Притча о благих намерениях

Вадим Кулик
 Эта история произошла в  царстве, которое находится не близко, и не далёко от других. Как  везде, в нём проживал король, и, конечно же, его подданные.               

 Каждый из них занимался своим делом - король заботился о народе, а народ о  короле. Года летели за десятилетиями, а за ними  чередой проходили века. В какой из них имела место эта история, никто не знает, поэтому можно думать на сей счёт, что захочется.

                *    *    *


 Огонь в большом камине слабо освещал просторную комнату. На широкой кровати лежал человек. Его тяжелое, прерывистое дыхание вызывало немало опасений у людей, находившихся рядом.

 - Нужно позвать наследника, - тихо произнёс один из присутствующих.

 Через некоторое время в комнату вошёл молодой наследник. Его лицо выражало глубокую скорбь. Стремительно подойдя к кровати, он опустился на одно колено, взял руку отца, и прижал её к своей груди.

 - Не беспокойся, отец! Я не опозорю твоего имени! – горячо проговорил он, с трудом сдерживая слёзы.

 Человек, лежащий на кровати, вряд ли слышал голос сына, но после произнесённых слов раздался его глубокий выдох,  будто эти слова принесли облегчение его страданиям.

 Некоторое время в комнате царило тяжёлое молчание, затем мужчина, который решил позвать наследника, торжественно произнёс:

 - Король умер, - и, повернувшись в сторону его сына, добавил, - да здравствует король!

 По окончании траурных дней состоялась пышная церемония коронования наследника. Бывший принц, а ныне король, не стал долго затягивать празднества. На следующий день после церемонии, он собрал министров, и внимательно выслушал их доклады о текущих делах в государстве, после чего, с небольшой свитой, решил объехать все свои владения.

 Возвратившись в замок после путешествия, молодой король опять собрал министров, и немедленно сменил тех, у кого отчёты не были правдивы.

 - Отныне, я провозглашаю своё королевство, королевством правды, благородства и свободы! Я знаю, мой отец, также, хотел достичь этого, но не успел. За него это сделаю я. Отныне я хочу, чтобы все говорили только правду, совершали достойные дела, и были свободны. Эти правила будут основными законами в моём королевстве. Кто им не подчинится, будет считаться изменником. Но я не думаю, что кто-то захочет стать таковым. Ведь эти законы сделают всех счастливыми! – торжественно произнёс молодой король.

 В тот же день был издан указ, в котором излагалась воля короля, и по этому поводу сделали праздник, который назвали «День счастья».

 После торжеств, молодой король каждый день стал переодеваться в обычную одежду своих подданных, чтоб бродить по городу, наблюдая, как действуют его постановления. Однако через несколько дней, совсем неожиданно для себя, он пришёл к выводу, что жизнь людей мало чем стала отличаться от жизни до введения указа. Все продолжали заниматься своими обычными делами, так как считали их  достойными. Отличие же появилось в том, что люди стали спорить о правде, и вообще, вести себя порой, просто распущено.

 Король был немало озадачен таким поведением своих подданных. Издавая указ, он представлял себе совсем иные последствия. «Нужно посоветоваться с министрами», - подумал он, вспоминая, как отец прибегал к такому способу решения трудных вопросов.

 Министры были немедленно собраны.

 - Необходимо издать законы, которые ясно отражали бы суть достойных дел. В них мы укажем, какие дела являются законными, а какие – нет, - предложил первый министр.

- Ещё необходимо издать закон о мерах ответственности за несоблюдение  этих  законов, - добавил второй министр.

 - Верно, верно! Тогда все заживут счастливо! – заверил третий министр.

 Молодой король выслушал их и решил, что для достижения этой великой цели не хватает именно этого.

 - Я согласен с вами, и рад, что у меня такие мудрые министры. Но вы ещё не сказали, что делать с их бесконечными спорами о правде, и что можно ожидать от таких плодов свободы?

