То, что останется после тебя. глава 10

Анатолий Половинкин
10


   Небо хмурилось с самого утра. Была как раз та самая облачность, которая не обещала ни дождя, ни солнца. Весь день должен был быть мрачным и бес-просветным, как раз таким, как особенно не любил Игорь.
   Накануне вечером он вычитал объявление в газете о том, что одному офису требуется программист. Позвонив по указанному номеру, Лебедев догово-рился о встрече. Диспетчер сообщила ему адрес офиса и имя человека, к которому ему необходимо обратиться.
   Здание офиса находилось практически в другом конце города, довольно далеко от дома Игоря. Добравшись по нужному адресу, он припарковал машину на стоянке. Поиски нужной двери не заняли слишком много времени. 
   Работодателя, поместившего объявление в газете, звали Шитиков Артур Георгиевич. Это был еще молодой человек лет тридцати восьми. Увидев входящего Игоря, он тут же поднялся с места, и радушно устремился навстречу посетителю. Но тут же замедлил шаг. На лице его появилось разочарование.
   Игорь почувствовал неловкость. Он тоже остановился, и замер в ожидании.
   Шитиков поколебался, но все же протянул Лебедеву руку.
   - Здравствуйте, меня зовут Артур Георгиевич, - представился он.
   - Здравствуйте, - ответил Игорь.
   Шитиков бегло оглядел претендента на должность.
   - Вы, как я полагаю, пришли по поводу трудоустройства?
   - Да, диспетчер велела мне подойти к вам.
   - Угу, - Шитиков явно колебался, не зная как продолжить разговор. – Наверное, диспетчер ничего не сказала вам о возрастном ограничении.
   - Нет, - довольно сухо сказал Лебедев. – Ни о чем таком она мне не го-ворила.
   Он уже понял, к чему клонит Шитиков, как понял и то, что поездка сюда была напрасной. Но ему не хотелось так быстро отступать, и он решил продержаться до конца.
   - Очень жаль, - медленно произнес Шитиков. – Но нам нужен программист не старше тридцати пяти лет.
   - Почему так? – спросил Игорь.
   - Да, действительно, почему так. – Шитиков, казалось, призадумался. Затем сделал беспомощный жест. – Нашему офису требуются молодые сотрудники.
   - А почему бы не сделать исключение?
   Шитиков счел это забавной шуткой, и улыбнулся, ничего не ответив. 
   - А все-таки? – настаивал Лебедев.
   - Ну, видите ли, молодые люди более перспективны, они стремятся подняться, сделать карьеру. Следовательно, их труд будет более производи-тельным.
   - Вы полагаете, что я буду менее производительным?
   Шитиков медленно прошелся по офису, стараясь не встречаться взглядом с Игорем.
   - Как бы это вам объяснить, - произнес он. – У молодых людей более развито воображение. Молодое поколение, можно сказать, выросло на компьютерах. Это их родная стихия. Вы же, готов поспорить, начали осваивать компьютер уже в зрелых годах. Я прав?
   - Ну, в общем-то, так.
   - А, вот видите.
   - И что же?
   Шитиков посмотрел на Игоря.
   - Скажите, у вас есть опыт работы с компьютером?
   - Конечно.
   - Сколько лет вы уже умеете программировать?
   - Около пятнадцати лет. С тех пор, как в нашу страну пришел компьютер.
   - Где вы работали? Каков ваш опыт работы?
   - Я работал на хозяина, на заказчиков. Есть опыт работы в сети Интернет.
   - То есть вы работали в основном в домашних условиях? – спросил Шитиков.
   - В основном – да. Мой домашний стол – мое рабочее место, - подтвердил Игорь.
   - А нам нужны профессионалы, которые бы имели опыт работы с бухгалтерскими программами, опыт работы с дизайном, в защите компьютера от хакеров.
   Лебедев заметил, что служащие офиса бросают на него любопытные взгляды, и это ему не нравилось. Ему начинало казаться, что в этой комнате разыгрывается какая-то комедия, какой-то водевиль, где объектом насмешек является он сам. Это чувство вызвало у него прилив раздражения, которое он всеми силами старался скрыть.
   - А вы считаете, что я не профессионал в этом деле? – стараясь сдержать растущий гнев, произнес он.
   - Но вы же сами сказали, что работали в основном в домашних условиях? – парировал Шитиков. – Вы умеете работать с «Экселем», «Вордом»? Вы умее-те печатать?
   Это уже было открытой насмешкой и издевательством, и Игорь так и сказал об этом Шитикову.
   - Простите, я не хотел вас обидеть, - попытался запоздало извиниться тот. Он почувствовал, что перегнул палку, и теперь старался придумать оправдание. – Я имел в виду совершенное знание этих программ. Впрочем, не важно. Вы сказали, что вы программист?
   - Да, я программист.
   - Какими языками вы владеете?
   - «Визуал Бейсик», «Си++», «ассемблер». Немного знаю машинный код, но он весьма неудобен и запутан.
   Шитиков поджал губы. На его лице мелькнуло нечто похожее на уважение.
   - Да, это хорошо, что вы владеете этими языками, - нехотя произнес он. – Это, конечно, хорошо.
   Он смотрел в сторону. Игорь молчал, ждал, что тот скажет дальше, и не сводил с Шитикова взгляда.
   Наконец тот вздохнул.
   - Это, конечно, хорошо, - повторил он. – Но все равно, ваш возраст нам не подходит. Не в обиду вам будет сказано но, разве может пятидесятилетний человек сравниться с молодым. Поймите, молодое поколение выросло совсем в иное время, нежели вы. У него совсем другое мышление, другая логика. Мо-лодые люди уже мыслят компьютерными образами. Вы же на это не способны. Вы выросли в мире, где не было компьютеров. Может, это, конечно, и хорошо. Может, даже и к лучшему. Но, в данном случае, это является минусом. Я боюсь, что вам не угнаться за молодыми хакерами. Они всегда будут на шаг впереди вас. Вы не сможете соревноваться с ними, вы всегда будете отставать.
