Перемены, требующие перемен

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
Перемены, требующие перемен

Смена года, века, тысячелетия совпала для страны и для нас, российских немцев, с рядом важнейших событий. Мы отметили в прошлом году 235-летие начала широкого переселения немцев по приглашению Государства Российского; исполнилось десять лет массовому общественному движению российских немцев за восстановление своей государственности и за полную реабилитацию своего народа; Комитетом по делам национальностей Государственной Думы был одобрен проект Закона "О реабилитации российских немцев"; прошли выборы в Государственную Думу; сенсацией стал уход Президента Б.Ельцина в отставку; наконец, уже в этом году был отправлен в отставку Министр по делам федерации и национальностей.
Каждое из этих событий требует своего отдельного серьезного рассмотрения и оценки, что в рамках короткой статьи невозможно; в совокупности же они просто заставляют задуматься об исторической судьбе нашего народа: его драматическом прошлом, лишенном какой-либо продуманной национальной политики настоящем, и не обеспеченном до сих пор серьезной основой будущем.
***
Мощные выбросы Германией в XVIII веке части своего населения в Россию и Америку были следствием не только экономических и политических потребностей этих двух государств, но и ситуации в самой раздробленной и истощенной бесконечными войнами и внутренними раздорами Германии. Это закономерно: кто не способен во власти обеспечить нормальную жизнь своего народа, теряет или власть, или народ. Что мы сегодня видим на примере и нашей страны.
(Впрочем, и в Германии сегодня ситуация для многих нелегкая: миллионы безработных, 50-70 тысяч человек вынуждены ежегодно эмигрировать - своих, коренных немцев, надо полагать, не самых неспособных, если надеются выдержать конкуренцию в других странах.)
За почти два с половиной века российские немцы внесли огромный вклад во все сферы жизни своей новой родины: в экономику, военное дело, науку, культуру, образование, медицину. И это несмотря на тяжелейшие испытания и несправедливости: от массовых убийств и угонов в рабство бандами кочевников в начальные десятилетия, государственного шовинизма и дискриминации в эпоху борьбы с "немецким засильем", до разрушительного катка гражданской войны и коллективизации, а затем и несправедливых обвинений в пособничестве врагу с ликвидацией государственности - Республики немцев Поволжья, выселением всех немцев в Сибирь и Казахстан, ужасами трудармии, спецпоселения и невосстановлением прав народа в течение вот уже 59 лет... Путь, способный уничтожить всяческую веру в справедливость, в возможность национального будущего. И во многих уничтоживший ее, свидетельством чему выезд за последние десять лет двух миллионов российских немцев в Германию (только экономический ущерб нашей стране от этого - 84 млрд. марок). Но уничтоживший эту веру далеко не во всех, о чем говорит массовое движение российских немцев за свою полную реабилитацию.
После долгих десятилетий вынужденного молчания, в условиях, когда всем репрессированным и выселенным народам позволили вернуться на свою малую родину и была восстановлена их государственность - всем, кроме российских немцев, национальное движение их, начавшись десять лет назад, получило небывалый размах и накал, но удивительно - оставалось при этом всегда в рамках законности. Очередной обман народа в 1989 году, когда ему было обещано восстановление государственности, затем обман даже с созданием Ассоциации советских немцев - государственности без территории, приведший ко взрыву в виде Первого съезда советских немцев с его нулевым результатом, вызвали резкий и массовый протест. Именно после этого, после лишения надежд на будущее на своей родине, начался мощнейший эмиграционный выброс.
В этих условиях национальное движение постепенно перерождалось: большая часть сориентировалась на выезд, ряд незначительных структур перешел в коммерцию, зарабатывая на проблеме своего народа (строительство, издание книг, проведение концертов, научных конференций, выставок). Многие общественные организации со временем просто погасли.
Конструктивному же крылу в движении, оставшемуся верным главным целям: сохранение российских немцев как народа через восстановление его государственности и создание культурной автономии, - было труднее всего. Тем не менее, удалось добиться многого: образования Департамента в Миннаце, Межправительственной Российско-Германской комиссии по российским немцам, создания двух национальных районов и ряда компактных поселений, принятия Федеральной программы по российским немцам, а также разработки и предварительного одобрения проекта Закона "О реабилитации российских немцев".
