26 мая 1829 г. Пушкин достиг Тифлиса...

Эрнст Саприцкий
26 мая 1829 г., в день своего тридцатилетия, Пушкин достиг Тифлиса. В Тифлисе пробыл я около двух недель и познакомился с тамошним обществом….
 Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года. Глава 2.
     Грузинскими впечатлениями навеяно прекрасное стихотворение  «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», написанное в том же 1829.

На холмах Грузии лежит ночная мгла…
А. Пушкин

Божественный, непревзойденный стих,
И Грузия с этим стихом
Мне в сердце с юных лет вошла,
Хотя я был с ней незнаком.

Но годы шли, я повзрослел,
И в расставанья час печальный
Мне женский голос грустно пел
Про желтый плес и берег дальний.

Так все в душе моей сплелось –
Арагвы рокот и Куры,
И шум порывистых берез *
На плесах Сухоны-реки…
*) Н. Рубцов

    Другое «грузинское» стихотворение «Не пой, красавица, при мне…» было создано 12 июня 1828 г., т.е. почти за год до личного знакомства поэта с этой прекрасной страной. Оно посвящено А.А. Олениной, которой Пушкин был тогда увлечен, и  написано под впечатлением услышанной  в ее исполнении грузинской мелодии,  привезенной с Кавказа А.С. Грибоедовым.

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной…
                А. Пушкин

Страны гор, моря, рощ и рек,
Похожий на Эдемский сад,
Где мог быть счастлив человек
На неглубокий, беглый взгляд.
Но, к сожалению, и там
Подвержен грешным он страстям…