Знаки от Сергия

Лариса Назаренко
          


С некоторых пор я стала подмечать, что жизнь моя, прямо или косвенно, связана с именем Сергия Радонежского. Будто, в какой-то миг, я ухватилась за конец невидимой нити, и клубок событий стал потихоньку раскручиваться, являя все новые и новые тому доказательства. Самое первое, что я заметила, день моего рождения – восьмое октября, совпадало с днем преставления преподобного Святого. Это легко можно было обнаружить по православному календарю, который я приобретаю ежегодно, чтобы более-менее знать и придерживаться установленного Церковью порядка. Но основные события, изменившие всю мою жизнь и мировоззрение, стали происходить со мной уже в зрелые годы, когда мне было немного за сорок.
Все началось с того, что мама решила обменять свою московскую квартиру на «домик в деревне». Она поручила заняться этим именно мне, думаю из тех соображений, что к тому времени я была, более-менее, свободной – вдовой, а сын оканчивал училище и собирался идти служить в Армию. У сестры же была семья – муж и трехгодовалый сын. Так что я, не долго думая, поехала, в находившееся тогда на Проспекте Мира, в Банном переулке, обменное Бюро.
Если кто-то сталкивался с этим мероприятием в те времена, то, возможно, помнит, что еще по дороге к Бюро все близлежащие столбы, заборы и стены пестрили наклеенными предложениями о всевозможных обменах. От такого зрелища голова шла кругом, глаза разбегались, трудно было сосредоточиться на чем-то конкретном. Но удивительным образом, мне на глаза попадается скромное, чуть ли не от руки составленное объявление о том, что недалеко от станции Абрамцево, Ярославского направления железной дороги, на пятьдесят пятом километре от Москвы, в деревне Репихово, в обмен на московскую квартиру, предлагается дом, семь соток земли, рядом лес, речка.
Больше всего меня привлекли тогда лес и речка. Что может быть лучше для летнего отдыха? Это и послужило основным поводом для рассмотрения данного предложения. Тогда еще я была далека от осознания святости места, куда нам предстояло поселиться. Да и названия, отображающие истинную ценность этих мест, были до той поры будто специально сокрыты: Сергиев Посад назывался Загорском, а Радонеж – 55 километром. Но уже вскоре, после нашего переезда, историческая справедливость восторжествовала.
Не буду вдаваться в скучные подробности по поводу обмена, только хочу заметить один интересный факт – никаких других вариантов, кроме одного и то неудачного, мы почему-то не рассматривали, несмотря на то, что обмен был явно не равнозначным. Дом был довоенной постройки, под шифером, на крыше, лежала дранка, старый, весь в щелях, двор, три небольших оконца в одной единственной комнате, маленькая кухонька за печкой, да более-менее большая терраса. На ней хозяйка оставила нам в наследство два старых дивана, да круглый стол, за которым очень хорошо поместилось наше семейство, тогда еще одно – мама, отец, сестра, ее муж, их сын Илья, мой сын Андрей и я. Семь человек – семь-я!
Но, несмотря на всю описанную скудость, дом стал для меня сразу таким родным, будто он только и ждал моего возвращения откуда-то из далекого прошлого. Иначе, чем живым существом, я его не воспринимала.
Трудно описать словами это святое чувство. Уезжая в Москву, я плакала, целовала бок беленой печки, приезжая, здоровалась с ручкой двери…
Основное обустройство, ремонт – все легло на мои плечи. Но это было ничуть мне не в тягость. Тем более, что вскорости у меня появился там верный друг, сосед, выпивоха и весельчак Вовка Колесов. Мимоходом про него говорить не буду, про него особый рассказ. Ничуть не сомневаюсь, он  был мне дан, как помощник на физическом плане, об этом я просила…
Интересное и необычное видение произошло со мной в первую ночь, когда мы с мамой остались в доме. Весь день я мыла, убирала, расставляла по местам перевезенную мебель, да мало ли дел по переезде! Мама утомилась и легла пораньше. А мне так хотелось, чтобы утром она проснулась в уютном, чистом доме. И потому я все хлопотала, и хлопотала…
Спать вовсе не хотелось. Я бесстрашно выскакивала в ночь, то что-то ополоснуть, то вытрясти. В общем, легла уже далеко за полночь.
Не успела я толком заснуть, как вижу, а видеть на самом деле не могла, так как во первых – было темно, во вторых – окна были занавешены, будто мимо наших окон идет мужчина, заворачивает за угол, идет вдоль террасы, восходит по ступеням крыльца, нажимает на звонок и ждет. Я, вроде как, затаилась в недоумении – кто это? Он немного постоял и обратным порядком пошел мимо окон. Несмотря на усталость, я просыпаюсь и в ушах, у меня стоит звук, от удаляющихся шагов. Решаю утром проверить, есть ли на самом деле звонок. Да, звонок был, да такой же резкий, как слышала ночью. Тогда меня это видение очень поразило. Будто бывший хозяин, уже умерший, приходил, чтобы убедиться – здесь поселились другие хозяева, теперь наступила их очередь здесь жить. Так я трактовала это явление. Больше он никогда не приходил.
С тех пор прошло почти двадцать лет. Много событий произошло за это время. Для меня, в основном, событий более чем трагических. По болезни и старости умерли один за другим наши родители. Вскорости, погибает мой сын, Андрей. Замерзает насмерть, на виду у всей деревни, мой друг и помощник, Володька Колесов. Рвутся родственные отношения с единственной, родной сестрой Татьяной – возникают огромные претензии по поводу оставленного мамой в наследство «домика в деревне», а там кто ее знает, то ли зависть, то ли злость, что почти одно и то же для меня.
О своем нынешнем состоянии по отношению к ней, скажу коротко выстраданными строками:
               
