Сценарий детектива. Тетушка из России. Ч3

Александр Сёмкин
ДЮРИЦА
Добрый день, пан академик. Я – следователь прокуратуры Дюрица.

Вратьо показывает удостоверение. Паштик медленно поднимает голову. Глаза красные и заплаканные. Потом старается взять себя в руки, вынимает из кармана очки и внимательно читает удостоверение. Мирослава роется по карманам, бледнеет, потом краснеет, потом наконец, облегченно вздохнув, извлекает новую корочку, показывает Паштику.

КОЛАРОВА
Следователь Коларова.

ДЮРИЦА
Я понимаю ваше состояние, пан академик, но прошу вас рассказать, что произошло?

ПАШТИК
Что произошло? Что произошло... Произошло непоправимое! У меня украли картину. Самую ценную в моей коллекции. Уникальная работа. Ватто. Восемнадцатый век. Эта картина досталась мне по наследству от прадедушки, прусского офицера и дворянина Иеронима фон Паштика.Вся моя биография, весь мой путь в искусстве начался с этой картины...

ДЮРИЦА
Извините, пан Паштик, наша работа требует определенной методичности. Коль это дело передано в наш департамент, видимо, преступление нестандартное. Поэтому прошу вас рассказать все до мельчайших подробностей с самого начала.

ПАШТИК
(плачет)
Украли. Боже,и ведь я знаю, кто украл! Ведь знаю! Зачем они это сделали? Ведь это лучшие друзья!

Мирослава, сориентировавшись, быстро наливает минеральную воду в фужер и протягивает академику.

ДЮРИЦА
Пан академик. Я вас все-таки прошу взять себя в руки и рассказать все, что вы знаете. Выпейте воды.

Паштик встает с кресла и подходит к серванту.

ПАШТИК
Нужна мне ваша вода...

Академик вытаскивает из серванта бутылку боровички, скручивает пробку и наливает полфужера. Раньше, чем Дюрица успевает что-нибудь сказать, Паштик большими глотками выпивает сорокаградусный напиток. Мирослава зажмуривается.

ДЮРИЦА
Пан академик. Я прошу вас на время нашей беседы воздержаться от подобных поступков. Иначе мне придется держать вас за руки.

Паштик возвращается в кресло.

ПАШТИК
Не надо держать меня за руки. Я адекватный. Кстати, пани, есть тут кто-нибудь курящий? Дайте сигарету, десять лет не курил.

Подходит доктор Куделка и протягивает Паштику открытую пачку «Мальборо». Академик вытягивает сигарету, закуривает и блаженно затягивается.

ПАШТИК
Картину могли украсть или пан академик Кудера, мой лучший друг, выдающийся искусствовед, или профессор Бенко, талантливейший художник, преподаватель высшей школы искусств. Тоже один из лучших моих друзей.  Я не могу теперь посмотреть им в глаза. Зачем им эта картина? Они же уникальные специалисты, профессионалы. Ну не побегут же они эту картину на Сотбис продавать!

ДЮРИЦА
Вы хотите сказать, что ваша картина содержится в государственном артреестре произведений искусств Словакии или же в унифицированном артреестре ЮНЕСКО?

ПАШТИК
Да в том то все и дело, что нет этой картины в реестрах. Она считается неизвестной картиной Ватто...То есть... Вообще никак не считается...
Упоминания о ней есть только в переписке моего прапрадеда,немецкого барона Роена Хрюлига фон Пашта с самим Ватто. Он был близко знаком с Ватто, часто оплачивал его долги, помогал ему с выставками. За это Ватто решил нарисовать барона. Но изобразил его в одежде обычного крестьянина с намеком, чтобы не забывал барон, что всем мы обязаны обычному сельскому работяге, который нас кормит и дает нам возможность посвящать себя возвышенному... Фон Пашт нисколько не обиделся, он  с радостью принял картину от тогда еще совсем неизвестного художника. И с тех пор, почти триста лет, картина передается по наследству в нашем роду.Начиная с фон Пашта в нашем роду было много художников, в основном, гравюристов. Кроме этой картины у меня в коллекции еще пять картин различных художников и тоже достаточно ценных. Но похитили именно эту...

ДЮРИЦА
Необычайно интересно.А теперь, пожалуйста, все по порядку. Что произошло? Почему вы подозреваете ученых мужей в преступлении?

ПАШТИК
Дело в том, что на прошлой неделе вышла в свет очередная моя книга по истории искусства, которую я писал пять лет. Книга посвящена словацким художникам прошлого столетия. В ней я попытался обобщить... В общем-то не важно, что я пытался обобщить. Важно то, что я получил очень хороший гонорар и решил устроить большой такой сабантуй...И выбрал для этого случая ресторан... Вы знаете какой?

ДЮРИЦА
И какой же?

ПАШТИК
«У зайца Моллинера».

Дюрица присвистнул.

ДЮРИЦА
Да вы эстет, пан академик. Насколько я знаю, ресторан очень дорогой, публика там собирается все сплошь деятели искусств и миллионеры.

