Дневник няни

Надежда Акимова
 1.Смотрины.

В день российской печати вспомнила, как я пыталась менять профессию. "Журналист меняет профессию" - в наши времена это был особый шик. Поработать в какой-то другой сфере, научиться чему-то - а потом написать, как бы изнутри, о профессии, о людях,  о проблемах, которые надо им помочь решить...Это было интересно, но все-таки это была игра.Я поняла это, когда, уйдя  на пенсию,  на самом деле решила поменять профессию. Кардинально. Без дела и на одну пенсию жить тяжело, а  взрослые проблемы надоели до горькой  редьки, как говорится, и тут случайно в газете увидела объявление. Открывается новое агентство - "Наша няня". Требования к будущим сотрудникам - любовь к детям, желательно - опыт работы или наличие собственных детей  и высшее образование- медицинское или педагогическое. Как я обрадовалась! В моем багаже - и дети, и внуки, и педагогическое образование наконец-то понадобилось!




Всем сестрам и подружкам отправила сообщение: «Ну, вот я и в Хопре…» Имея в виду, что до конца оформилась в фирме «Наша няня»,получила после обучения соответствующий Сертификат   и даже выставилась на всеобщее обозрение на сайте фирмы в качестве няни. Под моей фотографией дан текст: «Дважды мама, дважды бабушка. Позовите –  и будете спокойны, пока она будет с Вами и Вашим ребенком. Найдет выход из любой ситуации, потому что сама побывала в разных  и знает, где раки зимуют и почем фунт лиха… По образованию -  филолог и политолог, по жизни – журналист, оптимистка  и мечтательница. С детьми – умелый старший друг или подружка, с их родителями – тактичный помощник.»
Вроде неплохо. При чем тут, в таком случае, Хопер? Ирония, самоирония…Сама до конца "не въехала" еще в то, что делаю. Главное, делать. Вот есть какой-то ориентир, какое-то главное направление, указатель – иди, мол, туда, не бойся, правильно идешь – а куда, не видно. Как будто ведет кто-то. А я иду не думая. Только вчера, когда сказали в фирме, что есть для меня заказ, замандражировала. Занервничала. Первое ощущение: я иду в услужение…Даже не знаю, к кому. И главное, этот кто-то может еще и не согласиться взять в няни именно меня. Он, может, в сотни раз меня никчемнее, но он богат, раз берет няню для своего ребенка, и выбирает он. А я, если он все-таки выберет мкеня, должна буду ему во всем подчиняться. Клиента надо любить, так учили нас на курсах, потому что он дает нам работу.
Собираясь на смотрины, долго перебирала мысленно гардероб. Что надеть, чтобы не отпугнуть? Надо ведь соответствовать статусу няни. Попроще надо что-то. Чистенько, неброско, но со вкусом. А я привыкла на работу как на праздник. Нарядно, хоть и по-деловому. Сейчас выбрала трикотажный джемперок в серо-голубую полосочку  и серую трикотажную же  юбочку, от костюма, укороченную. Цепочку тоненькую золотую все же кинула на шею. Весь золотой комплект надела – серьги и перстенек, чтобы не думал все же, что совсем бедная. Еще не совсем.
Хорошо, что успела утром волосы покрасить. Сейчас  еще маникюр – минимальный и не броский – сделала. Руки у няни должны быть ухожены.
В первом приближении – на словах – семья меня устраивает. Он – коммерческий директор строительной фирмы, она – дизайнер. Трое детей, старшему 19, среднему – 12, и маленькая девочка – 1 год и 1 месяц. Долгожданная, надо полагать, любимица. Анечка. Мама работает пока на дому, поэтому нужна помощница. Пока на четыре часа в день, пять дней в неделю. Летом возможен выезд на дачу, это в 15 минутах от города. Обещают возить туда и обратно.
Мальчика среднего надо будет кормить обедом и присматривать, чтобы делал уроки. Если обеда нет – сварить. Это дополнительные обязанности, кроме присмотра за Анечкой. Мальчик учится в 17 школе и в музыкальной.
Вот так. Завтра клиент с женой (если я заочно ей подойду) придут смотреть, в каких  условиях проживает их будущая няня. Такое у них условие. Няню выбирают всерьез и надолго, так что перспектива имеется.
А П., наш директор, после смотрин сказал, что у него ко мне есть одно пожелание: больше улыбаться. Когда я становлюсь серьезной, из меня так и прет руководитель. «Если он заметил это выражение  Вашего лица, - сказал А.П. – он мог испугаться, что Вы всех их в семье «построите».Так что больше улыбайтесь!»
В общем, будь проще, и люди к тебе потянутся…
Главное -  усвоить, что няня – это не редактор районной газеты и даже не руководитель пресс-центра. Провожая меня в Сегежу "на руководящую работу", папа, помнится, напутствовал: не улыбайся так много, будь серьезнее! Здесь все должно быть наоборот: меньше инициативы, разделяй ответственность, не суй свой нос куда не просят…
Все правильно.

