Глава9, Соседушко из повести Ясным днём... 2ч

Александр Мишутин
( все даты в тексте - по старому стилю )

  Сегодня, 28 января - один из главных дней замирения с домовым.
  Даша с матерью сидят за ткацким станком. Идёт обычная жизненно необходимая работа.      А между делом Аграфена рассказывает былИчки.
  - Девицей я ещё была. А напротив - соседи. Так у них соседушко ( нельзя домового называть домовым, да ещё в такой день ), соседушко-то всю ночь веретено крутил. А ребятишки с полатей возьми, да и спроси его ( страшно, но спросили ): "К худу, или к добру прядёшь?" А он как заорёт им: " На штаны!" Они и попрятались под одеяло. А вскоре их старшая вышла замуж. Не торопись, - поправляет она Дашу.
  - А штаны-то почему? При чём?
  - А сколько мы в прошлом годе с Катериной для Кулыгиных портков шили, забыла?
  - Забыла.
  - Для семьи жениха ведь много портков надо. Вот и выходит: правду сказал соседушко.
А то вот ещё. Помылась семья в бане в три пАра - большая семья. А на четвёртый - хозяин пошёл. " Я - быстро, - говорит". Прошло время - его нет. Туда-сюда, зовут - молчит. И не открывает. Сорвали дверь с крючка - а он лицом-то в шайке, а ноги - на полкЕ. Утоп.Как?
А вот так! Банник утопил. На четвёртый пар только черти ходят мыться. Банник только их принимает,нечисть. А тут хозяин пришёл. Вот и поплатился.

  У разных людей по-разному. У одних домовой - это одно существо на всё хозяйство: дом и постройки. У других - это группа нечисти: банник - хозяин ( домовой ) бани, овинник засел в овине, дворовой-домовой - холит и мучает животных, а собственно домовой живёт в избе ( за печкой, в подполе, на чердаке ).
  По-разному человек и относится к этой нЕжити. Ну. как к домовому относится по-хорошему,
если он то гремит-топает по ночам, то душит кого-нибудь из семьи, а то лапти старые мечет в щи? Кланяться-обниматься? И кашу ему ставят, и лоскутки цветные дарят           ( ох, любит их как ребёнок !), и говорят с ним ласково: дедушко, соседушко, хозяюшко -
ан, нет! Всё равно балует. Всё терпенье вытравит.

  А во дворе Данька натаскивает Ванятку на общение с дворовым.
  - Говори негромко. А лучше молчи. Слушай, что я буду говорить. Нет, не так. Здесь можно говорить, а там, - он кивает на дверь хлева, - там, молчок.
  Они заходят в хлев и Данилка в точности повторяет прошлогодние действия отца. Закончив раскладку угощений дворовому они выходят из сарая, плотно закрывают дверь и уже здесь, на улице, Данька взволнованно выдыхает:
  - Дедушко-соседушко, люби и береги нашу скотинку.
  А мокрый от страха и волнения Ванятка добавил:
  - Орлика и Малинку, Жданку ( это тёлочка ) и Угадая.
  - По имени необязательно, - тихо говорит Данька. - А то он запутается. Старый.

  А ведь как этот старичок скотину мучает?! Из яслей у лошади всё выбросит, плюёт ей в морду, а потом всю ночь ездит на ней. И лошадь утром - потная, изнурённая, к работе    негодная. То кур гоняет, то корову выдаивает. Отчего же быть любезным к нему?
  Вот и ведёт с ним борьбу мужик, да толку чуть. Уходит на тот свет, не закончив борьбы с домовым, а бес продолжает шалить в избе мужика: бессмертен он, бес.
  И что делать? И начинает мужик задабривать домового: не таской, так лаской; жить ведь надо.
  Правда, можно избавиться от домового: при заселении в новый дом. Пусть остаётся в прежнем доме. Так нет! Жалко домового: плачет он в бывшем доме без хозяев - охает, воет.
Вот и готовят ему персональный веник при переезде в новое жилище, да ещё уговаривают:
"Вот тебе сани, поедем с нами." И смех, и грех!

  Конечно, если подружиться с домовым, то он и пользу может приносить. И за скотиной ухаживает, в косички гриву коня заплетает; дом хранит и охраняет; может предупредить о беде и о радости. Общим нечего с ним бороться, раз так заведено, чтоб он был. Вроде бодливой коровы: бодается, но и молоко даёт. Значит так богу угодно. Пусть.
 

  К вечеру домой вернулся Гаврила: коня на продажу ищет, село ведь большое. Взял у Аграфены льняную нитку, связал ею три разных пучка конских волос: вороных, гнедых и буланых. Зашёл в хлев, положил волосы под ясли Орлика: пусть дворовой выберет масть будущего коня. Какая масть останется - такую, значит, и примет дворовой.

  Перемирие с домовым подготовлено, подтверждено угощением и желанием Погореловых сотрудничать с нечистью.

  Прости, господи, надо.