 - С правдой дело обстоит сложнее. Правда, она ведь, у каждого своя, как нам известно. Трудно заставить их жить  нашей правдой. Трудно, но всё-таки возможно, - размерено проговорил четвёртый министр, - решить это можно  только двумя способами. Либо, создаём одну-единственную правду для нашего народа и требуем её соблюдать, либо, разрешаем говорить всё, но будем внимательно слушать, о чём говорят. И в первом, и во втором случае, с неугодными надо прощаться, - скромно закончил он.

 Король взволнованно произнёс:

 - Но будут ли наши дела достойными?

 - Во имя блага многих, мы должны это сделать, - сказал четвёртый министр, не глядя на короля.

 - Во имя блага, - подхватили другие.

 - Во имя блага! – взволнованно повторил король, - во имя блага, чтоб все жили счастливо, мы сделаем это! Ну а как быть со свободой?

 - Свобода – это прекрасно! Свобода – это прелестно! – весело проговорил пятый министр.

 - Решение этого вопроса похоже на решение о правде. У человека всегда должна быть свобода выбора: либо быть, либо не быть, - заявил шестой министр.

 - Во имя блага! – добавил пятый.

 - Во имя блага всех мы тут собрались, и во имя блага я утверждаю, эти дополнения к законам, - решительно подвёл итог король.

 Далее, подобные собрания во дворце короля, стали происходить довольно часто. Словами «Во имя блага», они начинались и заканчивались. Сам король, уже почти перестал выходить переодетым из своего замка. Жизнь народа, как он уже давно подметил, если и менялась, то совсем не в ту сторону, какую хотел видеть он.

 Года шли. У короля появилась королева, потом родился сын. С будущим наследником он часто проводил время в беседах о счастье народа. Говорил, что много сделал для этого, но и предстоит ещё немало.

 Как-то раз, король прослышал о заморском мудреце, который проходил через его королевство. Желая поговорить, он послал к нему гонца с просьбой прибыть в замок. Мудрец охотно согласился, и через некоторое время, предстал перед королём.

 - Скажи, что ты думаешь о правде? – задал король первый вопрос, - Она единая для всех, или у каждого своя?

 - Конечно, единая для всех, - отвечал мудрец.

 - Так в чём же тогда она?

 - Она в том, что лучше сторониться зла, - прозвучал спокойный ответ.

 - И всё?

 - Это самое главное.

 - А какие дела ты назовёшь достойными? – спросил король.

 - Дела, которые несут в себе добро. Совершая его, человек живёт достойно.

 - А как же быть со свободой?

 - Насчёт свободы скажу следующее, - молвил мудрец, - дай возможность услышать правду, и расскажи о достойной жизни. Примером  своим подкрепи сказанное, а потом предоставь подданным свободу. Сам увидишь, к чему они потянуться.

 Мудрец встал, давая понять, что ему пора уходить.

 Король продолжал сидеть, обхватив голову руками.

 - Значит, я ничего хорошего не сделал для своего народа? – произнёс с отчаянием он, и вопросительно посмотрел на гостя.

 Мудрец, молча, развёл руками.

 Король медленно встал, и проводил его. Затем, он прошёл в свою спальню. В большом камине ярко пылал огонь. Остановившись около широкой кровати,  король обхватил голову руками и дрожащим голосом повторил:

 - Ничего хорошего!

 Затем, он издал протяжный стон, и рухнул на пол.

 На раздавшийся шум в комнату вбежали придворные. Был немедленно вызван лекарь…

 Огонь в большом камине слабо освещал просторную комнату. На широкой кровати лежал человек. Его тяжелое, прерывистое дыхание вызывало немало опасений у людей, находившихся рядом.

 - Нужно позвать наследника, - тихо произнёс один из присутствующих.

 Через некоторое время в комнату вошёл молодой наследник. Его лицо выражало глубокую скорбь. Стремительно подойдя к кровати, он опустился на одно колено, взял руку отца, и прижал её к своей груди.

 - Не беспокойся, отец! Я не опозорю твоего имени! – горячо проговорил он, с трудом сдерживая слёзы.

 Человек, лежащий на кровати, вряд ли слышал голос сына, но после произнесённых слов раздался его глубокий выдох,  будто эти слова принесли облегчение его страданиям.