В. И. Ленин о живом творчестве...

Новиков Борис Владимирович
Реальный социализм и живое творчество масс, которое В.И.Ленин по праву называл “основным фактором новой общественности”, неразделимы. Социалистический строй впервые создает условия для творчества трудящихся в действительном широком масштабе, по существу, он жив этим творчеством. Развитие творчества, обеспечение оптимальных условий, средств, стимулом осуществления его, управление и организация творчества – все эти вопросы в современных условиях оказываются непосредственно связанными с живой практикой коммунистического строительства. С живой практикой отпора оголтелому натиску контрреволюции, имеющему место быть в современных условиях в нашей (и не только) стране.

Задача философского постижения творчества инициирует необходимость решения таких непосредственно связанных с исследованием его вопросов, как соотношение творчества и деятельности, творчества и культуры, творчества и свободы, творчества и гуманизма, творчества и предметного мира. Важно исследовать различные вопросы, связанные с условиями и предпосылками становления практической всеобщности творчества, в частности, рассмотреть взаимосвязь творчества со всеобщим трудом, выяснить категориальный статус творчества, постичь природу его генерализованного (целостного) характера. Ждет своего рассмотрения диалектика акта и процесса творчества, соотношение новаторства и традиции, разрушительного и созидательного, продуктивного и репродуктивного, старого и нового в нем; нуждается в теоретической “увязке” собственно философия творчества с социологией творчества, эстетикой творчества. Нуждается в непрерывном развитии и углублении весь спектр вопросов, связанных с методологией научно-технического творчества, совершенствованием институциальных и организационных форм его осуществления и резкого подъема постановки его во главу угла всей научно-производственной деятельности в условиях развития социалистического общества. Следует всесторонне разрабатывать вопросы, связанные с необходимостью постоянного, целена­правленного, научно обоснованного формирования, воспитания, культивирования каждого члена социалистического общества в качестве человека-творца и многие другие, ставшие сегодня очень актуальными проблемы, задачи и вопросы.

Понятно, что в настоящей статье едва ли оправдано чрезмерное акцентирование внимания на вопросах, погруженность которых в “проблемную ситуацию” является несомненной. Однако бегло очерченный выше круг их позволит читателю, интересующемуся творчеством, составить себе представление о нем, представить ситуацию с его теоретическим постижением.

Что же такое творчество? Кратко на этот вопрос можно ответить так: творчество есть коммунистический тип социальной формы развития материи.

Социальная форма развития материи – человеческая деятельность, снимает в себе все досоциальное. Однако в самой деятельности обнаруживается сложнейшая диалектика – диалектика обретения деятельностью своей сущности – становление ее творчеством. Творчеством как способом бытия человека в таком мире, где объективно нет природных и социальных детерминант, которые обусловливали бы существование и тем более воспроизводство превращенных форм деятельности. Иными словами, сама деятельность находит свое объяснение и получает философскую санкцию лишь тогда, когда исследована, познана ее (деятельности) истина и сущность, исторически высший и единственно достойный способ существования человека и общества – творчество. Именно творчество – наиболее адекватный выразитель того, что составляет высший пафос коммунистического переустройства мира: бытие обобществившегося человека в качестве субъекта истории, или, что то же самое, его бытие в качестве цели, самоцели, высшей ценности истории. Если деятельность – способ производства общественности, то творчество есть способ производства коммунистической общественности, способ производства непосредственно общественного человека человеческим обществом. Если деятельности достаточно для производства культуры, то есть для перевода естественных взаимодействий в искусственные, то для производства истинной культуры, коммунистической культуры, культурной культуры – надобно лишь творчество. Культура, вызываемая к жизни деятельностью, социально-синкретична: в ней и элементы истинной культуры (в той мере, в которой сложились в деятельности элементы творчества), и антикультура, и псевдокультура, и суррогаты культуры. Культура же, порождаемая творчеством – это соци­культурный феномен, снимающий в себе все определения, все богатство действительности в ее коммунистическом измерении. Практическая всеобщность такой культуры складывается по мере того, как на базе предыстории складывается практическая всеобщность истории, как на базе деятельности складывается практическая всеобщность творчества.

