Полевая практика-первый курс

Владимир Тарасов 2
Первая полевая практика, она почему- то наиболее ярко  отпечаталась в наших воспоминаниях. Может от того, что она была первой. А может от того, что первый курс для студентов всегда самый трудный. Приходиться перестраиваться с халявного школьного обучения, когда все тебе подносят на блюдечке.
Первый курс, это постоянный усиленный мозговой штурм неприступной крепости знаний. Это первая самостоятельная жизнь вчерашних школьников, вырвавшихся из под родительской опеки. И радость обретения свободы сменяется прозой добычи хлеба насущного. Гордая песня свободы исполняется под завывание голодного желудка. Средства ежемесячно присылаемые из дома, исчезают в бездонных желудках сокурсников, в течение двух-трех дней.
К концу учебного года первокурсников можно определить по бледным, изможденным лицам, шатающийся, при слабых порывах ветра походке и затуманенному взгляду. Нет, разумеется, не все первокурсники такие. Примерно 7-8% из них проживали в городе, под теплым родительским крылом. Эти студенты уже не походили на узников Бухенвальда. Если только на будущих пациентов палаты №6. Так, чуть-чуть.
А что вы хотите. Злобные преподы вытрясли из них в последнюю сессию все знания, все до последней капли. Ни чего не оставили. Некоторые студенты даже забывали название родного института.
Но вот она, вот она наконец настала, такая долгожданная первая полевая практика. А это значит ежедневное халявное, бесплатное питание, купание и рыбалка, танцы до утра, гулянье под луной, и клятвы в относительно вечной любви, пока не появиться новый партнер по изучению флоры и фауны. В общем, сплошная романтика.
И вот уже уложены рюкзаки, сумки и чемоданы.
Все пора.
И закрутился калейдоскоп. Вокзал, электричка. Радостные вопли и веселые песни. Затем сверх переполненный автобус. Но студенты не унывают, сидя друг у друга на коленях, плечах и головах в 2-3 этажа.
Все, прибыли. Новый вокзал районного значения. До парома один час. Дружною гурьбою ринулись в столовую, заняли очередь и стали изучать меню. Но что это, лица посерьезнели. Студенты еще раз перечитывают меню и переглядываются. Что это, подстава или чья- то злая шутка. А цены, нет, таких цен не бывает. Да тут на рубль можно накормить взвод голодных солдат. Сразу захотелось взять всего и много. Опытные работники столовой начинают успокаивать,- Ребятки, а вы возьмите сперва только первое, а потом, кому надо подойдете за вторым.
-Дайте мне рассольник по ленинградски.
-А мне пожалуйста борщ, нет лучше щи.
-Ах как вкусно пахнет.
-Ой, что это? Глаза лезут на лоб. В супе плавают огромные куски мяса.
-Так с первым покончено, теперь, скорее за вторым. Что же взять? Ага, есть гречневая каша, нет, это сон.
(В 70-80 гг гречка считалась страшным дефецитом)
-Мне гречки с гуляшом. А может взять пельменей? Нет, сначала гречку, потом пельменей, да-да, с капустой и с мясом. Что? Еще и с грибами, давайте все.
-Простите, я просила только одну порцию, а вы мне сколько положили, что, это у вас называется порция? Огромная куча гречки с неимоверным количеством мяса едва помещается в суповую тарелку.
Оля, усевшись за стол и оглядев  все богатство, заплакала.
-Что с тобой Оленька?
-Ой, девочки, я от сюда не куда не поеду, я здесь хочу жить.
-Успокойся Оленька, сейчас поедим и возьмем добавки.
Ага, добавки, уже на второе блюдо у девочек не хватает сил. К концу первого курса  желудок у студента становиться ,как у рекламного котенка,  меньше наперстка. И вот сидят наши девчата в тяжелом раздумии.  В рот не лезет больше ни кусочка и оставить такую вкуснотищу жалко. В траурном молчании покидают они столовую районного значения, со слезами оглядываясь на сиротливо оставленные пельмени.
