На пути к созданию ФНКА

Гуго Вормсбехер
               
Гуго Вормсбехер
Доклад Оргкомитета
Учредительному съезду Федеральной НКА
российских немцев
(Проект)

Уважаемые делегаты и гости съезда, коллеги, друзья!
После распада СССР в России, как вы знаете, долгое время практически не было вообще никакой национальной политики. Прежние подходы не соответствовали новым реалиям, а новые подходы нужно было сначала выработать. Застопорена была и реализация ряда принятых ранее решений и законов, в соответствии с которыми наш вопрос - вопрос   российских немцев, должен был решаться. В частности, был введен трехлетний мораторий на изменение административно-территориальных границ, что торпедировало выполнение Закона «О реабилитации репрессированных народов», согласно которому еще в 1991 году  должна была быть восстановлена наша бывшая республика – АССР немцев Поволжья. Не решался не только наш вопрос - практически ни один национальный вопрос невозможно было продвинуть хоть в малой степени вперед.
Но долго так продолжаться не могло. Жизнь всё настоятельнее выдвигала требование выработать какую-то стратегию в национальной политике для такой многонациональной страны, как наша; подготовить законодательную базу для проведения этой политики. И вот, после долгих усилий, была разработана и принята сначала Концепция национальной политики  Российской Федерации, а затем - Закон «О национально-культурной автономии».
И тот, и другой документ встретили далеко не только поддержку. До сих пор и специалисты, и политики, и народы, судьбу которых эти документы затрагивают, находят в них немало недоработок и противоречий. Российские немцы здесь - не исключение. Однако,  выражая вполне естественное желание иметь документы более совершенные, более отвечающие уровню и серьезности стоящих перед нами задач, мы можем, наверное,  отметить всё же то несомненно положительное, что этим документам присуще, а именно:  что они у нас теперь вообще есть. Ведь это позволяет уже сегодня запустить их в работу, позволяет уже сегодня что-то на их основе сделать, чтобы потом пойти дальше, совершенствуя и сами документы, и развивая то, что будет на их основе сделано. То есть, Концепция и Закон как бы включили зеленый свет, открыв, наконец, движение в определенном направлении, которое так долго было закрыто. Теперь, уже в процессе самого движения, мы сможем, наверное, сами определиться, как нам лучше двигаться, с какой  оптимальной скоростью и к каким первоочередным целям. Главное - мы не обречены больше стоять на месте с запущенным мотором, тратя ценное время и энергию народа впустую.
Закон «О национально-культурной автономии» касается проблематики нашего съезда самым непосредственным образом. Наверное, не будет большой ошибкой сказать, что все мы ожидали, конечно, большего. Ведь по Закону «О реабилитации репрессированных народов»  мы ожидали уже восстановления нашей территориальной автономии. А тут вместо неё  нам предлагают какую-то национально-культурную автономию - общественное объединение без какой-либо территории вообще. Что она может нам дать?
К тому же в Закон включено положение, которое не могло не вызвать беспокойства у многих российских немцев: положение о том, что национально-культурная автономия не означает права на территориальную автономию. Означает ли это, что она вообще исключает такое право? Что национально-культурная автономия предлагается нам вместо   территориальной?
И ее общественный статус - зачем нам еще одна общественная организация? Разве у нас их и без того не хватает?
И расплывчатые обещания возможной финансовой поддержки - если не выполняются статьи, заложенные в бюджет, то какая надежда на то, что будет финансироваться культурная автономия только на основе какого-то обещания?
И вдобавок ко всему в Законе оказалось положение, которого даже в проекте не было:  положение о том, что каждый народ может создавать себе не одну, а несколько, точнее -  неограниченное количество этих культурных автономий. Это что, специально для провоцирования раскола и междоусобицы, чтобы свести значение всех этих культурных автономий вообще к нулю?