Творчество – это способ бытия человека в условиях, где он “сделан принципом” (К.Маркс), где он в действительности является целью, высшей ценностью истории. А являясь самоцельным, он непременно должен быть самодеятельным человеком и лишь постольку – субъектом историотворчества, подлинным субъектом свободотворчества. При этом необходимо иметь в виду, что понимание исторической свободы человека (его бытие в качестве субъекта истории) должно непременно включать в себя как свободу его по отношению к той объективной реальности, которая выступает неисчерпаемым источником и предметом человеческой практически-духовно-чувственной, преобразующей (формирующей) жизнедеятельности, так и по отношению к своей собственной, человеческой природе, или, что то же самое – к природе того общества, средоточием (ансамблем, говоря словами К.Маркса) отношений которого является сам человек. И это последнее является определяющим, ибо во второй, “общественной природе” в снятом виде содержится первая, а вместе они составляют субстрат мира человека, который последнему надлежит трансформировать в человеческий мир. Способ же такой перманентной трансформации один – творчество. Только с позиций такой общеисторической перспективы должна, представляется, определяться мера исторической свободы общества, человека, творчества. Творчество выступает основой утверждения человека в качестве социально активной и социально ответственной, а посему – полноценной личности. Поскольку же в марксизме-ленинизме нет ни одного слова, которое было бы гуманистически нейтральным, можно сделать вывод, что проблема творчества становится сегодня той методологической основой, теоретической “осью”, вокруг которой сосредоточено все многообразие проблематики научной философии. Общеизвестен вклад К.Маркса в разработку вышеозначенной проблематики. Неоценим и вклад в нее верного продолжателя дела К.Маркса – В.И.Ленина. В этом убеждает обращение как к ленинскому теоретическому наследию в целом, так и, в особенности, к той его части, где основоположник нашей партии и государства исследует вопросы, связанные с природой и сущностью творческой энергии народных масс и отдельных людей, ролью и значением этого творчества в деле созидания социализма и коммунизма, вопросы развития творчества, управления им, культивирования, поддержки, поощрения и стимулирования, его организации. В центре внимания В.И.Ленина постоянно находились вопросы, связанные также с проблемой социальной активности масс и отдельной личности, социальной активности, которая, в сущности, есть ни что иное, как персонифицированное выражение и мера творчества ее носителей.

“Только тот победит и удержит власть, кто верит в народ, кто окунется в родник живого народного творчества”.1 
“...Нужно верить в свои собственные силы, нужно, чтобы все, что проснулось в народе и способно к творчеству, вливалось в организации, которые имеются и будут строится в дальнейшем трудящимися массами”.2 

“...В том-то и сила, в том-то и жизненность, в том-то и непобедимость Октябрьской революции 1917 года, что она будит эти качества, ломает все старые препоны, рвет обветшавшие путы, выводит трудящихся на дорогу самостоятельного творчества новой жизни”.3 
“И победа... Советской власти... достигается тем, что с самого начала она стала осуществлять исконные заветы социализма, последовательно и решительно опираясь на массы, считая своей задачей самые угнетенные, забитые слои общества пробудить к новой жизни, поднять к социалистическому творчеству”.4 

Изучение трудов В.И.Ленина, написанных им в период, непосредственно следующий за победоносным Октябрем, в период величайших испытаний, которым подверглась молодая Страна Советов в экономической, политической, военной и всех других областях социальной жизни, убеждает, что в самые критические моменты нашей истории В.И.Ленин всегда и неизменно связывал задачи их преодоления и решения с живым социальным творчеством каждого трудящегося, коллективов, всех трудовых масс, которые впервые за всю человеческую историю становились истинными хозяевами своей собственной судьбы, становились творцами ее.

И нет ничего надуманнее в аргументации наших классовых противников, чем попытки обвинить марксизм-ленинизм в “забвении” им человека, в слепом подчинении его действию “массы”, “травмировании личности коллективизмом” и так далее и тому подобное. Именно глубоко научное, диалектико-материалистическое решение вопроса о сущности общества и человека (и, соответственно, о соотношении творчества масс, творчества коллективного и творчества каждого отдельного индивида как одной противоречивой сущности), составляет всю беспредельную теоретическую глубину и истинный пафос марксизма-ленинизма как учения о действительном гуманизме.

