Надежды связываем со сменой власти

Гуго Вормсбехер
 
«Надежды связываем со сменой власти»
Пресс-конференция руководителей ФНКА «Российские немцы»
г. Новосибирск, 23 октября 1999 г.)

23 октября с.г. в Новосибирске прошел Межрегиональный семинар-совещание актива Российско-Немецких Домов и региональных немецких национально-культурных автономий Западной и Восточной Сибири. В работе семинара приняли участие Президент ФНКА «Российские немцы» Владимир Бауэр, вице-президент Гуго Вормсбехер, сотрудник Департамента российских немцев Миннаца, член Совета ФНКА Виктор Майер. Обсуждались проект будущей программы деятельности ФНКА, вопросы, выносимые на предстоящий  второй Съезд Автономии, текущая ситуация. Перед началом работы семинара состоялась пресс-конференция руководителей ФНКА для местных СМИ, на которой присутствовала и Генеральный консул Германии в Новосибирске г-жа Ваннов.


В.Бауэр: Уважаемые дамы и господа! Вы, наверное, знаете, что в октябре месяце было запланировано провести 2-й съезд нашей Федеральной национально-культурной автономии. По ряду причин он был перенесен.
Основные причины в том, что общественно-политическая ситуация в России в настоящее время не соответствует тем замыслам, которые мы закладывали в программу  Съезда: начались теракты, военные действия в Дагестане и в Чечне. Этот событийный фон поставил под сомнение достижение целей, которые мы ставили перед форумом ФНКА – фактически общенациональным форумом российских немцев. Что же это за цели?
Прежде всего, привлечение внимания государственных деятелей высокого ранга и получение от них гарантий того, что проблема российских немцев будет решаться с учетом мнения и позиции самих российских немцев, мнения и позиции нашего народа.
Речь идет и о том, чтобы обеспечить представительство российских немцев в Совете Федерации от имени Федеральной национально-культурной автономии как единственной на сегодня легитимной представительной организации российских немцев.
Речь идет и о необходимости принятия специального постановления Правительства о закреплении за Федеральной автономией полномочий на совместное с Миннацем участие в реализации Президентской Федеральной целевой программы по российским немцам и на контроль за процессом ее исполнения. Эти наши требования основываются на букве и духе Закона «О национально-культурной автономии».
Перенос нашего съезда был вызван и причинами материального характера. Вопреки нашим ожиданиям, германская сторона отказала нам в поддержке нашего форума, хотя за два месяца до этого профинансировала съезд Землячества  немцев Поволжья, имевший лишь региональное значение, и финансирует ряд других мероприятий, не всегда, на наш взгляд, располагая к тому объективными основаниями. В этой ситуации и российская сторона воздержалась от оказания нам необходимой поддержки, частично профинансировав только работы по подготовке съезда. Фактически, оба государства продемонстрировали неприятие ими ФНКА «Российские немцы».
Поэтому, отложив съезд на более поздний срок, мы намерены пока в рамках подготовки к нему провести три кустовых зональных совещания. Первое из них - в Новосибирске, второе - в Саратове, третье пройдет либо в Москве, либо на Юге России. На эти совещания мы соберем практически всех избранных на съезд делегатов и обсудим с ними вопросы, выносимые на рассмотрение съезда. Считаем, что такой доверительный обмен мнениями крайне необходим для лучшего взаимопонимания, для осознания тех целей и задач, которые перед нами стоят.
На сегодняшний день ФНКА объединяет 27 региональных автономий и свыше 150 местных. Рост наш продолжается, и каждый месяц мы получаем сообщения о создании всё новых немецких НКА на местах. Есть основания надеяться, что к началу будущего года еще 4-5 региональных автономий пройдут государственную регистрацию. Таким образом, наша Федеральная автономия – не только первая в России, но и самая крупная, самая разветвленная, имеющая надежную опору  в регионах и охватывающая своей деятельностью порядка 90% всего немецкого населения России.