Как видим, вопросов и беспокойств Закон вызвал много. Причем вполне обоснованных.  И, тем не менее, многие  народы, в том числе и мы, российские немцы, решили, не  теряя времени, такие автономии создать. Почему?
Потому, что национально-культурная автономия даже в том виде, в котором она  предстает из Закона, всё равно может дать много. И прежде всего в сфере национальной культуры и родного языка, где ассимиляция народов происходит наиболее болезненно.
Особенно может быть важна культурная автономия для нас, российских немцев.  Пока у нас нет своей территориальной государственности, пока мы живем, как правило, некомпактно, среди других народов, противостоять процессу всё большей утраты культуры и языка, а тем более обеспечить их возрождение и развитие без целенаправленной и системной работы, без  создания структуры, которая для этого необходима, - практически невозможно. Эти задачи стоят и на уровне  жителей одного села, поселка или города; они стоят на уровне района или области; они стоят и на уровне всего немецкого населения России. Поэтому нам нужны структуры НКА как местного уровня, так и регионального, и федерального. Они  позволят нам решить чрезвычайно важную сегодня  для нас задачу: объединить со временем практически всех российских немцев, проживающих в России. Какое это может иметь значение, мы видим хотя бы на  примере тех общественных организаций, которые уже  есть у нас. Объединяя в своих рядах всего несколько процентов немецкого населения страны, они сыграли уже и продолжают играть весьма значительную роль и в постановке проблем, и в их политическом обеспечении, и в самой их реализации. Если же у нас будет организация,  пусть и с общественным статусом, но объединяющая практически весь народ, да еще поддерживаемая государством, - возможности её могут возрасти в десятки раз.
Представляется также очень важным, что НКА будет объединять людей по новому для нас принципу - по территориальному. То есть, все немцы - жители конкретного населенного пункта или конкретной территории, независимо от их общественно-политических взглядов, могут входить в нее. У них будут у всех общие заботы: как обучать детей - в детсадах, в школе, в вузе - родному языку; как сохранить свою национальную культуру, обычаи, традиции; как открыть и наладить работу культурных центров, библиотек, кружков художественной самодеятельности; как организовать радио- и телепередачи, выпуск газет и книг на немецком языке. Эти задачи - а они у нас у всех  действительно общие, в ходе их решения еще больше сблизят всех российских немцев, ибо они актуальны для каждого, могут быть решены только совместными усилиями и обладают еще одним хорошим свойством: они не могут разъединять, раскалывать людей. Сегодня, когда у нас иногда в одном городе  до десяти различных организаций, такое объединяющее начало культурной автономии имеет очень большое значение.

Как на местах, так и на федеральном уровне, у представителей некоторых наших общественных организаций культурная автономия вызвала поначалу определенное  беспокойство: а не приведет ли она к ненужности существующих уже организаций?  Думается, беспокойство здесь напрасно: работы перед нами столько, что хватит на всех, а если НКА возьмет хотя бы в какой-то сфере даже всю работу на себя, другие организации  могут только быть рады этому: ведь тогда с их плеч снимется немалый груз, который они до сих пор несли, и они смогут больше времени и сил уделять  решению других задач, не менее важных - политических. Если же учесть, что в местные, региональные и, т.о., и в  федеральную автономии в первую очередь входят как наиболее активная часть российских немцев представители и руководители уже существующих общественных организаций, то тем более вряд ли есть тут причины для  беспокойства: нашим испытанным общественникам и здесь придется применить свой немалый опыт для объединения людей, для решения новых, гораздо больших по масштабу, задач.
Не имеет под собой почвы и опасение, что национально-культурная автономия будет альтернативой территориальной автономии, т.е. что если мы создадим НКА, то мы тем самым лишаем себя права на государственность. В Законе четко сказано: НКА не означает права на территориальную автономию, и это действительно разные вещи; но в Законе нигде не сказано, что создание НКА лишает какой-либо народ права на национально-территориальное образование. Нам, российским немцам, это право уже предоставлено Законом «О реабилитации репрессированных народов», и выполнения этого Закона мы еще ожидаем. Закон же о национально-культурной автономии направлен на решение задач в сферах национальной культуры и языка, в первую очередь для той части народов, которая проживает за пределами своих территориальных образований, как, например, татары; или вообще их не имеют сегодня, как, допустим, корейцы. Мы тоже пока не имеем наших   национально-территориальных образований, кроме двух  национальных районов, но и когда у нас будет, положим, республика, всё равно многие российские немцы будут жить за её пределами, всё равно для них будут очень остро стоять вопросы национальной культуры и  языка, а значит, всё равно для них нужна будет национально-культурная автономия, занимающаяся решением этих вопросов - наряду с будущей территориальной автономией. Так что лучше раньше создать то, что всё равно будет необходимо.

