У последней черты

Новиков Борис Владимирович
«Боже мой, сколько же раз реакция торжествовала над просвещением именно тоталитарными методами...» (Мих. Лифшиц)

То, что вытворяет вот уж 20 лет кряду контингент, для которого и название-то в великом и могучем сразу не подберешь (даже «контра» – для них комплимент, ибо были у истории, – со стороны предыстории, – враги и противники более жестокие и беспощадные, но более ничтожных, подлых, алчных и коварных – никогда); так вот, то, что вытворяет нынче эта кодла человекоподобная, эта гнусь дегенеративная, она называет ... демократией. Торжеством и апофеозом последней.

Вспомним, от какого слова она, – демократия, – производное. От «демос». Сиречь – от слова «народ» образовано то понятие, которым окормляется все немеренное паскудство двух последних десятилетий. В нашей стране и в мире. Ибо сия кодла – двуглавая. Одна – нагло таранит извне. Другая – неутомимо подъедает изнутри. Вестимо, что оба сапога – пара, но последние – неизмеримо подлее. Ибо – в своих числились. А оказались: «свои». И вот эти два, одним миром мазанные, контингента, на встречных курсах стремятся и добиваются установить безраздельное господство. Разумеется, к современным идеологическим и политическим власовцам отвращение, презрение и ненависть сильнее, чем к ихним хозяевам. Ибо – предали. А предательство, а измена – не прощаются. Правда, «свои» не подозревают, что будут утилизованы «внешними» сразу же, как выполнят свою функцию. За ненадобностью полной.

Предварительные итоги и результаты торжества демократии, – все: экономические, политические, культурные; однако особо впечатляют демографические, – в нашей стране (которую они без устали приучают нас называть «бывшей») – налицо. Вернее: исчезли. С лица земли. За последние 20 лет.

Минус 20 миллионов «дорогих россиян», минус 5 миллионов «дорогих украинцев» (правда, последние не такие дорогие, потому, что они «маленькие»: «маленькі»). Маленькие украинцы – по 3 доллара за душу. А вот большие русские – по 5. По 5. Но – большие...

Во ВСЕХ остальных республиках «бывшего» СССР динамика – ТОЧНО ТАКАЯ. Без малейших изьятий. Т.е. – в русле и перспективе вырождения. Демографического геноцида. Сознательно устроенной депопуляции.

Десятки миллионов беженцев, десятки тысяч трупов, сотни тысяч – калек, сирот, вдов; миллионы и миллионы людей, оказавшихся по воле «демократов» в гетто, огороженных практически непреодолимыми «чертами»: чертой бедности, чертой выживания, чертой вырождения, чертой одичания... Словом, демократия как теория и практика чертовщины. Тотальной. Сплошной.

Уже за спиной, уже пройдены, уже состоялись основные акты драмы, а, вернее – трагедии под названием «демократизация».

Успешно осуществлена деиндустриализация. (Лохов беспросветных приучают, – иногда небезуспешно, – называть этот лунный пейзаж на месте вчера еще передовой индустрии: «постиндустриальное общество»).

Не меньшие успехи достигнуты на поприще деколлективизации сельского хозяйства. Крупнотоварного, нормально кормившего всю нашу огромную страну. Заросшие многолетним бурьяном поля и пустые глазницы ферм, груды ржавого металлолома шваль массдезийная неустанно приучает нас называть: «возвращенное чувство хозяина земли» и «успешная фермеризация села».

Можно уже рапортовать (заокеанским и прочим хозяевам) об успешной депрофессионализации страны: миллионы дипломированных специалистов предлагают на бесчисленных блошиных базарах турецкую и китайскую, польскую и прочую ширпотребовскую дрянь... За годы этой вынужденной «негоции» у них практически полностью выветрились знания, опыт, навыки и умение к высокопроизводительному и высокоинтеллектуальному труду, подозрительно покраснели носы и скукожился до примитивного «купи – продай» культурный кругозор.

Правда, дабы не лукавить перед собой и людьми, необходимо со всей определенностью подчеркнуть следующее: политический лозунг нынешних «борцов за право трудящихся» о том, что этим людям («трудовому народу») (после поражения контрреволюции, разумеется) будет дано право «опять возвратиться на свои рабочие места»: к станкам, кульманам, в школьные классы, врачебные кабинеты и т.п.) – как ничто иное… укрепляет и продолжает безвременье и бесчинство предыстории.

