Сказки для Максима. Происхождение Руси. Часть II

Ольга Косарева
               

 -  Ну что, будем смотреть дальше? – спросил Юрасик на следующую ночь.

  - Конечно,  – глаза у Максима горели нетерпением,  – это же так интересно.

   Юрасик покрутил шарик, пошептал над ним. В голубом сиянии появилась картина .

   Плывут по широкому Днепру большие лодки. Плывет на тех лодках Олег с верной дружиной. Не просто проплывает Олег мимо городов. Захватывает их, подчиняет себе. Хочет Олег расширить свои владения. В побежденных городах оставляет наместников – новых властителей. Много племен подмял под себя Олег.

   Подплывают лодки к Киеву. «Хороший город, центр торговли, – думает Олег, – мог бы и столицей моей стать».

   Лодки все плывут, а Юрасик продолжает рассказ:

  -  Смотри, – останавливаются. Сейчас Олег излагает дружинникам план захвата Киева.

  Видит Максим: большая часть лодок скрылась за излучиной реки, будто их и не было.  Вперед поплыли всего несколько лодок. Дружинники на них засуетились, полезли под палубу и исчезли с глаз. Остались только гребцы.  Несколько человек из дружины поставили перед собой короба – вроде как гости-купцы с товарами.

  - Олег послал в Киев гонца, –  объясняет домовенок, – приглашает правителей киевских Аскольда и Дира к себе. Заманивает дорогими подарками.  Когда Аскольд и Дир приехали, то дружинники выскочили и захватили всех прибывших в плен. Вышел к пленникам Олег, поднял на руки малолетнего Игоря и сказал: «Вы не князья, не знатного рода. Вот князь – сын Рюрика». Пошел Олег со своей дружиной на Киев.  Склонились перед ним испуганные горожане. И сказал Олег: «Да будет Киев матерью городов российских».

   Снова видит Максим широкий Днепр. Черны его воды от лодок. Две тысячи судов. В каждом – по сорок воинов. Темны его берега от конницы. Несть ей числа. Взошел Олег на палубу, поднял руку, крикнул что-то. Наполнились паруса ветром, помчались лодки вниз по течению. Заплясали кони под воинами. И понеслись быстрее ветра на юг.

   - Это Олег собрал войско, чтобы идти на столицу Византии – Константинополь, – говорит Юрасик, – русские его называли Царьград. Стоит он на берегу Понта Эвксинского – так называли греки Черное моря. Великие богатства собраны в византийской столице. Через нее открываются пути в дальние страны. Но нелегко завоевать Царьград. Прознали византийцы об опасности, перегородили цепями вход в гавань. Никому не пройти к городу по воде. Выжгла русская дружина все окрестности вокруг великой столицы.

   Расстилается перед глазами Максима печальная картина. Сизым дымком курится земля. Торчат здесь и там обгоревшие останки жилищ и деревьев. Мертвая черная пустыня.

     Только на берегу моря кипит жизнь. Выстроились у самой воды две тысячи повозок. По приказу Олега выкатили их варяги из обреченных поселений прежде, чем придать огню жилища. Вытаскивают воины из воды лодки, тащат их на своих плечах. Устанавливают лодки на повозки, привязывают крепко-накрепко, распускают паруса. Наполняются паруса ветром и – о чудо! – понеслись по обгорелой земле лодки, как птицы с белыми крыльями.

    Вот уж и высокие каменные стены большого города видны. Сверкают купола соборов. На стенах – горожане. С ужасом смотрят они на приближающееся белокрылое войско. Раскрываются  ворота Царьграда. Выкатываются тяжело груженые повозки.

  - Император Леон послал Олегу еду и питье. Но Олег разгадал хитрость греков-византийцев, – продолжил рассказ Юрасик, прикрыв ладошкой хрустальный шарик, – и запретил прикасаться к дарам. Правильно сделал. Пища и вино были отравлены.

    Собрал Олег с византийцев богатую дань. Заключил выгодный договор. В знак победы над греками прибил он свой щит на вратах Цареграда. Прозвал его русский люд за мудрость Вещим Олегом.

   Тридцать три года правил Вещий Олег русской землей. Подрос и возмужал Игорь Рюрикович. Было Игорю двадцать лет, когда встретил он во время охоты под Псковом простую девушку. Пленила она княжича красотой и умом. Женился Игорь. Жена его нареклась Ольгой в честь  Олега.

   Встретил однажды Олег волхвов, то есть колдунов, и спросил их о своей судьбе. Странный ответ дали волхвы. Умрет де князь от коня своего. Задумался князь, закручинился. Велел отвести любимого коня на луга, лелеять его. А когда состарился Вещий Олег, решил посмотреть, что сталось с его конем. Умер конь, тоскуя о хозяине. Только белый череп нашел Олег. «Неправы были волхвы, – думал Олег, – конь умер, а я жив».
   
   Засветился вновь голубым сияньем волшебный шарик. Смотрит Максим на старого князя, стоящего с дружинниками на широком лугу. Седые волосы шевелит ветер. Голова князя опущена.  Поставил князь ногу на череп своего любимца.

    И видит Максим, что из пустой глазницы конского черепа выползает черная змея. Обвивается вокруг ноги князя и впивается ядовитыми зубами в его тело. Взмахнул Олег руками и пал на землю бездыханный. А змея взглянула прямо в лицо Максиму большими желтыми глазами  с черточками бездонных зрачков и уползла в траву…

                ***