Осень жизни

Рита Форд
               
Последний день две тысячи десятого года.  Тридцать первое декабря. Вся Америка завалена снегом.  А у нас в Луизиане удивительно тёплая погода, температура воздуха  +двадцать три градуса С.  Во время утреннего кофе я размышляю на тему,  как же мне отметить встречу Нового года здесь в Америке, ведь для американцев и для моего Ральфа в том числе – это праздник так себе, ничего выдающегося.  И решаю провести новогоднюю трапезу с традиционными салатом оливье и шампанским по времени моего Санкт-Петербурга, то есть в три часа дня по местному времени, как бы вместе с моими родными и друзьями.  Уж  для них-то Новый год – это настоящий праздник.   Всё веселит меня – и летняя погода, и зажжённые посреди бела дня новогодние огни, которыми я щедро украсила наш дек. Сходила, навестила наших кроликов, потрепала за ушко белую крольчиху – символ будущего 2011 года, попросила её, чтоб год был для меня счастливым.  Есть время в запасе до новогодней трапезы, можно посидеть в спа на деке,  повспоминать прошлый год,  попрощаться с ним. Пузырьки воздуха везде – в спа, где я сижу, в бокале с шампанским у меня в руках и во мне, благодаря шампанскому.   «Русские в Америке,  праздники сквозь слёзы» - грустно поёт Игорь Николаев в одной из своих песен.  Позвольте с Вами, маэстро, не согласиться.  Каким будет праздник, зависит от твоего личного  настроя.   Ральф сидит, читает книгу, как в обычный день – так оно и есть для него, но не для меня.  Я по-прежнему, в силу многолетней привычки, трепетно отношусь к встрече Нового года, ко всем новогодним приготовлениям.  Записочка с моим самым главным желанием уже написана заранее, за день.  В три часа сегодня я её сожгу,  брошу в фужер с шампанским и выпью.  Сколько лет я в плену этой привычки!  Я уже и не помню. Такое смешное «шаманское» действие.  Ральф узнал о нём от меня,  каждый год хихикает надо мной.  Салатик оливье тоже приготовлен с вечера.  Сидя в спа, любуюсь моим огородиком и вдруг, понимаю с ужасом,  что забыла положить в салат лук.  Вылезаю из спа и прямо в купальнике бегу в огород за зелёным луком.  На дворе ведь тепло,  как летом.  Чудеса!

Мы купили две бутылки шампанского – одно из Калифорнии,  другое из Италии.  Можно будет сравнить, которое из них лучше.  Прочитала недавно в одной книжке мнение европейца о качестве американского шампанского.  Он с иронией написал, что бутылка американского шампанского годится разве что для процедуры разбивания бутылки о борт судна при его спуске на воду.
 
Еле уговорила Ральфа заехать после магазина к нашим соседям, завести подарок к Новому году.  Он долго упирался, не хотел,  говорил,  что у них (у американцев) не принято дарить подарки на Новый год.  Я всё же настояла.

Днём 31 декабря было сложно дозвониться по телефону в Россию,  отправить SMS-ки с компьютера  на мобильные телефоны дочкам.  Для всех этих сложностей объяснений нашла два – или перегрузка в системах связи, или все уже пьяные, поэтому ничего толком не работает.

Полдень 31 декабря.  Приглашаю Ральфа к праздничному столу на деке проводить старый уходящий год. Это крайне веселит Ральфа.  В это время в нашей округе никому не придёт в голову начать праздновать.   Мы откупориваем бутылку калифорнийского шампанского, разливаем в наши фужеры.  Я к ужасу замечаю муху в одном из фужеров – обратная сторона медали прелестной летней погодки.  Я предлагаю вылить это шампанское, но Ральф по-деловому вытаскивает муху из фужера и выпивает вино.  Я в ужасе – он  не знает русской поговорки о том, как встретишь Новый год, так его и проведёшь? Будет теперь целый год пить шампанское с мухами в бокале!  Бедный мой Ральф, какой тяжёлый год ему предстоит.  А я помню картинки из моей жизни в России – все люди, помня о вышеупомянутой поговорке, старались заплатить по счетам, чтобы не встретить Новый год с долгами, в результате в пунктах приёма платежей было обычно не протолкнуться.