                Ни любви, ни обиды, ни горечи
                И глаза не туманит слеза.
                Нет, наверно, печальнее повести,
                Когда в гневе погасла звезда…

Не хочу вдаваться в подробности всей этой пустой кутерьмы, потому что у меня совсем другая, изначально поставленная, задача – выявление точек соприкосновения с именем преподобного Сергия.
Так вот. Еще при жизни моего сына Андрея, мне посчастливилось встретить замечательных людей. Вначале, знакомство это, было интересно для меня в связи с открывшимся даром стихосложения. Об этом чуде тоже надо говорить отдельно. Пока скажу коротко – перед маминой болезнью, мне приснился вещий сон, из которого я уже знала, когда мама умрет. И вот по исполнении этого сна, мне захотелось написать обо все в нем видимом, стихами. Стихотворение получилось, но интересен был процесс его написания. Как только я отходила в сторону от видимого во сне, ну для рифмы, для формы, процесс написания стопорился. И только четко следуя событиям во сне, оно было удачно завершено. Вот такие чудеса со мной происходили. А потом стихи хлынули, как из рога изобилия. Это было, как болезнь, будто я нагоняла упущенное. Писала днем, ночью, на ходу, в транспорте. Надо было их показать профессионалам. Вот они и появились на моем жизненном горизонте, как раз вовремя, да не абы кто, а профессора Литературного института имени А.М. Горького – В. М. Сидоров и
 Э. В. Балашов. Я стала постоянно посещать литературный клуб, где поэты читали свои стихи, давали полезные рекомендации, советы. Одним словом, оказалась в нужном месте в нужное время.
Мало того, названные выше учителя, являлись руководителями одной, очень прогрессивной по тому времени, организации. По некоторым этическим соображениям, не буду называть ни организацию, ни чем она занималась, скажу только одно – имя преподобного Сергия Радонежского было тем знаменем, под которым эта организация сформировалась и окрепла.
Вот тогда, пожалуй, впервые, я осознанно заинтересовалась исторической личностью Святого. Мне было дано много знаний, появилась определенная жизненная позиция, стала высвечиваться цель моего существования.
Все возникающие проблемы решались совершенно под иным углом, всему происходящему находилось мудрое, но вместе с тем, простое объяснение.
Я уже не сопротивлялась обстоятельствам, а принимала их, стараясь дать верную оценку.
Не скажу, что я была примерной ученицей. Моему знаку зодиака – Весам, вообще свойственно легкомыслие, леность, эгоизм, за что я и расплачиваюсь, по сей день. Но надо было продолжать жить и жить достойно после постигших меня испытаний. Не могу утаить того, под какой мощной защитой я находилась, ощущая ее каждой клеточкой своего тела. Мне подавались силы, как физические, так и духовные. Главное – я не роптала, а положилась во всем на волю Бога. Единственно, что смущало меня тогда, это недостаток того, соединительного звена, что позволило бы мне объединить прогрессивные знания с простой, сердечной верой. Но со временем и этот вопрос разрешился чудесным образом. Мне довелось побывать в Индии у святого Баба Вирса Сингха, который проповедовал для всех людей одно и то же –
Единого Бога и любовь между людьми. И мои сомнения и терзания отпали шелухой. Он пророчествовал о России, о ее спасительной миссии для всего мира, о ее духовном богатстве. С его мнением считались политические лидеры разных стран. Круглогодично, в обустроенную им общину Гобинд Садана – Дом Бога, стекалось сотни гостей. Всем там находилось место и достойный прием. Никто не уезжал без ответа на самый сокровенный вопрос.
Так и мне посчастливилось побывать в атмосфере огромной любви. Многое пришлось понять и переосмыслить. Там я действительно чувствовала себя как в доме у Бога – благодать и покой! Не сомневаюсь, что попала туда не случайно, а по высшему соизволению. В подтверждение сказанному, опишу
интересный сон, который настолько потряс меня, что по пробуждении, решила записать его стихами. Замечу, одно – на тот момент Бабаджи (так мы любя звали Святого) был еще жив.