Затем тяжело переваливаясь, медленно бредут к парому.

Но вот прибыли на место. Начинается новая жизнь. СВОБОДА и РОМАНТИКА. Но не все коту  маслом в морду. Любая свобода требует определенных жертв. Погулял с милым или милой под луной, получи за невыученный материал соответственно. Перестал следить за собой ежеминутно, вытаскивай очередного клеща. Причем из самых неожиданных мест. А еда, будь она не ладна, ее же приготовить нужно, а мама так далеко. И эти, постоянные хозяйственные и полевые работы. То канаву копай, то картошку окучивай. А уж практические занятия, ну совсем не сахар.
Представьте, вчерашняя школьница, боящая лягушек и визжащая от одного только вида маленькой мышки, теперь должна взять ее в руки. Да, да, в собственные руки, и еще показывать, а где у мышки ушки, и где хвостик.
Одна студенточка, когда ей в руки вложили мышонка, впала в ступор. Стоит, вытянула вперед руки с объектом нашего изучения, и молча, гипнотизирует его остановившемся взглядом. Наконец, после очередного пятнадцатого вопроса, очнулась, перевела мутнеющий взор на преподавателя и задумчиво спросила,- У вас еще есть какие-то вопросы?          
  Первыми не выдержали студенты, они начали молча сползать со своих стульев. Но  преподаватель оказался сильным человеком, советской закалки. Поэтому спокойно ответил.
-Нет, что вы Леночка, вы так подробно и красочно все нам рассказали. Хотя, если ответите на последний вопрос, может получите и высшую отметку. И так, где обитают представители данного очаровательного существа.
Леночка на миг ожила
-Кто?  Это. Это очаровательное существо?  Она  возмущенно  потрясла мышонком. Мышонок отчаянно запищал, а Леночка снова впала в ступор  и монотонно заговорила, как пациент под гипнозом.
-Данное очаровательное существо, ярчайший представитель флоры и фауны, обитает в лесах, полях, лугах, реках, озерах….
Сокурсники минут пять бились на полу в истерике.
Наконец Леночке решила помочь подруга Оля.
-Николай Иванович, разрешите я исправлю Лену. Она просто немного перезанималась, поэтому, нечаянно оговорилась. Значит данный объект…
-Подождите Оля, вы  уже не школьница, отвечайте, как положено. Возьмите объект и расскажите о нем  по подробнее.
-Взять кого?- лицо у Оли перекосило
-Ну, вот это наглядное пособие у вашей подруги. И рассказывайте, рассказывайте.
Оля на негнущихся ногах подошла к Лене. Медленно, как сапер  на мине, взяла мышь в вытянутые руки и осевшим механическим голосом начала повествовать.
-Данный объект, является наглядным пособием, оно обитает в лесах, полях, горах, морях и океанах…
Все, урок был сорван.
На следующем занятии Николай Иванович решил - таки закончить тему о грызунах. И что бы ни рисковать, вызвал отвечать Ивана Иваныча. Так звали самого старшего студента на курсе. Он до института успел отслужить в доблестных рядах С.А. Затем четыре года отработал на различных стройках страны и закончив рабфак, вступил в дружные ряды советских студентов. Однокурсники в шутку называли его дедом, а иногда из-за редких, реликтовых имени фамилии и отчества, просто Иваном Иванычем. Учился  Иванов так себе, больше брал жизненной смекалкой и нахрапом.
Так вызванный отвечать, он не спеша, вальяжно подошел к столу преподавателя, достал из вольерчика мышку, погладил ее и повернувшись к товарищам стал вещать.
-Этот грызун является представителем класса животных и называется мышь обыкновенная. Он победно посмотрел на девочек и возвестил.- Маус вульгарис.
-Вот как,- удивился Николай Иванович,- А позвольте уважаемый Иван Иваныч узнать, какие еще представители данного , как вы говорите, класса вам известны.
Иван Иваныч на минуту смутился, но армейская смекалка выручила его.
-Это мышь обыкновенная, значит, есть и необыкновенная.