Я сужу об американцах, конечно ориентируясь на моего мужа Ральфа, как представителя американского народа.  Если он понятия не имеет, с каким животным по китайскому гороскопу ассоциируется две тысячи одиннадцатый год, значит, все американцы не обращают на это внимания. Дикий Запад!  Моё давнее убеждение, что Россия, находясь между Западом и Востоком всё-таки ближе к Востоку.  Поэтому я знаю, что прошлый две тысячи десятый год был годом Тигра по восточному календарю, а предстоящий год будет годом белого кролика.  Причём я ещё верю в древнее тибетское учение, согласно которому жизнь человека разделяется на двенадцатилетние периоды.  До  двенадцати лет длится детство, это – заря жизни.  От тринадцати до двадцати четырёх лет – юность, это – утро жизни. Период от двадцати пяти лет до тридцати шести  – период максимальных достижений и свершений, пик жизни.  Это полдень, начало лета.  Далее  уже идут периоды успокоения, использование достигнутого: лето – от тридцати семи до сорока восьми лет, осень – от сорока восьми до шестидесяти лет, поздняя осень от шестидесяти одного года до семидесяти двух лет – и далее зима.  Каждые двенадцать лет, следовательно, надо пристально вглядываться в себя, оценить свои силы, возможности и достижения, наметить новые цели, новые планы, новый жизненный замысел с учётом сил и возможностей нового периода.  Мне исполнилось сорок восемь лет в уходящем две тысячи десятом году.  Согласно древним тибетским воззрениям, закончилось лето моей жизни, началась осень.  Именно поэтому таким важным, значительным  был для меня год уходящий.  Попробуй-ка опровергнуть верность  теории о двенадцатилетней цикличности в жизни человека – ничего не получится.  Взять, например, меня и «рассмотреть под лупой» калейдоскоп событий в моей жизни в мой год – год Тигра.

Именно в мой год, можно сказать, сбылась моя американская мечта – обо мне написали заметку в газете и разместили с ней мою фотографию.  Всё тот же европейский господин, написавший своё мнение об американском шампанском, так представил в своей книге осуществление американской мечты в представлении европейца.  Цитирую: «Быть упомянутым в прессе, да ещё с фотографией, - это, похоже, предел мечтаний бессчётного количества американцев.  Вот, к примеру, одна газетная заметка:
«Сегодня утром во время часа пик мужчина залез на одну из башен моста Голден-Гейт и просидел там в тумане целый час.  Причины, подвигнувшие его к этому поступку, остались неизвестны.  По сообщению полиции, единственное, что он хотел знать, появится ли о нём заметка в газете. Когда ему это пообещали, он спустился вниз».  Конец цитаты.

Помню, как я смеялась после прочтения этого и вспомнила этот фрагмент из книги, когда вышла статья о выставке моих флористических коллажей, где меня назвали талантливой художницей, а мои коллажи уникальными.  Многие люди никогда до этого не видели, что можно делать картины из засушенного природного материала – цветов, трав, листьев, коры и так далее.
 
Вскоре после выхода статьи обо мне работница банка, куда мы зашли по делам, сказала мне, улыбаясь: « Мои поздравления! А мы и знали, что вы художница».  Я ее поблагодарила за поздравление, улыбнулась в ответ, а сама подумала, что совсем ещё недавно я и сама не знала, что я художница.  Причём мой прагматичный американский муж впервые назвал меня художницей только после того, как я продала свой первый коллаж.  До этого, когда я в течение четырёх месяцев создавала первую в моей жизни коллекцию коллажей, он ни разу не обмолвился, что я в его глазах художница.  И вот свершилось – первый покупатель купил мой коллаж, причём ему нравились многие мои работы, и он не знал, что ему, в конце концов, предпочесть.  «Ну, вот, теперь ты художница»,- сказал мне после этого Ральф. От осознания этого я испытала тихую радость, чувство, которое с тех пор, не покидает меня. Шутила сама над собой – прими, Россия, мои соболезнования, теперь можно сказать, что и мои мозги из тебя утекли, ведь  я услышала мнения многих людей о том, что я – талантливая художница.  Для этого надо было дожить до года Тигра, моего года.