                Дивный сон

Приснился нынче дивный сон под утро – Бабаджи скончался.
Но интерес был в том, что он чудесным образом остался
Глазами жить. Их на стене в сосуд стеклянный поместили.
И так тревожно было мне – они везде за мной следили.
Безмолвных женщин черный ряд водою стены обмывали
В моей квартире, как обряд по чьей-то воле исполняли.
С большим усердьем мыли стол, где мои записи хранятся,
Как будто к таинству престол, готовя, свято заниматься.
И все бы было ничего, понятно, только удивило –
Глаза-то были не того, кого во сне похоронила.
Лишь по ученью все сошлось, что раньше было не понятно,
Не нами, Богом завелось сменять по смерти плоти «платья».
То были Сергия глаза – строги, прозрачны с искрой снега,
Как справедливая гроза все очищающего неба!

А видела сон после дня Духовного согласия – 21 октября 2004 года, если брать старый стиль летоисчисления, то – 8 октября, день кончины преподобного Сергия. Да, у Сергия были небесные – голубые глаза.
В этом дивном сне все – правда, пусть даже символическая, ибо в моем доме               
действительно под стеклом висит репродукция картины Н.К. Рериха «Святой Сергий Радонежский», которая мне очень дорога. Хранится она в Третьяковской галереи, долго в советские времена находилась в запасниках музея. В свое время болгарская провидица Ванга завещала беречь эту картину, как «зеницу ока», по ее словам Сергий – главный хранитель Святой  Руси. На картине он держит в ладонях Храм – олицетворение Руси, а ниже идут воины в шлемах, с копьями. Надпись под картиной гласит: «Дано Святому Сергию трижды спасти Россию. Первый – в 1381 году, второй – 1612, третий…»
Так что Сергий действительно незримо присутствует в моем доме и будто наблюдает за мной, за моим жизненным путем, который идет через боль и страдание, через великую скорбь – потерю самых близких родных людей.
Но вместе с тем, это и путь моего духовного возрождения. Если бы не беды, то возможен был и такой вариант:
 
                «О, если б дали волю мне,
                Богатство, счастье и веселье, 
                То может в адовом огне
                Уже справляла новоселье,
                А в одиночестве, скорбях…»

