Добро пожаловать... Часть 5

Алексей Абраменко
Добро пожаловать в новый мир, или Сбылась мечта идиота (продолжение)

Ну согласитесь, фраза "А я проснулся в Париже" звучит как-то по-особенному, торжественно, претенциозно. Даже если говоришь ее самому себе, лежа в двуспальной кровати хостела средней руки где-то на окраине города. Вернее, даже в пригороде. А все равно - звучит!

Завтрак в хостеле (который, естественно, входил в стоимость номера) явственно дал понять, что французы с утра едят не особо много. Во всяком случае, не так, как привыкли мы... У нас ведь как? - либо вообще не завтракаем, опаздывая на работу / учебу (потому что встаем только на десятый крик будильника), либо - если уже позволяет время - основательно наедаемся. Ну, там пришлось малость приглушить аппетиты, а то на нас и так смотрели, как на белолицых сомалийских беженцев.

На повестке дня первым пунктом стоял Версаль. Ну как это - быть в Париже и не увидеть эту жемчужину?? Пускай даже за деньги, пускай даже придется туда ехать пару десятков километров - гулять, так гулять! Мы ведь уже сколько проехали - и тут потерпим, тем более для паршивой собаки семь верст - не крюк.

Но мы явно были не единственные, чей ход мыслей развивался примерно в таком же направлении. Потому что народу в Версале было - тьма! И это мы еще в 10 утра приехали... Руководитель группы сразу пропала - ускакала решать оргвопросы по нашей экскурсии. Через несколько минут она появилась и пристроила нас в какую-то очередь. Очередей, кстати, там было несколько, как и, собственно, входов. Один - для посетителей, которые пришли поодиночке, либо парами-тройками-семьями; еще один - для экскурсионных групп (туда нас и засунули); еще был точно один для инвалидов-колясочников, а больше я не запомнил.

На карточке нашей группы, которую нам выдали на входе, было указано время - 11.15. То есть, по идее, в это время мы должны были проскользнуть в двери Версаля. Верилось в это мало, судя по количеству человек перед нами - у них были карточки на то время, которое уже прошло. В общем, у нас было как минимум полчаса времени до того, как начать возмущаться, почему нас до сих пор не пустили. На эти полчаса нам дали увольнительную.

Варианта было два: 1) попасть в общественный туалет (в Париж мы должны были вернуться не раньше часа дня), в который выстроилась внушительная очередь - кстати, фактически еще один вход в Версаль с очередью; 2) хоть одним глазком увидеть, хоть галопом пройтись по Версальскому парку - другого времени на него нам не выделили. Плюнув на мочевой пузырь, я рискнул все-таки предположить, что эстетическое удовольствие гораздо дороже, чем физиологическое - и отправился в парк.

Как оказалось, риск был оправдан. Бесплатные туалеты я нашел и в парке, а вот те, кто остался в очереди при входе в парк, естественно, никуда уже, кроме отхожего места, не успели попасть. Так что в итоге я получил двойное удовольствие. Хотя, сказать по правде, после выхода из парка все-таки осталось ощущение, что Петергоф в этом плане гораздо интереснее и привлекательнее. Единственное, что действительно не хватило Петергофу в сравнении с Версальским парком - зелени. В Питере я был в начале мая, когда почки там и не думают распускаться, а туристы только начинают появляться возле оттаявших достопримечательностей. Нет, ну Версаль тоже хорош, даже очень. Правда, за 20 минут что-то увидеть невозможно, это - форменное издевательство над человеческим любопытством. Благо, хожу я быстро. Поэтому я даже успел дойти до центрального фонтана с квадригой и до Большого Канала, прежде чем в парке выключили воду. Ровно в 11.00. Как оказалось, воду на все фонтаны в парке подают только два часа в день - утром и под вечер. История с водопроводом в Версале тянется уже давно - воды там нет и близко. В свое время, пока еще был жив Людовик XIV, вода била только из тех фонтанов, мимо которых он проходил. Он шел дальше - включался следующий фонтан. Элементарно, Ватсон.

В принципе, короткую экскурсию по парку можно было засчитать. Нужно было возвращаться во дворец (ого, как звучит!).

Конечно, ровно в 11.15 мы туда не зашли. Ну, помурыжили нас лишних полчасика на входе, подумаешь. Главное, что пустили в итоге. Народу внутри оказалось ничуть не меньше, чем снаружи. Приходилось довольно активно передвигаться за экскурсоводом, которая бегала из комнаты в комнату и все что-то рассказывала. Мы вертели головами, рассматривали все вокруг: стены, потолок, пол, люстры, мебель, гобелены, двери, предметы интерьера, даже виды из окна на те части парка, куда не успели добежать. Вспышки фотоаппаратов не гасли и еле успевали подзаряжаться на новые кадры. Батарейки пришлось поменять пару раз - благо, они были при мне. В общем, было красиво. Но как-то уж слишком однообразно. Если бы не истории экскурсовода, было бы чересчур скучно. А так - довольно увлекательно. Выйдя из дворца, мы сразу же помчались к автобусу - народ опаздывал на экскурсию в Лувр.

Но в Лувр я не пошел. С меня хватило Версаля. На такие вещи нужно тратить как минимум дня три, а не полтора часа бегать, сломя голову, а потом хвастаться перед друзьями смазанными, снятыми на бегу фотографиями "Джоконды" или Ники Самофракийской. Причем на самой нормальной, самой удачной фотке - стабильно - в уголке каком-нибудь обязательно мелькнет один из вездесущих японцев.