 ... Прошла неделя, в течение которой мои предполагаемые клиенты должны были дать ответ. Они приходили, сидели у нас почти час. Разговаривали обо всем. Но, по-видимому,  ответ отрицательный, потому что после меня они смотрели еще двух нянь. Прочитала заявку, которая лежит на столе у А. П.  Они хотят, чтобы, кроме воспитания их маленькой дочери, няня еще  кормила среднего мальчика ,  когда тот придет из школы, и даже варила ему обед, если  попросят, проверяла  приготовление домашних заданий, в том числе по музыке (для этого надо иметь музыкальное образование), гладила белье (помощь маме).   Я-то, собственно, не возражала, как агентство, сказала я, договор и перечень обязанностей устанавливает агентство.  Клиенты мне вообще-то понравились, что муж, что жена. Молодцы, трое детей все-таки, так заботятся о них. Но 7 тысяч рублей в месяц при таких, как у них, запросах, все-таки маловато будет…
Сижу без работы. Стало быть, и без денег.


2.Срочный вызов.

Сегодня утром - звонок от администратора:
- Надежда Николаевна, срочный заказ на вторую половину дня. Можете подойти в офис к 14 часам?
  Что за вопрос, я же без работы сижу!
...В офисе меня соединяют по телефону ...с Москвой.  У трубки  - мама семилетней девочки Юли .Знакомимся. Женщина говорит, что ее устраивает  моя кандидатура в качестве няни, она уверена, что у меня все получится. Все - это:   забрать девочку  из Дворца творчества, проводить в музыкальную школу, подождать ее там, отвезти  домой, покормить ужином, проверить домашние задания, обязательно почитать (техника чтения!) и в девять вечера уложить спать.Затем  запереть  квартиру, оставив девочку одну, а ключ отдать в соседний дом Бабе Люде... Голос в трубке энергичный, напористый: "Утром   она разбудит Юляшу  и отвезет в школу."
Мало сказать, что я озадачена -  я  поражена! Пытаюсь уточнить что-то. Мама уехала, оставив  дочку одну ! Как это  можно -  семилетняя  девочка одна в городе! Хорошо, что нашлась поддержка в лице "Нашей няни" . Но как  одну оставить на ночь ? "Не волнуйтесь, она привыкла". Но я, я  не могу!..
По телефону всего этого, конечно, не говорю, помня, что  клиент всегда прав, беру  заявку  на заказ, квитанцию на оплату,  лист бумаги с подробными  описаниями  моих будущих действий (мама Юли продиктовала по телефону даже маршрут нашего следования,  все номера автобусов).
 Возвращаюсь к машине, где ждет меня муж.Рассказываю."Ну что ж,- говорит,- приказы начальства не обсуждаются. Но  зачем  ждать автобуса, давайте я вас  отвезу, время  у меня есть". Я обрадовалась было, но тут же вспомнила, чему учили психологи: ребенок может испугаться, если  чужая  тетя не просто будет сопровождать ее по знакомому маршруту, но и посадит   в чужую машину.А там еще незнакомый дядя  с бородой... Нет уж, пусть будет, как Юля привыкла.
 Мне бы  хоть  узнать ее, не пропустить, чтобы не потерялась.Даже фотографии ведь   не видела! Успеть к окончанию занятия во Дворце...Да, и "пароль"-"пароль" не забыть:"Баба Люда сегодня не смогла придти за тобой, вот, ключ передала.Мама звонила, она в Москве, попросила меня побыть с тобой".
...Девочка оказалась неробкого десятка - сразу же навалила на меня школьный ранец, папку с рисунками и пакет со второй обувью.Это все плюсом к  моему  собственному пакету с фирменной одеждой и к сумочке...На улице - весна, солнышко греет, снег тает, лужи...Знала бы, что столько придется нести  - оделась бы полегче. Жарко. Да и идем быстро, чтобы не опоздать на урок, да в горку, да с разговорами - надо же познакомиться и понравиться Юле.Думаю, что быстрее и легче было бы идти под горку - там тоже есть маршрутки.Но - делай, как сказано!