В самом конце года владелица одного магазинчика в Техасе, куда я сдала на реализацию мои работы, высказала своё мнение, что ей лично всё очень нравится, но она хотела бы, чтобы я сделала ещё и коллажи на тему лошадей, ковбоев так, как они находятся на территории комьюнити, где живут любители лошадей.  Ну, что же, надо изыскать способы изобразить с помощью трав и цветов лошадей и ковбоев.  Подтвердить мастерство. Может изобразить только прерию и хватит?  И объяснить, что ковбой здесь только что проскакал?  Как в том анекдоте про картину под названием «Ленин в Польше», на которой изображено всё, что угодно, но Ленина нет потому, что он в Польше.

Именно в мой знаковый в судьбе год  я решила издать мои первые литературные труды.  Никогда в жизни до этого не возникало у меня такого желания.  Мало того, я всегда удивлялась, почему в гороскопах у Тельцов написано, что они нередко обладают  одарённостью к литературе. Я – типичный Телец, но ко мне это никак не относится.  Так всегда думала я. И вот на тебе – проявилась натура Тельца!  Вот уж на самом деле, необычный год.  Ну, тибетцы, ну Вы даёте!  Всё - правда.

Ральфу я все уши прожужжала, что я пишу книгу на русском языке про мою жизнь в Америке.  Так как он читать на русском языке не может, то для него мои слова были очень подозрительными.  А тут я еще попросила купить мне компьютерную программку, чтобы орфографию и пунктуацию проверяла на русском языке.  Оказалось это удовольствие не из дешевых – сто семьдесят пять долларов.  Мне пришлось навесить на Ральфа груз ответственности.  Я сказала: «Если мы не купим программу, то я точно никогда не стану писательницей (не могу же я писать книги с ошибками), а если купим, то у меня есть шанс».  Наверное, я его очень сильно напугала такими перспективами, что он может лишить мир талантливой писательницы.  (Хи-хи!)  Ральф решил не брать грех на душу, мы поехали и купили эту необходимую мне программку.  Потом была целая эпопея, Ральф мучился, устанавливал программу на компьютер дня три.  Мы оба не сильны в компьютере.  Но в эти дни я стала свидетельницей одной весьма интересной вещи.  Ральф сидел дома в Америке около включенного компьютера, разговаривал по телефону с работницей Microsoft , которая находилась в Индии.  И, когда Ральф попросил помочь её установить на наш компьютер программу, то произошло следующее: она сказала ему набрать код, Ральф исполнил, после этого наш компьютер был под её контролем, она сама все сделала на нашем компьютере.  Вот такие чудеса техники наших дней!  Я сидела, затаив дыхание, ожидала, чем всё дело закончится.  И когда я услышала, что Ральф расспрашивает работницу о погоде в Индии, я облегченно вздохнула.  Значит все в порядке, программа установлена, и я издам мою книгу.

Именно в моём году Тигра я поняла, как это интересно – излагать свои мысли на бумаге. Услышала недавно по телевизору мнение о вдохновении одного писателя , написавшего довольно популярную книгу в России. Его мама, наблюдавшая весь процесс творения над книгой, поведала, что написание книги стоило сыну больших усилий, иногда он писал в день всего две строки. Сам писатель сказал, что если ты сумеешь сосредоточиться, сконцентрироваться, то вдохновение непременно придёт к тебе. Значит, нелегко ему было сосредоточиться.

У меня  абсолютно всё не так происходит. Я могу заниматься чем угодно, например, копаться в саду, готовить еду, наводить порядок в доме. В голове рождается что-то интересное, что я могла бы написать на бумаге.  Если я пытаюсь переключиться на дела, которыми я занята сейчас, мысли неотступно преследуют меня, просятся на бумагу. Получается я, наоборот хочу отвлечься от них. И только изложив свои мысли на бумаге, наступает расслабление. В памяти всплыла строка из шутливой песни Владимира Высоцкого о том, как его посетила муза «так, посидела немного и ушла». А одна поэтесса рассказала, что у неё в доме повсюду на стенах прикреплены листочки бумаги и карандаши. Она  объясняет это тем, что стихи приходят в голову в любой момент и нужно быть готовой успеть записать, не забыть. Так что, по-моему, умение сосредоточиться условие для вдохновения может и необходимое, но явно не достаточное.