Не возвратятся! Тут, пусть нос сизый и семья рапалась, но: новые впечатления, свежий воздух и каждый день – свежая копейка.

Там: идиотские условия труда, унижающая человеческое и профессиональное достоинство зарплата, социальный статус усредненного («простого») человека, одуряющий своей некреативностью (характером, формой, содержанием) труд, орава самодовольных и наглых («партийных», «советских», «комсомольських» и т.п.) дармоедов и олухов царя небесного, сидящих на шее у трудящихся и делающих все, чтобы эти трудящиеся никогда не трансформировались в творящих[ся]…

За это же время (вернее, за приоритетами контрреволюции это было осуществлено в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ: еще в начале 90-х г.г.) небезуспешно осуществлен тотальный захват демшпаной ВСЕХ (электронных, печатных) СМИ и практически молниеносная и тотальная их перетрансформация в СМДИ (средства массовой дезинформации). Т.е. то, что они называют «информационным обществом», есть общество ДЕЗИНФОРМАЦИОННОЕ.

Осуществлен форменный, несуетный и основательный погром культуры. Ее громить было относительно просто, ибо именно в сфере культуры оказалась самая многочисленная и готовая с превеликим энтузиазмом и удовольствием вредить и пакостить «этой» стране фракция пятиколонников. Конечно, и в науке, и в журналистике, и в образовании, – это в шахтах, в мартенах и в колхозах их надо было со свечкой средь бела дня искать, – их было навалом. Но в сфере профессиональной культуры было ихнее тотальное засилье. Поэтому эвтаназия настоящей культуры и ее подмена джаз – «культурой», рок – «культурой», поп – «культурой» и т.п. шоу-шизой, то есть ПОДМЕНА культуры всеми мыслимыми западными «культурными» нечистотами: субкультурой, суррогаткультурой и антикультурой была осуществлена очень оперативно и тотально.

За прошедшие 15 – 20 лет исторического безвременья (временного торжества контрреволюции) в стране не создано НИ ЕДИНОГО в полном смысле этого слова, ХУДОЖЕСТВЕННОГО произведения. И это – не случайность. Это детерминировано, во-первых, тем, что настоящие творцы в неволе не поют и не размножаются, а, во-вторых, тем, что ТАКОЕ ВРЕМЯ фиксируется и увековечивается не художественными произведениями, но милицейскими протоколами и материалами судебных заседаний...

Определенное время паузу (мгновенно «перестроившись») заполняли те, – уже дышавшие на ладан, – властители дум и душ советского народа, которые всю свою прежнюю сознательную жизнь ваяли образы героев советского времени: все эти ульяновы, быковы, табаковы, юрские, орловы и ладынины, мордюковы и плисецкие, вишневские и щедрины, ростроповичи и плетневы, астафьевы и адамовичи. И люди наши: по искренности, по инерции, по наивности своей, по непосредственности почти детской: верили и доверяли. И – попались. И – были увлечены в волчью яму, замаскированную под перестройку. А, как оказалось, вся эта мразь, все эти пигмеи, возомнившие себя миропотрясательными личностями в политике, в искусстве и т.п. ВСЮ свою сознательную жизнь носили всепоглощающую, но единственную страсть: НЕНАВИСТЬ И ПРЕЗРЕНИЕ К «ЭТОЙ» проклятой стране. Ибо предки ихние ... стреляли ей в спину. И, естественно, были наказаны.

...Детки и внуки – абсолютно искренне решили взять реванш. Отомстить. «Оттянуться». По полной программе. По отношению к стране, которая простила, обогрела, накормила, выучила, защитила, вывела в люди. Да не просто в люди, а в заслуженные, в герои, в кавалеры, в лауреаты, в народные, во всенародно любимые и обожаемые... В ответ, в благодарность, в начале 90-х страна получила стилет под левую лопатку...

Сцену, экран, книжные страницы и телеэкран оккупировала гнусь, единственное оправдание которой – ее название: «попса». Т.е. понятно, ОТКУДА она бралась и берется. (Туда же и сгинет, к слову).

И мы этим в массе своей – соблазнились.

