Счастливого тебе Дня Индейки, Америка!

Рита Форд
Мы отмечаем сегодня День Благодарения.  Сегодня можно полакомиться индейкой.  Кто не любит запечённую индейку, поднимите руки. Вижу, есть воздержавшиеся – они ещё просто не пробовали  индейку и нет таких, кто попробовал её хотя бы раз и кому она не понравилась.  Я тоже люблю индейку.  Кстати, запечённая индейка – это единственное блюдо, которое удаётся приготовить  на славу моему Ральфу.  Всё остальное, что мне удалось попробовать приготовленное его руками, было настолько отвратительным, что я давно прекратила эти жестокие опыты.  А раньше всё время удивлялась, что же такое особенное можно сделать, чтобы так испортить вкус исходных продуктов.  При запекании индейки  и делать-то особо ничего не надо.
 
Ральф надел сегодня футболку, которую мы купили недавно в поездке в резервацию индейцев.  На футболке изображена красивая индейская девушка, она держит в руках  ловушку для снов – чисто индейское изобретение.  По-моему больше никто не догадался изготовить ловушку для хороших снов.   Кто-то считает баранов, чтобы уснуть и видеть сладкие сны, кто-то пьет снотворное, а оказывается можно повесить над своей кроватью такое нехитрое приспособление, как ловушка для снов. Мило, трогательно.  Что ещё скажешь.  Главное, в это верить.

В ту поездку я впервые увидела североамериканских индейцев, то были  adai caddo.  Сегодня в День Благодарения мы вспоминали с Ральфом нашу недавнюю поездку к ним.  Я спросила у Ральфа, празднуют ли современные индейцы, живущие на территории США День Благодарения. Ведь их предки  имели к нему самое непосредственное отношение.  Я увидела широко открытые от изумления глаза Ральфа – он не знал ответа на мой вопрос.
 
Последний раз я видела такие же изумлённые глаза у моего мужа,  когда мы разговаривали об инфляции, и я его попросила припомнить, что самого ужасного он пережил в своей жизни, связанного с инфляцией.  Он сказал, что он каждый раз приходит в ужас в магазине от цены на картофель стоимостью в 50 центов за фунт потому, что он помнит, что раньше бывало, цена была всего 25 центов за фунт.  На что я ему сказала, что я была очевидицей, как за очень короткий промежуток времени одна тысяча российских рублей превратилась в один рубль.  Вот тогда я и увидела такие же удивлённые глаза моего мужа.  Для него это казалось невероятным.

Мне не дано умение красиво танцевать.  Порой остро чувствуешь эту свою ущербность.  Но после того как я посмотрела, как танцуют индейцы adai caddo,  я немного успокоилась.  Оказывается, такое может быть, что целый народ не умеет красиво танцевать, однако у него нет никаких комплексов по этому поводу.  Танцуют, как могут.  Танцы  adai caddo выглядят следующим образом: звучит бубен, единственный инструмент из музыкального сопровождения.  Два или три мужских голоса ведут громко, с надрывом  песню на adai caddo-ском языке.  Мне кажется песня грустной.  Интересно, о чём может быть эта песня?  Жаль, и не узнаешь ведь никогда.  Про ближайшую охоту?  Нет. Не похоже. Почему она такая грустная?  Может о геройски погибших соплеменниках, защищавших от врагов свою землю?  Всё может быть.  А может она грустная потому, что в ней поётся о  прошедшей  любви примерно так:
                «Заслышав бубен, заслышав бубен,
                Запляшут духи у огня
                И лгать мне будут, и лгать мне будут,
                Что снова любишь ты меня».
Кто знает…

Все участники танца выстроились в большой круг, лица направлены внутрь круга.   В такт простенькому ритму, отбиваемому бубном, танцоры передвигаются приставными шагами в бок по кругу, делая после каждого шага притопывание одной ногой.   Руки висят вдоль туловища.  Я тоже так смогла бы танцевать.  Фу! Какое облегчение!  Значит я не самый последний танцор на планете.   Как мы смеялись недавно с моей соседкой  по поводу того, что я ей сказала, что я очень рада, что хоть кто-то здесь в нашей округе  говорит хуже меня по-английски.  Я имела в виду её двухлетнего внука, который только недавно начал говорить.

Отдельные танцоры изображают танец, как будто бы они находятся в состоянии экстаза.  Среди бела дня на меня это не производит никакого впечатления.  Ночью у костра, это выглядело бы, наверняка, совсем по-другому, эффектнее.

Ещё меня мучает простой житейский вопрос, в какую одежду одевались индейцы в былые времена, живя в таком жарком климате, как климат Луизианы.  Ведь у них были только шкуры оленей.
 
Костюмы на танцорах были замечательные, очень колоритные.  Мне очень хотелось сфотографироваться с индейцем в национальном костюме на память.  Но я немного испытывала  неловкость, было неудобно подойти и попросить человека встать и сфотографироваться со мной.  Это же не экспонат в музее или ещё какая-нибудь достопримечательность.  Не знала, как начать просьбу.  В результате в уме всплыл киношный герой лейтенант Коломбо, который всегда, когда ему надо было что-то узнать от человека в ходе расследования, начинал беседу, делая акцент, что ему необходимы данные для отчёта.  Ему вроде и не к чему вовсе, но вот для отчёта надо.  Этот простой приём всегда безотказно срабатывал.  Я решила уподобиться лейтенанту Коломбо, подошла к индейцу в шикарном костюме и сказала, что я очень бы хотела сделать снимок с ним вместе для моего папы, в Россию.  Раз это надо было не для меня, а для папы, то моя неловкость улетучилась, а он, услышав «в Россию» с удовольствием попозировал для фото.