Паштик надменно усмехается, его лицо из жалкого и растерянного превращается в бахвальское и заносчивое.

ПАШТИК
Вот именно. Дорогой! И очень фасонный, смею заметить,стильный с первоклассной словацкой кухней.С этого ресторана все и началось...

ДЮРИЦА
Что значит, все началось? Пан академик, пожалуйста, не говорите загадками, у нас мало времени.

ПАШТИК
А вы меня, молодой человек, не торопите. Сами ведь сказали, что все подробно и по порядку...


НАТ.- БРАТИСЛАВА 1959 ГОД.-ЗИМА.-ВЕЧЕР.

Парадная входная дверь в ресторан «У зайца Моллинера». Подъезжает черная «Татра». Лакей в роскошном фраке подбегает к машине распахивает двери. Из машины вальяжно выходит чешский генерал в расшитом мундире с орденами,следом за ним из машины выбирается большеглазая девушка, лет 18, не больше, одетая в длинное вечернее платье.Красивое лицо девушки чересчур накрашено. Она испуганно цепляется за руку генерала.Генерал сует в руки лакея какие-то деньги, тот расшаркивается перед парой, презрительно сощуривая глаза, глядя в спину неуверенно идущей девушки.

ЛАКЕЙ
(шипит завистливо)
Пикса сраная... Давалка дешевая. Смотри ты... Туда же.Курва.

Тут же перед лакеем возникает тучный мужчина в дорогом костюме с сигарой во рту.Он держит под руку немолодую даму, одетую в роскошную песцовую шубу.Дама уже навеселе.
Она пискливо говорит своему спутнику.

ДАМА
Джордж, если ты не увезешь меня из этой гнилой страны, я больше не подделаю тебе ни одной подписи...
 
МУЖЧИНА
Тсс, дура....

Недалеко от входа, возле большого окна ресторана стоит тщедушный юноша и жадно вглядывается в глубину сияющего холла. Там, за столами, сидят разодетые иностранцы, богатые дипломаты, бряцающие драгоценностями женщины.Юноша – молодой 18-летний Йозеф Паштик, будущий академик искусств. Он жадно проглатывает слюну, стараясь рассмотреть, что находится под блестящей никелированной крышкой очередного блюда, которое официант только что поставил на стол.
Давешний лакей замечает юношу, быстро подходит к нему и хватает его за шиворот.

ЛАКЕЙ
А ну пошел отсюда, отребье рваное...


ИНТ.-КВАРТИРА ПАШТИКОВ.-1959 ГОД.-ЗИМА.-ВЕЧЕР.

Комната Йозефа завалена набросками, эскизами. В центре стоит мольберт.  Йозеф, перепачканный красками, старательно рисует. В комнату входит отец,невысокий плотный мужчина с седой шевелюрой, 45 лет.

ОТЕЦ
Йозеф, я давно хотел с тобой поговорить...

ЙОЗЕФ
(не отрываясь от рисования)
Я слушаю тебя, оцко.

ОТЕЦ
Йозеф, тебе почти девятнадцать. Сейчас тебя заберут в армию. Ты учишься в несерьезном институте. Ты у нас с матерью единственный сын. У меня есть возможность отмазать тебя от армии, но при условии, что ты бросишь свой нищенский институт и перейдешь на инженерный факультет университета Коменского. Я уже обо всем договорился.

ЙОЗЕФ
(продолжая рисовать)
Я не брошу институт, оцко. Это вся моя жизнь. Ты увидишь, я стану выдающимся художником.

Отец раздраженно вытягивает из пачки сигарету и закуривает.

ОТЕЦ
Сын, пойми. То, чем ты занимаешься, это- блажь. Эти все твои картинки, рисунки – это все блажь. Человек в жизни должен иметь твердую надежную профессию. Я тебе предлагаю инженерный факультет, будешь архитектором, будешь иметь в руках гарантированный кусок хлеба. А что ты заработаешь своими картинками? Сейчас все малюют, все, кому не лень. И все – выдающиеся художники. Да только без порток.
Кроме этого, инженерный факультет даст тебе бронь от армии. Ты это хоть понимаешь? Зачем тебе терять три года жизни? Маме нельзя нервничать. У нее больное сердце... И....

ЙОЗЕФ
Я пойду в армию, оцко. Как ты не понимаешь? Я хочу стать художником. Художником! Надо – значит пойду в армию. Девчонки любить будут...

Отец раздраженно выкидывает окурок в открытое окно.

ОТЕЦ
Тогда вот что, дорогой. Девчонки, криста пане. Делай, что хочешь, иди, куда хочешь, но на мои деньги не рассчитывай. Все. Доигрался, художник хренов. С сегодняшнего дня не дам тебе ни геллера!

Будущий академик спокойно собирает свои вещи в маленький дорожный чемоданчик, аккуратно укладывает мольберт и краски, в отдельную коробочку кисточки и карандаши.

ЙОЗЕФ
Ну и черт с вами!...

И хлопает дверью, закрывая ее за собой...

ИНТ.- ОБЩЕЖИТИЕ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ.-1959 ГОД.-ЗИМА.- ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.

