИРОКОГО горизонта.
Как это можно осуществить? Попробуем же это сделать.
В самом деле, ведь не только одно единственное СЛОВО было у Бога. Это же очевидно. В данном случае, под «СЛОВОМ» следует понимать всю «ОБЛАСТЬ» или «ПРОСТРАНСТВО» в котором «обитает» это самое Слово и еще множество таких же ее «сестер-слов». С учетом того, что внутренняя сторона любого Слова - это есть Мысль, следовательно, нетрудно сообразить, что «ПРОСТРАНСТВО ВСЕХ МЫСЛЕЙ» есть не что иное, как ОБЛАСТЬ СОЗНАНИЯ! Причем, эта множественная область слов «была у Бога». Из этого следует, что это область божественная и духовная!
. Я не нахожу для себя ничего зазорного в том, что могу теперь расширить свое понимание в этом плане и взять на себя смелость Утверждать, что такой областью существования Слов(Мыслей) у Бога является общемировое и божественное СОЗНАНИЕ, или же СУЩНОСТНОЕ СОЗНАНИЕ БОГА (=ДУХА).
Именно, ТАК!
*
Существование МЫСЛИ вне Сознания живого Субъекта для меня не существует!
( Замечание* А вот формальный набор слов, в виде знаков, букв и др. – существовать вне субъекта и его сознания вполне могут! Например, надписи на дереве, камне и т.д.).
*
В итоге имеем:
«и Слово было у Бога» = «Мысль существует в СОЗНАНИИ у богодуховной сущности».
Вот в такой ОСОБОЙ форме логического выражения смысла и понимания этого 2 фрагмента, мы и возьмем для себя за положительный ответ для синтеза.
.
№3. « и это Слово был Бог».
С учетом того, что это третий уровень понятия (Слова), где оно уже не может рассматриваться как Единичное (Мысль), и уже не может выступать как ОСОБОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ, то, теперь, это ПОНЯТИЕ СЛОВА должно ПЕРЕТЕЧЬ в свою наивысшую форму - ВСЕОБЩЕГО, на высший уровень ТОТАЛЬНОЙ ВСЕОБЩНОСТИ. Что требует «поставить» Слово в разряд наивысшей сущности.
Именно ЭТО и осуществляет выражение №3: «и это Слово было Бог».
Слово поднято на высшею ступеньку пьедестала: оно стало самим Богом!
Это, с точки зрения Логики развития понятия. Все совпало.
Но мы еще должны это сами осмыслить и понять!
Попробуем это сделать.
- Мысль в Сознании Бога (духа) достигла своего апогея, то есть наивысшего пика своего существования, ПРЕВРАТИЛАСЬ и СТАЛА самосущим Богом (Духом).
Так родился «единородный» «Сын» «сущий», «в недре Отчем» (в СОЗНАНИИ Бога-Духа)
Подведем краткий И Т О Г.
.
1) «В начале было Слово» = (Возникла МЫСЛЬ).
.
2) «и Слово было у Бога» = (Мысли как Мировое СОЗНАНИЕ Духа).
.
3) «и Слово было Бог» = (Слово = «Сын» Бога», обретший САМОСОЗНАЮЩЕЕ РАЗУМНОЕ СОЗНАНИЕ, а также ВОЛЮ и мощь к ее осуществлению, что становится высоким Духом).
Сделаем более развернутое ОБОБЩЕНИЕ и ПОНИМАНИЕ
1) Зарождается и живет новая МЫСЛЬ-СЛОВО.
2) Эта новая Мысль разрастается в лоне Мирового Сознания, т.е. в поле живого ДУХА.
3) Слово(Мысль) становится живой самодвижущейся и самосознающей сущностью - Духом (Богом), который сохраняет способность рождать новые Мысли (=Логос), осуществляет ТВОРЧЕСТВО (ТВОРИТ) в поле мирового СОЗНАНИЯ, а поскольку в развитии достигает наивысшей (тотальной) мощи в области ДУХА, то своей духовной силой наполняет творящие МЫСЛИ (Логоса)духовной силой (тем самым трансформируя их в ИДЕИ), способных преобразовывать мир. И эта творяще-преобразующая сила в реальном мире и есть по сути Творящая сила или Дух =Бог.
Меняющиеся ФОРМЫ при переходе в процессе развития, хотя и затемняют понимание этой метаморфозы в осуществлении Логической Идеи, но не меняет ее сути.
ДОБАВЛЕНИЕ.
При выходе за рамки отдельного Евангелия (от Иоанна) и, в целом, за рамки Христианской религии, для нашего человеческого мышления высвечивается следующая картина.
РОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА - (как рождение ИДЕИ: Сына Бога – Христа.)
.
.
И
.
.
РОЖДЕНИЕ МАТЕРИАЛИЗМА (АТЕИЗМА и ПРАГМАТИЗМА) - как рождение ИДЕИ:
а) Сына-бога, но "безбожника" (без Христа) - рождение системы Коммунизма);
б) Сына-бога = "Золотого тельца" - рождение системы Капитализма.
Это в сущности реализация одной и той же ЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ!
И эта ИДЕЯ (СЛОВО - СОЗНАНИЕ - ДУХ) будет СНОВА и СНОВА ОЖИВАТЬ, и ЖИТЬ (в грядущих веках) в головах и физическом теле ДУХА - НАРОДА, ПОКА НЕ ДОСТИГНЕТ СВОЕГО ПОЛНОГО и окончательного ЗАВЕРШЕНИЯ!
Сменяя при своем воплощении одну ФОРМУ на другую, сохраняя при этом саму ИДЕЮ в постоянстве, в богодуховной сфере - сущности, (как чистую Логическую Идею).
***
Почти что МИСТИКА, но это Реальность Бытия человеческого Духа, совершающего самодвижение чистых логических форм духа от МЫСЛИ (СЛОВА) до БОГА (ДУХА).
Самосознание человеческого МЫШЛЕНИЯ способно отобразить эти процессы и открыть их для взгляда обычного ума. Что и делали уже не раз для нас людей замечательные Мыслители, открывая окна человеческого разума для света высших Знаний под освежающий ветер новых перемен.
8 февраля 2011 г. От автора - КНМ.