Вопрос: Связан ли отказ ФРГ в поддержке съезда Федеральной НКА с общим сокращением программ оказания помощи российским немцам, в том числе по оплате авиабилетов при выезде  в Германию и т.д.?
В.Бауэр: Всё, что касается  авиабилетов и сопутствующих моментов, относится к теме выезда российских немцев в Германию. Наша организация целью своей деятельности видит максимальное сокращение эмиграции через обеспечение будущего нашего народа в России.  Но именно помощь, адресованная российским немцам, остающимся в России, Германия год от года сокращает. Эта тенденция продолжится и в следующем году. С чем это связано?
В свое время германские государственные деятели рассчитывали на то, что деньги, которые их страна выделяет России для решения нашей национальной проблемы, создадут некий механизм самовоспроизведения, особенно там, куда они вкладывались концентрированно. Я имею в виду прежде всего национальные районы и регион Поволжья. К сожалению, жизнь не подтвердила этих надежд. Российская сторона не сделала практически ничего для того, чтобы эти средства помогли возродить экономику названных территорий. Убедившись в том, что деньги немецких налогоплательщиков расходятся без видимого  результата для российских немцев как народа, Германия, естественно, стала постепенно сокращать объем финансовой помощи. Я не  думаю, что она будет сокращена очень сильно или прекращена вообще и сразу, хотя бы потому, что в рамках оказания этой помощи задействовано много специалистов из Германии, много германских предприятий, целый ряд  посреднических организаций, которые сами заинтересованы в том, чтобы такая помощь продолжалась, - ведь это и рабочие места для германских граждан.
Особый вопрос – насколько эффективно мы будем использовать то, что Германия на  сегодня  выделяет для решения нашей  проблемы. На предстоящем совещании планируется произвести анализ механизмов, сложившихся в этой сфере.

