Человек-Бубен

Сергей Бут
      Однажды я с сыном отправился кататься на лыжах в Лапландию. Так сложилось, что часть дороги по Финляндии нам пришлось ехать на поезде. Ехали относительно долго, так, что мой шестилетний сынишка успел заскучать. Он попросил меня достать из сумки его бубен, на котором он любит иногда выстукивать разные ритмы. Я объяснил ему, что поезд – не место для игры на бубне, ну и не поддался на его дальнейшие уговоры, что, мол, он будет тихонько играть, не мешая остальным пассажирам. Диалог мы вели на русском языке, и я был удивлен, когда сидевший напротив седоволосый мужчина в очках спросил меня (на английском)  произносили ли мы слово «бубен». Я ответил, что произносили. В свою очередь он спросил меня, что значит это слово, и к радости Тима (так зовут моего сына) я достал нехитрый музыкальный инструмент и сказал ему, что это и есть тот самый бубен, о котором мы говорили… Мужчина развел руками и сказал на довольно хорошем английском:

- В детстве у моего двоюродного брата было прозвище «Бубен», оно приклеилось к нему каким-то непонятным образом,  и никто из нас не точно знал его происхождение, даже сам Бубен, вернее Ганс,  его настоящее имя было Ганс…
    
     Мы разговорились. Mужчину звали Ярл, он был финном, преподавал в университете города Турку. Он тоже ехал в Лапландию кататься на лыжах. Вскоре он поведал о своем брате Гансе-Бубне, начав с небольшого экскурса в историю:
    
     «На протяжении 1941-1944 года Финляндия находилась в состоянии войны с Советским Союзом. В 1939 году Сталин, по договоренности с Гитлером напал на Финляндию, подобно нападению на Польшу с востока. Но Красная Армия провела эту операцию практически безуспешно, так как Финны сражались насмерть и держали лесную оборону до последнего.
Формально в 1941-1944 годах Финляндия выступила на стороне Германии, и некоторые немецкие части были расположены в Финляндии.
    
     Летом 44-го Финляндия заключила мир с СССР. Согласно этого договора Финляндия получала независимость только после вытеснения немецких войск на север, в Норвегию. Финско-немецкая война в 1944-1945 годах была страшнее, чем это можно было представить, шла с огромными потерями солдат с обеих сторон».

     Я уже собирался пошутить, спросив, не историю ли он преподает в своем Университете, но рассказчик закончил исторический фактаж и перешел к обещанному рассказу:
   
     «Когда мне было 7 лет, в 1953 году я играл с моими двоюродными братьями в городе Васа. У Ганса, старшего из них, родившегося в 45-м, было прозвище Бубен. Мне нравился Ганс, он был веселым и добрым парнем, экспертом по краже яблок и игре в футбол. Однажды он сказал мне, что он не сын Класина (Класин был мужем моей тети Керстин, они поженились после войны). Тогда я не понял, что он имел в виду. Но позже мой отец рассказал мне подробности этой истории.

     В начале 44-го  немецкие части располагались в городе Васа, что в восточной Финляндии, солдаты не учавствовали в сражениях и могли свободно перемещаться по этому маленькому городишке. У моей тети Керстин  (сестры моего отца) был роман с молодым солдатиком по имени Манфред и она, как это бывает, забеременела от него.

     Когда в сентябре 44-го был заключен мирный договор, мой отец после ранения занимался «бумажной работой» на станции береговой охраны в Васа. Понятно, что Манфред  должен был со своей частью бежать на север, так как Финны начали моментально «зачищать» свою территорию.

     Отец сказал Манфреду: «ты должен прийти на набережную в 10 часов вечера сегодня, я достал бензин и смогу отвести тебя на лодке в Швецию. Погода подходящая, часов за 20 доберемся. С береговой охраной я договорился. Но когда война закончится, ты должен вернуться и жениться на моей сестре!» Несмотря на присягу перед Гитлером, смышленый Манфред пообещал прийти.

     Мой отец прождал Манфреда в лодке несколько часов, но тот не появился. На следующий день немцы ушли и на севере завязались тяжелые бои. Отступая, немцы сожгли город Рованеми дотла. Они массово убивали мирных жителей, уничтожали все на своем пути в Норвегию. Каждый день в Васу приходили поезда с ранеными и убитыми финскими и немецкими парнями.  Мой отец занимался их распределением по больницам и кладбищам… Он пытался найти Манфреда, но тщетно.

     Ганс вырос. Отчим Класин относился к нему как к собственному сыну. Закончив школу Бубен отправился в Швецию работать на завод «Вольво» . Там он сделал неплохую карьеру, женился, у него выросли дети и появились внуки.
 
     Долгие годы он искал своего биологического отца, но не мог найти его в ФРГ, хотя знал его полное имя, номер его военной части. Доступа к информации в ГДР не было вообще. Ганс мог только предполагать, что его отец был убит на севере Финляндии, умер от старости либо находился в ГДР.

     В 2001 году Ганс наконец раздобыл один Лейпцигский телефонный номер. Это был номер Манфреда. Благодаря работе на «Вольво»  Ганс мог немного говорить по-немецки, он набрал номер и состоялся следующий разговор:
-Говорит Манфред…
-Алло, это Ганс из Швеции. Я родился в Васе, в Финляндии в 1945 году, Вы знаете кто я?
-Боже мой… Это мой сын!
-Да, это я!
-Ты можешь приехать ко мне в Лейпциг? К сожалению, я уже слишком слаб для поездки в Швецию.
-Я могу приехать на следующей неделе!
-Приезжай, как только сможешь и можешь оставаться у нас сколько захочешь!
-AufWidersehen!
 
     Ганс поехал на встречу с отцом, который был уже стариком. Он не спрашивал, почему Манфред не появился той далекой ночью 44-го года для побега в Швецию, Ганс посчитал, что лучше всего не спрашивать об этом. У Манфреда были дети и внуки, и он был очень счастлив увидеть Ганса, у которого были такие же, как у него  уши, нос, жгучие черные волосы, хотя большая часть из них  уже была седой.

     Ганс сказал мне, что день, когда он встретил своего отца, был лучшим днем всей его жизни».

     Вот так закончилась история о Бубне. Незаметно для меня пролетел остаток  дороги в поезде. С согласия рассказчика я сделал несколько заметок об услышанном. Мой сын Тим, видимо, нашел нашу беседу скучной и проспал  остаток пути у меня на коленях, прижав бубен к груди рукой.
 
     Вечером того же дня после катания на лыжах мы с сыном уже сидели в сауне, и Тим попросил меня рассказать историю, услышанную в поезде. Я рассказал ему эту историю в общих чертах. Внимательно выслушав, мой сын задал наивный, но вполне логичный вопрос:

- А почему день, когда Бубен встретил своего отца, был для него самый счастливый день в жизни, ведь его отец ничего ни сделал для него за всю свою жизнь?

     Я ответил ему, что объяснить это сложно, но когда-нибудь он поймет это сам.
Немного подумав, сын обнял меня и спросил:

-Папа, ты наверно очень скучаешь по Дедушке?
-Да сынок, очень сильно,- ответил я...