О Петроглифах Дополнение

Заметки Географа
Чтобы говорить о петроглифах, прежде всего надо рассказать, что они собой представляют:

    * какие стили выполнения существуют;
    * как определяют хотя бы примерно их возраст;
    * какие существуют методы и приемы их исследований;
    * какова методика их описаний;
    * методика их фиксации, копирования.

Для начала, было бы весьма неплохо дать определение петроглифа (или наскального рисунка, в англоязычной литературе обычно пишут либо Petroglyphs, либо Rock Arts). Итак Петроглиф по Г.В. Шацкому это наскальные изображения, выбитые или выцарапанные на камнях и скалах, найденные везде, где жили люди и были условия для этого первоначального изобразительного искусства. Они найдены на всех континентах в северных и южных широтах.

 
Сам я по жизни, заинтересовался петроглифами в начале 90-х годов прошлого столетия, во время учебной полевой практике в небольших горах, или вернее холмах, вблизи одного исторически известного места региона Шелкового Пути. Точное название этого местечка, не знали и сами жители, одни его называли место «Семи домов», другие утверждали что это место «Семи змей», были и те кто говорил что первоначально это место носило название «Семи глаз». Хотя старожилы, за чашкой зеленного ароматного чая говорили мне, что все не правы, а название правильное «Семь ягнят». Какое название есть правильное, не знаю, но если верить старожилам, то вернее всего будет «Семь ягнят», так как район то в принципе скотоводческий.
 

В этом районе на скалах покрытых «пустынным загаром» встречаются множество групп петроглифов, которые кстати, в период моего открытия, еще не были описаны в научной литературе. Наша попытка с коллегой в конце дипломной опубликовать статейку не увенчалась успехом. Зато по этой тематике, написал последнюю главу диплома, создали вместе с приятелем карту месторасположения петроглифов для двух областей в масштабе 1:500 000, потом уже сам на этой основе и дополненными библиографическими и полевыми сведениями создал ГИС карту петроглифов по 25 точкам, с их подробным описанием (в семантической БД). Всего ГИС карта состояла из 10 слоев, причем 2 из них были тематическими. Но это так к слову.

 
В этих горах, нашел 7 групп петроглифов. С тех пор подсел на эту тематику. Понравилась статейка в журнале «Природа» за 1992 год, №8 «Вторая Туричанская писаница горного Алтая», авторы В.И. Молодин, Е.П. Маточкин. С. 80-83.

 
В конце 90-х годов прошлого века, мы разработали структуру БД для регистрации и мониторинга петроглифов, затем пытались ее воплотить на базе языка программирования C++, где изображалась текстовая, табличная и растровая информация по петроглифам. В форматах .txt, .xls, .bmp. Зараза, много весила, работала через пень колоду, весьма фиговенько обновлялась. В общем, мне не понравилось. Да и программеры были самоучки, а на большее у меня тогда и финансов не хватило.

 
В середине 90-х годов прошлого столетия, в Нуратау увидел петроглифы, которые один в один походили на «Семь ягнятских». И по стилю изображения, и по рисунку, и главное, что удивительно, по размерам, вплоть до мм. То же животное – дикий баран или же Архар. Хотя расстояние друг от друга 210 км. Но что в древности было для человека пройти 210 км. В день человек в голоцене свободно мог пройти 50 км. В том же году в нашем чудесном и милом городе проходила, замечательная выставка немецкого фотографа, о петроглифах на перевале Гиндукуш. По своему стилю и изображениям они были похожи на наскальные рисунки в Нуратау. Как уже выяснил пару-лет назад, что по этим петроглифам, можно реконструировать ключевые пункты где проходил один из ключевых отрезков Шелкового Пути.
 

Для каждой территории, петроглифы имеют свое специфическое название. Так например на Алтае и Сибири – петроглифы принято называть «писаница», а Центральной Азии «древние наскальные рисунки».

 
Диапазон времени, охватывающий появление петроглифов, а равно и пещерной живописи, чрезвычайно широк: от конца ледникового периода, когда основной дичью человека был мамонт и дикая лошадь (здесь уместно заметить что на территории современного Казахстана найдены кости мамонта и носорога) до ближайших веков нашей эры. Как пишет известный археолог А.П. Окладников (1966), что изображение первых древних рисунков возникло около тридцати тысяч лет назад (т.е., где-то в позднем палеолите). Изображение же на древних рисунках человека появилось позднее. А.А. Формозов (1966) относит это к мезолиту, т.е. к среднекаменному веку.