Возьму на себя смелость утверждать, Сергий – мой небесный покровитель. Другой вопрос, чем я, великая грешница, заслужила это покровительство? И как ответ слышу: «Не твоего ума дело!» Такое у меня тоже случается – на поставленный вопрос идет моментальный ответ и порой, не всегда лицеприятный. Но подаваемые знаки, как бы невзначай, не замечать уже не возможно. О себе Сергий свидетельствует то книгой, написанной о нем и мною, будто по случаю, приобретенной. Так недавно в церковной лавке купила книгу Ивана Шмелева, а в ней замечательный рассказ – «Куликово Поле». Пересказывать не буду, кому захочется – прочтут, самое главное в сюжете, что Сергий и по кончине своей, как и обещал при жизни, посещает чад своих, в чем я, повторяю, ничуть не сомневаюсь.
Мало того, что Он мне «подбросил» книгу «Куликово Поле». По прошествии немногого времени, преподобный «отправил» меня туда на экскурсию!!!
Причем, совершенно бесплатно, на комфортабельном автобусе. Это случилось после посещения Храма, возведенного  в Его честь, на улице, названной тоже Его именем – Сергия Радонежского, недалеко от метро «Площадь Ильича». С этим Храмом у меня сложились особенные, теплые отношения. В нем, при входе справа, напротив свечной лавки, на настенной фреске, изображена святая Лариса – мой Ангел. А попала я туда, тоже по случаю. Как-то, перед поездкой в Турцию, мне снится сон, будто  у себя в доме, я нечаянно задеваю икону Николая Чудотворца и на лету уже, подхватываю ее. И вдруг с этой иконой я взмываю под потолок и начинаю летать. Сон, понятно, был очень значимым. Проснувшись, я принимаю решение идти в церковь, чтобы заказать заздравный молебен Николаю Чудотворцу о путешествующей Ларисе. А сама, еще до поездки,
наметила посетить родину Чудотворца – Миры Ликийские и ждала этого с нетерпением. Незадолго до отлета, я поехала навестить внука Дмитрия, который живет недалеко от станции метро «Площадь Ильича» и по пути решила зайти в Храм заказать молебен. Я давно уже думала дойти до него, но он был далековато, а тут как раз, видимо,  пришло время. 
Понимая, что сон был совсем не простой, я уже ждала каких-то знаков и смотрела во все глаза, хотя внимательностью не отличаюсь.
Как только я вошла, первое, что бросилось мне в глаза это – икона с изображением Николая Чудотворца, причем копия той, что видела во сне: такой же, под старину, такого же формата. Будто ловлю чей-то взгляд – напротив иконы, как уже говорила, во весь рост фреска, с изображением Святой Ларисы. Мне иногда кажется, что мои сны бывают реальней самой жизни. Ну и какие еще нужны чудеса? У меня просто дух захватило!
Я тут же прикупила маленькую иконку с изображением Святого Николая, чтобы взять с собой в дорогу. И теперь Он всегда путешествует со мной вместе. Не хвастаясь, а просто в напоминание другим, хочу поделиться тем, что по возвращении из поездки, обязательно иду в Храм и заказываю уже благодарственный молебен Святому. Вот, видимо за благодарение, мне Сергий и «устроил» упомянутую выше экскурсию. Благодарность – это великая вещь! Просите, но и не забывайте благодарить!
Вечером, накануне посещения «Куликова Поля», у меня уже сложились стихи, довольно патриотического толка. Они, скорее символические – о духовной победе человека, над своей животной природой, но посвящены Сергию Радонежскому.
         
                Битва

               Сам Сергий в Путь благословил,
               А значит – ждет в борьбе удача.
               И хватит мужества и сил
               Побить врага, главу не пряча.
               Но враг коварен, он в тебе
               Хозяином расположился,
               В его бесчисленной орде
               Твой меч от ножен обнажился.
               И будь уверен – дрогнет враг,
               Покажет согнутую спину.
               И ты поднимешь правый стяг,
               Из Храма вон изгнав скотину. 
    
А уже совсем недавно, я вдруг просыпаюсь очень рано, часа в четыре утра, беру тетрадь и начинаю писать, будто исповедуюсь. Мне захотелось поехать к мощам преподобного, в Сергиеву Лавру, прочитать эту свою «исповедь». Хотя знаю, Он и дома меня слышит. Но я давно не была у Него, просто захотелось и все. Села на электричку и уже в начале десятого была на станции «Сергиев Посад». У бабушки купила белую лилию и потихоньку пошла к Лавре.
В Троицком соборе, где обустроена рака с мощами, народ идет и идет, как будто ручеек течет неиссякаемый. Подошла, приложилась к мощам. В сторонке достала свою «исповедь», шепотом прочла, поставила свечи, подала записочку о здравии родных. В книжной лавке купила в подарок, кому-нибудь, чудный образок Сергия и старозаветную «Троицу». И никуда больше не заходя, поехала домой. На душе было покойно и светло.
Не могу не упомянуть еще о двух интересных моментах, связанных, конечно же, все с тем же Святым.
Весной этого года, мне попадается на глаза статья местной газеты, о том, что священник Владислав Мишин, написал книгу об ученике старцев Владимире Жаворонкове, который служил настоятелем Храма в Виноградове, то есть в том Храме, где меня крестили. Это сообщение не могло меня не заинтересовать, и я пошла на презентацию книги, из которой я узнаю совершенно невероятную детективную историю о сокрытии главы преподобного Сергия во время войны в алтаре этого Храма с 1941 – 1945гг.
Не буду много говорить насчет того, как дорого мне воспоминание об этом Святом месте. Скажу коротко четверостишьем:

