Выступление в Госдуме

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
Сосредоточимся на проблемах

         15 июня 1999 года в Комитете по делам национальностей Государственной Думы РФ под руководством его председателя Владимира Зорина состоялся “круглый стол” по теме “Национальная политика РФ на современном этапе”. В “круглом столе” принимали участие депутаты Госдумы, ученые, руководители национальных движений и организаций, в том числе и вице-президент ФНКА “Российские немцы” Гуго Вормсбехер. “NKA-NL” публикует в сегодняшнем номере его выступление.

За три года, прошедшие с принятия Концепции национальной политики Российской Федерации, приложено немало усилий в этой сфере. Есть и определенные результаты. Однако, следуя призыву председателя, сосредоточимся на проблемах.
Часть их хорошо видна на примере ФНКА “Российские немцы”. Создание ее полтора года назад многое дало. Она объединила различные направления в нашем движении: в нее вошли практически все члены всех общественных организаций; в ней уже 24 региональных НКА и более 100 местных; она охватывает фактически все регионы, где проживает немецкое население. Еще один ее плюс – она является объединением конструктивных сил, тех, кто связывает свое будущее с Россией. Она тесно сотрудничает также со структурами власти на всех уровнях и проводит большую конкретную работу на местах.
Тем не менее, ФНКА РН испытывает острейшие трудности. Хотя по закону она является формой национального самоуправления народа, что предполагает ее участие в координации и контроле всей работы, проводимой по нашей проблеме, политического признания и поддержки со стороны государства, его исполнительных структур она пока не получает. Ее по-прежнему пытаются удерживать в статусе "одной из общественных организаций", якобы равной с другими. Но ФНКА уже сейчас способна взять на себя, и берет, часть государственных забот по решению национальной проблемы. Однако ее возможности ограничены общим состоянием национальной политики России, где не видно почти никакого движения вперед. Не чувствуется и работы органа, созданного для координации деятельности федеральных НКА. Особенно тяжело сказывается отсутствие финансовой поддержки со стороны государства: без нее работа НКА практически обречена. И будет весьма печально, если создание стольких национально-культурных автономий окажется просто фальстартом.
Резонно возникает вопрос: есть ли в стране вообще национальная политика? Или это больше разговоры о ней? Ведь даже если приняты нужные законы, нет механизмов их реализации.
Постоянный хаос вносят в национальную политику и бесконечные реорганизации Миннаца; в таких условиях даже теоретически министерству невозможно чего-либо добиться. Может, стоит выключить Миннац из процесса перманентных правительственных отставок, чтобы хоть в этом обеспечить какую-то стабильность?
Есть, по моим наблюдениям, в национальной сфере и еще ряд тревожных моментов. Один из них – использование национального вопроса в иных целях: для продвижения к власти, для удовлетворения личных и групповых амбиций, в экономических интересах. Для этого национальный вопрос довольно часто непомерно политизируется и проблематизируется. Всё это можно видеть не только в самих национальных движениях, но и на международном уровне.
Яркий пример – Косово. Ведь ясно, что основа вооруженного конфликта там не национальный вопрос – это лишь подходящий повод. Иначе как объяснить, что проблема нескольких сотен тысяч албанцев в Косово требует чуть ли не трех месяцев бомбежек всей Югославии странами НАТО, а подобная же, но еще более давняя, острая и крупная проблема миллионов курдов в Турции требует от тех же стран поддержки Турции?..
Не так однозначна иногда и поддержка диаспор извне. Наряду с нормальной согласованной государственной политикой, в ней нередко проявляются и интересы политических деятелей, ведомств, чиновников, которые тоже пытаются прицепить к национальному вопросу как к локомотиву свои интересы.
Одним из критериев чистоты помыслов тех, кто занимается национальным вопросом, является обычно последовательная, без особого шума, работа по его решению. И наоборот, бесконечное и громкое "озвучивание" проблем, такое же выражение недовольства их нерешением – как правило, верный признак их использования в иных целях.
Когда мы говорим о наших проблемах, мы не можем не учитывать и следующего. У нас у каждого как бы две ипостаси. С одной стороны, все мы – граждане России, и нас объединяет как общность забот, так и схожесть наших национальных проблем и причин их нерешенности. С другой стороны, мы все – представители разных народов, прошедших разные пути и обладающих сегодня весьма разной "собственностью". И здесь нас разъединяет неравенство условий, в которых мы живем, и неравенство собственных возможностей для решения наших национальных проблем. Отсюда – разная степень отчаяния от одинакового игнорирования государством наших национальных проблем. А это в совокупности тоже общая проблема, которая не может быть решена самими народами каждым только для себя. Она может быть решена только государством, что требует от него серьезной, государственной национальной политики.