Выступление на Межправкомиссии, Бонн

Гуго Вормсбехер
Вернуться к главной цели
(Выступление на заседании Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев,
11-12 мая 1999 г., Бонн)

Сегодня, на десятом заседании нашей комиссии, мы можем, наверное, сказать, что за прошедшие годы сделано немало. Сделано, несмотря на большие трудности. Поэтому можно выразить нашу глубокую признательность и России, и Германии за оказанную поддержку в эти нелегкие времена.
Если же говорить о значении конкретных результатов работы, то всё, что было сделано, — и хорошее, и ошибки, — было или необходимо, или неизбежно. Создана солидная база для дальнейшей деятельности. Одновременно наработан большой опыт. И даже отрицательный опыт имеет иногда положительное значение.
Уже два года назад мы отмечали, что в решении проблемы российских немцев мы вступили в новый этап. То, что наша проблема стала межгосударственной, что изменилось к ней отношение в России (в центре, в регионах и у населения), созданы два национальных района и ряд компактных поселений, принята Федеральная целевая программа, вся работа стала плановой, — всё это создало совершенно новую ситуацию. За последнее время также произошли важные изменения: сменились правительства в России и Германии, создана Федеральная НКА российских немцев как форма их национального самоуправления. Это тоже требует новых подходов, как в политике, так и в практической работе.
Сегодня, однако, основная проблема у нас лежит не в сфере политики, а в сфере финансирования. Дело в том, что средства, выделявшиеся Россией и Германией под российских немцев, за все эти годы не увеличивались, а уменьшались — как в их абсолютном выражении, так и в их конкретной цене (покупательная способность немецкой марки в России по сравнению хотя бы с 1991 г. упала в несколько раз; рубль только за последний год подешевел в четыре раза). Возникло резкое противоречие между стремительно растущим объемом работ и всё уменьшающимся объемом выделяемых средств, отчего вся деятельность по решению нашей проблемы просто начинает задыхаться.
Параллельно в эти годы проходил еще один очень серьезный процесс — процесс отхода от главной цели нашей проблемы как в работе самой Межправкомиссии, так и в сотрудничестве двух стран по решению российско-немецкой проблемы. Вспомним: наша комиссия создавалась для реализации Протокола о сотрудничестве между правительством России и правительством Германии “с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев”. Однако чем дальше, тем всё реже мы вспоминаем об этой главной нашей цели. То есть политика государственных интересов, как на российской, так и на германской стороне, всё больше низводится до уровня политики программ и проектов, которая определяется уже не столько интересами двух государств и народа российских немцев, сколько интересами исполнителей этих программ и проектов, т.е. чиновников, подрядчиков и предпринимателей.
Это нужно исправить, и как можно скорее. Нужно вместо политики министерств или партий, вместо политики чиновников и исполнителей, вместо политики проектов и программ возродить государственную политику и оценивать всё, что мы делаем, только с одной точки зрения: насколько это приближает нас к главной цели — восстановлению нашей государственности.
При этом новая ситуация диктует и нам, российским немцам, и России, и Германии необходимость выработать и новую концепцию решения нашей проблемы. В ней, исходя из возросшей диспропорции между необходимым и имеющимся объемом финансирования, мы просто вынуждены будем выделить как приоритет то, что помогает сохранить национальную культуру, немецкий язык, национальное самосознание у нашего народа, что сдерживает нашу дальнейшую ассимиляцию. Может быть, следует даже разработать специальную национальную программу экстренных мер.
Есть еще один серьезный вопрос, решение которого позволило бы работать нам гораздо эффективнее. Дело в том, что с самого начала перед нами стояли две основные задачи: обеспечить национальное будущее тем российским немцам, которые остаются в России, и возможность выезда тем, кто потерял веру и больше не может ждать и надеяться. Хотя эти задачи в определенной степени и связаны друг с другом, их никак нельзя смешивать. Фактически это очень разные задачи, и для своего решения они требуют как две политики, так и двух исполнителей. Иначе возникает то, что мы сегодня имеем: неясность всей проводимой политики, ее противоречивость (хотя бы в рамках "Брайтенарбайт"), непонимание этой политики российскими немцами, непонимание ее в российских регионах, а также ее внутреннюю конфликтность, которая все эти годы неизбежно переносится и в движение российских немцев. Видимо, не случайно, и не только у российских немцев, в результате такой политики возникает впечатление, что чисто внутренние задачи Германии по адаптации переселенцев из числа российских немцев переносятся порой — под эгидой нашей проблемы — на российскую территорию. Здесь имеется в виду хотя бы языковая и профессиональная подготовка в основном тех, кто уже принял решение о выезде. Наверное, это тоже допустимо, может быть, это даже эффективнее делать в предвыездное время. Но, думается, надо тогда всё же отделить эту задачу от задач остающихся немцев, и уж во всяком случае, решать их не за счет средств, выделяемых на обустройство остающихся.