-О, да у вас богатые познания. А нельзя ли узнать по подробнее, что за зверь такой, эта мышь необыкновенная.
Иван Иваныч быстро нашелся.
-А как же, вот взять например, белую мышь.
-И чем же они отличаются
-А я разве не сказал, - удивился Иван Иваныч,- Одна значит серая, а другая…  но увидев ехидные улыбки  однокурсников задумался.
-А затем, - он победно взглянув на преподавателя возвестил.
-Обыкновенная мышь, это животное дикое, а необыкновенная, была приучена человеком, что бы пользу приносить, поэтому и побелела.

Нет, что ни говори, практика на первом курсе всегда проходила весело. В пединституты выбирали самых лучших представителей молодежи, когда другие вузы им отказывали.
Не смотря ни на что, в большинстве своем первокурсники оставались маменькими сынками и дочками с минимальным опытом самостоятельной жизни. Встречались, конечно, и исключения, в институт поступали не только вчерашние школьники, но и ребята постарше, имеющие уже трудовой и жизненный опыт.
Из-за неопытности студентов, часто получались различные казусы. Особенно в работе студенческой столовой.
Обычно по графику в столовую назначалась группа студенток от восьми до десяти человек. В помощь им подряжали одного студента, для переноски котлов, колки дров и топки печи.
В одно прекрасное утро Иван Иваныч решил до занятий сбегать на утреннюю рыбалку. Но не успел собраться, как его остановил товарищ.
-Послушай  Иван, будь другом, выручи. Задержись минут на десять. Я сегодня дежурный по кухне, но понимаешь, всю ночь не спал. Делал с Лидочкой лабораторную работу. Ты заскочи на кухню, растопи девчатам печь, а я потом подойду. Мне бы еще часик поспать.
На утренней рыбалке каждая минута дорога, но чего не сделаешь для друга.
Пришел значит в столовую, а там девчата у печки сидят, чумазые и не веселые. А Ивана увидели, обрадовались.
-Помоги,- умоляют,- Что-то печка не топиться, наверно дрова сырые. Мы уже четыре коробка спичек испортили, не горят дрова, хоть тресни. Мы в печку и дули и кочергой по бревну стучали, не чего не выходит.
-Вот что девушки, я вам тут печурку растоплю, а вы займитесь своими делами. Да, я буду не против, если угостите кружечкой горячего чая.
-Ой, Ванечка, а у нас нагреватель сломался. Мы его два раза включали. Он только трещит, и из него горелым пахнет.
-Ого, вот это уже серьезно, завтрак может задержаться. Придется видно забыть рыбалку. Иван с трудом  вытащил из печки  единственное здоровое бревно, наколол поленьев и нащипал лучины. Когда печь занялась, пошел смотреть водонагреватель. Нагреватель на кухне был самодельный и представлял из себя двухведерный бак с электрическим тэном.  Иван  заполнил бак водой, объяснив попутно, необходимость воды в нагревателе.
-Ага, возможно, успею порыбачить,- решил Иван.
-Ну ладно девчата, теперь надеюсь, и без меня справитесь с завтраком. Если не секрет, чем сегодня будете кормить?
-О, завтрак у нас сегодня замечательный, макароны по-флотски и кисель.
-Ну ладно, давайте служите. А макароны-то хоть подули,- решил на последок пошутить Иван.
Девчата засмеялись, а Леночка крикнула  в догонку.
-С завтраком мы теперь не опоздаем. Мы хитрые, мы заранее запустили макароны.  А то пока печка нагреется, долго ждать надо.
Иван зло сплюнул и повернул обратно. Действительно на печке в двух бачках блаженно размокали макароны.
-А все-таки вы молодцы девчата,- заметил Иван вываливая месиво из бачков. Как это вы не догадались тушенку в макароны не запустить.
-А мы банки открывать не умеем. Вот ждали Игоря.

Завтрак задержался на пятнадцать минут. Но зато девушки, под руководством Ивана научились чистить картошку и готовить замечательное  картофельное пюре.