Пчелиный день

Юрий Сергеевич Павлов
Тот  день  был  поистине  днем  всеобщего  пчелиного  благоденствия   и  ликования. Все  в  природе  в  этот  день   счастливо  совпало  и  к  месту,  и  ко  времени. Щедрое  и  жизнерадостное  солнце, духовитые  медоносы  и  сочащееся  нектаром  пахучее   разнотравье  вызвали  у  насекомых  такую,  не  проявленную  доселе,   жизненную энергию  и  прилив  сил,  какие  у  людей  отмечаются  в  дни великих  торжеств и  человеческого  триумфа.
Чего  они  только  не  вытворяли  в этот  день!  Воздух  нашего  огорода  был  густо  пропитан  их  деловым  и  басовитым  гудением,  и  все  околоземное  пространство,  если  смотреть  с  земли  в  небо,   являло  из  себя сетку  гудящих  проводов,  поскольку  их  лет  от  соседей  к  соседям  через  наш  огород  представлялся   невооруженному  глазу  тысячей черных  трассеров, разлиновавших  на  полоски  небесную  синь…
Не  повезло  мне  в  этот  жаркий   день  с  самого  начала.  Побежал  босым   искупаться  в  пруду  и  наступил  в  траве  на  шмеля. Красивый  бархатный   черно-желтый  шмель  оказался  такой  врединой!  Укус  осы по  сравнению  с  ним – цветочки, а  о  пчелином – и  говорить  нечего. Кстати,  пока  я  скакал на одной  ноге,  пытаясь  вытащить  из  подошвы  жало,  меня  в  лоб  шибанула  пчела.
Прохладная  вода  пруда  заглушила  боль  укусов,   но   шишка  у  меня  на  лбу  все-таки  вздулась.  И  вот  теперь  полежать  бы  в  холодочке,  зализать  раны,  так  нет –  бабушка   командует:
– Грядку   свеклы  прополешь,   а  там  хоть  до  ночи  торчи  в  пруду…
Легко  сказать:  грядку.  У  бабушки  гряды по   двадцать  метров,  пока  выполешь – костьми   ляжешь.  А  вечером  –  иди,  купайся,  когда  солнце  закатится,  и  на  луга  падет  холодная  роса. Приятного  мало.  Но  с  бабушкой  не  поспоришь…
Через  ворота  двора,  большую  часть  которого  занимает  хлев  для  коровы  и  загон  для  овец,  выхожу  в  огород.  Вот  она, свекольная  грядка,  начинается  сразу  от  ворот  и тянется   до  середины  огорода.  Поскольку  солнце  еще  не  в  зените,  начальная  часть  гряды  в тени,  и  резонно  начинать  прополку  отсюда,   к  чему  я  бодро  и  приступаю.
По  утречку  со  свежими  силами  работа  моя  продвигается  споро.  Дело  знакомое,  за  лето  не  единожды  выполешь  бабушкин  огород.  Хорошо, что  еще  не  все  отдано  под  грядки  –  спасает  задняя  часть  участка,  разделенная  тропкой  напополам  до  самой  калитки.   По  одну  сторону  тропы – поляна,  она  еще  стоит  некошеная, – а  по  другую  сторону картошка – с  ней  тоже  забот  немного.  Спасают  и две  яблони,  в  приствольных кругах  которых землю  не  копают  и  ничего  не  сажают.   Но  и  оставшегося  пространства  хватает  на  два  загара.  Кожа  от  первого  облезает  в  середине  лета,  от  второго  держится  до  самой  школы  и  составляет  гордость  перед  друзьями  за  отлично  проведенное  лето.
В  любой  работе  важен  азарт, какой-то  интерес.  Главный интерес, понятно, – пораньше  закончить,  а  дальше, – делай,  что  хочешь:  загорай, купайся,  катайся  на  велосипеде.  Что  еще  можно  предпринять  в  жаркий  летний  день?
С  азартом  немного  сложнее. Сразу он  не  приходит.  Делю  мысленно  грядку  на  части, засекаю  про себя  время,   за  которое  я  продвигаюсь  на  коленях    хотя  бы  на  шаг.  Я  особо  из  межи  не  высовываюсь  и  передвигаюсь  по  ней  ползком.  Мои  грязные коленки  слегка  зябнут, поскольку  я  работаю  в  тени,  где  еще  не  высохла  ночная  роса. Но  вот  я  приблизился  к  границе  света и тени  и  в  тот  же  миг  чутко  уловил  гудение  над  головой.  Вот  шуруют!  Как  бомбардировщики,  с  заунывным  завыванием! И  куда  они  только  летят?  От  Дмитриевых  к  Андреевым  и обратно –  в гости,  что  ли  друг  к  другу? Я  знаю,  что  те  и  другие  наши  соседи  держат  пчел.  Нередко  в  августовские  дни  медового  Спаса,   когда  густой   тягучей  струей  янтарный   мед  стекает  в  алюминиевую  флягу,  и  мне перепадает,  по-соседски,  ломоть  вощаной   рамки,  соты  которой  по  края  заполнены   этим, ни  с чем  не сравнимым,  лакомством. Отломишь  зубами  кусочек,  сожмешь его  со  всей  силой,  и  рот  наполняется сладкой  душистой   массой,   в которой  запахи  цветущего  луга и ягодных  полян  ближнего  леска.  Эх,  сейчас бы   медку!