В высшей степени несправедлив и антинаучен вывод, к которому нередко приходят ревизионисты всех оттенков, будто бы В.И.Ленин недооценивал и сознательно игнорировал творчество отдельной личности, всецело подчиняя ее массовому действию, рассматривая личность лишь в качестве простого средства для достижения целей этого массового коллективного действия. В.И.Ленину, как и в свое время К.Марксу и Ф.Энгельсу, глубоко претил по причине его полной научной несостоятельности подход к теоретическому решению любого вопроса с позиций неуклюже-метафизического “или-или”. В.И.Ленин, верный последователь и продолжатель дела основоположников научного коммунизма, как и они, был гуманистом в истинном и полном значении этого слова. Владимир Ильич подчеркивал, что социализм впервые создает реальную возможность “... втянуть действительно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе – непочатый родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами”.5 

Быть гуманистом в настоящем смысле этого слова – это означает прежде всего уметь видеть диалектику общества и личности в процессе творчества и в этом смысле первостепенной для уяснения вопроса, как понимал В.И.Ленин сущность этого процесса, является задача осмысления во всей его полноте того содержания, которое он вкладывал в понятие “организация”. Анализ ленинских работ убеждает, что непременными моментами организации в ее исторически высшей, социалистической форме выступают: действительный демократизм трудящихся, дисциплина и самодисциплина, учет, контроль, проверка, гласность, знание, порядок, ответственность, добровольность, критика и самокритика, планирование, своевременное исправление ошибок, воспитание, деловитость, практичность, эффективность, убеждение (и принуждение, где без этого не обойтись), сознательность, идейность, настойчивость, убежденность – то есть все то, что и позволяет “...обобществить производство на деле”.6

Однако было бы глубоким заблуждением считать, что В.И.Ленин ограничивает организованность лишь рамками такой сферы общественной жизни, как производство, экономика, хотя эта сфера, без сомнения – самая важная. В понимании В.И.Ленина, – в этом убеждает вся его деятельность, – содержание организованности, организации простирается далеко за пределы одной, хотя и самой важной сферы общественного бытия. Организация – это обобществление на деле всей жизни социума и человека, во всех его проявлениях, областях и сферах; это форма культивирования, развития, воспитания самодеятельности человека на протяжении всей его жизни. Таким образом, говоря о том, как высоко ценил В.И.Ленин творческий прорыв, энтузиазм, почин, новаторство, инициативу (масс, классов, социальной группы, коллектива, отдельных людей), нельзя не отметить как важнейший тот момент, что он всегда видел и всячески подчеркивал неразрывно связанную с этим необходимость научного руководства, воспитания, управления, организации самодеятельности, для которой социалистическая революция впервые широко открывает простор, и которой, как уже говорилось, собственно, и живы социализм и коммунизм.
Мы вовсе не случайно столь часто останавливаемся на вопросе о соотношении общества и личности, как он ставился и осваивался научной философией, в частности, в работах В.И.Ленина. Проблема творчества неотделима от проблемы “общество – личность”, ибо составляет сердцевину, динамический аспект последней. Важно особо подчеркнуть: точно так же, как проблема “общество – личность” разрешима лишь на путях постижения диалектики данного противоречия, так и проблема “творчество” может быть разрешена, верно постигнута лишь при том непременном условии, что будет рассматриваться как осуществляющееся диалектическое противоречие, будет адекватно воспроизводиться в формах коммунистической рациональности, а последняя, в свою очередь, будет выступать программой, технологией повседневного бытия всех, многих и каждого, что единственно обеспечит в форме практической всеобщности существующую актуализацию творчества, его постоянное и непрерывное развитие.

Становление творчества – это и есть процесс становления человеческой сущности, которая существует лишь как сущность развивающегося, осуществляющегося диалектического противоречия, как отношение противоположностей одной сущности: должного и сущего, потребностей и способностей, специализации и универсализации, опредмечивания и распредмечивания, продуктивного и репродуктивного, практики и теории, духа и чувства, рода и индивида, необходимости и свободы, сущности и существования – одним словом, как сущность перманентно осуществляющейся организации самодеятельности.

Для В.И.Ленина творчество – это диалектическое единство противоположностей взаимопроникающих, взаимообусловленных и взаимоотрицающих одна другую. “Какие бы обвинения ни предъявляли социалистической революции ее враги или скептики, громадный приток новых людей снизу, раскрепощение их способностей и энергии больше всего говорит в пользу коммунизма. Опыт русской революции показал, что соединение политической организации с массовой самодеятельностью может творить чудеса...