Народ (в смысле «пипляк») – «хавает». Он вообще готов «схавать» что угодно, в особенности если оно, это «что угодно» предлагается ему «на халяву». Он придет на любой майдан, на любые выборы, на любой митинг и сделает так, как просят «господа», обеспечивающие ему какой-никакой хлеб и какие-никакие зрелища. Это уже – не народ. Это – СВОЛОЧЬ (см. словарь Вл.Даля и определение сего контингента у Ф.М.Достоевского...).

Остался ПОСЛЕДНИЙ рубеж, последняя твердыня: ОБРАЗОВАНИЕ. И все их помыслы и усилия неправедные и каиновы сосредоточены нынче на этом направлении. На этой цели. Если они успеют и сумеют осуществить деинтеллектуализацию и окончательное раскультуривание нашего общества (расчеловечивание людей произойдет автоматически)-нам конец.

Но – могут не успеть. Люди труда и творчества начинают вращать землю «от себя». И – все быстрее и энергичнее.

...Призывы типа: «мы идем в Европу», «мы стремимся вступить в Европейский союз», «мы желаем присоединиться к Болонскому процессу», «влиться в европейскую семью народов» (в НАТО, в ВТО, в ...) – призывы, что они нынче, – со всех возможных, – электронных и не, – источников дезинформации обрушиваются с неистовой силой на обывателя. Денно, нощно, утром и вечером. Ими переполнены официальные государственные документы, они не сходят с уст деятелей политических (кои, в свою очередь – не слазят с экрана телевизионного. И когда только, сердешные, успевают с делами государственными управляться...). Правда, все становится на свои места, когда понимаешь: да это же все кадры, согласованные при своем назначении (выдвижении, продвижении) с вашингтонским обкомом партии. А: на чьем возу едешь, того и песню пой. Дурным голосом.

Так вот, призывы подобного рода, невзирая на всю их оголтелость, на весь психоз и кликушество, им сопутствующие, нуждаются в очень тщательной экспертизе. На предмет ихней искренности и истинности, главным образом. Их добротности (от: «добро»).

…Видимо, все-таки что-то случилось, что-то произошло с нашей средней школой, – особенно в части преподавания в ней географии, – если всем (столь многим) вдруг стало не в терпеж и так захотелось «в Европу». Ну, прямо до судорог, до спазмов в желудке...

А где ж мы находимся?!!

Может, бетонный столбик (стела), который обозначает центр Европы, имеет место быть в Париже, в Лондоне или Берлине а не в п.г.т. Деловое Раховского района на Закарпатье? (Правда, намедни эти крысятники запевропейские месяц кряду, громко и на весь мир возвещали об историческом, – пардон, географическом, – открытии: «путем новейших геофизических и математических методов установлено, что центр Европы находится в ... Исландии». Хорошо еще, хоть не в штаб-квартире НАТО в Брюсселе).

Да и фигурально, – а не только буквально, географически, – культурно, исторически, духовно и т.п., мы, – Европа вовсе не менее, а если быть точным и справедливым – существенно более, чем та, в которую зовут и заманивают.

И вовсе не потому лишь, что от Чопа до Гибралтара значительно ближе, чем от Чопа до гор Уральских...

Может, это не мы, включая и нынешнюю Украину, а кто-то иной трижды (трижды!!!) дали, предоставили возможность относительно спокойно развиваться (да просто: БЫТЬ) Западной Европе, остановив нашествия Батыя, Наполеона, Гитлера?

Это мы за 70 лет Советской власти сумели не только освоить всю, – ВСЮ, – многотысячелетнюю общечеловеческую, включая и наработанную за 700 лет Западной Европой, культуру, но и, благодаря именно НАШЕЙ системе образования и воспитания – сделать свой уникальный, беспрецедентный и бесценный вклад в мировую культуру. А, иначе, как же: «от сохи к космосу?!!». За 70 лет?!! Из которых 15 – воевали или восстанавливались…

И даже нынешнее: систематически и методично уничтожаемое, изо всех источников массдезиа неутомимо расстреливаемое, осмеиваемое и унижаемое; экономически, материально, социально опущенное; прозябающее, – как, впрочем, и прежде прозябало, но прежде, при социализме, он хотя бы БЫЛ, этот «остаток», нынче же его и следа нет: разворовали прожорливые «демы», – на материальной базе «остаточного принципа», оно ЕСТЬ на порядок (может – на порядки) лучше, добротнее, выше, качественнее ЛЮБОГО западного. Любого. Утверждаю это вовсе не потому, что мне так хочется считать и думать (козе ясно, что хочется). И не потому лишь, что где-то вычитал, либо же (профессия позволяет) чисто умозрительно, полагаясь на разрешающие возможности диалектической логики, вычислил. Нет, не только поэтому. Самому довелось побывать и вживую соприкоснуться, посмотреть на постановку дела образовательного и в Мюнхене, и в Брюсселе, и в Нюрнберге... Есть с чем сравнивать. Не греет...