Я   потер  шишку  на лбу  и  опасливо  покосившись на  соседский  забор,  из-за которого  появлялись  и тянулись  над  головой  трассирующие  нити, перечеркивающие  синеву  июльского  неба, неохотно  переполз  на  солнце, продолжая  свою  скучную,  неинтересную  работу.
Азарт  мой, покоившийся  на  голом  энтузиазме,  то  вспыхивал  на  короткое  время  с   новой силой, то  опять  угасал,  но  дело, тем  не  менее, продвигалось.  Я  споро  выдергивал  всяческую  растительность,  за  исключением  светло-зеленых  листиков  с  ярко-красными стебельками  и  прожилками, и  если  где  нечаянно   выхватывал  свеколку,   то особо  не  расстраивался:  бабушка  ее  посадила  густо  и  все  равно  собиралась  прореживать.  Ну,  а где уж  совсем  пусто,    я,  не нарочно  выдернув  растение,  сажал  его  снова  во  влажную  землю,  помечая  место  с  целью  полива  рассады  для   лучшего  приживания.
Так,  за делом  и  думами  я  и не  заметил, как  прополол  значительную  часть  гряды, едва  ли  не большую.  Останется  немного  добить  до  конца  и  пройти  узкую  полоску  в  обратную  сторону,  поскольку  всю   ширину   гряды  с  одной  межи  не  достанешь. И  неважно, что время  подползло  к  обеду,  важно,  что  дело  делается!
Перспектива  прохладного  пруда,  куда  я  скоро  бухнусь  с мостика  вниз  головой,  замаячила так  близко  и  призывно,  что   мне  непременно  захотелось  оглядеть  с  высоты  сделанное  мною  и,  главное,  замерить  шагами  оставшееся.
Я  резво  вскочил  и,  широко  шагая, чтобы  шагов  вышло  как можно меньше, замерил  оставшуюся  не  выполотой  часть  гряды,  выйдя  для  этого  на  самую  середину  залитого  солнцем  огорода  Здесь  было  настоящее  пекло…
И  в тот  же  миг,  я  даже  толком  и  не  понял,  что  произошло,  резкая  боль,  как  будто  от  ожегов:  в  шею, в  голову,  в  грудь  –  пронзает  мое  тело.  И  по  резко  усилившемуся  заунывному  вою в  ушах,  мельтешению  перед  глазами,  вокруг  меня, везде  –  лихорадочно  соображаю: пчелы,  много  пчел…  может  целый  рой.  Как  же  я  забыл? 
Я  завертелся  на  месте,  замахал  руками,  отшибая  их  от  себя  и давя  запутавшихся  в  волосах,  и  это  было  моей роковой  ошибкой.  Пчел  налетело  столько  много,  что  они  уже  не  прицеливаясь  и  без  облета  стали  бить  меня, ожигая,  как  пули.
До  меня  не сразу  дошло, что  надо  присесть, а  лучше  лечь  в  межу.  Инстинкт  самосохранения бросил  меня на  корточки,  и  я  продолжил  ожесточенно  отбиваться  от  наседающей  братии,  сбивая  на землю  помятых  пчел  с  головы,  где  их  запуталось  в  волосах  видимо-невидимо, и  в тот  же  миг  одно  насекомое,  оттолкнувшись  от  земли, рикошетом  отскочило  мне  в  шорты.
Я  взревел,  как  реактивный  самолет и с  его  скоростью  влетел  в  спасительную  и  темную  прохладу   двора.  Опрокинув  на  мосту   с  лавки  пустое  ведро,  с  грохотом  и  воем  рванув  дверь, я  оказался  на кухне,  где  чуть  не сбил  с ног  бабушку,  возившуюся  с  чугунками  у  печи.
               – Мать-царица  небесная! – всплеснула  руками  ба-   бушка. – Где   же  это  тебя  так  угораздило?!
– Пче– е – лы –ы –ы! –  с  подвыванием  выдавил  я  из  себя  и  бросился  к  рукомойнику. Но  вода  в  нем  оказалась  теплой  и  никак  не  могла  облегчить  моих  страданий.