Наивно было, не спорю, испытать разочарование от того, что не увидела среди современных индейцев, людей похожих на героев книг и фильмов, образы которых сформировались в детстве.   Но именно это чувство – разочарование  посетило меня. Наблюдался явный «синдром Нового года».   Встретила недавно такое выражение в книге у психолога. Он назвал так явление, которое наблюдается с нами каждый год во время встречи Нового года.  Все от мала до велика  ждут от Новогоднего праздника чего-то из ряда вон выходящего, а ничего не происходит.  И первого января каждого года мы чувствуем разочарование.

Вот и я разочарованно спрашивала про себя: «Ну, где же Вы – «Зоркий Глаз»,
«Быстрый олень»?  Или ещё кто-нибудь в этом роде.   Вместо них я увидела одного индейца в очках с красивой модной оправой, другого с таким плотным телосложением, что его в былые времена соплеменники ласково в шутку могли бы назвать «Стройный бизон».

Мой Ральф зачастую при просмотре фильмов про индейцев, точнее про гонения на них, про истребление индейцев может, расчувствовавшись, заплакать.   Здесь же при посещении индейцев в резервации он был совершенно спокоен.   Я подумала, что похоже на то, что  он тоже пережил «синдром Нового года».  Видела, как некоторые из посетителей подходили к индейцам, приветливо переговаривались, обнимали их.  Для меня это выглядело как некое заискивание.

Я знаю, что для нынешних американцев, потомков тех первых пилигримов День Благодарения – это, прежде всего, семейный праздник, праздник, когда вся семья старается собраться вместе, может вкусить за праздничным столом плоды урожая текущего года.  То есть этот праздник связан с урожаем.  Обязательными  атрибутами праздничного стола являются индейка, пироги из тыквы или сладкого картофеля, хлеб, испечённый с добавлением тыквы, клюквенное желе.  Для школьников День Благодарения связан с каникулами.  Только в День Благодарения проводится парад на тему детских игрушек в Нью-Йорке.  На следующий день наступает так называемая Чёрная пятница - день повсеместных больших распродаж.  Владельцы магазинов потирают ручки в ожидании большой прибыли, продавцы в ужасе от большого объёма работы, а некоторые покупатели занимают очередь в магазин прямо с вечера в День Благодарения.   Этот день страна живёт под  девизом «Налетай, подешевело!» 

Второй смысл Дня Благодарения уходит истоками в историю времён первых пилигримов, прибывших с разных уголков Земли и решивших поселиться жить на новой земле, в Америке.   Сначала пилигримы устроили пир в честь индейцев, которые помогли им приспособиться выжить в новых условиях  в новой стране.  Потом добродушные хозяева  были практически все уничтожены, кто выжил,  оказались в резервациях. Но праздник в честь памятного пира для хозяев американских земель сохранился.  Как-то это всё нелепо.   Поэтому, наверное, большинство современных американцев больше склонны праздновать День Благодарения  просто  как семейный праздник или праздник урожая.

Я не являюсь потомком первых пилигримов.  Я есть современный пилигрим.  Сегодня, в День Благодарения я вспоминаю моё детство.  Сколько смешных анекдотов было в моём детстве, которые начинались примерно так: «Скачет индеец по прерии…»  Какой был всё-таки красавец югославский актёр Гойко Митич, сыгравший множество заглавных ролей в фильмах про индейцев!  Вспомнилось сегодня, как в детстве мой папа как-то сказал про маленькие северные народности в России: «Бедные ханты, бедные манси! Если бы им только было дозволено, они могли бы свои чумы из золота строить на деньги от продажи нефти из земли, на которой они испокон веков живут».

Я с удивлением отметила для себя, что сейчас я не люблю смотреть фильмы-боевики, а вот в детстве обожала фильмы про индейцев, несмотря на то, что я девочка.   Помню, в конце речи в тех фильмах, индеец обычно произносил: «Я сказал хау», что значило «Я всё сказал».  Теперь, значит, может другой начать говорить.  Если бы это было бы возможно, я  эту фразу вменила бы говорить всем участникам ток-шоу на телевидении, а то они всегда говорят все одновременно, никто никого не хочет выслушать, перебивают друг друга, а бедные зрители не могут понять вообще, о чём идёт речь.  А приветствие индейцев при встрече «Я пришёл к тебе с миром» вменила бы как обязательное вступление всем дипломатам на переговорах.
 
Сегодня день особенный. Сегодня День Благодарения. Сегодня у меня такое настроение, что вспоминается  моё детство.  И поэтому я хочу провести забавный эксперимент – попробовать чуть-чуть  поговорить на особый манер, как говорили индейцы в фильмах и в книгах там, в моём детстве, где жила-была моя самая близкая,  самая родная для меня девочка  – я сама.  Итак…

Я пришла к тебе с миром, Америка!  Духи сказали мне: «Не бойся, попробуй…»  Моя земля -  Россия  очень далеко отсюда.  Так далеко, что до неё не доплыть на каноэ, не доскакать на самом резвом мустанге. Сначала солнце сменило луну, потом луна сменила солнце, пока я добралась сюда на самой быстрой железной птице.  Там в России мой народ хочет, чтобы наши вожди не гневили духов, не забывали мудрость предков, чтобы они выкурили вместе  трубку мира и не допустили, чтобы наши народы, когда- либо  ступили бы на тропу войны.  Счастливого тебе Дня Индейки, Америка! Я всё сказала.


Луизиана, США
2010

Примечание. Как выглядят современные северо-американские индейцы можно увидеть в моём видео "USA: Amazing America. Part 2./США: Поразительная Америка. Часть 2." на моём канале "RitaFord" на YouTube. Ссылка внизу авторской страницы.