ЛАУ. Школа отваги и мужества

Антон Путятин
ЛАУ - Ленинградское высшее артиллерийское командное училище имени «Красного Октября». Оно старейшее из артиллерийских училищ СССР и с самыми богатыми артиллерийскими традициями. Первое название - Константиновское. Увы, его уже нет. Сначала на его базе появился Ракетно-артиллерийский кадетский корпус, но затем свернули и его.

Ниже на фото - КМБ (Курс молодого бойцы). 2 взвод 2 батареи 1983г. Внизу сидит руководство училища. Четвертый слева Герой Советского Союза генерал-майор артиллерии Клочков Иван Фролович. Солдаты его взвода установили флаг на Рейхстаге. Он у нас был заместителем начальника училища. Рядом с ним генерал-майор Близнюков Александр Константинович - начальник училища 1983 - 1985 гг. Затем он ушел в артиллерийскую Академию - стал начальником факультета заочного обучения ВАОЛКА им. М.И. Калинина (мне кажется это понижение в должности). Кажется в училище утонуло несколько курсантов, но могу ошибаться.  Во втором ряду среди курсантов сидят командир взвода (слева) капитан Яковлев (прозвище Нониус) и командир 2 батареи капитан Ципцура (прозвище Ципа) .

Меня на фото нет, т.к. суворовцы на КМБ не привлекались, в это время мы были в отпуске. К моему удивлению, в отличие от Уссурийской кадетки, дедовщины в ЛАУ не было. Единственное, в чем она проявлялась, так это в очередности захода в столовую – старшекурсники имели преимущественное право войти первыми. Конечно, некоторые индивидуумы по башке от старшекурсников получали, но, по моему разумению, почти всегда за дело.

Меня лично подобные проблемы обошли стороной, хотя, возможно просто сам не нарывался. В ЛАУ я пришел не желторотым абитуриентом, а прожженным уссурийским тигренком. По сравнению с бывшими школьниками я многое знал, умел и предпочитал общаться с себе подобными – выпускниками других кадетских училищ.

В батарее, конкуренцию за лидерство кадетам составляли бывшие солдаты прибывшие поступать с войск. Они были старше, но, как ни странно, некоторые немного слабее физически и значительно мозгами. Успели все забыть за время службы.

Первый мой комбат командовал нами около недели, а затем оперативно убыл выполнять интернациональный долг в Афганистан. Весть о его смерти пришла через месяц. Он погиб в ходе корректировки огня, чуть ли не в первом бою. Снайпер... светлая память. Ниже фото после принятия присяги. Я во втором ряду пятый справа.

Новый командир батареи сразу собрал бывших кадетов и солдат в канцелярии и принялся распределять сержантские должности. Все остальные курсанты были на КМБ (курсе молодого бойца). Нас (уже успевших вкусить армейского быта) к КМБ не привлекали. Сначала он предлагал сержантские должности сам, затем уговаривал… потом назначал. Так я стал с нагрузкой коптера.

Задача была поставлена одна – навести в каптерке уставной порядок и не допустить утечки имущества. Каптёрил я вместе с Ромой Серых. Холопотное место, но пропускали учебу, самостоятельную подготовку, и т.п. Как ни странно, (даже для меня самого), учился я не дурно. Даже по английскому были четверки.

Единственные плюсы - вечерами мы пили чай, ложились спать намного позже официального отбоя. Суровые времена наступали в банные дни и пред выходными. Считали и выдавали бельё, форму и т.п.

Имущество батареи мы не только сохранили, но и приумножили. Для этого мы научились при сдаче белья быстро и методически громко считать вслух: "Раз, два, три, пять, шесть, восемь, девять, десять, одиннадцать, тринадцать, и т.п.".

Иногда нужно было готовиться к смотрам хозяйственного инвентаря. В это сложное время мы уходили в увольнение на ночь и к утру собирали по подвалам и подсобкам дворников вполне внушительный арсенал снежных лопат, металлических скребков и ломов. Всё это оперативно красилось и достойно представляло нашу батарею на училищном смотре "хозяйственного инвентаря".

Однажды зимой кто-то поджёг училищные "холодные каптерки". Наша тоже сгорела. У нас там ничего не хранилось, но нам удалось списать на пожар половину имеющегося в батареи имущества, а главное, основную головную боль комбата – все ранее утерянные или поломанные лыжи и подавляющее большинство оставшихся в живых целых. Комбат был очень доволен.

А еще у нас была Луга - бич курсанткой жизни. Комары, мошка, учения и мучения... и т.п. Если бы Луга была только дождливым летом - пол беды. Но она была и зимой и дождливой осенью и дождливой весной...

Как ни странно, учиться мне нравилось. Я любил артиллерию, технику, тактику, с удовольствием стрелял на ВАП (винтовочный артиллерийский полигон). Первый курс в основном налегали на высшую математику, английский и прочие предметы. "Специальные" обещали позже. Было ощущение, что все это высшематематическое и сопромат в ходе службы не пригодится (правильное ощущение, должен признать). Кстати. по Сопромату у меня было отлично. Я так наслушался о сложности этого предмета, что сразу очень внимательно к нему отнесся и легко решал даже сложные задачи. Сейчас все как-то из памяти ушло.

Вскоре все это мне надоело и я стал серьёзно задумываться над своими перспективами. Через неделю понял, что нужно сделать выбор – либо учиться, либо каптёрить.

Зимой, дневальный сдавал наряд. Наряд не принимали из-за засоренного "унитаза". Конструкция "унитаза" отличалась простотой и гениальностью. Это была металлическая дырка в полу, каким-то расточителем, для эстетики, покрытая белой эмалью. Эмаль от частых уборок частично стерлась и представляла собой маленькие белые островки на менее загрязняемых посетителями участках. Издалека вся конструкция походила на свернувшегося калачиком и заснувшего вечным сном долматинца.

В целом, на первом курсе случалось неимоверное множество смешных, чаще одновременно и травмоопасных случаев. Такие случаи случаются наверное с каждым курсом )))) и их рассказывают постоянно, случалось подобное и у нас.
   
Дневальный хотел пробить очко шваброй, но её забрали для уборки в расположении. Тогда он проявил солдатскую смекалку (нас так учили) взял лом и стал пробивать очко ломом. Пробил. Но вместе с жидкостью в черную бездну канализации ушел и лом. К счастью не на совсем. Его скоро принесли с первого этажа. Затем все бегали смотреть на тех, кто в это время находился в туалете на первом этаже. Один из бедолаг, как-то изловчился и, несмотря на мгновенно забрызганное "жидкостью" туловище, умудрился увернуться от падающего лома. Наряд сдавали долго.

Весело было не всем...

Подробно читайте в моем блоге ЖЖ pantv под меткой ЛВАКУ