Глава 2

Екатерина Истомина 2
               


               
          «От одной крови Он произвел весь род человеческий для   обитания
по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и сроки их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли,
                хотя Он и не далеко от каждого из нас: ибо мы Им живем   
                и движемся и существуем…».                Деяния, 17: 26-28.
   

      
                В субботний  день утром мы отправились в отдаленный район города. Поблуждав немного, увидели небольшой деревянный частный дом. Очень скромное чистое жилище пастора и его семейства. У них с женой четверо детей.  Собрание проводилось в самой большой комнате. Ряды стульев. Впереди кафедра. Сидят человек 20 разного возраста, считая детей. Нам все одинаково улыбаются. Я потом эти улыбки видела во все церквах, где  побывала….  В этот раз почему-то чувство жалости к собравшимся пронзило сердце.

                Я обычно легко вписываюсь в любое общество.  Сейчас же смотрела на происходящее, как на театральное действо о временах давно минувших.  Слово «секта» выплыло из памяти, стало неуютно…. Но приятно удивило то, что все, от малого до старого, оказались «знатоками истории». Как легко и грамотно все они говорили. У нас на педсоветах  не все так могут.
 
               Нам  с Марией подарили по Библии. Вот  это радость! А потом был обед, его готовят коллективно и вскладчину. Очень приятное получилось застолье. Слово «секта» забылось и, кажется, вообще больше не вспоминалось мне.  Мы узнали, что раз в неделю все члены общины собираются у кого-то на квартире и изучают Библию.  Вот это меня заинтересовало, и я стала посещать эти собрания со своей целью: понять, что есть Библия. Подруга отказалась: «упрямая мордовка», как она себя со смехом называла. Но с интересом выслушивала все мои новости «с полей сражения с религиозным одурманиванием народа».

               Я тщательно готовилась к каждой встрече и с пастором отдельно, и с группой.  Активизировала все забытые за ненадобностью исторические и литературные познания. Ночами засиживалась за книгами, стала, как в студенческие годы, завсегдатаем читального зала  главной библиотеки.  В эти годы, когда были открыты идеологические границы, столько интересных книг хлынуло потоком из-за рубежа. Я шла на встречу с пастором, уверенная, что уж сейчас-то я его «уложу на лопатки». Какое терпение он являл в беседах со мной!  Правда, и я была толерантной,
но - неизбежно поверженной.

               Дома снова очень внимательно читала Библию и всегда находила какую-нибудь заковыристую ситуацию. И снова терпела поражение, но странно: меня это не огорчало, а радовало.  Вспомнила из психологии: ребенку очень важно ощущать, что родители сильнее его капризов и непослушания. Только в таком случае у него не разовьется неуверенность в себе и страх жизни. Так и мне, в новом для меня состоянии, хотелось, чтобы «учитель» был сильнее меня.
   
               Я ходила вместе с общиной на все Библейские чтения, которые устраивались для желающих в разных районах города. Внимательно слушала пастора, чтобы «подловить» его на слове.  Не получалось. Так за 9 месяцев я хорошо, как мне казалось, изучила Библию.   При этом личностно привязалась к добрым людям в церкви.

               Они появились в нашем городе 8 лет назад, потомственные адвентисты, сначала гонимые, а потом просто не признаваемые властями.  Трудные условия  сплачивали братьев и сестер в единую семью.
               Пастор смог получить только профессию печника в ПТУ. При его-то интеллекте! И психолог по жизни он был отменный. Позже, анализируя случившееся со мной от начала до конца, ясно увидела, как тонко проводил он свою операцию «ловли человеков» (Луки, 5:10).  Но община количественно не увеличивалась: условия были неблагоприятные.

               Когда М. Горбачев открыл государственные ворота, проповедники разных конфессий получили возможность свободно приезжать в нашу страну и создавать свои церкви.  Религиозная ситуация в стране резко переменилась: начался настоящий религиозный бум. 

                Протестантские общины смогли свободно проповедовать свои учения. В городе постоянно проходили евангельские кампании, которые заканчивались крещением в реке или в крытом бассейне, а иногда и в бане.
 
                Зарубежные братья и сестры щедро поддерживали единоверцев. Финансовое обеспечение евангелизаций меня потрясало. Из-за рубежа машинами и поездами во все церкви доставлялись одежда, продукты, книги. В народе уже  знали, в  какой церкви можно получить лучшую помощь.  Продуктовая ситуация в стране была очень сложная.

                Церковь адвентистов начала медленно расти. Для встреч со зрителями снимались залы в Домах культуры. Слушателям, посетившим весь цикл Библейских занятий, дарили Библию и соответствующую литературу. Пастор очаровывал слушателей, трудно было устоять перед натиском христианской любви.  Я присутствовала на нескольких водных крещениях после таких лекций. В церкви - была желанной, как мне казалось, гостьей, но не выказывала желания креститься.

                На праздник Пятидесятницы я за свой счет съездила с тремя членами общины в Ленинград. В местной церкви собрались пасторы со всех областей и из-за границы. Все такие интеллигентные, умные, воспитанные. Но я не ощущала искренности в общении. Сомнения не развеялись, а познавательный интерес не ослабел.