Недаром великий продолжатель дела Маркса – В.И.Ленин с такой настойчивостью развивал эту идею марксизма, ссылаясь на опыт Парижской Коммуны и наших Советов, на сочетание почина, самостоятельности, свободы движения, энергии, размаха снизу – и добровольного, чуждого шаблонов, централизма.”7 

Для В.И.Ленина Советская власть – это не только исторически определенная форма диктатуры пролетариата, форма политической власти победившего класса. Для него это прежде всего – и форма (самодеятельностью же трудящихся и рожденная в 1905 году) организации и воспитания, развития революционного творчества масс, развития их революционной активности. Той самой активности, которую он с гордостью и по праву называл основным фактором новой общественности.

Энтузиазм стихийный, спорадический, неуправляемый, неорганизованный и некультивируемый в постоянно развивающихся качественных и количественных своих определениях – такой энтузиазм обречен на поражение и гибель.

Именно поэтому В.И.Ленин имел все основания утверждать, что задача организации управления, планирования, воспитания новой дисциплины (органических моментов организации) – это задача, составляющая сердцевину социалистических преобразований, задача, по сложности и трудности своей далеко превосходящая все, до сих пор встававшие перед пролетариатом и его партией.

Как известно, к прежним задачам пролетариата и его партии В.И.Ленин относил: первая – необходимость убеждения большинства народа в правильности программы и тактики партии большевиков; вторая – завоевание политической власти и подавление сопротивления эксплуататоров.8 

Теперь, писал он, “на очередь выдвигается... как очередная и составляющая своеобразие переживаемого момента, третья задача – организовать управление Россией.”9 
Излишне было бы доказывать, что для В.И.Ленина эта задача не ограничивалась необходимостями лишь текущего момента, хотя в силу известных причин он разрабатывал ее более обстоятельно и конкретно в первую очередь применительно к жизненно первостепенным в тот период задачам, применительно к тем историческим условиям и обстоятельствам, которые сложились в период, непосредственно следовавший за победоносным завоеванием пролетариатом России политической власти: борьбе с разрухой, голодом, контрреволюцией внутренней, интервенцией.

“... Наша революция отличалась от всех предыдущих революций именно тем, что она подняла жажду строительства и творчества в массах...”10  – подчеркивал В.И.Ленин. И сама ж эта революция породила превосходную форму, позволяющую в действительности решить задачу “... соединения всего опыта и знания, которые ... представителями эксплуататорских классов скоплены, с самодеятельностью, с энергией, работою широких слоев трудящихся масс.”11 

Этой формой стали Советы – (исторически вторая после Парижской Коммуны) форма осуществления диктатуры пролетариата. Что эта диктатура даже в те грозные и суровые годы не сводилась лишь к функции подавления, как постоянно интерпретируют ее, пытаясь превратить в некий жупел насилия, духовные приказчики буржуазии, и меньше всего (лишь в той мере, в которой к этому вынуждала ее контрреволюция) была подавлением и что должен знать и понимать любой мало-мальски образованный человек, В.И.Ленин отмечал: “Когда... говорят, что диктатура пролетариата признается на словах, а на деле пишутся фразы, это, собственно, показывает, что о диктатуре пролетариата не имеют понятия, ибо это вовсе не то только, чтобы свергнуть буржуазию или свергнуть помещиков, – это бывало во всех революциях, – наша диктатура пролетариата есть обеспечение порядка, дисциплины, производительности труда, учета и контроля, пролетарской Советской власти, которая более прочна, более тверда, чем прежняя.”12 

И начиналось это обеспечение порядка, дисциплины, производительности труда с тех первых практических шагов, которые диктовались конкретной исторической обстановкой: с одной стороны – невиданный подъем революционной активности огромных масс трудового народа; с другой – наличие нищих, безграмотных, забитых капитализмом масс, которые необходимо было выводить на дорогу революционного, социалистического творчества. Первоочередной задачей в период начала мирного строительства стало преодоление косности, беспорядка, неорганизованности, стихийности. Необходимо было начинать коренную ломку, переделку психологии человека труда, которая из поколения в поколение формировалась и передавалась (наследовалась) как психология рабская, холопская, как психология угнетенного, подневольного, отчужденного человека.

И в этом смысле трудно переоценить все значение той работы, которую проделали большевики, Советы под руководством В.И.Ленина в деле привлечения к строительству социализма (и на сторону социализма) сформированных старым обществом специалистов. Это была единственная в тех условиях реальная возможность начать соединение безграничного революционного энтузиазма масс со знаниями, опытом, культурой прошлого. Без такого соединения социализм реальный, социализм на практике немыслим и невозможен. “Ибо только это соединение, – подчеркивал В.И.Ленин, – в состоянии создать мост, ведущий от старого, капиталистического – к новому, социалистическому обществу.”13 
Именно через призму ленинской идеи учиться и учить творчеству предстает во всем своем величии ленинский призыв и наказ, учиться коммунизму настоящим образом, его требование учиться, учиться и еще раз учиться!