   Игорь и Шитиков смотрели друг на друга. Игорь молчал.
   - Мне очень жаль, - сказал Шитиков.
   Лебедев понял, что ему здесь больше делать нечего. Он мысленно отругал себя за то, что вступил в этот бессмысленный и ненужный спор.
   - Извините за беспокойство, - произнес он.
   - Ничего страшного, - ответил Шитиков. – И вы меня извините.
   Не солоно хлебавши, Игорь покинул офис. Он был в мрачном настроении. Было тяжело осознавать, что, оказавшись, наконец-то, на долгожданной сво-боде, он оказался никому не нужен. Общество не нуждалось в нем, не нуждалось в его услугах, в его способностях. Было тяжело и больно осознавать себя чужим в этом мире.
   Игорь прошел на автостоянку, и сел в свою машину. Некоторое время он неподвижно сидел, погрузившись в задумчивость. Он обдумывал свое положение, размышлял о своем будущем.
   Ничего не приходило в голову. Он понимал, что попытки трудоустройства в других местах столкнуться с теми же трудностями.
   Игорь закрыл глаза. И тут же поймал себя на мысли о том, как же быстро он впал в отчаяние. А ведь он был на свободе. Разве не об этом он мечтал целый год? Разве свобода не казалась ему спасением? И, наконец, получив долгожданную свободу, разве он имеет право быть чем-то недовольным? Он свободен, жив, здоров, разве не это залог успеха.
   Он мысленно посмеялся над самим собой. Нет, слишком рано, чтобы сдаваться. Нельзя опускать руки. Не повезло сегодня, повезет завтра.
   Мысли Игоря снова повернулись к его бывшей жене. Где она теперь, с кем? Может быть, и в самом деле позвонить ей. Ему, конечно, было не по себе при мысли о том, что после стольких лет совместной жизни, она так неожиданно предала его в самый трудный для него момент. Как могла она поступить подобным образом? На это способна лишь полностью бессердечная и жесто-кая женщина. Любка такой никогда не была.
   И все-таки, что-то мешало Лебедеву взять и позвонить ей. Возможно, он боялся разочарования. Возможно, в глубине души, он еще верил в то, что она может к нему вернуться, и не хотел получить отрицательный ответ.
   Но, с другой стороны, ему не хотелось оставаться и в неведении. Ему хотелось выяснить этот вопрос раз и навсегда.
   Игорь продолжал сидеть, раздираемый противоречивыми желаниями. Сунув руку в карман, он извлек телефон. Порывшись в опциях, он отыскал номер Любки. Позвонить? А что, если она уже давно сменила номер? Специально для того, чтобы Игорь не мог ей позвонить.
   Эта мысль заставила его похолодеть. Он снова убрал телефон, и положил руки на руль. Просидев так пару минут, Игорь вновь достал мобильник. На этот раз решительно набрал номер, и нажал кнопку вызова.
   Приложив телефон к уху, он ждал, прислушиваясь к гудкам. Ответит или не ответит? Лебедев почувствовал, что у него участилось сердцебиение и пересохло во рту, словно ему снова было семнадцать лет, и он звонил девушке, чтобы пригласить ее на свое первое свидание.
   Гудки прекратились, есть соединение. На том конце кто-то нажал кнопку вызова.
   Рука Игоря судорожно стиснула телефон.
   - Алло, - послышался женский голос.
   Это был голос Любы.
   - Люба? – Игорь с трудом выдавил из себя ее имя.
   - Гоша?! – В голосе Любы послышалось изумление. – Гоша, это ты?
   - Я.
   На мгновение он потерял дар речи. Он не знал, что говорить.
   - Боже мой, Гоша! Это, правда, ты? Где ты? Тебя отпустили? Ты на сво-боде?
   В голосе Любки была неподдельная радость. Неужели же она и в самом деле так рада его слышать?
   - Да, меня выпустили. – Игорь не знал, как ему реагировать на Любкину радость.
   - Но как? Когда? Почему я об этом ничего не знала?
   Это она спрашивает его?
   - Меня выпустили три дня назад, - произнес Игорь.
   - Я даже и не знала.
   Что это, она издевается или это действительно сожаление?
   - Почему ты до сих пор мне не позвонил? Почему мне никто об этом не сообщил?
   - А это имело смысл? – спросил он.
   - О чем ты? Я не понимаю.
   - Не понимаешь?
   - Послушай, Игорь, ведь я же все-таки не совсем… Не думай обо мне так плохо.
   - А что я должен думать?
   В динамике послышалось тяжелое дыхание.
   - Гоша, ты должен меня понять.
   - А ты меня?
   - Прости, Игорь.
   - Прости? Это все, что ты можешь мне сказать?
   Ему послышалось или Любка действительно всплакнула.
   - Как ты, Гоша?
   - Могло быть и лучше.
   - Послушай, я должна с тобой увидеться.
   - Правда?
   - Да, мы должны с тобой встретиться.
   - Вообще-то, как раз по этому поводу я тебе и позвонил.
   Игорь откинулся на спинку сиденья, и закрыл глаза.
   - Когда ты можешь быть свободен? – спросила Люба.
   - Я уже три дня свободен. – Лебедев невольно улыбнулся.
   - Да, конечно. Где тебе удобно со мной встретиться?
   - Может быть, встретимся у фонтана? Ты знаешь, о чем я говорю.
   - Я поняла. Я смогу быть там через час.
   - Я буду ждать тебя там.
   Игорь погасил вызов.