И хотя фактически все идеи, положенные в основу государственной политики России и Германии в отношении российских немцев, были выдвинуты конструктивным направлением, именно оно - единственное! - не получило практически никакой поддержки ни от одной, ни от другой стороны. Более того, чиновники, а тем более посредники и подрядчики в проектах, со временем ставшие управлять чиновниками, были перманентно против него, ибо интересы были слишком разные: с одной стороны - интересы народа, совпадающие с интересами государства, и отсюда требование государственного подхода, государственной политики, участия самого народа в определении целей, задач, в контроле за расходованием бюджетных средств, а следовательно, максимальной открытости, коллегиальности всей работы; с другой стороны - чисто потребительское отношение к национальной проблеме народа; подмена государственной политики и государственных интересов политикой и интересами подрядчиков, завладевших правом действовать от имени государства через превращенных в лобби чиновников; сведение государственной Программы по российским немцам к финансированию проектов, нужных в первую очередь не народу, а подрядчикам.
Ясно, что такие позиции несовместимы; отсюда и постоянная острая борьба в проблеме - не между общественными организациями, не между общественностью и государством, а между отстаивавшими интересы народа и государства - и боровшимися за удовлетворение своих личных и групповых материальных интересов за счет государства.
Борьба была неравной, хотя, казалось бы, и численность, и правда, и государственные интересы были полностью на стороне конструктивных сил. Однако один электрик, владея рубильником, может держать без электричества целый город, диктуя ему свои условия. Тем более, сработавшаяся команда чиновников, обладающая властью и правом распределять бюджетные деньги, да еще поддерживаемая - точнее, управляемая рвущими под себя всё подрядчиками, выступающими при необходимости по-прежнему в качестве "общественности".
Спас движение российских немцев от полной его подмены подрядной "общественностью" Закон "О национально-культурной автономии". Конструктивные силы практически всех организаций российских немцев последним напряжением, на излете - успели всё же объединиться и создать Федеральную НКА. О том, что ФНКА является объединением именно конструктивных сил, говорят не только ее цели, отражающие всё те же главные интересы народа и государства, но и то ожесточенное неприятие, которое с самого начала проявляет к ней всё та же департаментско-подрядная "братва". Пользуясь тем, что только через нее идет информация к Министру, что только она обладает правом трактовать события и явления, только она готовит и мотивирует принимаемые решения, и только она истолковывает германской стороне, как следует понимать то, что происходит здесь, - эта группировка при ее четкой направленности стала основным препятствием в осуществлении действительно государственной политики в отношении целого народа.
 Имея при этом возможность выделением или невыделением бюджетных средств воздействовать на позицию регионов, общественных организаций и местных структур НКА, она ведет вдобавок массированную работу по расколу ФНКА, т.е. фактически против национальной политики государства, с таким трудом выносившего Закон об НКА как один из эффективных на сегодня инструментов решения национальных проблем. И не случайно Министр В.А.Михайлов в последние годы своего пребывания на этом посту не нашел двух часов времени для обстоятельной встречи с ФНКА - окружение было категорически против такой встречи.
Именно нежеланием своевременно, по-деловому, совместно обсудить и снять назревшие вопросы, объясняется вынесение проблем на страницы печати, небывалый накал в отстаивании прав и интересов народа, обращение в вышестоящие структуры - ведь речь идет о судьбе народа, об интересах государства.
Действие всегда рождает противодействие. Впервые российские немцы выразили свое недоверие Министру...
И вот прежний Министр отправлен в отставку. Но Департамент, Дирекция Программы, Фонд "Российские немцы" - всё, что так долго противодействует решению нашей проблемы, пока остаются нетронутыми. Означает ли это и сохранение прежнего курса, означает ли это продолжение формирования у российских немцев чувства безысходности, выталкивание их в эмиграцию в ущерб стране? Означает ли это, что и дальше не будет допускаться к решению проблемы репрессированного народа его Федеральная национально-культурная автономия - единственная на сегодня его массовая организация, представляющая через свои 27 региональных НКА практически 90% всего немецкого населения страны? И означает ли это, что основным критерием для подбора руководящих работников в Департамент и Дирекцию будет наличие у них опыта дискредитации проблемы российских немцев, нецелевого использования бюджетных средств, опыт распределения этих средств по принципу ответной поддержки, а также опыт умелого противодействия решению национальной проблемы вообще?..