Еле впихиваемся в автобус. Вспоминаю, что  мама велела в маршрутке девочку покормить - дать  бутерброд, он должен быть в ранце.  Где бутерброд? Разве откопаешь его тут?...
В этой  музыкальной школе  прежде был  райком КПСС. Нет, не так. В этом  здании когда-то  давно, еще до   музыкальной школы,  располагался  райком КПСС. Я приходила сюда пару раз на совещания...Сейчас все по-другому. Все лучшее - детям!
 Отвела Юлю на четвертый этаж, на хор. После хора она, говорит,  сама  переходит в другой класс, на сольфеджио.Потом - на специальность. То есть впереди - три урока. С переменами. Мама Юли сказала, что это время я могу использовать по своему усмотрению...Зашла в соседнюю кафешку, выпила кофе. Вернулась в школу - лучше все же побуду здесь, вдруг какого урока не будет или отпустят ребят пораньше. Я же отвечаю за девочку.
...Сижу в фойе, где раздевалка при входе,  наблюдаю.Вместе со мной ожидают своих детей человек шесть-семь, в основном бабушки. Папы тоже приходят, эти - точно к окончанию урока,  им ждать некогда. Молодые мамы с колясочками, с малышами.Такие бутузы,  смешные! А вот близнецы...или двойняшки?Один такой степенный...а второй - егоза...Ого! А что это такое знакомое на стенде с объявлениями? Приглашает "Наша Няня"! Значит, я не одна тут - няня? Кто-то еще знает о нашем существовании и пользуется нашими услугами?
...Хорошо, что дни становятся все длиннее. Уроки в музыкальной школе закончились в семь вечера,а  еще светло. Мы опять поднимаемся в горку, теперь на троллейбус.На остановке - киоск.И тут я вспоминаю, какими попрошайками могут быть дети в этом  возрасте. Юлька повисла у меня на руке:"А мама разрешает мне  купить витаминки!" Ну и что, что разрешает? А деньги где? Если я каждому своему подопечному  каждый день буду дарить хотя бы копеечные подарки - мне в зарплату отдадут потраченное? Да и правилами агентства запрещено баловать детей...ласкать их...целовать...даже самых несмышленых...чтобы няня не стала для ребенка ближе и любимей мамы...Но - покупаю витаминки.  11 рублей. А еще за проезд надо заплатить.За себя и за Юлю.

  Приехали домой без пятнадцати восемь.  Район мне знакомый, дом - пятиэтажка, квартира обычная, трехкомнатная. А - тесно. Не знаешь, где и присесть. Не сразу поняла, почему. Тесно потому, что везде -  на веревках, протянутых через прихожую, на ручках дверей, на самих дверях , на стульях   -  на плечиках  висят новые платья, пиджаки, костюмы, в чехлах и прозрачных полиэтиленовых пакетах. С бирками. Теперь понятно, какой у мамы  бизнес.
 ...Встречает кот. Красивый, рыжий.Юля начинает играть с ним, но я их вместе тащу  на кухню, надо   накормить." Вы обязательно спросите, - наказывала мне мама девочки,- что Юляша  хочет покушать?Только сначала руки помойте...Там все есть в холодильнике". Заботливая мама.  В холодильнике, а также на подоконнике, на столе, на стульях и табуретках, под столом в магазинных металлических корзинках на самом деле есть все. Все, что можно купить впрок. И так же, как в комнатах, тесно...  Юлька хватает упаковку сока и печенье. С трудом уговариваю ее на зеленый с помидорами салатик, сосиску и глазунью, и то только потому, что она сама все это готовит, под моим чутким руководством, конечно.Да еще в награду за то, что поужинает, пообещала сыграть с ней в шахматы.

