Без памяти нет традиций

Александра Улитина
Шла я в детский сад, а попала в избу. Образа в, красном углу, деревенская печь. Мальчики в русских рубашках, девочки в сарафанах водят хоровод и поют: «Чижик, чижик, чижичек, маленький воробушек...» Они увлечены игрой и ведут себя раскрепощенно, несмотря на множество гостей.

 

Так начался семинар педагогических работников "Традиции, обычаи, образы русской народной культуры в развитии дошкольников" в прогимназии N 73, больше известной жителям Владимира под названием "русский садик". А лейтмотивом семинара стали слова академика Г. Волкова: "Без памяти нет традиций. Без воспитания нет духовности. Без духовности нет личности. Без личности нет народа. Как исторической общности".

Участники семинара имели возможность увидеть занятия по фольклору во 2-й младшей и в старшей группах. Эти занятия проводит музыкальный руководитель высшей категории Л.Гуськова.

Во второй части семинара коллектив садика делился опытом. Воспитатели в народных костюмах рассказывали о своей работе, используя при этом жанры русского народного творчества: пели частушки, сказки сказывали.

Встать на путь воспитания детей в русских традициях, вернуться к своим истокам предложила несколько лет назад директор прогимназии Т. Ковалькова. Это было непросто, ведь сначала "образовывались" сами воспитатели.

Была создана программа соответствующая государственному стандарту. О ней гостям семинара рассказала кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-хорового дирижирования ВГПУ И.Воропаева.

- Мы задались вопросом: что природосообразнo русскому ребенку? - рассказывает она. - Фольклор органично вводит подрастающего человека во взрослую жизнь. Детский фольклор обладает всеми педагогическими ресурсами, развивающими гармоничную личность. На каждом отдельном занятии решается и множество физиологических задач: логопедическая, эмоциональная и другие.

Фольклор в программе разделен на несколько блоков: семья, быт, природа, календарные праздники... Программа предусматривает и различные формы работы с родителями дошкольников.

Им можно только позавидовать, ведь их дети растут, учась любить свою Родину, ценить свой и чужой труд, делиться с бедными, защищать слабых... Великодушие, сострадание, духовность - этими качествами всегда славился русский человек. Пусть для других будет примером, когда ребенок постигает ценности жизни в глубокой мудрости народных сказок, песен, игр. А в тихий час засыпает под колыбельную.