Переход

Олег Алексеев
§1
Социализм есть всего лишь следующий способ производства в череде сменяемых друг друга способов производств. Отличие социалистического способа производства от всех предыдущих состоит в том, что он есть начало нового большого цикла способов производств основанных на обобществленных средствах производства. Предыдущий цикл состоял из способов производств основанных на частной собственности на средства производства.

§2
Большой частнособственнический исторический цикл имел прогрессивное значение по сравнению с первобытным состоянием и первобытным коммунизмом и соответствовал нашему уровню развития и нашим возможностям добывания средств к существованию. Такой частнособственнической организации производства, а вслед за этим, организации общественной жизни точно соответствовали способы распределения общественного богатства. Завершением большого частнособственнического цикла, состоящего из частных по форме собственности к средствам производства обществ, является капитализм. Капиталистический способ производства обеспечивает концентрацию всех частных капиталов и включение любых частных по форме средств в процесс обобществления. Отсюда, как следствие, капитализм стремится разрушить всякие границы для движения капитала в экономике и социальной жизни: сословные, классовые, национальные. В этом его историческая задача.

§3
Строго математическое описание процесса перехода из одного социально-экономического состояния в другое можно найти в перколяционной теории - работы С.Смирнова, в работах математика Михаила Громова, а также в работах по глобальным демографическим процессам С.П.Капицы, где на фактическом материале показаны реальные процессы развития человеческого общества.

§4
Отсюда социализм не выдумка, не желание передовых умов, а естественный процесс перехода на новый уровень организации жизни. Прежде всего, организации более эффективного способа производства, выросшего из развития капиталистического способа производства.

§5
Социально-экономический цикл содержит несколько форм способов производства, сменяемых друг друга. Время одного социально-экономического цикла составляет 30-40 тысяч лет. Время развития одной социально-экономической формы, как способа производства, для конкретного исторического общества составляет от 2 до 3 тысяч лет. При этом на протяжении всего цикла конкретные исторические общества могут находиться на низких уровнях параллельно с обществами ушедшими вперед. Общественное развитие, как генетическую память сохраняет все формы, постепенно изменяя их, заполняя в каждом историческом обществе развившимся способом производства все общественные отношения. Поэтому время цикла, имея всего три известные нам формы, гораздо больше суммы времени циклов конкретного исторического общества. Каждое общество имеет собственное время развития в цикле и может находиться в одной форме достаточно долго, тем самым «растягивая» время развития всего цикла. Первобытные и родовые отношения присутствуют до сих пор в некоторых исторических обществах.
Все исторические общества независимо от социально-экономических форм незамкнуты и в зависимости от уровня развития или расширяются или сужаются при воздействии на другие общества. Соприкосновение, пересечение и взаимное проникновение социально-экономических границ этих обществ вызывают кризисные ситуации, а также развитие всего человеческого общества. Социально-экономические границы мыслятся в определении культуры исторического общества, как «совокупность всех проявлений природы, жизни, материальной и духовной деятельности общества людей по отношению к человеку, равно как и отношение человека к окружающему его миру».
Постепенно весь цикл «заполнится» наиболее развитой социально-экономической формой, которая, в свою очередь, внутри себя будет развивать переход к новому большому циклу.

§6
Переход от одной формы к другой, от одного цикла к следующему осуществляется строго в соответствии с законами развития сущности, которые достаточно точно описал Гегель и подтверждается на имеющемся историческом опыте. Поэтому бесклассовое общество исчезнет не потому что будут уничтожены все капиталисты, а потому что изменения вызванные ходом развития капитализма, и прежде всего в способе производства, приведут к исчезновению классов. Естественное исчезновение классов в капитализме, как переход большинства людей на новый способ производства породит социализм. Процессы зарождения переходных и, соответственно, новых форм легко найти в истории переходов от родовых отношений к отношениям рабовладельческим, далее феодальным и, наконец, капиталистическим.

§7
Время развития имеющихся капиталистических форм составляет в истории цикла 1100 лет. В истории отдельных обществ эта форма занимает гораздо меньший временной интервал. Русское общество от зарождения первичных капиталистических форм до доминирования капиталистических отношений прошло исторический путь равный пяти векам. Время доминирования капитализма в русском обществе составляет, примерно, тридцать лет.

§8
Социалистические идеи зарождаются на определенном этапе развития и становления капиталистического способа производства, когда капиталистический способ, развившись внутри феодальных отношений, стал заявлять о себе как новый доминирующий способ производства. Такое положение точно соответствует гегелевскому пониманию движения (развития сущности). Это историческое время приходится на XVI-XVII века.

