некоторые размышления о природе имени

Александр Витковетус
   Вместе с душой и телом, наряду с другой индивидуальностью: темпераментом, склонностями и талантами и др. – нарекающим дается как идея и образ, выраженные в слове. Оно формируется постепенно вместе человеком, растет и приобретает конкретные черты,  проявляясь в личности.
 Имя обрамляет конкретикой слова незримый центр человеческого «Я», сокровенно храня его истоки, и скрепляя воедино многосоставную структуру индивидуальности.
Имя соединяет через язык внешний объект с инструментами мышления.
 Категория имени пронизывает всю глубину и многомерность бытия, до которой способен дотянуться человеческий разум.
 Даже смерть и разрушение не властны над именем, оно лишь уходит в глубины сущего, покрываясь песком забвения, в скоротечной переменчивости земного бытия. Но с вершин горнего мира из «Книги Жизни», сияют нам славой имена угодников Божьих, озаряя мир нетварным светом Божественной Любви.

                *        *        *        *       *

 Все происходящее в нашем мире имеет начало, развитие и финал. Эта трихотомия, которую можно найти в любой вещи, обусловлена триединством Бога сотворившего вселенную, в которой отражается созидающая энергия Творца. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). – так переведены на русский язык первые слова Божественного откровения пророка Моисея в книге Бытия. Сочетание греческого «архе» древний, архаичный, латинского «ин приципе» - принцип, первооснова и еврейского «берешит бара» - творение из ничего, дают и объем, и полифонию для возможности ощутить через материю языка соприкосновение с моментом появления нашего бытия.
 Начало – можно определить как мгновение, точку начала реализации волеизъявлений Творца, точку перехода из ничто, в состояние бытийности мира. Творение уже есть, но пока везде и нигде, потому что пространства еще нет, но пошел уже процесс развертывания. Уже проявился источник бытия, центр вселенной, «пуп земли», место, которое символически будет потом почитаться в каждом святом месте, святилище, городе это точка, на которой держится этот мир.
 Небо, земля, вода, тьма и бездна – все это застыло в ожидании изречения Воли: «И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет.» (Быт.1:3). Творец произносит повеление «да будет» и называет его имя - СВЕТ! Это первоимя и имя всех имен, единство и множество, всё что сотворено Творцом будет иметь свет проявленности и даже тьма, которая без образа, станет отделенной от света –«И увидел Бог свет, что он хорош и отделил Бог свет от тьмы.»(Быт.1:5). Отделенная от света тьма стала частью и они обрели новые имена и предназначение «свет стал днем, а тьма ночью»(Быт 1:6), появился первый ритмический рисунок времени. Отныне, стал виден свет Божественной любви, Он творит, через Волю, Слово – определяя форму, образ и предназначение. Он творит и разделяет бытие от небытия, небо от земли, тьму от бездны, свет от тьмы, день от ночи, вечер от утра, день первый от второго, свое первое повеление от следующих.
 В мир, в его преддверие, вошло Слово творящее, Духом воплощающее. «Свидетельства Свщ. Писания об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения вселенной и человека:
"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" (Быт. 1: 26). "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их" (Пс. 32: 6). Под "словом" святые отцы понимают Слово Божие, а под "духом уст" — Духа Святого.» (цит.27 стр.90)
Можно ли это  понять – нет; мы все сами часть этого процесса, точки со своим конкретным началом растущие из общего ствола Творения вселенной, и в нас есть свет бытия и имя, и тьма предыдущего небытия. Тьма предыдущего небытия – это то, во что упирается предел человеческого разума, там нет сущего, в котором мы реализуемся. И в нас есть тьма, от бездны допроявленности и ужаса вечного одиночества вне Любви Божьей. И крик новорожденного при виде света, и наречение именем, и Слово сотворившее нас по образу и подобию Бога.
 Это Слово, на котором держится род человеческий, соединяет душу с глиной нашего тела, и животворящим дуновением Духа. Его Воля передала нам в дар возможность называть всякую душу живую – «как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2:19), а на церковно-славянском «сие имя ему». То есть имянаречение - акт сотворчества человека с Богом. Адам различным животным, которые должны были подчиняться ему, как царю земному, нарекает имена. Давая всем имена, а человек соединенный с Богом получает власть над ними и понимание их предназначения,  Замысел Творца. Люди обретают дар называть всякую душу живую и себе подобных, определяя их индивидуальное предназначение, согласно Божественной Воле. 
  Приходит время, и ты уходишь из дома: сначала Божественным промыслом из небытия, потом зачинаясь семенем от отца, потом рождаясь из утробы матери, потом идя в обучение, потом реализуясь в социуме, организуя семью, проявляясь в действиях как личность и оставляя свой след, и наконец, уходя из этого мира. Мы все время уходим: из дома воплощаясь, реализуясь, вырастая, обучаясь, искушаясь, умирая. Этот путь из Промысла в идею, через слово, через плоть, душу и дух к недостижимому центру - Творцу, где пульсирует сущее животворящей Любви, дающее начало, и куда к своему источнику и смыслу стремится душа, через весь мир. Разве можно до конца понять устройство и предназначение любой окружающей вещи, включая самого себя? Можно лишь через название принять её в свое сознание, и совместив имя с накопленным опытом твоей культуры, познавая её, сделать частью своей жизни, и через это увидеть космос своего бытия.