На современном этапе социалистического созидания особенно важно осуществление двуединой задачи, которая выступает органической составляющей диалектики общества и личности, диалектики организации самодеятельности, различные аспекты которой всесторонне и глубоко разрабатывал В.И.Ленин в работах “Великий почин”, “Как организовать соревнование?”, “Очередные задачи Советской власти” и других: всемерное развитие и поддержку всех “ростков коммунизма” в труде на каждом рабочем месте, в каждом трудовом коллективе и целенаправленной, постоянной и систематической работы в направлении того, чтобы лучший, передовой опыт без промедления становился достоянием всех трудящихся.

Формы осуществления свободного социалистического труда, которые лишь в первых своих проявлениях были известны В.И.Ленину, за семьдесят лет своего развития претерпели огромные качественные и количественные изменения, социалистическое соревнование стало поистине всенародным. Оно явилось воплощением, выполнением на практике ленинского завета “... годы и десятилетия работать над применением субботников, их развитием, распространением, улучшением, внедрением в нравы”14 . Именно в социалистическом соревновании В.И.Ленин усматривал одну из тех, присущих исключительно социализму (коммунизму), форм сочетания отдельного социально значимого почина и необходимости научно обоснованного руководства им, распространения, которая диалектически соединяет общественное и личное в творчестве.

“... Только социализм ... впервые открывает дорогу для соревнования действительно в массовом масштабе. И именно советская организация, переходя от формального демократизма буржуазной республики к действительному участию трудящихся масс в управлении, впервые ставит широко соревнование”15 , – отмечал В.И.Ленин.
Именно в ходе социалистического соревнования рождается, непрерывно генерируется бесконечное множество тех исторических инициатив, которые надежно свидетельствуют: осуществляется на практике одно из гениальных положений марксизма-ленинизма “народ – творец своей истории”.

Для дальнейшей конкретизации рассматриваемой проблематики необходимо также обращение к вопросу, какой смысл вкладывал В.И.Ленин в понятие “социальная активность личности”, ввиду того, что последняя, представляя собой персонифицированное, внешнее проявление творчества, позволяет сделать вывод: степенью социальной активности личности является показатель меры, в какой реализуется в действительности практическая всеобщность творчества, организации самодеятельности.

Социальная активность личности отражает именно социальную направленность, социальный “вектор” деятельных воплощений личности, является показателем того, в какой мере реализует (и продуцирует) личность свои сущностные силы, а также творческого воплощения человеком своей свободы. Социальная активность личности – показатель того, в какой мере человеческая деятельность обрела и носит характер самодеятельности, она есть мера этой самодеятельности.

 Социально активным может быть лишь тот, кто богат потребностями и способностями, интересами и идеалами. Вся многосложная, динамичная система общественных отношений, идей и институтов социалистического общества призвана всесторонне развивать, культивировать социально активную личность уже хотя бы потому, что сам социализм (коммунизм) есть порождение, продукт и результат (и одновременно – условие) развития этой активности, революционной самодеятельности всех и каждого. Только этот общественный строй обеспечивает и гарантирует каждому члену общества широкие и в перспективе – беспредельные возможности для самовыбора и самоосуществления, для творческого утверждения себя в качестве целостной личности – родового, самодеятельного, непосредственно-общественного человека.