Звонит мама из Москвы. Беспокоится. Поговорили. Дочь сделала ей выговор за что-то, понятное только им..."Ты всегда так с мамой разговариваешь?"-  спрашиваю.Отвечает нехотя: "А чего она..."  Похоже, дочечка  вьет из матери веревки...Это в семь лет!
Ладно, не мое дело...Почитали, поиграли в шахматы.Оказывается, и в шахматную школу она ходит, а дома никто  с ней не играет, некогда. Здесь вообще все очень сильно заняты. Как я узнала позже, мама воспитывает одна двоих детей (есть еще старший сын, он тоже был в этот день в Москве), с отцом в разводе, уехали от него, бабушек-дедушек здесь нет.  Дети учатся в специализированной школе, с обучением иностранным языкам, в том числе на дому, дополнительно, в музыкальной школе и в изо.
В девять вечера мы совершили все положенные водные процедуры ("обязательно помыть попу," - напомнила мама по телефону), закрыли кота в соседней комнате, раскопали кресло-кровать, где  Юля обычно спит с большим  мягким  Мишкой  вместо подушки и  бутылочкой  с  соской (все еще!)...Я прочитала ей очередную главку  из  любимой книжки норвежских сказок и сказала : "Спокойной ночи"!

Остались пустяки - выключить свет, запереть снаружи дверь и отдать ключи. Однако не решаюсь уйти сразу, хотя с мужем договорились: если понадобится, если ребенок не уснет или забоится  спать  одна - я останусь на ночь, даже если потом не оплатят эти часы. Некоторое время стою на лестничной площадке...Все спокойно...Ухожу.
Во дворе по-весеннему сыро, темно и скользко. Редкие лампочки у подъездов. Представляю, как буду сейчас искать Бабу Люду...Но - запел мой мобильный!И заботливый муж в машине ждет меня - везти домой!
Ключ все-таки надо отдать...Покружили по дворам, еле нашли нужный дом. У подъезда - огромная лужа.Ни досочки, ни камушка - как перейти? Скользко...а надо... Как-то перепрыгнула, чуть не упала...

Все! Рабочий день закончился, задание выполнено. Пока едем по ночным улицам, практически через весь город,  делюсь впечатлениями.И почти у самого своего дома вспоминаю, что забыла отзвониться  администратору, доложить обстановку. Это правило: приступил к работе, закончил работу - обязательно отзвонись. Ищу мобильник...Нету! Ни в сумке, ни в карманах, - нигде нет его! Господи, неужели выронила, когда прыгала через лужу?..Такого отчаяния я не испытывала давно ( и меня многие поймут) - там ведь все мои контакты!Все номера телефонов! Все, с кем я общаюсь по дружбе и по делам...

Муж разворачивает машину и, не говоря ни слова,  везет меня обратно, к той самой злосчастной луже. Вылезаю из машины, нахожу какую-то палку и начинаю прощупывать ею дно, квадрат за квадратом. Ничего не видно... Больше не могу  вспомнить, где бы еще поискать...надежда умирает...жизнь раскололась на "до"  и "после" ...
Конечно, мы с самого начала понимали, что можно было с другого мобильника позвонить по моему номеру, но в этом случае его точно нашел бы кто-нибудь другой. А я потеряла бы навсегда.Но теперь-то уже все равно, раз  в этой луже его нет...Сажусь в машину, обреченно киваю мужу: "Звони"..И вдруг моя мелодия  слышится прямо в машине!Мой мобильник завалился между кресел, к коробке передач!..Нашла!


3. Сколько рук надо няне?