 
Определить время, к которому относятся петроглифы, не просто. Время появление одного и того же наскального рисунка, указанное разными учеными, может расходиться на сотни и даже тысячи лет. При ориентировочной датировке петроглифов принимают во внимание многие их особенности: стиль рисунков, реалистичность изображения, динамичность поз в которых показаны фигуры, а равно и смысловое содержание и сохранность петроглифа. Рельефы на камне не поддаются углеродному анализу. Возраст петроглифов нередко устанавливается по найденным вблизи кремневым или другим орудиям, по аналогии с рисунками, сделанными на костях и т.д., найденных при раскопках древних стойбищ.

 
При датировке петроглифов в известной степени можно ориентироваться на классификацию, предложенную А.Н. Бернштамом (1952), составленную им для изображений в урочище Саймалы-Таш (Тянь-Шань). При определении возраста этих рисунков Бернштам в основном исходил из стиля и техники их выполнения:

   1. Силуэтный или теневой стиль, который относиться ко второму тысячелетию до н.э. Однако не исключено, что такие рисунки делались и значительно раньше;
   2. Контурные – в которых фигуры переданы не сплошной выбивкой, а ограничены только их контурами. Иногда внутри таких контуров делались прямые ли волнистые линии. Такие варианты контурных изображений называют ажурными;
   3. Наиболее поздний стиль, более простой, носит название – скелетного рисунка. Это схематичная, геометризированная фигура.

 

Техника выполнения всех этих изображений может быть пунктирной или точечной, когда рисунок выбивается многими ударами каменным или металлическим орудием. Другим приемом нанесения изображений было их выцарапывание, это уже резная техника.

 
Есть несколько способов фиксации наскальных рисунков: во первых перевод их на кальку, лист который пластилином или клеем прикрепляется к скале, затем обводиться. Или же берется полиэтилен и шариковой ручкой наноситься изображение поверх него, это более новый метод (70-80-е годы прошлого века), но не всегда удобный в полевых условиях. Так как, некоторые группы петроглифов, располагаются ныне в трудно доступных местах.

 
Более широко применяется способ фотографического изображения петроглифов. Есть и метод прорисовки (мелом) изображения. Он применяется с целью получить наиболее четкое изображение рисунка, но предварительно снять петроглиф в натуральном виде.

 
При фотографировании следует снять также и окружающий изображения ландшафт и измерить отдельные фигуры петроглифа, и по возможности, занятую им площадь. И во всех случаях нужно точно определить местонахождение петроглифов.

 

В начале и середине 90-х годов прошлого века, это было сделать сложно, а данные были слишком уж не точными, ориентировочными. Измеряли азимут, на какой-нибудь ориентир, геологическим компасом.

 

А про фиксацию петроглифов и говорить не чего, с кальки переносить данные на комп, было сложно, нужно было уменьшать изображения, переводить в другой масштаб. Для этого с кальки оригинала на бумажном носителе информации, приходилось делать копию на другую кальку или позднее на пластик, затем наносить сетку, по которой определять масштаб, затем наносить ее на уменьшенную копию. В общем одна морока и головная боль. А о проявке фотосъемки и говорить не приходиться. Чтобы выполнить самостоятельно, одному человеку работу по поиску, фиксации, регистрации, исследованию и мониторингу состояния петроглифов, человеку требовалось знание очень многих дисциплин и привлечение большого количества специалистов. А если сюда еще добавить, что в последующем эти изображения нужно было визуализировать в доступной форме в виде БД с наглядным представлением на карте, то нужно было задействовать и программистов, дизайнеров, наборщиков текста. В результате простейшие исследования превращались, в трудновыполнимую задачу, с привлечением большого штата специалистов, финансовых средств и огромными временными издержками.

 
Да, зачастую хороших программистов найти было трудно, так как финансовые средства, выделяемые на проект, были мизерными, а на такие средства хорошего программиста найти было практически невозможно. Таким образом, это негативно сказывалось на сроках сдачи и творческой реализации проекта. От многих интересных идей приходилось отказываться, так как программист просто был не в силах их реализовать, ему не хватало элементарного опыта.


С середины 90-х годов, по конец первого десятилетия 21 века было предпринято множество попыток, реализовать идею регистрации и мониторинга петроглифов с их наглядной визуализацией на ГИС карте. Было создано порядка 3-х программ просмоторщиков данных,  3 Мультимедийных атласа, 5 БД на языках программирования DELPHI, C++. Но общий результат был каким-то куцым, так как были определенные проблемы с обновлением данных, их редактированием, обмена как входных, так и выходных данных, трудностью использования ГИС программ в использовании этих данных, были и проблемы с унификацией информации.

Плюс затрачивалось уйму времени, привлекалось много специалистов и реализация первоначальной идеи прямо на глазах ускользала из рук.

Какое счастье, что со временем новые информационные технологии развились на столько, что теперь позволяют одному специалисту, реализовывать свои идеи на практике, без привлечения множества других сотрудников. А после появления новых гаджетов, процесс исследования петроглифов несомненно только упростился.