***
С выборами в Государственную Думу мы связывали на этот раз больше надежд, чем в прошлые годы. Казалось, что с созданием ФНКА, с ее активностью, с ее опорой в регионах больше шансов провести хотя бы одного своего представителя в Думу и получить, наконец, рупор для народа, вот уже 59 лет лишенного политического слова. Но выборы организованы не по национальному признаку, своей же территории или хотя бы партии у российских немцев нет. Нет у нас и средств, которые позволили бы российскому немцу пройти от Дагестана, Чукотки или Бурятии, как другим. Единственная возможность была войти в какой-либо предвыборный блок с таким количеством "своего" электората, которое позволило бы занять проходное место в партийном списке. Но такого электората ни у кого из наших кандидатов не было, а конкурировать с другими кандидатами в округах - для этого кандидаты из числа российских немцев слишком малоизвестны и занимают слишком скромные посты. Впрочем, даже если бы они прошли, то были бы - как раньше в Верховном Совете - депутатами не от российских немцев, а от населения конкретных избирательных округов или от партий, что почти исключает их выступление от имени российских немцев.
Здесь, видимо, мало что у нас изменится, пока мы не объединим наш народ в действительно весомую предвыборную силу, или не будет восстановлена наша территориальная государственность, или не будет создана третья палата в Парламенте - национальная, или пока не будет у нашей Федеральной НКА права делегировать представителей нашего народа в Парламент. За всё это предстоит еще основательно побороться. Пока же мы можем радоваться тому, что депутатами опять стали Т.В.Плетнева (Штрак) и В.И.Никитин, уже много сделавшие в Думе для российских немцев.
***
Отставка Президента Б.Н.Ельцина была для многих российских немцев давно ожидаемой. Потому что с этим именем связаны самые глубокие оскорбления нашего народа за всю его историю.
Длительное нерешение нашего национального вопроса в СССР заставило многих российских немцев вначале поддержать Б.Н.Ельцина, хотя уже тогда было ясно видно, что это человек исключительно деструктивный, властолюбивый, и даже свое восхождение строит не на положительных программах и делах, а чисто на критике "верхов" и весьма примитивном популизме. В ходе своей борьбы за власть он обещал всё и всем. И российским немцам обещал придти на их съезд, "если буду живой", но не пришел. Когда же в начале 1992 г. поехал на Волгу, то сделал там такое "ответственное заявление", что от него содрогнулись не одни российские немцы в многонациональной России. Единственному оставшемуся не реабилитированным репрессированному народу он вместо восстановления их незаконно ликвидированной Республики предложил военный полигон Капустин Яр: "И пусть эту землю, которая снарядами начинена, пусть они ее, значит, обрабатывают. И Германия поможет".
Это издевательское "заявление" вызвало новый всплеск эмиграции: многие российские немцы больше не считали Б.Н.Ельцина своим президентом. Вся дальнейшая его национальная политика только подтвердила правильность этого вывода.
Вряд ли кто из нашего народа воспринял отставку Б.Н.Ельцина с сожалением. Но и радости особой тоже не было: ведь каждому понятно, что наша национальная проблема вписана в широкий круг других проблем, причем часто гораздо более масштабных. И решение их не зависит от ухода одного лишь человека.
Но надежды опять зародились: хуже в стране уже вроде быть не может; к тому же Россия - многонациональная страна, и не решать национальный вопрос в ней, значит разрушить ее окончательно; вопрос же российских немцев - один из крупнейших в ней, и обойти его, даже если было бы возможно, означало бы потерю еще полутора-двух миллионов человек из-за выезда; так что выгоднее (даже при чисто экономическом подходе) решить его, это позволило бы даже получить обратно значительную часть выехавших...
Надежды возникли. И понемногу получают основания, чтобы укрепиться: новое руководство России вроде не только увидело, наконец, проблемы страны, но и начинает ими заниматься. Так что дойдет, может быть, очередь и до национальных вопросов...