  Бедный мой Ральф, он наивно думал, что раз я закончила строить сад, теперь не будут деньги уплывать из семейного бюджета, как при строительстве сада. А на поверку оказалось, что хрен редьки не слаще. Теперь мне нужна бумага, клей, рамы  для флористических коллажей и программы на компьютер для написания книги. Но, надеюсь, все окупиться со временем. Вода в водопаде  течет в сторону дома по Фэн-шуй, привлекая материальные блага в дом. Должны деньги в дом потечь как ручеек.

Кстати про наш водопад в саду. Мы установили к нему фонарики на солнечных батарейках. Теперь он у нас с подсветкой в ночное время. И еще добавили фонариков в саду на цветниках. Теперь ночью сад напоминает ночной аэродром с расцвеченными взлетными полосами. В общем- то красиво и практично (туда ходи, сюда не ходи!)

Отправила на пробу мою первую статью про выращивание роз в американский журнал для садоводов. Написала на русском английском языке, дочка Ральфа помогла мне, подправила ее на американский английский. Но, между прочим, статья ей понравилась. И Ральфу тоже. А я надеюсь и денежку заработать и рекламу моему саду дать для предстоящей продажи дома. Я имею в виду, что у меня есть задумка, опубликовать статьи о моем саде и показывать их потом потенциальным покупателям нашего дома. Да, да – мы приняли в этот решающий для меня год решение переехать жить куда-нибудь в тропики. Может в Панаму, может на Гавайи. Заводилой в этом стала я. Я окончательно поняла, что жить для меня в Луизиане весьма проблематично:  весной, летом и осенью я умираю от невыносимой  жары, а зимой впадаю, как русский мишка, в зимнюю спячку. Дело в том, что я познала чисто американскую болячку   winter itching. В переводе значит «зимний зуд». Имеется в виду кожный зуд, который возникает в результате того, что кожа становится сухой именно зимой. А способствует этому система отопления в Америке – тёплым воздухом. Влажность воздуха в помещениях падает, кожа страдает, «вопит» так, хоть на стенку лезь. Чтобы  утихомирить зуд надо принимать помимо всевозможных других процедур, направленных на то, чтобы наполнить многострадальную кожу влагой, медикаменты. От таблеток хочется всё время спать. Вот ужас то! В домашнем лечебнике мы прочитали, что решением данной проблемы может быть поездка в тропики с их влажным мягким климатом, где люди порой вообще не отапливают свои дома. Автор написал полушутя, полусерьёзно, дав совет поехать во Флориду, например. И только я одна, закрыв книгу,  вполне серьёзно сказала, что нам надо сделать всё возможное, чтобы переехать в тропики. Думаю, что сам автор пришёл бы в шок, узнав о моей реакции на его совет как избавиться от winter itching. Каждый год я умирала от жары, твердила, что надо переезжать куда-то севернее  и только в мой год, когда мне «для полного счастья» добавилась ещё одна проблема – winter itching,  решение о смене места жительства  созрело окончательно и бесповоротно. Только не севернее, а южнее – в тропики. Чтобы было и не жарко, как в Луизиане и не отапливать дом. По правде говоря,  дом нашей мечты представляется нам пока весьма туманно и очень размыто. Мы хотим новый дом, чтобы был он в горах, где не жарко, но у самого моря, чтобы купаться. Чтобы был в окружении красивой природы, в девственных джунглях, но рядом с суперцентром, чтобы всё было под боком. Но ничего, всё образуется. Самое главное, что решение переехать принято, нет никаких колебаний. А это уже немало. Товарищи тибетцы, откуда вы всё знаете про двенадцатилетние циклы в жизни людей?  Я снимаю шляпу перед Вашим древним учением.

Мой Ральф закончил читать книгу, сейчас он сидит и смотрит футбол. Пускай.  В моём Санкт-Петербурге истекают последние минуты уходящего года.  Я представляю, как суетятся все там сейчас.  Мысленно я там.  Обращение президента по  телевизору,  бой курантов, гимн России, виды Москвы.   Всё это мне до сих пор нужно.  Я пью шампанское с пеплом от записочки с главным желанием на новый две тысячи одиннадцатый год.  Всё. Я впустила в себя Новый год.