Через пару дней позвонила мама Юли, ее, кстати, зовут Инесса,  пригласила меня в субботу  в кафе - познакомиться лично. Оказывается, дочка  все уши прожужжала ей про меня - так  понравилась. И про шахматы рассказала, и про то, как  я учила ее ужин готовить, и про то, что у меня внук тоже в первом классе учится...Похоже,  внук-то  ее и заинтересовал: а что, говорит,  может, они подружатся? "Возьмите мальчика с собой в кафе, предложила  Инесса, пусть познакомятся, поиграют, а мы пока поговорим"...
О чем? Как-то странно все это. Надо узнать у администратора, согласовала ли она  с фирмой эту  предполагаемую встречу. И как мне себя вести?
А пока - на работу!
Сегодня у меня совсем маленькие детки, год и два месяца девочке и один месяц мальчику. Ситуация опять срочная: надо отпустить маму часа на два-три навестить в больнице старшего ребенка. Почему-то отец детей не подъехал в назначенное время, а в больнице - встреча с врачом. Очень важная!
...Поднимаюсь на  пятый этаж общежития, захожу в длинный общий коридор. Двери - направо, налево...Крайняя уже приоткрыта: меня ждут. Невысокая худенькая женщина, по внешности -  кавказской национальности,   извиняется: "Тороплюсь, найдете все сами...Лейла  только что покушала, а маленький спит..Я постараюсь недолго..." И быстро уходит.
Большие черные глаза настороженно выглядывают из-за стенки кроватки.
- Ну, здравствуй, Лейла!
- Ау!
Головка прячется.
Я вспоминаю: уже после семи месяцев  ребенок начинает различать, где свой, где чужой, очень  боится остаться без мамы. Не надо торопиться, делать резких движений, быстро сокращать дистанцию между нами...Правильно выбрать интонацию, улыбаться...
Не торопясь переодеваюсь в фирменную одежду, переобуваюсь. Между тем осматриваюсь.
Комната - пенал, метров 12. Диван, детская кроватка,коляска. Кухонный уголок - в центре.  Вдоль всей стены - стандартная  мебельная стенка. Угол у двери с другой стороны огорожен: там, за весьма хлипкой дверцей - ванна  с краном желтой подтекающей воды и унитаз...Удобства, однако! А что,  этим жильцам еще повезло - комната угловая, смогли благоустроиться. Наверняка приезжие.  Своим жильем еще не обзавелись, теснятся впятером в одной комнате.
Мою руки.
- Ау! Лейла!
Смотрит во все глазищи. А я продолжаю осваиваться на рабочем месте. Где памперсы? Пеленки? Бутылочки с молочком? Распашонки?
Малыш в коляске заворочался , покряхтывает...Спи-спи, тебе спать положено!
Падает что-то - это Лейла  уронила игрушку. Тихонечко подхожу  к девочке, подаю...она  роняет  ее уже нарочно. Ну что ж, давай поиграем...Улыбается, что-то пробует сказать,  тянется - хочет перелезть за стол. Помогаю, сажаю  в угол  дивана - там у нее игрушки.
Малыш  все-таки проснулся и, конечно, мокрый? Не страшно, теперь же с этим просто - в памперсе  он! Покачала коляску, дала пустышку. Выплевывает! Может, есть хочет? Должен был быть накормлен...Плачет...На, возьми водички...Затих!
А  Лейла  тем временем сползла с дивана и поползла к порогу. Не успела я оглянуться - тянет в рот рожок для обуви...Нет уж, голубушка, возвращайся на диван, на тебе сушку! И вообще - веди себя хорошо, видишь, я  маленьким  занята?
Ах ты, срыгнул! Запачкал молочком распашонку, неприятно - грудка  мокрая...Надо бы переодеть!
Он, правда,   маленький! Это когда же я такого на руки в последний раз брала ? Да пожалуй, лет семь назад, младшему внуку - 7 лет. А в первый раз - дочери-то сколько? - 33 года...Ничего, руки помнят...Каким бы маленьким ни был - главное, не бояться, держать  и пеленать уверенно.
Да где же все-таки детское белье? С малышом на руках одну за другой начинаю открывать  дверцы шкафов.Лишь у самого окна нахожу то, что ищу - наваленные   кучей неглаженные распашонки, кофточки, колготки, штанишки...Хватаю первую попавшуюся одежку, возвращаюсь к коляске и "унюхиваю" - да он же обкакался...И памперс  менять надо...Так, тихо, не паниковать! В "ванной"  должен  быть какой-нибудь тазик и  вода...
Лейла, пользуясь тем, что я отвлеклась, тихохонько доползла до порога и уже открывала  обувной крем...
Как я пожалела - впервые в жизни! - что у человека всего две руки и две ноги...
...Когда вернулась хозяйка, у нас все было тип-топ. Я  постаралась не показать, что страшно устала. Взяла деньги, выдала квитанцию. 120 рублей умножить на три часа - получилось 360 рублей. Я должна их отвезти администратору фирмы, но сделаю это завтра. Хотелось скорее на улицу, на свежий воздух, ведь  солнце просто било в огромное окно, а форточку нельзя было открыть...


4."Хочу радости!"

