Анна Иоанновна

Роберт Тальсон
Анна Иоанновна

Безобразный карлик суетливо заползает под диван…
- Прячьте, прячьте их! – кричала Прасковья, выдворяя из княжеских хором одноногого калмыка Егорку.
- Убирайся же ты, леший, - визжала Катерина, веником загоняя под пол юродивого Гришку.
Нищие богомолки с визгом укрылись где-то в курятнике.
- Сдается, всех спрятали? – оглянулась вокруг Анна.
Женщины поправили кружева и чинно расселись на диване.
Император Петр Первый широким шагами вошел в светелку. Женщины встали и, спотыкаясь, сделали неумелый реверанс.
Под диваном зашевелился спрятанный карлик.
- Вот придет мое время, - подумала Анна, - и буду я жить во дворце, и не придется мне прятать шутов и карликов! Будут они у меня в тронном зале гопак плясать!

Анна Иоанновна, императрица Всероссийская (1693-1740)

Анна Иоанновна, племянница Петра Великого, родилась 28 января 1693 года. Это было время смены эпох. Ее воспитатели разрывались между патриархальными традициями московского купечества и петровскими нововведениями. Естественно, что Петр Первый взял  инициативу на себя – он присматривает Анне Иоанновне жениха из иноземцев. В то время Россия намеревалась захватить Курляндию – не войной, так дипломатией.
Анна Иоанновна была юной и капризной, ей исполнилось всего семнадцать лет. Она выросла вдали от столицы, приезжие учителя не смогли научить ее иностранным языкам и изящным танцам. Но современники в ней находили особую привлекательность – она, безусловно, умела держать царственную осанку.
Петр Первый выбрал ей  в женихи курляндского герцoга Фридриха-Вильгельма, нежного юношу голубых кровей. Он приходился племянником прусскому королю. Празднества по случаю венчания гремели несколько недель. Петр Первый обожал спаивать приближенных. Вино и брага лились рекой.
Вот уж точно, что для русского хорошо, то немцу сразу смерть....
Организм жениха не выдержал пышной свадьбы. Через месяц он был полностью интоксицирован алкоголем. Фридрих-Вельгельм ослаб и заболел. Но молодой паре надлежало ехать в Митаву, столицу Курляндии. Сейчас Митава называется Елгава и находится на территории Латвии. Это популярный туристический центр. А во времена Анны Иоанновны Митава был грязным скучным городишкой, несмотря на статус столицы герцогства.
- Мы никуда не поедем, - увещевала Анна Иоанновна заболевшего супруга, - Мы останемся в русской столице. Вам, мой друг, следует полечиться!
Она заботилась о юном муже, да и уезжать из пышного Петербурга в угрюмую Митаву не хотела вовсе.
- Мы должны вернуться, куда нам надлежит! – в бреду повторял Фридрих-Вильгельм. Ему так хотелось хорошо выглядеть перед Анной. Он пытался казаться самостоятельной личностью, настоящим мужиком, не боящимся болезней и невзгод. Анна Иоанновна вздохнула и поехала с мужем в Курляндию. По дороге юный Фридрих-Вильгельм скончался.
Анна Иоанновна осталась в Митаве одна. По донесениям приближенных она узнавала, какие дворцовые интриги случились в этом сезоне в Петербурге.
В распоряжении Анны Иоанновны было очень мало средств, практически, чтобы не умереть с голоду. Она пишет в Москву и Петербург своим царствующим родственникам – умоляет увеличить довольство. Но в ответ – вместо денег ей присылают злобного дядьку Салтыкова, якобы для помощи по хозяйству. Салтыков своими деспотическими выходками делает жизнь Анны нестерпимой. Для разнообразия она заводит роман с русским представителем в Курляндии - Бестужевым-Рюминым. Любовная связь не мешает ей отправлять жалобы в столицу – Бестужев-Рюмин просто несносен, - пишет она.
Иногда ей удается вырваться в Петербург, но царь Петр немедленно дает приказ Меншикову отправить Анну Иоанновну обратно в Курляндию. Теперь Петр приглядел Анне следущего жениха.  Это Мориц Саксонский, побочный сын французского короля.
Мориц Саксонский обладал эффектной внешностью, и Анна была счастлива дать согласие. Она не знала, что жених не способен на верность - из-за его измен умерли знаменитейшие красавицы (для примера - классическая пьеса «Адриенна Лекуврер» основана на документальной истории неразделенной любви талантливой актрисы к Морицу Саксонскому). Но князь Меньшиков расстрaивает свадьбу, поскольку неожиданно решает выдать Анну за своего сына, и забрать в свои руки всю Курляндию…
Его планам помешала смерть императора Петра Первого. Меньшиков лишился абсолютно всего и закончил свои дни в ссылке. Между тем Мориц Саксонский стал выдающейся личностью, прославился во многих сражениях и закончил свои дни генеральным маршалом Франции. Писательница Франсуаза Саган - его пра-правнучка.
В России сменяются самодержцы – на трон восходит Екатерина Первая. Теперь уже ей пишет униженные письма курляндская герцогиня Анна Иоанновна. Денег на содержания дворца нет, к управлению герцогством она не допущена.
Екатерина игнорирует просьбы.