Сущностная черта общества социализма состоит в том, что социальная активность личности детерминируется в нем не стихийно, а в результате планомерной, организованной в общегосударственном масштабе, научно обоснованной работы по воспитанию советских людей в духе коммунистической убежденности. Это означает, что в условиях, когда неуклонно нарастает процесс обретения формы практической всеобщности творчества, социальная активность личности выступает одновременно и закономерным следствием, и необходимой предпосылкой освоения каждым сознательным человеком как всего богатства материальной, духовной и чувственной культуры прошлого, так и социальным гарантом созидания ее будущих форм.
Очевидно, что социальная активность личности (как и самодеятельность, как и творчество в целом), существующая в форме практической всеобщности – явление строго историческое. Подобная всеобщность реализуется лишь на ступени полного коммунизма. В.И.Ленин, последовательно развивая идеи К.Маркса о сущности социальной активности людей, о том, что подобная активность – это основа революционных преобразований, осуществляемых во всем строе их реального бытия, отмечал, критикуя многочисленные призывы “сначала” воспитать новых людей, а потом совершать революцию и строить социализм: “тем и отличается марксизм от старого утопического социализма, что последний хотел строить новое общество не из тех массовых представителей человеческого материала, которые создаются кровавым, грязным, грабительским, лавочническим капитализмом, а из разведенных в особых парниках и теплицах особо добродетельных людей.”16  Показательно в этом отношении то, как характеризовал В.И.Ленин марксистское понимание настоящих источников, природы и сущности революционной активности людей. Данная им характеристика однозначно свидетельствует: для В.И.Ленина социальная активность личности определяется прежде всего, тем, в какой мере она есть реальный процесс свободотворчества. Он пишет: “Марксизм отличается от всех других социалистических теорий замечательным соединением полной научной трезвости в анализе объективного положения вещей и объективного хода эволюции с самым решительным признанием значения революционной энергии, революционного творчества, революционной инициативы масс, – а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий...”17 .

А именно предикат “революционная” и указывает прежде всего на то, какого качества человеческая деятельность заслуживает быть квалифицированной как самодеятельность и тем самым – как социальная активность личности, при том необходимом условии, что в содержании последней полностью “снято” также и то содержание, которое философская наука вкладывает в понятие “коммунистический тип личности”.

Органическая преемственность в развитии истинной, общечеловеческой культурной традиции вообще и в теории марксизма-ленинизма в частности – вот ответ на вопрос, почему сегодня, на чрезвычайно сложном этапе творения нового мира (превращения его в мир человека и последнего – в человеческий мир) коллективный разум социализма, разум коммунистической партии постоянно обращают свой взор к этой неисчерпаемой сокровищнице духа всего человечества и в новых исторических условиях последовательно (и творчески!) развивает учение о живом творчестве масс и каждого в частности, усматривая в этом главное условие решения наиболее сложных актуальных и принципиальных вопросов развития общества действительного гуманизма. Коммунистического общества.

Примечания
 1 Ленин В.И. Речь и резолюция по поводу заявления группы народных комиссаров об уходе из Совнаркома: Заседание ВЦИК, 4 (17) ноября 1917 г.// Полн.собр.соч. - Т.35. - С.61.
 2 Ленин В.И. Речь на первом Всероссийском съезде военного флота. 22 ноября (5 декабря) 1917 г: Протокольная запись.// Полн.собр.соч. - Т.35. - С.113.
 3 Ленин В.И. Как организовать соревнование? // Полн.собр.соч. - Т.35. - С.199.
 4 Ленин В.И. Третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатов и крестьянский депутатов, 10-18 (23-31) января 1918 г.: Доклад о деятельности Совета Народных Комиссаров, 11(24) января // Полн.собр.соч. - Т.35. - С.269.
 5 Ленин В.И. Как организовать соревнование? // Полн.собр.соч. - Т.35. - с.195.
 6 Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. // Полн.собр.соч. - Т.36. - с.171.
7 Лифшиц М.А. Собр.соч.: В 3-х т. - Т.1. - М., 1984. - с.270.
8 См.: Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти // Полн.собр.соч. - Т.36. - с.172.
 9 Там же.
 10 Ленин В.И. ІУ Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов. 14-16 марта 1918 г.: Доклад о ратификации мирного договора, 14 марта// Полн.собр.соч. - Т.36. - с.104.
 11 Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи “Очередные задачи Советской власти”// Полн.собр.соч. - Т.36. - с.138.
 12 Ленин В.И. Заседание ВЦИК, 29 апреля 1918 г.: Доклад об очередных задачах Советской власти // Полн.собр.соч. - Т.36. - с.26.
 13 Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи “Очередные задачи Советской власти”// Полн.собр.соч. - Т.36. - с.138.
 14 Ленин В.И. От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко Всероссийскому субботнику-маевке// Полн.собр.соч. - Т.41. - с.109.
 15 Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти // Полн.собр.соч. - Т.36. - с.190.
 16 Ленин В.И. Маленькая картинка для выяснения больших вопросов// Полн.собр.соч. - Т.37 - с.409.
 17 Ленин В.И. Против байкота // Полн.собр.соч. - Т.16. - с.23.

(Архив 1990 года)