Разнобедренный треугольник

Валерий Хлызов
   
               
               
     По вечерам, уединившись в своем кабинете, я люблю просматривать  советские фильмы. Не чуждаюсь просмотра и современных сериалов о старом, добром времени, если они того заслуживают. Благо, ныне в интернете можно найти почти любые фильмы. Пополнив ими винчестер компьютера, предаваться сказочному созерцанию. Думаю, что мое увлечение нормально для немолодого человека, лучшие годы которого остались позади и надо чем-то убить время.  Вот и сегодня после вечерней трапезы я начал просмотр сериала "Звезда эпохи", созданного кинокомпаниями "Сеними" и "Телефильм"  пять лет тому назад. К моему большому стыду с этим  творением  режиссера Юрия Кара я своевременно не познакомился и теперь наверстывал упущенное.
     Фильм рассказывал о яркой жизни актрисы Валентины Половиковой, чье имя навсегда осталось в одном ряду с громкими именами героического авиатора Серова, выдающегося литератора Симонова и полководца  Рокоссовского. Признаюсь честно, что из всего просмотренного материала  мое любопытство возбудили эпизоды личных отношений Анатолия Серова и Валентины Половиковой. Эпизоды красивого романа с короткой семейной идиллией.  Казалось бы, союз мужественного воина с представительницей мира богемы мог бы быть счастливым, если бы не воздушная катастрофа.  Но все дело в том, что в моей памяти запечатлелось интересное событие, проливающее свет на предысторию этого романа. Ведь задолго до него двадцатилетний Серов в городе Оренбурге имел сердечную привязанность к девушке по имени Зинаида. Юному созданию,  решительно отвергшему первую любовь будущего комбрига, орденоносца и Героя Советского Союза.
     Упомянутая мною  Зинаида была приятельницей моих родственников и в конце 60-х годов прошлого века жила в Оренбурге вместе со вторым по счету мужем Борисом, носящим фамилию то ли Демченко, то ли Немченко, что-то в этом роде. На улице Чичерина супруги занимали небольшую квартирку. В трудовой и общественной деятельности ничем себя не проявили, и могли бы  прослыть заурядными личностями, если бы не светлая точка в далеком прошлом.
     Зинаиде давно перевалило за пятьдесят, но, несмотря на возраст, на нее   было приятно смотреть. Миловидная женщина с большими голубыми глазами, обрамленными стрельчатыми бровями. С льняными,  вьющимися  волосами, уложенными сзади в аккуратный пучок. Точь-в-точь Валентина Половикова. Несомненно,  оренбурженка  когда-то была весьма привлекательна, да и спустя годы не утратила всего своего обаяния. Борис, в отличие от моложавой супруги, производил впечатление преждевременно состарившегося человека. Он был невзрачен, сутул и лыс, но имел мирный нрав и отличался покладистостью. По всему было видно, что второй муж Зинаиды обожал свое сокровище и во всем ему потворствовал.
     Приятельница моих родственников была жизнерадостна и общительна, в компании проявляла словоохотливость и веселость. Когда же разговор заходил о легендарном  "сталинском соколе", то всегда переходила на серьезный тон:
     - В тридцатом году Толе было двадцать, а мне и того меньше, - неторопливо рассказывала она. - Серов учился в нашей оренбургской, Ворошиловский школе летчиков и летнабов. Познакомилась мы на танцах,  начали часто встречаться, но грань дозволенного никогда не переходили. Простодушным и прямолинейным был этот мальчик. Прошло несколько недель, и он, признался мне в любви.
     Рассказчица на минуту замолкала, о чем-то напряженно думала, а затем  продолжала:
    - Не могу сказать, чтобы я разделяла чувство Анатолия. Я пребывала в таком возрасте, когда мечтаешь о безумной, страстной любви, но, увы, ее не было. Я знала, что красива, пользуюсь успехом у однокурсников Серова, и хотела нравиться всем. Перед окончанием летной школы осенью тридцать первого Толя сделал мне предложение выйти за него замуж, но получил отказ. Затем Серов служил под Ленинградом в Гатчине, на Дальнем Востоке, под Москвой. Писал нежные письма, но не вымаливал любовь, это было не в его характере. Я же на весточки отвечала редко, а вскоре вышла замуж. Как позже оказалось неудачно, затем последовал второй брак уже с Борисом…
     - А что же было дальше, - всегда спрашивали заинтригованные слушатели,  хотя знали почти наизусть этот рассказ, но всякий раз надеялись получить новые подробности. Втайне каждому хотелось знать - жалеет ли Зинаида о том, что отвергла брачное предложение легендарной личности.
     -Да ничего дальше не было, - вздыхая, отвечала увядшая красавица, - После гражданской войны в Испании Анатолий стал героем, знаменитым летчиком-испытателем, о нем мечтала каждая девушка. В конце зимы тридцать восьмого года  он приезжал в Оренбург, искал со мной встречи, но все было кончено.
     Слушая это откровение, Борис понимающе кивал облысевшей макушкой, воздавая  второй половине по заслугам. Наверно, он был горд, что живет с женщиной, имеющей "звездное прошлое". Да и сама Зинаида, видимо, гордилась этим: либо тешила честолюбие, либо жалела детскую любовь, в которой не хотела себе сознаться.
     Никто из присутствующих не считал рассказ приятельницы выдумкой и не требовал доказательств. Мой отец - военный авиатор, закончивший на полтора десятка лет позже тоже летное училище, что и Серов,  не сомневался в достоверности этой истории. А ему то, я доверял полностью, ведь наставником отца и Серова был один и тот же человек Василий Бушуев. Он же в свою очередь мог заглядывать в душевные тайники своих подчиненных и делиться мыслями с другими. Перечитав заново книги Ивана Пахилло, Зинаиды Чалой и ряд других об Анатолии Серове я еще больше укрепился в своем мнении. Конечно же, не случайно именитый "сталинский сокол" до двадцати восьми лет был холостяком и женился именно на  Половиковой. Несомненно красавице, талантливой актрисе, женщине, рожденной покорять мужчин. Главное же, так внешне похожей на его первую любовь. Но грани интимного треугольника: Зинаида - Серов - Половикова,  с платоническим юношеским увлечением с одной стороны и безумной страстью зрелого мужчины с другой, так не равнозначны.