Потом,  попозже я приготовлю для нас двоих американскую еду  - стейк на гриле, запечённый картофель мы с Ральфом будем пить шампанское и по-светски поболтаем о старом  уходящем  и новом наступающим годах.  А сейчас я хочу побыть одна.  Рассуждаю, что, если быть точным, то по китайскому календарю мой год Тигра закончится в середине февраля.  Что ещё можно успеть сделать в мой счастливый знаковый год?  Хочу установить у нас в саду табличку с моим именем, о том, что этот сад сделан мной, садовым дизайнером. Я создавала этот сад четыре года, сначала спроектировала его, затем  высадила сама  около двухсот пятидесяти кустов и деревьев.  Я очень довольна результатом. Я заслужила поместить табличку с моим именем в саду.

В конце года обычно во всех передачах по телевидению подводят итоги года, отмечают всё самое значимое, что случилось в уходящем году.  Мне всегда было интересно смотреть такие передачи.  В одной из них  один политик, отметил как очень значимое событие – подписание договора между Россией и США о сокращении наступательных ядерных вооружений.  Мы с Ральфом шутим, что произошло это с нашей подачи. Дело было так.

Недавно я посмотрела вечерние новости по телевизору, которые произвели на меня удручающее впечатление – войска НАТО высадились у берегов стран Балтии по их просьбе якобы для защиты от России, польский президент дал добро на размещение американских ракет на территории Польши.  Пошла спать с тяжёлым сердцем.  Когда же начнётся потепление в отношениях между Россией и США?

Утором за утренним кофе «наябедничала» Ральфу про НАТО, затем занялась хозяйственными делами.  Немного погодя Ральф неожиданно заявил, что сейчас он  позвонит Обаме и выкажет своё недовольство по поводу политики США по отношению к России.  Для меня было удивительным слышать такое, но, несмотря на это, я поддержала Ральфа, чтобы он позвонил.  По крайней мере, это помогло бы выпустить пары. Существует же в Японии традиция бития чучела начальника для недовольных работников.

Чуть позже, слышу, Ральф уже разговаривает с кем-то по телефону.  Я просто обомлела – неужто с самим Обамой?!  Вот так вот запросто, попил утром кофейку и позвонил президенту страны!  Говорил Ральф о том, что он бы очень хотел, чтобы США проводили дружественную политику по отношению к России, что он был лично в России и понял, что люди в России  дружелюбны по отношению к Америке и что он женат на русской женщине.  В это время эта русская женщина, то есть я была в сильном возбуждении потому, что до сих пор не знала, с кем общается её муж. Когда Ральф положил телефонную трубку, он объяснил, что доверенное лицо Обамы объяснил, что сейчас президент не может разговаривать  по телефону, но  можно передать ему всё, и вся информация непременно поступит к президенту.

Буквально через день после этого я услышала в новостях, что Обама представил Сенату на обсуждение договор с Россией о сокращении наступательных ядерных вооружений.

Мы с Ральфом смеялись по поводу столь спешной реакции  на его телефонный звонок.  А я подумала, может следующий раз намекнуть Ральфу, чтобы он позвонил и попросил признать сделку о продаже Аляски недействительной?   Мол, так и так, погорячились.

А калифорнийское шампанское показалось мне  на вкус лучше итальянского.  Что это значит?  Может,  я становлюсь американкой?
 
Мне жаль расставаться с моим годом. Какой он был яркий, насыщенный. Исполнилась моя большая мечта – закончен мой первый в жизни сад, написана первая в моей жизни книга , состоялась первая в моей жизни выставка моих коллажей. Я шагнула из лета в осень жизни.

  Осень жизни. Вспомнились строки из одной песни, философский смысл которых пришло время постичь: «Ход времён нельзя остановить.  Осень жизни, как и осень года надо не скорбя благословить».  Согласна.  Мудрое решение. Так и надо сделать.  Главное, что мне нравится жить. Мне интересно жить. Будет ещё и зима жизни.  Станет актуальной другая песня: «Снегопад, снегопад, если женщина просит, бабье лето её торопить не спеши».  А пока, я благословляю тебя, осень моей жизни. Жизнь продолжается.


Луизиана, США
2010 г.