***
Наступила ли с отставкой Б.Н.Ельцина новая эра в жизни великой страны и в ее национальной политике в частности? Очень хочется в это верить. Тем более, что уже назначен новый Министр.
Видя свою задачу не в конфронтации с властью, а в тесном сотрудничестве с ней (но лишь в интересах страны и народа, а не наоборот), мы готовы к такому сотрудничеству и с Правительством, и с новым Министром. Понимаем, что страна, ситуация в ней, проблемы и люди не изменились с изменением в настольном календаре даты "1999" на состоящую почти из одних нулей, и предстоит долгая, кропотливая работа, чтобы начались перемены к лучшему. К лучшему - это главное. И для улучшения положения в нашей проблеме - проблеме российских немцев, мы полагаем, нужно бы исходить из следующего.
 1. В стране должна, наконец, начать проводиться национальная политика, и она должна финансироваться не только в объеме зарплат чиновников одного лишь Министерства.
2. Национальная политика в стране должна быть государственной - и по уровню ее осуществления, и по ставящимся целям.
3. Проблема российских немцев для страны не только одна из крупных (если не крупнейшая) национальных проблем, но она, учитывая огромный ущерб от выезда российских немцев как квалифицированной рабочей силы, - и крупная экономическая проблема. Она может быть сегодня решена, и ее решение не потребует больших затрат, и в интересах страны решить ее как можно быстрее.
4. Отношение к проблеме российских немцев в России не должно зависеть от отношения к ней Германии, от оказания или неоказания ею помощи; она (проблема) - внутренняя проблема страны, и должна решаться независимо от внешних факторов.
5. То, как должна решаться проблема российских немцев, государство должно решать только с самим народом, сегодня - с его единственной массовой представительной организацией - Федеральной НКА "Российские немцы". Чиновники - лишь исполнители государственной политики, а посредники и подрядчики - лишь исполнители проектов и программ. Нельзя дальше допускать, чтобы исполнители низшего звена определяли вместо государства его политику.
6. Исходя из сложности национального вопроса, решением его в государственных структурах должны заниматься люди не случайные, а профессионально подготовленные, компетентные, соответствующие стоящим перед ними задачам.
7. Проблему российских немцев нужно безотлагательно оградить от ее дискредитации людьми, сделавшими ее надежным источником своего благополучия, ставящими свои личные интересы выше интересов государства и народа, имеющими к ней чисто потребительский подход.
8. Представляется целесообразным заключить между Миннацем и ФНКА договор о сотрудничестве, которым обеспечивалось бы их тесное взаимодействие во всех вопросах, касающихся российских немцев: регулярность деловых встреч руководства двух структур; открытость, гласность всей работы, в том числе в распределении средств, выделяемых на проблему, а также представительное участие ФНКА в работе аппарата Министерства.
9. Должны быть выработаны единые подходы у российской стороны, российских немцев и германской стороны в совместной деятельности по решению проблемы одного народа. Взаимная открытость, коллегиальность в работе позволит углубить взаимопонимание, доверие, снять многие проблемы, недоразумения, возникающие в регионах по месту осуществления проектов и программ, предупредить безосновательные подозрения и недовольство, в том числе по отношению к немецкому населению.
10. Определение главных задач и целей по решению проблемы российских немцев должно происходить на политическом уровне, т.е. на уровне руководства Министерства совместно с представителями администраций регионов и их немецкого населения через ФНКА; от этого процесса должны быть полностью отстранены посреднические и подрядные структуры.
11. Правительство в лице Миннаца должно быть заинтересовано в регулярном и широком освещении работы, проводимой по решению проблемы российских немцев. С этой целью желательно подготовить план поддержки тех СМИ, которые объективно отражают этот важный процесс. Регулярными должны быть и выступления в СМИ ответственных работников Миннаца, представителей ФНКА и регионов по данной проблематике.
 Мы полагаем, что большой опыт, в том числе и отрицательный, накопленный за годы работы над проблемой, а также важность и государственный уровень стоящих в этой сфере задач, позволят в изменившейся ситуации найти новые эффективные подходы к решению затянувшейся проблемы. Сделать это сегодня можно, а значит - нужно.
И здесь от нового руководства Миннаца естественно ожидать давно назревшего превращения национальной политики в политику государственную.
                2000 г.