Понимание этой необходимости  привело вскоре после выхода Закона к тому, что  лидеры наших общественных организаций решили объединить свои усилия для создания Федеральной НКА. Они сформировали инициативную группу и подписали Декларацию о единстве действий - очень важный документ, в котором все они брали на себя обязательство создавать эту культурную автономию вместе, и создать ее  единую - не две, не пять, не десять федеральных автономий, а одну-единственную, чтобы преодолеть подвох, заложенный в Законе, и не позволить расколоть российских немцев на конкурирующие и  противоборствующие структуры, что исключило бы вообще всякую пользу от НКА. Трезво  оценив трудности, связанные с созданием НКА, лидеры общественных организаций пришли также к выводу о необходимости обратиться за поддержкой к Министру РФ по делам  национальностей и региональной политике. Вячеслав Александрович Михайлов не только выразил готовность такую поддержку оказать, но и согласился принять предложение хотя бы  временно возглавить Оргкомитет по созданию НКА российских немцев. После определенного этапа работы Оргкомитета он предложил избрать председателем вместо себя  Владимира Анатольевича Бауэра, ставшего к тому времени  его заместителем, отвечавшим в Миннаце за вопросы российских немцев. Заместителями председателя Оргкомитета были избраны руководители двух наших основных федеральных общественных организаций: от «Видергебурт» - Александр Егорович Фаренбрух; от Международного Союза российских немцев - Гуго Густавович Вормсбехер; а также председатель Совета немцев России Эрнст Леонидович Вольф. Они же возглавили комиссии Оргкомитета: Эрнст Леонидович - по подготовке  проектов документов для местных и региональных НКА; Александр Егорович -  по организации местных и региональных НКА; Гуго Густавович - по подготовке проектов документов Учредительного съезда Федеральной НКА.
Кроме того, была создана рабочая группа Оргкомитета, которую возглавил Иван Иванович Келлер. С самого начала члены Оргкомитета договорились также о двух очень важных вещах. Первое, что мы, в полном соответствии с Декларацией о единстве действий, создаем снизу доверху одну, единую НКА. Второе, что Федеральная НКА должна охватывать не менее 10 региональных НКА и не менее 50% всех немцев РФ. Это было чрезвычайно важно, чтобы не допустить создания куцей НКА и чтобы наша Федеральная НКА была достаточно представительной.
Так началась работа по созданию местных, региональных и Федеральной НКА российских немцев: по инициативе общественных организаций и при поддержке, в соответствии с  их пожеланием, Министерства. Видимо, подчеркнуть это не будет лишним, особенно в связи с тем, что до сих пор иногда слышны высказывания, будто государство вмешивается в создание НКА российских немцев. Полагаю, что поддержка государства,  оказываемая по просьбе тех, кто в ней нуждается, вряд ли может у нормальных людей вызвать что-либо кроме чувства признательности. Ведь каждому было понятно, что без такой поддержки - организационной, правовой, методической, а со стороны Германии и  определенной материальной - мы не смогли бы ни выполнить всю работу, которую  предстояло провести, ни даже собраться на этот наш Съезд. Впрочем, вряд ли в этом зале это нужно кому-либо еще разъяснять...

За время своей работы Оргкомитет собирался на заседания пять раз. Между заседаниями Оргкомитета еженедельно проводились расширенные заседания руководства Оргкомитета, на которых заслушивались сообщения председателей комиссий и рабочей группы о ходе выполнения решений Оргкомитета, принимались решения по текущим вопросам. Была установлена тесная связь с регионами - как с нашими общественными организациями,  включившимися в процесс создания местных и региональных НКА, так и с  администрациями краев, областей и республик. Последнее было не только важно, но и просто необходимо. Те, кто на местах занимался этим вопросом, наверное, убедились в том, что без поддержки местных органов власти также очень нелегко создать НКА. Тем более трудно себе представить, как может дальше работать НКА, даже будучи созданной, если  у нее нет поддержки или хотя бы хороших контактов с местными органами власти. И мы можем сегодня с чувством признательности отметить, что такую поддержку мы получили практически везде, несмотря на порой чрезвычайно нервозную обстановку, созданную  отдельными нашими местными лидерами.

Об этом, наверное, следует сказать несколько слов особо. Дело в том, что хотя  подписанием Декларации о единстве действий было вроде бы достигнуто общее единое мнение о создании одной  Федеральной автономии, в процессе её создания вдруг на региональном уровне эта готовность к совместной работе не у всех нашла поддержку. Отсюда стремление создать местную или региональную НКА только для себя, только для  своей организации, игнорируя при этом другие организации и вообще немецкое население, большинство которого, как известно, ни в какие наши общества не входит. Это традиционное для некоторых наших местных лидеров и структур стремление считать первыми только себя, грести всё только под себя, избегать коллегиальности и  сотрудничества с другими лидерами и организациями, хотя речь идет об интересах всего немецкого населения, и как  минимум, делать всё в пику другим - проявилось, к сожалению, и при создании Федеральной НКА. Практически были, таким образом, нарушены   достигнутые на Федеральном уровне и общественными организациями, и всеми членами  Оргкомитета договоренности, нарушена Декларация о единстве действий. Можно сказать прямо, это внесло в процесс создания НКА немало нервотрепки, в очередной раз дискредитируя в глазах народа и местной власти и некоторые наши общественные организации, и российских немцев вообще.