Г.Вормсбехер: Снижение финансовой поддержки со стороны Германии тесно связано с  двумя обстоятельствами. Во-первых, со снижением такой поддержки со стороны России. Во-вторых, с тем, что на протяжении последних десяти лет постоянно уменьшается политическая поддержка проблемы российских немцев. И первопричина здесь - позиция российской стороны на протяжении всех этих лет.
В 1989-1990 гг. речь шла о восстановлении государственности российских немцев и был подписан протокол о сотрудничестве между Россией и Германией на данном направлении. Соответственно были ориентированы и первые проекты в рамках нашей проблемы. Однако, финансируя их, Германия ожидала, что и российская сторона выполнит свою часть обязательств, пройдет свою часть пути. Этого, как правило, не происходило.
ФРГ, вкладывая и вкладывая средства в решение проблемы российских граждан, российского репрессированного народа, постоянно сталкивалась с тем, что совместные проекты по вине российской стороны не приводили к ожидаемым результатам, не приближали восстановление государственности российских немцев. Напротив, произошел уход от этой темы вообще и низведение нашей проблемы до уровня конкретных проектов в конкретных регионах. Произошла подмена целей, которая не устраивает и нас, российских немцев. Отсюда охлаждение первоначального энтузиазма со стороны Германии и ее закономерные сомнения в целесообразности дальнейших инвестиций.
Для полноты картины добавлю, что вклад России в решение нашей проблемы – это лишь часть налогов, которые она удерживает с германской помощи.
Вопрос: В связи с фактами злоупотреблений средствами, выделяющимися на решение проблемы российских немцев, намерены ли вы обратиться в правоохранительные инстанции?
В.Бауэр: Действительно, в последние годы определенные люди, в том числе госслужащие, сконструировали механизм, который в значительной его части вроде бы и не противоречит законодательству, но в то же время позволяет им распоряжаться деньгами, выделяемыми для нашего народа из бюджета, фактически по своему усмотрению. В рамках этого механизма существуют и чисто российские структуры, и совместные российско-германские посреднические организации. В отсутствие общественного контроля всё это не может не приводить к злоупотреблениям и к отсутствию результативности в достижении той цели, ради которой начаты и межгосударственная программа в отношении российских немцев, и Федеральная целевая программа. 
Не происходит реабилитации нашего народа – ни правовой, ни экономической, ни политической. Фактически, если не считать курсы «Брайтенарбайт», то все программы, которые осуществляются за счет средств Германии и России, затрагивают едва ли более 3-5% российских немцев. 90%  всех средств уходят в те территории, где проживает названная мною доля немецкого населения России. При этом зачастую происходит подмена понятий, из-за чего непосвященные пребывают в заблуждении относительно истинного положения вещей.
Так, например, говорят: в Омскую область с немецким населением в 130 тысяч человек направлено 20 миллионов марок. А на самом деле эти 20 миллионов ушли в Азовский национальный район, где проживает в лучшем случае 8 тысяч немцев, причем в значительной части это переселенцы из Казахстана в Германию, лишь на время задержавшиеся на российской территории. Такую практику, которую хорошо известный российским немцам г-н Вилленберг называет «финансированием приоритетных зон», мы считаем по меньшей мере нерациональной, и она не может быть нами признана и принята.
Почему мы так долго не поднимали этот вопрос, не выносили его на страницы печати и не называли вещи своими именами?
Во-первых, из уважения к германской стороне, к Правительству Германии, к Бундестагу за то, что они на протяжении многих лет, как сказал Гуго Густавович, оказывали помощь российским немцам в объемах, значительно превышающих вклад российской стороны. Во-вторых, мы жили ожиданиями того, что рано или поздно, а особенно с созданием Федеральной национально-культурной автономии, появится общественный контроль за распределением средств и будет обеспечено участие  самих  российских немцев как народа в реализации всех предназначенных для них программ. Именно как народа, а не в лице отдельных руководителей коммерческих структур, фактически приватизировавших нашу проблему и прокачивающих через свои фирмы выделяемые под нее средства, а в благодарность за такую возможность выступающих в качестве политической псевдопредставительной силы там, где этого требуют интересы их партнеров и покровителей.
К сожалению, наши ожидания до сих пор не получили никакого оправдания. Но мы еще и сейчас говорим не всё, не желая «выносить сор из избы» и надеясь, что государственные мужи, которые стоят у истоков принятия решений как с германской, так и с российской стороны, сделают соответствующие выводы и исправят ситуацию. Какова же будет программа наших действий – это мы будем обсуждать сегодня на совещании.
Разумеется, для защиты интересов народа мы будем прибегать к гласности, будем открыто говорить о накопившихся проблемах, называть факты и имена. Будем противопоставлять гласность и мнение общественности корпоративным интересам известной категории людей. Обращаться же напрямую в правоохранительные инстанции мы пока не планируем, попытаемся использовать другие возможности для оздоровления обстановки.
Должен сказать, что недавно в Бад-Киссингене мы встречались с нашими коллегами, руководителями представительных органов немцев Украины и Кыргызстана Генрихом Гроутом и Валерием Дилем. И обнаружилось, что проблемы, стоящие перед нами в России, присутствуют и в их странах. Во-первых, нет попыток государства решать проблему своего немецкого населения в политической плоскости. Во-вторых, много вопросов порождает деятельность германских посреднических организаций, в последнее время взявших курс на то, чтобы подменить собой представительные органы немцев в этих республиках, дезинтегрировать немецкое движение, используя для этого финансовые рычаги, привнести  в него раскол и этот раскол углублять. В связи с этим мы сформулировали нашу общую позицию, которая опубликована в последнем номере «Нойес лебен».

