Чудо Диалога

Виктория Любая
               

               
                ***
            - ты не настоящий

            - да, я еще себя не придумал. я всегда рисую не себя.
   
                ***

            - давай будем вместе

            - нет, мы слишком далеко друг от друга

            - любое расстояние можно преодолеть 

            - и какое между нами расстояние?

            - я его не вижу

            -я тоже. поэтому мы и не можем быть вместе

                (Юрий Тубольцев, http://u-too.narod.ru)
 


Наивно полагать, будучи взрослым человеком, что диалог между людьми, как мы привыкли его себе представлять, возможен.

Не перебивать, слушать внимательно,  учиться задавать правильные (наводящие) вопросы … думаете, это и есть залог осуществления Диалога? Вовсе нет. Это давнее стремление, которое, как нам кажется, способно разрешить задачи со множеством неизвестных, разгадать, неразгаданное ранее единственно потому, что у нас до вступления в диалог не хватало какой-то информации, какого-то логического звена и т.п. – всего лишь очередная иллюзия. То, к чему устремляемся мы, терпеливо вслушиваясь в речь собеседника, зачастую – и это, действительно, в лучшем случае, обмен информацией, – которую, в последствии, каждый интерпретирует на свой лад. В этом случае мы - не соБеседники, не Пониматели, мы – Толкователи.

А ведь человек – не вещь. Как говорит Гамлет, кивая на флейту, на которой может играть каждый, мало-мальски владеющий навыками игры: «…Вы можете назвать меня каким угодно инструментом, вы можете меня надуть, расстроить... Но играть на мне нельзя!..…».
Тоже и с и Диалогом. Это – не обмен, не передача, не беседа ведущего с ведомым и не толкование. Это ТО, что происходит «в процессе» диалога – надПонимание, инсайт, искра, озарившая и на мгновение осветившая (высветившая), кусочек мрака тотального заБлуждения (блуждания). Если <этого> в процессе диалога не происходит, вся эта трижды правильно выстроенная беседа – грамотное перетирание слов, не больше.
 
Вступая в Диалог – мы становимся учеными-экспериментаторами, каждый раз проводящими новый, неведомый эксперимент, исход которого нам не известен, несмотря на всю нашу тщательную подготовку или, напротив, беспечную надежду на импровизацию.

Что же тогда мы привычно называем «диалогом»? Некую неживую конструкцию, отличную от нас самих, поэтому и возможности её, во многом ограничены, даже условны. Ну не будете же вы утверждать, что деревянный костыль человек чувствует так же, как «третью» ногу, а подзорную трубу или телескоп, как собственный «третий глаз»?… Т.е. то, что мы понимаем под <диалогом> – это, всего лишь, инструмент, но, как и самый современный телескоп, он вовсе не является достаточным условием для открытия новой звезды…

В настоящем же Диалоге можно обойтись и без слов(!),что, напротив, значительно расширяет его естественные (человеческие) границы. Основа такого соБеседования – искренняя взаимная обращенность Друг к Другу, доверие, заинтересованность, готовность к соПереживанию, открытость к  взаимодействию, самораскрытие.

Ни один другой вид деятельности, как оказалось, не в состоянии объяснить  человека с помощью других взаимоотношений, поскольку он к ним, попросту, не сводим. И только Диалог ближе всего находится к объяснению его загадочного естества, его взаимодействия с миром, т.е. взаимодействия человека и Бытия, – являясь, по сути, онтологическим принципом каждого из нас. 

...И вот мы встретились, обнялись, поговорили и… что?...