Когда я пришла устраиваться  на работу в агентство  няней, его директор (молодой человек, врач-психиатр), посмотрев анкету, первым делом спросил:"А зачем Вам это надо?" Я ответила: " Хочу радости!" В  его глазах загорелась искорка сочувствия:"Да уж,  на пенсии  радости мало"...  Приободрившись, я сказала,  что  мне ужасно надоели  все эти взрослые, с их подковерными интригами и  вечными разговорами про болезни... Что со стариками я и так проведу остаток своей жизни, потому что сама такая буду, а сейчас, если есть  такая возможность, хочу элементарно, по-вампирски, подпитаться  положительной энергией ...
А в самом деле: уже один вид этих упругих раскрасневшихся на морозе  щечек, между которыми  еле видна кнопка носика, этих как специально подкрученных пушистых длиннющих ресничек, обрамляющих блестящие голубые озерца-глазки, - один только вид приводит меня в умиление! Вот вчера  и позавчера был у меня такой малыш. Отпускала его маму на целый день, с половины восьмого утра до половины седьмого вечера. Замечательно жили!  А мама тем временем решила свои проблемы (устраивается в частный детский садик на работу, чтобы затем устроить к себе сынулю)...
          Агентство хорошо как раз тем, что берет на себя улаживание всех взрослых проблем. Во-первых, гарантирует официальное трудоустройство.  Во-вторых, обеспечивает работой, то есть находит  и  оформляет  заказы. В-третьих,  замыкает на себя урегулирование всех   вопросов, касающихся взаимоотношений родителей ребенка (клиента) и няни. В четвертых, в необходимых случаях  предоставляет замену...Няня занимается только ребенком, и это здорово!
          А еще замечательно то, что с первого дня  чувствуешь  себя в коллективе. Я  не одна, нас - уже  в первый месяц работы агентства - больше десяти человек. Все прошли переподготовку, сдали настоящие профессиональные экзамены, получили Сертификаты.И, как положено, - санитарные книжки (я - впервые  в жизни...). Вместе отмечали праздники и проводили "работу над ошибками".
                Но я обещала вернуться к рассказу о своем первом опыте работы няней, к Инессе и Юленьке. Мы встретились еще три раза - в кафе, в парке, на концерте в музыкальной школе, но это не была собственно моя работа няни, потому что мама приходила с дочкой, а меня каждый раз просила приводить с собой внука. Мы просто общались,отдыхали, видимо, были обоюдно друг другу интересны.Ребята играли.Но эта неопределенность в отношениях меня уже начала тяготить, тем более что Инесса позволяла себе опаздывать на  встречи на час, а то и  больше, а время у меня не резиновое... Администратор в агентстве ничего другого не предлагал, все-таки ожидая, видимо, какого-то очень хорошего предложения от этого перспективного клиента. Инессе точно нужна была няня для девочки, причем постоянная, причем скорее гувернантка, и мои два высших образования ее "грели". И, наконец, предложение от нее последовало...Да такое, что муж сказал, что я сошла с ума, если соглашусь.  Случилось  то, о чем нас предупреждали на учебных занятиях: меня стали уговаривать работать напрямую. Целый вечер я просидела в Интернете в поисках ответа: какой должна быть моя  заработная плата, что я найду и что потеряю, уйдя из агентства на "вольные хлеба"? В Москве, Питере, ближайших областных городах - везде платили по-разному, от 500 рублей и выше в три-четыре раза  за час. В моем агентстве была установлена ставка - 120 рублей в час. Няне из этих 120 доставалось, кажется, 87 рублей. Инесса предложила мне минимальный размер заработной платы по Северо-Западу, и этот минимум составлял   6 тысяч рублей в месяц...Это в городе.  А  на все лето я могла бы взять девочку к себе на дачу(?!)...с полным материальным обеспечением (?!)...тем более что с внуком моим она успела подружиться.
        Опять эти взрослые отношения, от которых я так старалась убежать! Этот рынок, где все покупается и продается... Вспомнился анекдот: если женщина  знает себе цену, значит,  она уже продавалась...И надо, конечно, знать себе цену...
 В общем, я отказала Инессе.Представила себе ответственность, которая на меня ляжет,  и,  пересилив себя, ответила  клиенту по-рыночному:"Мало!"  А потом все честно рассказала своему директору.


5.Они мне снятся до сих пор...