Гармоническое соединение образовательного и воспитательного моментов; универсальность, – диалектически сочетаемая со специализацией, – образовательной подготовки; неразрывность фундаментальной и прикладной составляющих цикла дисциплин; педагогика сотрудничества и коллективизма, колоссальный потенциал любви к детям, который ежедневно и ежечасно актуализирует наш учительский корпус, выращенный и сформированный на лучших образцах и эталонах как мировой, так и отечественной педагогики; политехнизм нашей школы; диалектическое единство креативного потенцирования и творческой актуализации обучающихся; исторически сложившаяся и полностью оправдавшая себя система подготовки кадров высшей и наивысшей квалификации (кандидатов и докторов наук); система оптимального взаимодействия таких институциональных форм жизни социума, как «школа – ВУЗ – наука – производство» (да, они ныне порушены и их продолжают целенаправленно, намеренно и методично РАЗРУШАТЬ И ДОБИВАТЬ вот уж без малого 20 лет кряду, однако ж запас прочности, запас живучести во всех этих звеньях нашей жизни был заложен колоссальный: держатся); практическое осуществление формулы: «от образования на всю жизнь, к образованию всю жизнь»; банализация ситуации, когда КАЖДЫЙ настоящий ВУЗ (как «тулуб») имеет два равноценных и полноценных «крыла»: систему довузовской подготовки (типа ИДП) и систему перманентной послевузовской подготовки (типа МИПО); сознательная установка на внедрение, – в реальном будущем, – конституционно гарантированного и действительно всем обеспеченного всеобщего, обязательного, бесплатного высшего образования и т.д.

Только безусловное сохранение, приумножение, творческое развитие этого нашего достояния, этих условий, – условий минимально необходимых, – ЕДИНСТВЕННО позволит нам выжить и достойно жить равными среди равных, а не прозябать изгоями на задворках, на культурных помойках мирового исторического процесса, являясь сырьевым, энергетическим, трудовым, интеллектуальным ресурсом для т.н. «золотого миллиарда». (Строго говоря, «миллиард» – это для красного словца, для лохов, для большего впечатления и для равного счета. На самом деле этих реальных претендентов на роль и звание «хозяев мира» существенно, – полагаю, на порядок, – меньше). А ничего, ну решительно НИЧЕГО ИНОГО и не имеет своей целью, своей сверхзадачей нынешняя «глобализации», сопряженная с «реформированием», «либерализацией», «демократизацией» и прочим джентльменским набором новоявленных претендентов на роль хозяев жизни. Хозяев мира. Социальных неорасистов. Только на это направлен весь ихний новояз и новодел. Вся ихняя нервическая энергия, стремительно убывающая.

Именно в деле организации нашего образования была задумана, подготовлена и осуществлена одна из наиболее чудовищных диверсий против страны (контра, она ведь тоже в будущее заглядывать умеет, планировать перспективно дело свое иродово научилась).

Я веду речь о поспешной до неприличия, сверх оперативной «реорганизации» верхних звеньев управления (министерств и комитетов), которые имели непосредственное отношение к процессу социализации, ближайшим образом – к подготовке квалифицированных кадров, главнейшего условия для любой страны: быть. Жить. Жить, а не прозябать на периферии культурного прогресса. Жить, а не выживать, существовать, т.е. вести, по-существу, вегетативный образ жизни. Вспомните: меняя название, изменяясь в каких-то частностях, весь период, – 70 лет, – советской власти в нашей стране существовали: министерство просвещения (дошкольное и школьное образование); министерство образования (высшая школа); комитет (либо министерство) науки; комитет по профессионально-техническому обучению. Понятно, что осуществление замысла по убийству нашей науки и нашего образования предполагало два минимальных условия. Первое: возглавить эту отрасль должны были либо очень глупые, либо очень подлые люди («чтобы обезглавить необходимо возглавить») с четкой установкой на уничтожение «этой» страны. И второе: произойти это могло лишь в условиях “сплошной электрификации”: когда всем все до лампочки. И детям, и юношеству, и родителям, и «педагогической общественности». В начале девяностых все эти, относительно самостоятельные, с огромным собственным «хозяйством», структурами, спецификой, опытом педагогического строительства, кадрами, традициями и т.д. структуры были в одночасье лихо, непродуманно, едва ли не сладострастно СЛОМАНЫ и на их месте появился какой-то чудовищный административный супермонстр, а, по существу, организационный уродец – «министерство образования и науки».

