Стон об искусстве

Дмитрий Кирьяков
Искусство. Какое емкое слово! Кстати, как пишется? В нем два «с» или три «у»? Невзирая ни на что, не побоимся копнуть поглубже и, опираясь на постулаты «Поэт всегда художник», и «Художник всегда поэт», «Нет мазка без натуры» и «Без натуры нет мазка», не забывая, однако, о том, что «Вася с приветом» и «С приветом, Вася» - это далеко не одно и то же, вонзимся в суть.

Разобраться будет не просто. Мешает нестройный хор поэтических прозаиков и прозаических поэтов, графических пейзажистов и пейзажных графиков, попсовых рокеров и роковой попсы. Они говорят все сразу, брызгаются тушью и бренчат на фоно. На их фоне теряются просто поэты, прозаики, художники и музыканты, которые не разучились писать просто стихи, музыку и прозу. Они грустно разводят руками и качают головой. В таком же положении рэперы и панки.

А давайте прислушаемся к спору вон тех двоих. Это прозаический поэт и пейзажный график. Они обсуждают газетную статью одного очень талантливого критика, в которой красочно описано его путешествие в город Н., посещение одного из музеев и, в частности, описывается картина одного урбанизированного почвенника, которую видел он один. Статья написана живым литературным языком, с употреблением слов «амбивалентная пастель», «мягкие сублимированные мазки», «колоротурная линия штриха», «сам ты Репин» и прочих, ИЗ чего следует, что смысл понятен только одному ему, несмотря на то, что автор изо всех сил  стремился к обратному и хотел довести свое мнение до всех. Хотя так ли это важно, если картину все равно не видел никто.

Не стану утверждать, но мне кажется, что подобного рода обсуждения надо откладывать на потом (не до посещения театра или выставки, а после), а то ведь получается, что мы обсуждаем не презентацию, а статью о ней, не фильм, а отзыв в журнале, и наше мнение резко расходится с мнением Ж. П. Бельмондо, играющего в нем главную роль. Тем более что он высказался по-французски. Дело идет к тому, что в среде особо продвинутой интеллигенции будут обсуждать уже не погоду, а ее прогноз.

***
– А вы читали?
– Нет.
– (Потирая руки) Обсудим!

***
– Смотрели?
– Ну.
– Что ну?
– Ну, не смотрел.
– (Нервный смех) Поговорим о сути.

***
– Какая яркая игра актеров!
– Каких?
– (С нажимом) Не знаю, но надо обсудить.
          
Как правило, находится кто-нибудь, кто что-то видел (картину, фильм, спектакль). Он рассказывает об этом всем, и они хором начинают убеждать его, что он не прав.

А может лучше самим ходить в музеи, в кино, в театр, а не перечитывать умные статьи о том, как автор был там-то и там-то, и что он сумел разглядеть за «мягким сублимированным мазком». Давайте учиться смотреть, читать, писать стихи, петь и рисовать картины. А иначе...

А иначе, взглянув глазами Тициана на творчество, скажем, Ярославцева или Волостных, станет страшно за то, что сказал бы об этом Босх устами Врубеля.

Рисунок Н.Дрокиной