В 1718 году на службу в канцелярию вдовствующей герцогини Анны Иоанновны принят молодой амбициозный немец, Эрнст Иоганн Бюрен. Никто не мог ожидать, какую карьеру сделает этот клерк. В историю он вошел как Бирон, поскольку присвоил себе французскую фамилию. Анна Иоанновна увлеклась Бироном, и Бестужев-Рюмин быстро отошел на второй план. Бирон женится на курляндской аристократке, но остается любовником и лучшим другом Анны Иоанновны.
Между тем от оспы умирает четырнадцатилетний император Петр Второй, внук Петра Первого.
Эта неожиданная смерть стала звездным часом для Анны Иоанновны.
Глубокой ночью, только узнав о кончине царя, главный правящий в России орган – Верховный Тайный Совет - собирается на совещание. В тот момент судьбу России определяли четверо князей Долгоруких, двое князей Голицыных и канцлер Головкин. После падения Меншикова, князья Долгорукие возвысились необыкновенно, Россия была практически в их руках.
Рассматривалось несколько кандидатур на царский престол – почему-то все были женщины.
Первой отмели дочь Петра великого – Елизавету Петровну. И это несмотря на то, что Екатерина Первая в своем завещании называла приемницей именно ее. Но князья, гордившиеся своей родовитостью, прекрасно помнили, что Екатерина Первая – это всего лишь бывшая служанка-иноземка Марта
.
Второй кандидатурой была пожилая Евдокия Лопухина, первая жена Петра Первого, только что возвращенная из монастыря и восстановленная в своих правах после долгой опалы. Главным достоинством Евдокии находили ее хорошее происхождение – она была последней чисто русской по рождению особой царских кровей. Ее не выбрали из-за возраста, и действительно, Лопухиной оставались считанные месяцы жизни.
И тогда тайный совет решил выбрать Анну Иоанновну, руководствуясь пародоксальными аргументами – мол она слишком долго, почти 20 лет не была в России, и значит не причастна к интригам и заговорам. Еще князьям казалось, что Анна Иоанновна легко управляема… Это так и было, но их опередили – Анной Иоанновной уже давно управлял никому еще неизвестный Бирон.
15 февраля 1730 года счастливая Анна Иоанновна торжественно въехала в Москву. Инаугурация произошла в Успенском соборе. Войска и высшие чины присягнули новой государыне и … отечеству. Это была новая формулировка – раньше отечество в присяге не упоминалось. Кроме этого, чтобы занять российский престол Анне Иоанновне пришлось пойти на большие уступки. Тайный верховный совет подсунул ей на подпись так называемые «Кондиции». Это были по пунктам расписанные права и обязанности новой императрицы, заметно ограничивавшие ее власть.
По «Кондициям» Анна Иоанновна не должна была выходить замуж без разрешения Тайного совета, да и вообще во всех важных вопросах придерживаться решения его членов.
Первым самостоятельным поступком Анны Иоанновны стало водворение в Москву своего любимого фаворита – Бирона. Началось время правления Анны Иоанновны, оставшееся в истории как бироновщина. «Кондиции» были порваны на мелкие кусочки.
На самом деле, влияние Бирона в России было сильно преувеличено, ведь кроме него на политической арене того времени было немало выдающихся игроков. Вместе с ним, окружение Анны Иоанновны составляли Миних и Левенвольде. Анна Иоанновна, уничтожив Верховный тайный совет, учредила кабинет министров.
Возвысившиеся при Анне Иоанновне персонажи немедленно взялись за обустройство России по своему усмотрению.
По плану Миниха был восстановлен петровский сенат, разделенный на пять депaртаментов. Остерман взялся за внешнюю политику. Церковью управлял Феофан Прокопович, венчавший новою императрицу на царство. Миних и Ласси обеспечили России несколько важных военных побед. Нарышкин и Мусин-Пушкин пытались наладить промышленность.
А вот Бирон, занявшийся реакционной внутренней политикой, затмил все положительные результаты правления Анны Иоанновны. И Анна Иоанновна разрешала ему все. Более того, постоянно боясь потерять власть, она приветствовала политические репрессии. Был восстановлен страшный инструмент политического сыска -  Тайная розыскных дел канцелярия.
По указу Анны Иоанновны были казнены и сосланы многие их князей Голицыных и Долгоруких, не говоря уже о множестве замученных пытками менее родовитых граждан.
Обеспечив себе безопасность за счет политики запугивания, Анна Иоанновна переехала в 1732 году в Петербург и занялась исключительно развлечениями и увеселениями.
Один из опальных князей Голицыных был арестован и объявлен ее придворным шутом. Шутовская свадьба князя Голицына и калмычки Бужениновой в Ледяном доме стала символом безрассудного правления императрицы.
Легендарная экспедиция на Камчатку, начинавшаяся как большой научный эксперимент, привела лишь к тому, что в те места начали ссылать еще больше людей, неугодных бироновскому режиму.
Ошибки во внешней политике привели к потере Прикаспийских земель, отвоеванных самим Петром Первым.
Но сама Анна Иоанновна счастливо прожила отведенный ей срок жизни. Однажды она почувствовала недомогание во время обеда со своим верным Бироном, и вскоре скончалась в возрасте 47 лет. Врачи решили, что это была подагра.