...Ну, наконец-то! Наконец-то не два-три часа работы в день и каждый раз - новые дети, а одна семья и надолго! Правда, не в городе, а километров за 20, в коттеджном поселке.Туда еще как-то надо добираться, приспосабливаться к автобусу. Транспорт - за счет принимающей стороны, это оговорили сразу. В семье двое детей, поэтому мои обязанности расширяются - я не просто няня, а еще и помощница мамы. Это  отражено в договоре и оплачивается по верхней шкале.Вот так! Карьеру делаю! Что значит быть честной с руководством!..(Шутка).
В первый день воспользовалась льготным рейсом автобуса для дачников. В поселке меня встретили. В назначенное время  к остановке подъехала серебристая  Ауди, распахнулись  двери - и  меня принялись рассматривать  четыре пары веселых глаз. За рулем - худенькая загорелая молодая женщина, практически в одном купальнике, а в салоне - две девчушки разных лет и детское кресло, из которого торчали только щеки...Ну, поскольку на остановке я была одна, то сразу и поняла - это за мной. "Ух, сколько детей! - обрадовалась я, подстраиваясь под их веселье. - Это вам нужна няня?  " - "Да-да-да! - закричала   самая бойкая девочка. -  Мы ищем няню!" Ну, здесь я не заскучаю, подумала я. Но почему детей  трое?..Наташа, так представилась молодая мама, объяснила сама: девочка, что постарше - соседская. Подружка, гуляют вместе. Замечательно! Значит, я смогу больше внимания уделять маленькому.
И - время пошло! Каждый день  - как целая жизнь. Обычно приезжаю в 9.20, небольшой марш-бросок по лесной тропинке  вдоль озера и через 15 минут - на работе. Переодеваюсь   в специально отведенной для меня комнате, мою руки - готова!
  Взрослые уже при делах - папа Дима заканчивает завтракать и уезжает в город, мама  Наташа доваривает обед и тоже куда-то собирается. Дети только-только просыпаются. Моя  первая задача - накормить Дашу, которая уже сидит за столом, но похоже, еще досматривает сон, не попадая ложкой в тарелку с кашей. И - не упустить момент, когда проснется Тимошка. Его кроватка - в родительской спальне, от кухни-столовой  это далековато, по коридору и еще за угол, - и я вначале  заволновалась, что не услышу, хотя слух у меня отменный.Но мама  успокоила:  у них  там микрофон установлен,  а здесь - транслирующее устройство, слышен каждый вздох, а не только что - плач... "Вот, слышите, зашевелился?.." Ничего себе, как придумано здорово! А вроде игрушка ...
Вместе с Дашуткой идем поднимать Тимошу. Крепкий такой мальчуган, год и месяц, уже начинает ходить. Озорной!Хватила я с ним лиха! Ну, например. Заглядываем в комнату - он стоит в кроватке. Сначала вроде хмурится, потом, увидев нас, в ответ начинает улыбаться, приветственно машет рукой. Привет-привет! Доброе утро! Достаю его из кроватки, кладу на рядом стоящую  родительскую кровать,  чтобы переодеть с ночи, снимаю подгузник.  На секунду отвлекаюсь, чтобы положить  мокрое  на пол (пока) и взять приготовленное свежее белье, - а он уже уполз, уже на другом краю этого широченного "аэродрома"! Пока я обегаю кровать - ребенок уже в противоположном углу! Ему весело! Да еще Дашка запрыгивает на кровать и начинает прыгать на ней как на батуте!.. Куда пополз?! Падаю  всем телом, хватаю за голую ножку, едва успеваю поймать озорника около прикроватной тумбочки, почти на полу!.. Ух!!!
Ну ладно, вроде обошлось...У самой, правда, синячок образовался: столкнулись лбами  с Дашей, когда маленького ловила...
Это что...А вот на второй день моей работы меня покусала собака! Я уже "сдала смену" и шла на автобус. Не торопилась, не размахивала сумкой, в общем, никак не привлекала к себе ничьего внимания, уж тем более - собачьего.Я вообще-то не боюсь собак, даже люблю их, в разное время у нас дома жили три разных собаки, в том числе немецкая овчарка- большая умница. А тут, откуда ни возьмись, вылетает маленькая такая шавка, и ну на меня кидаться и лаять.Еле-еле сумкой защитилась, отогнала ее. Так ведь, противная, успела укусить за ногу, да так, что порвала штанину.Сгоряча я и не поняла сразу, почему  идти больно и что это за пятно на джинсах. А домой приехала и увидела. Домашние сразу всполошились, особенно сын, который в детстве пережил подобный случай, и даже в травмпункт меня свозили.