На дворе бушует пурга. Йозеф входит в полутемный холодный холл общежития, стряхивает с себя снег. Проходит по коридору, поднимается по лестнице, останавливается перед невзрачной дверью, за которой слышна магнитофонная музыка. Нерешительно стучит. Дверь открывается, на пороге стоит Войтех Кудера, 18 лет, высокий симпатичный юноша с длинными волосами. Увидев Йозефа, лицо Войтеха расплывается в счастливой улыбке.

КУДЕРА
Йозеф! А ты какими судьбами? Что случилось? Да не стой ты там на пороге, давай заходи.

Йозеф входит в просторную комнату, освещенную двумя торшерами. Комната в легком тумане от сигаретного дыма. В углу, на низкой тумбочке стоит немецкий бобинный магнитофон, ценная редкость тех лет, из которого с легким шипением доносится американский джаз. На низком диванчике, прильнув друг к другу, сидят две девушки, прихлебывая нечто из толстых фужеров.

ЙОЗЕФ
(завистливо)
Ну ты живешь, Войто...

КУДЕРА
А ты как думал? Творчеству нужен размах. Девочки, знакомьтесь. Это мой друг, великий художник будущего Йозеф Паштик.

Йозеф смущенно протягивает руку для знакомства. Потом отводит Войтеха в сторону и говорит ему тихонько.

ЙОЗЕФ
Войто, понимаешь...Вобщем, можно я у тебя поживу немного?

Кудера стоит секунду в задумчивости, потом хлопает Паштика по плечу.

КУДЕРА
Не вопрос, дружище. Живи. Я так понимаю, что опять с отцом поругался?

Паштик мычит что-то невнятное, потом протягивает руку Кудере.

ЙОЗЕФ
Спасибо, Войтех. Ты настоящий друг

ИНТ.- КОМНАТА КУДЕРЫ.-1959 ГОД.- ЗИМА.- ДЕНЬ.

На кровати валяется Кудера и потягивает пиво из бутылки. Посреди комнаты возле мольберта пыхтит Йозеф.На стене уже висит пара готовых картин. Бумага, краски, наброски, кисти разбросаны повсюду.Кудера в задумчивости чешет затылок.

КУДЕРА
И не надоело тебе еще на стипендию жить? Ведь почти ничего не ешь. От меня брать не хочешь. Ты долго так со своей гордостью не протянешь. Может, есть смысл все-таки помириться с отцом-то?

ЙОЗЕФ
Он не верит в меня, Войто. Не верит в мой талант. Я хочу доказать себе, ему, всем!

КУДЕРА
Ха, талант... Как же его определишь? Я, например, специалист. Мне нравится, как ты рисуешь. Я могу сказать, что у тебя талант. А твой отец? Он ведь дилетант! Но он любит тебя и хочет, чтобы у тебя все было хорошо.

ЙОЗЕФ
Я все равно не сдамся.

Кудера еще раз задумчиво чешет шевелюру, ставит пустую бутылку из-под пива на тумбочку.

КУДЕРА
Ну вот что, стойкий оловянный солдатик. Мне твои картины нравятся, но с отцом ты все равно поссорился зря. Знаешь что? Есть у меня дружбан с параллельного потока, искусствовед. Давай он на твои картины посмотрит.Тетка у него крутая. В галерее работает. Я сейчас пойду, позвоню от тети Луции с проходной, а ты тут приготовь выставку.

ЙОЗЕФ
Что, серьезно?

КУДЕРА
Серьезно, серьезно. Давай шевелись.

Кудера уходит. Йозеф быстро наводит порядок в комнате, вывешивает картины, устанавливает свет. Открывается входная дверь, входит смеющийся Кудера, за ним робко следует невысокий взъерошенный парень, Петер Бенко, 19 лет.

КУДЕРА
Йозеф,знакомься!  Вот он- будущее европейской критики! Человек, знающий наизусть все картины когда либо нарисованные в мире, характер мазка, предпочтение света... Он знает все!

Бенко настолько застенчив, что слова Кудеры вгоняют его в краску, он не знает куда деться. Тем не менее в замешательстве протягивает руку Йозефу. Тот нерешительно протягивает свою.

ЙОЗЕФ
Йозеф Паштик. Можно просто Йожо.

БЕНКО
Очень приятно. Я – Петер Бенко, можно просто Петьо.

Кудера вытягивает из холодильника три бутылки пива, поочередно открывает их и протягивает своим приятелям.

КУДЕРА
(весело)
Да пейте, застенчивые вы мои. За знакомство, пани. Ой, пардон, товарищи.. Товарищи. Теперь же уже все товарищи...

Бенко тем временем подходит к картинам Йозефа и начинает пристально их разглядывать.

БЕНКО
(бормочет под нос)
Любопытно...Любопытно...Какие оттенки!  Живо, живо... Ого, какая находка...

КУДЕРА
Вобщем так, вы тут чирикайте, а я в магазин сгоняю. У меня еще остались папины деньги. Гулять, так гулять...