Голуби

Виктор Дущенко
     Голубей я начал разводить на чердаке летней кухни, которую построили во дворе рядом с домом. Это началось совершенно случайно. Мой старший друг Виктор Бабенко без предупреждения подарил мне две голубки и одного голубя. Просто приехал домой и вручил:
 - Вот, возьми. Есть чердак, значит должны быть и голуби. Запри их там. Пусть привыкают. –  Это были «дикари». Все трое были серые с белыми пятнами. Я отнес их на чердак и запер.

Теперь у меня появилась постоянная забота: нужно было каждый день, пока они жили взаперти, наливать им воду и давать корм. Пока голуби приживались на новом месте, я над входной дверью чердака устроил два лаза, а под ними – откидную решетчатую полку. Дней через двадцать (не мог больше терпеть) я открыл входной лаз, чтобы проверить, привыкли ли они к новому месту. Они чувствовали себя как дома. Стали вылетать на прогулки. Но голубь сразу исчез. А голубки всегда возвращались домой. Я со спокойной душой считал их своей собственностью.

Но надо было увеличивать поголовье. Нужно размножаться. А самца нет. И тут к нам повадился чужой голубь коричневой расцветки с белыми пятнами. Прилетал каждый день. Одна самка ему понравилась. Я сначала обрадовался. Он спаруется с ней и пойдет у них потомство.
- Так-то оно так, -  сказал мне сосед Александр Лазуренко, – только не отложит она яйца у тебя на чердаке. Он ее уведет с собой. Потомство появится у него дома. И останется у тебя одна голубка, – он был опытный голубятник.
- Что же мне делать? - спросил я.   
- Прогони его и не пускай к себе на крышу. Или поймай и запри на чердаке. Привыкнет, значит, будет пара. – Ну что же, я выждал, когда он прилетел в очередной раз. Прицелился из рогатки, да и попал неожиданно ему в спину меж крыльев, пока он там хорохорился перед голубкой. Он ведь то наклонится, то задерет свой клюв, то начнет вращаться перед ней. Ну и ходит, ходит, воркует. Тут и получил по спине кусочком речной гальки. Он, бедный, сел на брюшко, опустил крылья, закинул на спину головку и задрожал в судорогах. Я ликовал, и в то же время испугался. Я ведь думал, вспугну точно, а попасть из рогатки – это нелегко. Конечно, иногда и в воробья попадал, но это редкий случай. Но вышло вот так. Быстро, пока он или не умер, или не оклемался бы да не улетел, я взобрался на крышу. Подобрал его и стал ожидать результат от такого неожиданного поворота событий. Голубь не умер, его защитил толстый слой оперения. Он пришел в себя, но теперь я был хозяином положения. Подвязал ему крылья. Пусть походит по чердаку пешком. А чтобы ему не было скучно, мне Александр подарил еще одного голубя. Теперь у меня было две полноценные пары.

Прошел месяц. Голуби обрели свободу. И никуда не улетали. Я очень обрадовался, когда первая голубка села на гнездо. Появились первые в моей жизни (возможно и у голубей) птенцы. Было странным сюрпризом, что из яичек от коричневого с белыми пятнами голубя и серой с белыми пятнами голубки вылупились два птенца – один чисто красный, второй – чисто белый. Это для меня было приятное событие. Мечтал о белых голубях.

  С этого момента началась моя новая жизнь. Пошли семейства голубей. К нам на крышу садились чужие самки, чужие самцы. Возможно, какую-то голубку увели, но и голубиная семья тоже пополнялась извне. Пошло интенсивное размножение. Вначале я знал каждую пару «в лицо». А когда их стало пар двадцать, да еще почти у всех пошли птенцы, они все смешались. Кроме первых двух пар: я всегда отличал их от других потому, что они были родоначальниками всего потомства.

Вскоре обнаружились первые враги – соседские домашние кошки. Они ночью проникали на чердак через те же входные лазы, что и голуби, и выносили птенцов. Теперь приходилось каждый вечер закрывать откидную полку, которая служила голубям для выхода из жилища и удобного входа в него. 

Через год мы заметили, что наши голуби стали съедать зерна больше, чем куры. Но куры несли яйца, мы ели их мясо, использовали пух, а голуби были на привилегированном положении. Они просто жили в свое удовольствие. Конечно дикари, это такая порода голубей, которые едят не только дома, но и в поле. Они путешествуют по огромной территории. Но дома они ежедневно клевали зерно в обязательном порядке. А уж потом могли позволить себе летать где угодно. Их стало много. При взлете всей стаи с земли создавался шум, и поднималась пыль. Теперь пришлось кормить куриное семейство отдельно в их небольшом курятнике, приспособленном для ночлега. Иначе, как бы куры не отгоняли голубей, те успевали склевать всё зерно. Они брали количеством. Пока курица гоняет одного голубя, трое успевают покушать. Надо было что-то делать. Ну не выгонять же их из дому.

Однажды мы увидели на прилавках городского рынка тушки голубей. Вот он выход! Ведь мы тоже можем пользоваться дарами природы! С тех пор разведение птицы приобрело промышленный масштаб. Продавать голубей нам не приходилось, но в любое время при желании у нас на столе было диетическое голубиное мясо. В любом количестве. И с того же времени у меня почему-то пропал интерес к их разведению.

Как давно это было? Много воды с тех пор утекло. Жизнь течет, сменяются поколения. Стареют дома. Сейчас о голубях напоминает только сломанный решетчатый лаз на пустом нежилом чердаке летней кухни. Всё изменяется. Прощайте, голуби.