Г.Вормсбехер: В ситуации, которая сейчас обсуждается, очень важно не сваливать все проблемы в одну кучу, а расставить всё по своим местам.
Речь идет о том, что наша проблема может быть  решена только совместно Россией и Германией. Отдельно ни одна страна с ней справиться не сможет. И мы заинтересованы в теснейшем сотрудничестве российских немцев с Россией и Германией, во-первых; и в сотрудничестве России и Германии, во-вторых, так как это основа решения нашего вопроса вообще.
Далее. Есть государственная политика и есть исполнители этой государственной  политики. Так вот, государственная политика с самого начала была направлена - и в Германии, и в России - на решение нашего вопроса. Но исполнители этой государственной  политики со временем перевели ее в русло различных проектов. В этих проектах с обеих сторон есть подрядчики. Эти подрядчики сегодня, нажив определенный капитал на нашей проблеме, становятся силой, которая воздействует уже на чиновников, принимающих решения и распределяющих средства. Силой, которая становится определяющей в отношении того, что мы должны бы считать государственной политикой двух стран. Все нарушения, которые происходят сегодня в этой сфере, происходят как раз на уровне подрядчиков - исполнителей проектов и завязанных на них чиновников. Против этого мы и выступаем.
Мы  хотим, чтобы государственная политика в отношении российских немцев - и в Германии, и в России - была поднята на ее первоначальный уровень. Отдельными проектами нашу проблему не решить. Государственная политика должна иметь четкую конечную цель. Сегодня мы видим, что ни у России, ни у Германии этой конечной цели в виде восстановления нашей государственности нет.

Вопрос: Не могли бы Вы подробнее коснуться вопроса о представительстве российских немцев в Совете Федерации?
В.Бауэр: В настоящее время разработаны проекты соответствующих указов  Президента, которые  прошли  экспертизу на уровне известных юристов. В частности, с ними знакомился Сергей Шахрай. По мнению экспертов, учитывая, что существует правовой акт, признающий незаконной ликвидацию нашей Республики как субъекта государственного права (или, по нынешней терминологии, как субъекта Федерации), представители российских немцев без нарушения  Конституции могут быть приглашены в Совет Федерации до решения вопроса об окончательном восстановлении их государственности. Статья 5 Закона «О реабилитации репрессированных народов» прямо говорит о необходимости восстановления государственности для тех народов, у которых она незаконно ликвидирована.
То есть правовое поле для решения вопроса о нашем представительстве в Совете Федерации существует. Нужна только добрая воля государства, добрая воля Президента, Парламента, Правительства и российского общества в целом.
К сожалению, уровень проникновения властных структур России в нашу проблему, степень интенсивности работы по ее решению сегодня оставляет желать лучшего. Но мы стоим на пороге смены власти в период с декабря 1999-го года по июль 2000-го года. Есть все основания полагать, что смена эта будет носить не только формальный характер, это будет смена идеологии власти, стереотипов ее поведения, содержания ее деятельности. Грядущая власть будет очень сильно отличаться от той,  что  существует сегодня.
В этой связи нам предстоит искать ориентиры на будущее в новых политических  силах. И мы уже ведем поиск контактов с теми людьми, кто, на наш взгляд, в большей степени, чем ныне действующие политики, может повлиять на решение проблемы российских немцев уже в третьем тысячелетии. Если же мы сосредоточимся исключительно на сиюминутных проблемах, то просто отстанем от развития событий.
О том, что ныне действующая власть не позволяет нам связывать с ней какие-либо надежды, говорит хотя бы такой факт. В России имеется Концепция государственной национальной политики. Один из авторов этой Концепции - наш Министр по делам национальностей. Один из разделов Концепции посвящен национально-культурным автономиям, а в 1996 году принят еще и Закон «О национально-культурной автономии».  Казалось бы, главнейшая задача власти - выполнять законы Российской Федерации. Однако на деле, напротив, все потенциально существующие возможности для реализации этого закона с завидным упрямством не желают использовать. Не желают признавать очевидную истину, закрепленную в Концепции: для  Российской Федерации, с ее многонациональным населением и невозможностью дать каждому народу свою территорию, свою   государственность, институт национально-культурной автономии - это блестящий выход в решении национальных проблем. И нужно совсем немного: чтобы государство согласилось поделиться частью своих полномочий с национально-культурными автономиями как институтами самоорганизации, самоуправления народов России, встало на путь тесного сотрудничества с ними. Но этого-то как раз и не происходит!..