                Виноградовский Храм
       
                Там венчали наших и крестили,
                Отпевали, здравия молили,
                Там вся жизнь земная пролетела,
                Там душа воспитывала тело!
 
Конечно же, Храм этот на все времена освещен присутствием благодати  преподобного. Во время войны немцы находились всего в восьми километрах от этого места, но дальше не прошли! Это ли не чудо?
Какие же свидетельства его помощи нам еще нужны?
И последнее, не менее интересное наблюдение.
В сокрытии главы Святого, по благословению патриарха Тихона, принимали участие известный священник Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев. Так вот графский род Олсуфьевых в течение десятилетий жили в селе Буйцы Тулькой губернии, у знаменитого Куликова поля. Жена Юрия Александровича София Владимироновна была глубоко верующей. Когда наступила революция, она видела сон, будто к ней явился Сергий и сказал, чтобы она поселилась близ его гроба. И она исполнила его волю. Олсуфьевы купили в Сергиевом Посаде дом и стали там жить.
Так преподобный задолго призывал к себе тех, кто должен был особо послужить ему в дни закрытия Лавры.
Всю эту небольшую предысторию я рассказываю лишь для того, чтобы более убедительно подвести итог своих наблюдений.
У меня сложилось впечатление, что те святые места вблизи с нашим «домиком в деревне», вернее названия мест, окрестностей и даже  фамилии, так или иначе связанные с жизнью и деятельностью Сергия Радонежского, проекцией перенесены в Москву, где я сейчас проживаю. Чтобы не быть голословной, просто приведу сопоставления.
Выше упомянутая фамилия Олсуфьевы созвучна фамилии Олтуфьевы, благодаря которым названы (возле моего дома) район, метро, шоссе, единственно буква о сменилась на а.
На Абрамцевской улице, (Абрамцево на даче) что рядом с Алтуфьево, проживают мои самые близкие и давние друзья Куликовские( фамилия наверняка произошла в память о сражении на Куликовом поле), там же, в районе Алтуфьево, находится Хотьковская улица. На даче, следующая станция после Абрамцево – Хотьково. Там, в монастыре, в Покровском соборе, покоятся мощи родителей Сергия – Марии и Кирилла. Сама я проживаю на Мурановской улице, а недалеко от древнего городища Радонеж, где теперь деревенское кладбище и похоронены мои, самые родные люди – мать, отец, сын – есть местечко Мураново, бывшее Тютчевское имение.
На этом пока мои исследования закончились. Не знаю, интересно ли кому будет читать о них. Меня же они толкают на новый поиск…
Возможно, это стихотворение приоткрывает завесу тайны…

                Встреча

                Опять Венев*встречает ароматом
                Созревших яблок, запахом пьянящим,
                Там, за забором, дырами щербатым,
                Прозрела связь со временем вчерашним.
                Связь с той, для глаз незримой, пуповиной,
                Что отродясь, во все века питала,
                Раз над простой, обыденной картиной
                Сама душа средь стен седых рыдала.
                Взгляд волновала каждая былинка
                Тропы тернистой, что вела вглубь сада.
                Здесь пребывала, будто на поминках,
                И все ж щемящей боли была рада. 
                Не оттого ль идет на пепелище
                Иной чудак: он в брошенных останках
                Чутьем свое, сокрытое отыщет
                На позабытых богом полустанках.
                Но сердце вряд ли местом ошибется –
                Оно ведет тебя на эту встречу:
                Увидит, вспомнит, радостно забьется,
                А потому ему я не перечу!

                * Венев –                городок                Тульской   
                области