 Мыслить любую вещь возможно только через определенную систему аналогий и соотношений, недаром каждая наука и искусство сначала создают свой язык из понятий, символов, правил, законов и классификаций. Ведь чтобы уйти из дома надо начать строить свой новый дом еще до выхода из него, а по дороге, собирая знания о себе через окружающий мир и опыт проб и ошибок, построить новый и воплощая его на новом месте своей жизни, и уже готовится к следующему пути.  «Лисы имеет норы, птицы гнезда и только сын человеческий не знает, где приклонит голову», в этих словах Евангелия вся правда об этом мире, те кто здесь имеет дом и убежище и считают его своим, погибнут вместе с ним. Но что же есть в тебе самом такого, что распространяет тебя за пределы этого мира и позволяет продвигаться по пути вместе с идеей, материей, именем, предназначением и временным потоком, неся в себе отпечаток света и воли?
Имя-форма, божественный замысел, твои амбиции или сопричастность к общему движению циклическому и линейному? Все-таки, наверное, звучащий внутри зов предназначения, который побуждает к действию, поиску, углублению опыта и будоражит мысль, окрыляя ее любовью Творца, которая зримо и незримо заполняет мир. Эта Любовь, освещая сердце, побуждает его тоже становиться сначала источником тепла, а потом и вторичного света. Иначе невозможно в темноте своего бытия осознать себя без внешнего Света, не став его проводником. И свет, идущий сначала сквозь имя, очерчивая его ореолом, а потом имя, соединяясь через личность человека святого с Богом, становится проводником нетварной энергии и светит обожженностью, играет здесь немаловажную роль. Роль света мы рассмотрим в отдельной главе.
  Из книги Бытия мы знаем, что первого человека Господь назвал Сам, именовав его Адамом (Быт.2:16 ). В Священном Писании в первый раз упоминается имя Адам после описания Райских кущей с названием главных деревьев, рек и сокровищ. Все это давалось Адаму на попечение и присмотр, вместе с заповедью не вкушать плода от «древа познания добра и зла». И так, пока человек в Раю был один и «беседовал с Господом в прохладе дня», из чего можно понять что человек, уже обладает знаниями, членораздельной речью и вступает беседы с Творцом, что это период первичного познания себя и мира. Но вот Господь дает помощника «не хорошо быть человеку одному», дает ему дар называть «и всяко аще нарече Адам душу живу, сей имя ему» (Быт. 2:19), то есть дар власти понимания, ибо чтобы именовать кого-либо, необходима власть и причастность к сути предмета именования. Адаму дается ограничительно-испытательная заповедь, для осознания своего места во вселенной и понимания необходимости сосложения своей воли и Божественной. Адам в Раю учится и искушается для осуществления своего предназначения. Имя, род занятий, помощника, возможность определять суть живых и их дух в структуре языка, и заповедь с послушанием даются в совокупности. Из этого можно определить, что имя, это элемент личности связанный с индивидуальной задачей в Божественном Домостроительстве и оно дает возможность обращаться к конкретному объекту, выбирая из всех других сущностей. Что это дает?
Во-первых, формирует образную составляющую личного «Я».
Во-вторых, обратную связь с самим собой и окружающим миром,
В-третьих, присоединяет к общему языковому пространству.
 В общей структуре человека появляется вербальный центр, определяющий его  сущность и связующий воедино его внешний и внутренний мир, дающий возможность индивидуализации и коммуникации. То есть, он имеет возможность не только спрашивать, но и отвечать – включается система обратной связи. Не только он определяет и оценивает, но его определяют, оценивают – появляется личная ответственность за мысли, слова и действия. Имя накладывает отпечаток на личность, в которой есть оценивающий разум, стремление чувств, свобода выбора и вектор воли. Все это есть у каждого, но конкретика их приоритетов, то есть доминирование воли, чувств или разума зависит от личностной структуры,  и многих факторов наследственности, воспитания, культурной среды, места и времени рождения и конечно имени. Ведь именно в нем сосредоточенна та бытийная конкретика человека, в которой через имя, имеющее дух, плоть и кровь слова, обретает свою сущность по мере жизненного пути сам человек. Став первым кирпичиком в лестнице самопознания, имя развивается вместе с личностью, обрастая чертами индивидуальности мыслей, желаний, поступков, добавляя к полученной в наследство первооснове различные определения, эпитеты, звания и титулы или наоборот рассыпаясь в уничижительные формы, затеняясь кличками, или прячась за псевдонимами и прозвищами. Все это есть часть личной истории, по которой судится личность, а через произнесение индивидуального имени вспомнят и поступки совершенные личностью.