§9
Формы перехода к социализму вызревают в капиталистическом способе производства, который стремится к обобществлению всех средств производства, при этом реальное обобществление понимается, как возможность каждого человека использовать эти средства производства для своего блага. Естественными формами обобществления средств производства являются акционерные общества, акционерный капитал, инвестиционные фонды и т.д., а свободный доступ к этим средствам производства выражен через реальные процессы обобществления общественно значимой информации и ее потоков. Чем выше уровень обобществления информации в обществе, тем общество более свободно, тем больше возможности для каждого члена общества использовать обобществленные средства производства для своего блага.
Общественные организации и общественное самоуправление также являются переходными формами к новой организации производства.
Государство, как институт, отражающий интересы определенного класса, к обобществлению и социализму отношение не имеет. Доминирующий класс использует общественные ресурсы и организует общественную жизнь, в форме все еще развивающейся, но уходящей капиталистической эпохи. Данный уровень развития любого исторического общества не может предполагать исключения государства из общества. Для классового общества институт государства естественен в той же мере, в какой он невозможен в бесклассовом обществе.

§10
Социализм характеризуется возможностью реализации частного капитала (ресурса) с наибольшей для себя выгодой только через обобществленные средства производства. Устремления каждого человека должны иметь возможность реализации с максимальной эффективностью для индивида через обобществленные средства производства. Такое состояние дел возникает при условии, что физический труд людей будут вытеснен из промышленного производства или этот труд будет составлять малую его часть. Умственный труд людей должен доминировать в процессе промышленного производства, а также в сфере обращения (обмена).

§11
Обмен есть достаточное и необходимое условие человеческого общества. Обмен есть имманентная сущность человеческого общества. Деньги есть порождение обмена. Есть большие сомнения в исчезновении денег в будущем с наступлением социализма (новой эпохи). Деньги старше всех известных частнособственнических эпох, они порождение нашего обмена. Каждая эпоха приспосабливает, вернее, развивает деньги до тех форм, которые и отражают сущность нашего уровня развития. Поэтому капиталистический способ производства трансформирует деньги в капитал, со всеми его прелестями, функциями, значениями, символами и фетишизмом... Обмен при социализме не исчезнет, он будет другим, значит и деньги будут в других формах и значениях, в тех, которые будут присуще социалистическим отношениям производства и обмена.

§12
Нигде и никогда еще не было социализма. Ни одно историческое общество не соответствовало и не соответствует социалистическим критериям, и ни одно еще общество не подошло к переходу в социализм. Социальные гарантии капиталистических обществ, ушедших в своем экономическом развитии вперед, и поэтому имеющие возможность реализации этих социальных гарантий, не являются социализмом. Дело не в том, как распределяется богатство, дело в том, как оно производится.
Способ, каким наиболее могущественная часть человечества сегодня преумножает свое богатство, является капиталистическим способом производства. Различные этапы развития этого способа производства мы наблюдаем на протяжении трехсот лет его доминирования в мире. Таких этапов может быть еще множество, прежде чем обобществление достигнет критических величин, прежде чем станут исчезать окончательно классы и будут разрушены национальные и другие виды и типы государств. Потенциал развития капитализма простирается на ближайшие семьсот лет. (Переход Капицы противоречит данному утверждению)
 
§13
Видоизменения внутри классов будут менять формы классовой борьбы и формы классовых противоречий. Они будут приобретать иные формы в соответствии с изменениями в организации способа производства. Процессы уменьшения численности промышленных рабочих будут переносить центр тяжести классовых противоречий в сферу обращения, обмена.

§14
Ошибочным в марксизме является воззрения о пролетариате и пролетарском государстве. Пролетариат не может быть революционным классом и движущей силой социалистических преобразований. Государство не может быть институтом обобществленных средств производства. Прежде чем мы можем говорить о социализме рабочие должны превратиться в прямую противоположность, как капиталистическому рабочему, так и буржуазии – капиталистическому классу, а государство потерять свои общественные функции. Новый социальный элемент должен иметь иной способ производства, основанный на свободном использовании обобществленных средств производства.

§15
Концентрация капитала, концентрация промышленного производства и как следствие монополистические тенденции служат необходимой, но недостаточной предпосылкой реального обобществления средств производства. Обобществление средств производства подразумевает владение каждым членом общества этими средствами производства. Доступность к этим средствам производства в каждый данный момент, когда это необходимо любому члену общества определяет реальное обобществление средств производства. Знания и информация, опыт и практические навыки, талант и гениальность свободного члена общества должны беспрепятственно находить соответствующие средства производства для реализации его идей и устремлений. Участвует ли этот свободный член общества непосредственно в процессе производства или опосредованно через финансовые или информационные технологии это не имеет значение. Это всего лишь формы использования обобществленных средств производства и обмена во взаимоотношениях свободного индивида с обществом. Средства производства должны приобрести вид, обеспечивающий свободный доступ к ним каждым членом общества в любой момент времени. Это возможно тогда, когда информация, и ее обмен будут использоваться как основные средства производства в практической деятельности людей.

полный текст смотрите на сайте Капитал https://sites.google.com/site/marxeconomy/trans