                Однажды я сказала: «Для меня просто произнести слово «Бог»– как через высокий забор перепрыгнуть», - то есть намекнула, что я не смогу быть членом  церкви при таком моем  духовном состоянии. Пастор внешне никак не отреагировал на мою реплику. Он не торопил меня, но как-то обронил фразу: «Если вы придете в церковь, это будет лучший подарок для меня».  Мне эти слова  не понравились: мягкая форма давления. Но мне его было жалко: я видела,  сколько эмоциональных и физических усилий он вкладывает, а результат – не впечатляет. Я мерила тогда мирским аршином: не понимала, что  Небеса радуются и «об одном кающемся грешнике». (От Луки, 15:7).

                Но главное было в том, что я уже ощущала внутреннюю потребность обратиться к Богу.  В знак благодарности за помощь в изучении Библии,  я должна бы войти именно в эту маленькую общину хороших людей, к которым я привыкла и чувствовала себя очень уютно.  Но все-таки для верности побывала во всех церквах города и близлежащих районов. Везде общалась с хорошими людьми. Но мотив исследования Библии удержал меня в первой церкви.  Позже поняла, что Дух Святой привел меня именно сюда, потому что другой мотив познания Бога пока не возникал во мне.
            
               Для вступления в ряды членов церкви надо было писать заявление.  Смирив внутреннее сопротивление, написала.  Но удивило, что пастор еще три месяца не включал меня в список для крещения.

               В новогодние праздники приняла водное крещение.   Ожидала, что переживу неведомое по силе чувство.  Ничего не произошло: обычное праздничное состояние. Но я никогда не оглядываюсь назад: если что-то выбрала, то иду вперед, пытаясь улучшить ситуацию. В партию я никогда не вступала, поэтому принадлежность к маленькой крепкой общности людей мне нравилась. Понимала, что в моей помощи нуждаются, и   старалась быть полезной. Меня сразу включили в активную церковную жизнь, назначили руководителем субботней школы и проповедником, ввели в совет церкви секретарем.

                На работе я написала заявление директору: просила освободить мне субботу, обещав отработать все дни летом в приемной комиссии. Завуч в приемной комиссии - это возможность директору дольше отдохнуть летом, так как меня, как учителя, не имели права отзывать из летнего отпуска. Директор пошел мне навстречу.  К моей радости со следующего учебного года все училища перешли на 5-дневную учебную неделю, так что проблема с субботой решилась.

                Из-за границы все активнее поступала материальная помощь от братских церквей. Для проведения многодневных мероприятий по евангелизации населения мы имели возможность снимать большие помещения. Для  последних двух крупных Библейских чтений был арендован наш огромный театр, возведенный в тридцатых годах на фундаменте снесенного кафедрального собора. Церковь очень быстро росла, для богослужений снимали уже большие залы. К весне 1993 года начался процесс подготовки к строительству большого здания  церкви (по американскому проекту)  в парковой зоне на Набережной.

                Надо было провести евангелизацию в районном центре нашей области, где была группа из 6 человек.  Пастор поручил это мне.  Я испытала внутреннее облегчение, хотя понимала, какие трудности меня ждут. Никто со мной не ездил, потому что  все были заняты организацией строительства. Но Господь благословлял меня. Шесть месяцев я каждую пятницу после работы ехала в поезде до нужной станции, там дожидалась первого утреннего автобуса, чтобы  успеть зайти домой к руководителю группы, поесть и к 10 часам начать собрание. Поздно вечером снова в поезд. Домой возвращалась в воскресенье.

                Для проведения евангелизации  в поселке церковь арендовала Дом культуры. Какое это было замечательное время общения с ищущими Бога, искренними, добрыми людьми. Меня тянуло к ним, я была счастлива.  В проповедях  больше говорила о любви и жертве Христа. В доктринальных положениях начала сомневаться, поэтому старалась уже не упоминать их. Летом дважды провели крещение. Сложилась большая крепкая церковь.

                Когда я вернулась на богослужения в свою церковь, уже начали строить новое здание.  Приехала строительная бригада из Америки. Я успела принять участие только в работах на уровне фундамента. И начались удивительные открытия. За полгода, пока меня не было, в церкви произошли такие события, что я уже не могла оставаться там. Мои розовые очки упали и разбились. Тем более что тщательное исследование Библии вдали от еженедельных  субботних наставлений, - выявило для меня серьезные несоответствия  «человеческого учения» с Библией.  Я честно сказала об этом на совете церкви. Вызвали подкрепление из Центра, чтобы воздействовать на меня. Я в ответах ссылалась только на Библию. Не смогли переубедить меня. Отпустили с миром, исключив из совета и из церкви. Я испытала облегчение. Вера моя в Бога только окрепла.

                Лето 1994 года провела у себя на даче. Счастливая, свободная, я просто упивалась Словом Божьим, молилась.  Некоторые братья и сестры попытались идти за мной, но я по натуре не бунтарь и не вожак. Я просто стремлюсь помогать людям там, где действительно нужна моя помощь. А если проблема решена или очевидно неразрешима, я спокойно ухожу в свою внутреннюю обитель. Добрые отношения с братьями и сестрами удалось сохранить. 

                Вскоре поняла, что это Господь вывел меня из церкви как организации, чтобы я могла свободно свидетельствовать о Любви Иисуса Христа и Истинности Слова Божьего. Я ощутила мощный духовный подъем.

              "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне   
              привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь"               
                От Иоанна, 10:16.