Позиция Оргкомитета здесь простая: мы не могли вмешиваться в споры на местах, не могли выступать в этих спорах в роли арбитра. Полагаем, местные органы власти смогут помочь уладить возникающие недоразумения, а дело местных органов юстиции определить, при наличии двух или больше НКА, какая из них создана в соответствии с Законом и действительно представляет интересы большинства немецкого населения региона. Мы же, как члены Оргкомитета, можем только выразить свое мнение по поводу того, что  нарушать  подписанные и согласованные договоренности российским немцам как-то не приличествует...

Несмотря на все эти трудности, и местные, и региональные НКА  создавались  одна за другой. На сегодня мы имеем уже .......   региональных НКА. Из них, по предварительным  данным, ...... зарегистрировано, остальные ждут своей регистрации. Продолжается работа по созданию НКА еще в ..... регионах.
Таким образом, можно сказать, что задача, поставленная Оргкомитетом перед собой, в основном выполнена: в Съезде принимают участие НКА больше десяти регионов, где проживает в общей сложности значительно больше половины всего немецкого населения страны.

Уважаемые делегаты Съезда! Позвольте проинформировать вас еще об одном вопросе. Дело в том, что в самом начале наш Оргкомитет создавался как Оргкомитет по  содействию общественным объединениям в реализации федерального Закона «О национально-культурной автономии» в отношении российских немцев. Это громоздкое название имело, однако, вполне простое содержание: сам Оргкомитет не создавал НКА, а только  помогал  общественным организациям это делать. Кроме того, по Закону «О национально-культурной автономии» федеральную НКА могут создавать только региональные НКА, а не общественные  организации.  Поэтому после создания ряда региональных НКА, их руководители обратились к Оргкомитету с предложением  продолжить содействие Оргкомитета, теперь уже региональным НКА, в подготовке и создании Федеральной НКА. Для этого в Оргкомитет были введены руководители  зарегистрированных региональных НКА, и на пятом заседании Оргкомитета было единогласно принять решение о его преобразовании в Оргкомитет по подготовке Учредительного съезда Федеральной НКА российских немцев. Подчеркнем еще раз:  Оргкомитет по подготовке съезда, а не по созданию Федеральной НКА, которую имеют право учредить только региональные НКА. В связи с этим трудно опять же понять высказывания некоторых членов Оргкомитета, которые тогда голосовали за его преобразование, теперь говорят о неправомерности этого преобразования...

Но это, так сказать, хоть и досадные, но мелочи. Главное же, что большая и нужная работа, наконец, завершена; что вы - делегаты съезда; что ваши коллеги на местах всё же создали, несмотря на все трудности, местные и региональные НКА; что все вы смогли собраться на этот Учредительный съезд, и теперь уже полностью в вашей  власти решать, что и как делать дальше. Если же наша работа действительно оказалась для вас поддержкой, то мы этому  рады.  В этом случае можно, наверное, от вашего имени выразить благодарность  членам Оргкомитета за их нелегкий труд. А всем вам остается только пожелать успешной работы на Съезде и создания жизненной, устойчивой и дееспособной Федеральной  национально-культурной автономии на благо нашего народа.

Спасибо за внимание.

(Середина декабря 1997 г.)

 

Резолюция (Проект)
Учредительного съезда Федеральной
национально-культурной  автономии
российских немцев
(19 - 20 декабря 1997 г., г. Москва)

Делегаты региональных  национально-культурных автономий российских немцев, собравшись на свой 1-й, Учредительный съезд в г. Москве, обсудив доклад Оргкомитета по подготовке съезда и сегодняшнее положение российских немцев,

постановляют:
1. Учредить Федеральную национально-культурную автономию российских немцев.
2. Считать  основными задачами Федеральной НКА:
     а) дальнейшую консолидацию российских немцев и их общественных
         организаций;
     б)  возрождение и сохранение родного языка;
     в) сохранение и развитие национальной культуры;
     г) широкое вовлечение молодежи во все сферы деятельности НКА с целью
       обеспечения преемственности  поколений;
     д) обеспечение координации всей работы в сфере культуры и образования
         российских немцев с соответствующими российскими и германскими
         ведомствами, с общественными и иными структурами российских немцев, с
         администрациями регионов.
3. Совету Федеральной НКА, по мере создания новых региональных НКА, обеспечить
 кооптирование их представителей в свой состав.

(Середина декабря 1997 г.)