Вопрос: Владимир Анатольевич,  есть ли у Вас личная уверенность, что в ближайшие два-три года могут быть сформированы надежные, конкретные гарантии позитивного решения проблемы российских немцев в России и что будет, наконец, остановлен поток их эмиграции?
В.Бауэр: Уверенность в том, что такие гарантии могут быть сформированы, - есть. И важнейшей гарантией должно служить наше общее желание достичь этой цели. Когда и руководители России и Германии, и законодательная власть обеих стран, и чиновники, исполняющие принятые на высшем уровне решения, и общественные деятели будут искренне нацелены на позитивное решение нашей проблемы – тогда мы ее решим. В сегодняшних же условиях, когда, например, отдельные весьма масштабные проекты нацелены на эмиграцию российских немцев и активно реализуются, говорить о наличии такого всеобщего желания, такого всеобщего устремления не приходится.
Нет пока и достаточных оснований для уверенности российских немцев в том, что в России они как народ могут иметь будущее. Наша задача – такие основания создать, и они могут появиться опять же только как плод совместных усилий. Если же негативные тенденции в политике по отношению к нашему народу будут набирать силу, если и впредь будут рассматривать проблему российских немцев лишь для извлечения прибыли фирмами, деятельность которых для самих российских немцев - тайна за семью печатями, если посреднические организации Германии и  дальше будут проводить  ту же политику, которую они проводят сегодня, - тогда шансы хотя бы приостановить эмиграцию резко уменьшаются.

Вопрос: Вы сказали о проектах, нацеленных на эмиграцию российских немцев. Нельзя ли конкретнее – что Вы имеете в виду?
В.Бауэр: Приведу пример. На территории Новосибирской области уже ведется интенсивная языковая  подготовка  для людей, принявших решение о выезде в Германию.  Господин Вельт, уполномоченный Федерального правительства Германии, трижды ставил вопрос об осуществлении такой подготовки перед руководством Миннаца, перед российской стороной вообще, в том числе в последний раз - на заседании Межправительственной комиссии в Бонне. И трижды российская сторона  (в последний раз - устами Министра Рамазана Абдулатипова) говорила о своем однозначно отрицательном отношении к проектам подобного рода. Тем не менее, такие проекты продолжают иметь место и работы по ним набирают силу. А что подобные проекты стимулируют эмиграцию – доказать несложно.
Другая часть проблемы заключается в том, что такие проекты не должны  осуществляться за счет средств, которые выделяются «на проблему российских немцев, остающихся в России». Декларируется, что помощь Германии направлена на закрепление наших людей на российской земле, а на самом деле деньги расходуются на тех, кто принял решение о выезде в Германию.
У вопроса есть и экономическая сторона. Германии обходится как минимум в 5-6 раз  дешевле обучение потенциальных переселенцев немецкому языку в России, чем на своей территории. Здесь и аренда помещений обходится не так дорого, и труд преподавателей, и многое, многое другое. Отсюда и расцвет проектов по «возрождению языка и культуры». Более того, теперь решено и предварительную профессиональную подготовку по германским стандартам проводить здесь же, в России, при том, что эти стандарты по известным причинам просто не могут быть востребованы в наших отечественных условиях. То есть идет языковая и профессиональная подготовка будущих граждан германского государства. Наши протесты по этому поводу пока что остаются неуслышанными.
Повторяю, надежды на изменение сложившейся ситуации мы связываем главным образом со сменой власти. Необходимо прежде всего законодательное решение проблемы российских немцев по существу. Чтобы повлиять на этот процесс, несколько представителей нашего народа, в том числе и я сам, намерены баллотироваться в Государственную Думу. 
Сегодня Комитетом по делам национальностей Госдумы утверждена концепция законопроекта «О реабилитации российских немцев», сам проект Закона находится в стадии разработки. Наша задача – довести этот процесс до конца. И добиться, чтобы будущий Закон был должным образом реализован через структуры исполнительной власти. Репрессированный народ российских немцев должен быть реабилитирован во всех отношениях, должен занять достойное место среди других народов России.