          –   Ах,   ты,   батюшки…батюшки…– суетилась  бабушка, копошась  в  ящиках  комода. – На–ко, – протянула  она  мне  медный  пятак, – приложи-ка  к  больному-то… Да  не  вертись  ты,  пес  тя  дери-то,  под  ногами,  иди  на  койку,  и  пятак –то  не упадет. А  я  сейчас  смыкаюсь  в  погреб,  не  осталось  ли  от  зимы - то  ледку.  Запасали  ведь…Ох–хо–хо…
Плетусь  к  постели. Один  глаз  заплыл  и  ничего  почти  в  узкую  щелку  не  видит, на  лбу и  на  голове – шишки,  ухо  налилось  сизоватым  жирком  и  при  ходьбе  тяжело  покачивается, как  у  слона.  Распухла  губа,  болит  грудь,  под  мышкой, шея,  палец  на руке  и  ступня  ноги. Тринадцать  укусов  резкой  болью  в  течение  короткого  промежутка  времени  обожгли  мое  тело.
Я  лежу  и  думаю,  перепадет  ли  чего  мне  от  бабушки  за  мои  страдания?  Смилостивится  ли  ее  сердце  перед  болящим  человеком?  Я  чувствую, как  меня  обволакивает  тягучая  мягкая  дремота,  боль  утихает,  становится  тепло  и  покойно.  И  не  сопротивляясь  навалившемуся  на  меня  сну,  я  как  будто  проваливаюсь  в темноту,  напоследок  ощутив  приятное  прикосновение  к  моему  лицу  живительной, унимающей  боль, прохлады…
  …  Когда  я   проснулся, солнце  еще  было  высоко,  но  по  его  лучам  на  стене, под  самым  потолком,  понял,  что  оно  заметно  переместилось  на  небосклоне  за  часы    моего  сна  и  уже  наметилось  к  спуску  за  дальний  лес.
На  кухне  разговаривали  двое:  бабушка  и  мужчина,  голос  которого  мне  показался  знакомым:
– Лето  пока, как  на  заказ.  Постоит  июль  да  неделька  августа  и,  считай, – с  сеном,  с   кормами.  Картошка  хорошо  наливается,  бог  дал  дождичка  вовремя, – только  отцвела!  Всему  свое  время.  Отсенокосимся, – там  хоть  каждый  день  лей!  Верно  я  говорю,  Александра?  А  где  у  тебя  сам-то  сегодня?  Говоришь,  в  город  уехал…  Дела!…
Приоткрыв  легонько  дверь  в  переднюю, дядя  Леша  пробасил:
– Проснулся,   страдалец?  Ну-ка,  давай  живо  к  нам  чай  пить  с  медом! Зря  что  ли  ты  сегодня   мучения  из-за  моих  пчел  принял?
– Так  уж  из-за  твоих, – возразила  ему  бабушка.  Может  это  Ондревой  Маруси, а  еще  вернее – Насти  Митревой.  Тут  кругом  одне  пчелы…
– Не,  это  мои!  Я  еще  не  сказал,  что  сам  их  сегодня  разворошил.  Захотелось  мне  поглядеть, как  там  пчелиная  матка  себя  чувствует,  скоро  ли  роиться  будет.
– Ну?
– Вот  и  поглядел. Открыл  крышку-то,  взъерошил  их, они  и  поднялись  волной. Что  шуму-то  было!
– Неужели  улетели? –  так  и подалась  вперед  бабушка.    
– Далеко  не  улетели, –  довольно  усмехнулся  сосед.  На  краю  усадьбы,  на  самой  высокой  липе  прилепились. Еле  достали… Теперь,   можно  сказать,  у  меня  прибавление  семейства…пчелиного.  Ну, чего  глаза  трешь,  никак  не  проснешься? Бери, вон, мед,  на  кусок  хлеба  намазывай, заслужил…
Рано  еще  мед-то  качать. Только-только  пчелы  взятку  собирают,  гречиха  зацветает,  да  раз  уж  залез,  думаю,  одну  рамку  выну.  А  как  узнал  про  твоего-то  страдальца, – вот  и  принес, –  скорее  для  меня,  чем  для   бабушки  произнес  дядя  Леша  свою  речь. – Да  ты не  расстраивайся  шибко-то,  что  пчелами  побит  был, – от  них  только  польза  одна, – добавил  он.
– Мне  бы  с воском…Я   на пруд – скупнусь…– тихо  произнес  я.
– Охо–хо,– вздохнула  бабушка. – Кому   до  чего, а  ему  все  одно  и  тоже…Пчелы  чуть  насмерть не  зашибли,  а  он –  купаться!  А  может  и  правда,  сбегай, смой   там  их  укусы-то. Да  не   бойся,  оне  уж  не  летают, освежись  да  пободрствуй.  Выдрыхся  ведь, ночь -то  что  делать  будешь,  батюшко?– заулыбалась  она.  Иди  да  смотри, – не  долго!
Вот  и  завершился  еще  один  жаркий   день  благодатного  лета,  запомнившийся  в  череде  многих  таких  же дней  необычными  приключениями,  случившимися  со  мной  и  о  которых  мне  захотелось  поведать…