Особая проблема — положение в национальном  движении российских немцев. Как известно, главная функция наших общественных организаций — политическое содействие решению проблемы нашего народа. Однако, не имея собственной материальной базы для выполнения этой своей функции, общественные организации вынуждены зарабатывать хоть какие-то средства выполнением различных проектов. Этих средств не всегда хватает даже на содержание небольшого аппарата, тем более для ведения широкой организационной и политической работы. Так получилось, что большинство общественных организаций полностью перешли на проекты, т.е. на коммерческую деятельность, оставив большую политику и растеряв членов своих организаций. Такие "аппаратно-подрядные" организации имеют уже другие — коммерческие интересы; и в политику если и входят, то лишь затем, чтобы подчинить эту политику насколько можно своим новым, коммерческим интересам. Однако выступают они при этом по-прежнему от имени не своего аппарата, до которого редуцировались, а организаций, чье имя и юридический статус еще сохранили. Особенно парадоксально это выглядит после того, как практически все члены всех общественных организаций (кроме их аппарата) вошли в созданную ФНКА.
Именно то, что новые, чисто коммерческие интересы организаций пришли сегодня в резкое противоречие с основными политическими целями российских немцев, является причиной очередной и особенно острой конфронтации этих организаций с теми, кто не на словах, а на деле продолжают работу для достижения стратегических целей, и в первую очередь с ФНКА. При этом наблюдается стремление подменить даже критерии оценки деятельности общественных организаций: вместо решения политических вопросов — количество выполненных проектов и объем освоенных средств. И при этом лидеры организаций по-прежнему хотят, чтобы их считали "представителями народа"! Но как бы отнеслись в Германии к депутатам Бундестага, которые бы стали отчитываться перед коллегами и перед своими избирателями тем (и только тем!), сколько проектов и на какую сумму они выполнили?.. Можно, наверное, сказать, что сведение своих задач к выполнению проектов неизбежно переводит общественные организации в другой статус — статус подрядчиков, статус предпринимателей. А отсюда вытекает невозможность признания их права на участие в большой политике.
В связи с этим особое значение приобретает наша ФНКА — она не только появилась очень своевременно, она не только наиболее массовое объединение российских немцев, она не только по своему статусу — национальное самоуправление народа без территории — превосходит сегодня все другие общественные организации; она сегодня практически и единственная организация, так широко объединяющая представителей всех направлений в движении российских немцев, так полно и последовательно выражающая интересы всего народа и так тесно работающая с местной властью в регионах. Но именно ей приходится больше всего защищаться от "лидеров", объединяющих свои властные, информационные и финансовые возможности против нее как угрозы их отлаженным связям. В этой ситуации можно только приветствовать усилия, предпринимаемые в последнее время в Миннаце и в Департаменте по защите интересов российских немцев как народа при выполнении программ и проектов, по обеспечению открытости и коллегиальности в этой работе.
Сегодня мы стремимся к тому, чтобы повысить статус ФНКА РН до статуса субъекта РФ без территории, что позволило бы ей не только получить устойчивое бюджетное финансирование для выполнения важной государственной работы по решению национально-культурных вопросов, но и рассчитывать на представительство российских немцев в парламенте страны. Полагаю, что поправки к закону о НКА, инициированные и поддержанные Министерством национальной политики РФ и Комитетом по делам национальностей Государственной Думы РФ, могут во многом помочь достижению этих целей.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что судьба российских немцев всегда сильно зависела от отношений между Россией и Германией. Так было до войны, так было во время войны, так было после войны. Причем даже существование социалистической ГДР не давало нам чего-то  положительного  только  потому,  что   была  еще  и "капиталистическая" ФРГ.
В последние годы произошло радикальное изменение отношений между нашими странами. И коренным образом изменилось отношение и к нам, российским немцам. Но мы вновь и вновь убеждаемся в том, что в весьма нестабильной политической ситуации в России улучшение этого отношения к нам довольно хрупкое, и разрушить его может даже не очень значительное событие. Поэтому мы жизненно заинтересованы в максимально хороших отношениях между Россией и Германией — от этого зависит наше будущее как народа. И чем больше будет открытости, гласности в политике обеих сторон, чем больше будет согласованности в совместных действиях, в подготовке и реализации различных программ и проектов  на государственном уровне, с российскими немцами, с регионами (что особенно важно сегодня), - тем лучше это будет и для нас, российских немцев, и для России, и для Германии.
Гуго Вормсбехер, вице-президент
ФНКА “Российские немцы”