Доехав до Лувра на нашем автобусе, я решил прогуляться по городу - завтра уже нужно было отправляться в обратный путь, терять время не было времени. До встречи с моей знакомой, которая сравнительно недавно стала парижанкой, оставалось еще около четырех часов. Я развернул карту, обозначил маршрут, прикинул время. По идее, должен был вкладываться. Я двинул в путь.

В итоге, в окончательном варианте мои скитания по чреву Парижа выглядели следующим образом: Лувр (внутренний зал и Большой двор) - сад Тюильри - площадь Согласия (с обелиском Луксора) - дворец Бурбонов (место заседания Национальной Ассамблеи) - мост Александра III с позолоченными фигурами на четырех углах - "Отэль дез Инвалид" (усыпальница наполеоновских воинов) - церковь Святой Магдалины (она стоит как раз напротив дворца Бурбонов - через Сену - и поразительно на него похожа) - набережная Сены - музей д'Орсэ (бывший железнодорожный вокзал, который сейчас действует как музей живописи) - квартал Сен-Жермен - квартал Сен-Мишель - собор Нотр-Дам-де-Пари - университет Сорбонна - Пантеон - "Отэль де Виль" (Парижская мэрия) - центр Жоржа Помпиду - Опера (дворец Гарнье) - Монмартр - Шатле-лэ-Аль. Честно говоря, не знаю, сколько я тогда намотал километров, но ноги гудели. Впрочем, моральное удовольствие было гораздо важнее физического состояния. Компенсацией за усталость стал прекрасный ужин в ресторане в компании моей знакомой со своим мужем.

А закончиться вечер должен был, по идее, совершенно торжественно: распитием бутылки французского вина перед Нотр-Дамом в компании нескольких девушек из нашей группы. Мы, конечно, слабо себе представляли, насколько это возможно, но планировать это было приятно и немного страшно - до такой даже щекотки внизу живота. Впрочем, до дела так и не дошло. Неявка одного из членов кворума поставила под угрозу успех предприятия. Поэтому мы просто посидели на травке в саду Тюильри, потягивая холодную "Колу", купленную в "МакДональдсе" на углу улицы Риволи, пофотографировались с афганской борзой, проходившей мимо, посмотрели в звездное парижское небо, по которому изредка пробегал луч прожектора, установленного на верхушке Эйфелевой башни, поболтали о всякой чепухе - и отправились в хостел.

Честно говоря, на мою карту Сен-Морис (пригород, в котором мы ночевали) не вместился. Я себе примерно представлял, в какую сторону нужно идти от метро, чтобы выйти на улицу маршала Леклерка, на которой и находился наш хостел. Первый сюрприз ждал нас в метро. Оказалось, что до нашей станции метро поезда не ходят. Там как раз велись ремонтные работы, поэтому нам пришлось выйти на предыдущей. Карта близлежащих улиц, которая стояла возе выхода из метро, ничего хорошего нам не показала. Пришлось ориентироваться интуитивно. И, как назло, людей почему-то в полночь очень сложно найти на улицах. Тем более, на своих мы не особо смахивали.

И снова пригодились 13 лет изучения французского. Первый прохожий - дедушка, который выгуливал свою собаку (вот же приспичило собачке, честное слово!) - сказал нам, что такой улицы тут нет... Еще один неожиданный сюрприз. Правда, сказал он, есть улица генерала Леклерка. А уж тот, в свое время, после генерала получил звание маршала, так что, в принципе, можно считать этих двух Леклерков одним человеком, если рассуждать логично. Краткий курс французской истории не прошел для нас даром - мы быстро нашли генерала. Вот только такого дома, который бы нам подошел для ночлега, там не оказалось. Развернулись и пошли обратно.

Второй прохожий - чувак, подъехавший снять деньги в банкомате - вообще сказал, что он не местный. Но, в принципе, говорит, в Шарантоне улиц немного, можно поискать. Очередной сюрприз. Шарантон нам вообще не нужен был. Правда, тут же наступило облегчение - Шарантон заканчивался как раз за той улицей, на которой мы стояли. И там уже, через дорогу, начинался Сен-Морис. И на том спасибо.

К третьему "островку жизни", обнаруженному нами в столь поздний час,  подходить не захотелось - судя по всему, компания подростков-переростков вывалилась из ночного клуба, предварительно чем-то накачавшись, и активно делилась впечатлениями от резкого скачка курса доллара на американской валютной бирже. Мы продолжили идти, доверяя своей интуиции и уличным указателям.

Наконец местность начала приобретать знакомые очертания. Мы зашагали с удвоенной энергией. Напоследок удостоверившись у двух парней, проходивших мимо, что за поворотом - действительно тот самый маршал, мы вышли на знакомую и такую долгожданную улицу. Весь путь от станции метро до отеля занял у нас около часа...

Это уже на следующее утро мы узнаем, что сделали гигантский круг, обойдя почти половину Сен-Мориса. Это уже на следующее утро нам скажут, что от хостела до метро - 15 минут вразвалочку. Это уже на следующее утро я пойду к метро и буду про себя материться из-за того, что не удосужился полистать рекламный буклетик хостела, в котором все было красивенько нарисовано. Это уже на следующее утро мои попутчицы будут благодарить меня, как нового Сусанина, который вывел их из дебрей парижских пригородов... А пока что мы, жутко уставшие и голодные, молча разбрелись по номерам.