Наутро я нашла хозяина этой шавки, он убедил меня, что собака не бешеная...Обошлось...Конечно, в качестве "страшилки" ,  я рассказала эту историю детям. Целый день мы разговаривали только про собак.  Разумеется, больше про хороших, добрых, друзей человека, его защитников, читали про них книжки. Но эту, плохую,  дети запомнили как опасную, и когда позже мы встречали ее на прогулке, обходили стороной. Кстати, после этого случая хозяева собаки держали  ее на привязи. А мои хозяева  старались подвозить меня на остановку автобуса на машине.
  Через несколько дней Наташа убедилась в том, что на меня можно оставлять дом и хозяйство, и стала часто уезжать в город. В магазины, в парикмахерскую, в поликлинику, - да мало ли, куда надо съездить молодой женщине.Иногда она брала с собой Дашу. И в этом случае у меня оставалось даже свободное время, потому что после обеда Тимошка спал, бывало, и по три часа кряду. Золотой ребенок, его не надо было убаюкивать.  Положила в кроватку, предварительно переодев в ночную одежку, дала бутылочку с кефиром, и - спокойной ночи! Да, он еще любил сам закрывать себе глаза пеленочкой. Дашь пеленочку, он спрятался под ней - и спит! А что няне делать в это время? В первый такой день я просто вышла в садик, села на качели - скамейку под тентом и принялась читать. Представляете, какая хорошая работа? Сижу - загораю на солнышке, теплый ветер качает надо мной кроны деревьев, сквозь листву блестит озеро, доносится  убаюкивающий  шум прибоя,  птички шебечут...Хорошо! Но как-то неспокойно, без дела-то на работе... На другой день я попросила дать мне какое-нибудь задание, на случай, если малыш будет долго спать. Наташа показала мне, где утюг и гладильная доска, и с тех пор глажка белья как бы вошла в перечень моих обязанностей. Ну, вымыть посуду после завтрака и обеда я взяла себе за правило без спроса, если это не мешало мне заниматься с детьми.
 ...Приезжаю однажды утром и вижу - что-то не так.  Во дворе - сразу три машины. В доме - какая-то напряженная тишина, какие-то новые люди, туда-сюда ходят, почти не разговаривают друг с другом.Угрюмые. Отец  (дед)  дома, обычно он бывал здесь только по выходным. Спрашиваю у Наташи:"Что-то случилось?" - "Димина мама умерла". Тут только я замечаю на козырьке камина  фотографию, как бы перечеркнутую  черной ленточкой ...
И вроде не должно было бы так уж сильно поразить меня, чужого человека, это известие, но я едва сдержала слезы. Бабушка этих  ребятишек, практически моего возраста... Только вчера Даша рассказывала мне про другую свою бабушку,  умершую год назад...А я-то гадала, зачем  им няня, почему не появляются здесь, у таких замечательных внуков, их родные бабушки...
Не умею высказывать соболезнования, хотя надо уже и научиться...Предпочитаю действовать, помогать. Увела ребятишек в дальний поход, на озеро, с коляской и велосипедом. Наташе пообещала в день похорон (а мой выходной день) быть с детьми сколько потребуется.

Не хочу заканчивать эти записи на грустной ноте. В жизни случается все, важно, как  ты  относишься к происходящему...Я не стремилась (и не надо!) войти в эту семью на правах близкого человека, я старалась занимать   свое место, ведь  няня - это просто наемный работник. Но подспудно знание того, что у этой молодой, очень симпатичной мне семьи нет бабушек, конечно, сыграло свою роль. Я поработала у них почти полгода, летом и тогда, когда осенью они перебрались в свою городскую квартиру. И, наверное, еще долго была бы с ними рядом, если бы однажды,  когда я только-только уложила Тимошу спать после обеда и сама села пить чай перед телевизором,мне ни позвонили. "Вас беспокоят из...Нам  понравилось Ваше резюме...Можете придти на собеседование?" Ничего себе! Я и забыла, что сразу же, как вышла на пенсию, разместила в Интернете свое резюме. Так, на всякий случай. И вот - "не ищите работу, она сама найдет вас!" Интернет оказался прав!
 Но это уже совсем другая история.История о том, как я ( зачем?)  вернулась  во взрослую жизнь...
 А Даша и Тимошка мне снятся до сих пор.