Попутно в режиме форсмажора в это время «эпохальных преобразований» осуществлялось еще одно паскудство: пошел вал… переименований.

Техникумы становились институтами, институты – университетами (а кому больше нравилось – академиями). Результатом стала обвальная девальвация и дискредитация системы высшего образования. Если присово купить сюда кучу приватных и созданных на западные деньги (а посему – и соответственно запрограммированных) т.н. ВУЗов, а фактически – новоделов, имеющих лишь внешние предикаторы учебного заведения – картина погрома становится почти полной.

…Наука – практически умерла. Всякая: академическая, вузовская, отраслевая.

Система дошкольного воспитания – разорена и разрушена. В селах – темные глазницы оконных проемов бывших яслей и садиков, в городах – казино и «офисы» в б. детских комбинатах. Образование начальное и среднее: на последних вздохах и всхлипах, на огромной инерции русской и советской школы.

Образование высшее – тоже на инерции, на энтузиазме, на т.н. «контрактных» деньгах, на безграничном доверии и неодолимой тяге нашего народа к высшему образованию, – из последних сил, – еще держится. «Оболонский процесс» его по определению (и по замыслу изначальному) добьет (тут ведь надо с тылу зайти и всадить нож под левую лопатку: порушить систему подготовки кандидатов и докторов наук, упразднить аспирантуру и докторантуру, ликвидировать ВАК и т.д. После этого она, наша высшая школа, сама «загнется»). «Процесс пошел» и набирает обороты.

Образование среднее-специальное, бывшее в ведении и структуре министерства образования, с исторически сложившейся системой техникумов, кадровым потенциалом, материальный базой и т.д. и т.п. и органично закрывавшее вполне определенную кадровую нишу в народно-хозяйственном комплексе – УНИЧТОЖЕНО. Специалист, руководитель среднего звена – изведен под корень. (Декларированная «многоступенчатость» и оголтело в свое время насажденная система т.н. высшего, с ее экзотами – «бакалаврами», и т.н. «специалистами» ее, эту нишу, не восполнило, не восполняет и не восполнит. Ни количественно, ни качественно).

Ну, и, наконец – профессионально-техническое образование. Кузница подготовки того самого гегемона, того самого рабочего класса, руками и усилиями которого непосредственно создавались материальные ценности общества. Не следует его идеализировать, не следует перед ним заискивать, теоретически – преданно в глаза ему заглядывать не нужно, но: рабочий класс есть рабочий класс. Т.е. – был. Был (как класс), да почти весь вышел… (Это – тема для разговора иного. Важного, но иного. Поэтому о «рабочем классе» – в другое время и в другом месте).

За два десятилетия тотального развала, деиндустриализации, огрубления, опрощения, – примитивизации, – производства и даже его полной остановки (уничтожение целых отраслей промышленности) произошли необратимые и крайне трудно поправимые в обозримой перспективе изменения в корпусе промышленных рабочих. Распались уникальные, складывавшиеся, создававшиеся десятилетиями трудовые коллективы. Произошла резкая, зачастую невозобновляемая, потеря квалификации. Стремительно корродирует чувство достоинства рабочего человека. Т.е. имеет место процесс массовой ДЕПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ. И, как естественное следствие: массовая пауперизация (обнищание) и люмпенизация (деклассация) рабочих.

За прошедшие два десятилетия произошла стремительная проффесиональная, психологическая и нравственная (об идейной и речи нет) деградация рабочих.

…Люди, потерявшие работу (потерявшие свою страну, свое прошлое, свое будущее) поумирали, состарились, деградировали профессионально и правственно, люмпенизировались, спились. В очень, очень значительной своей части.

Разрушена система ПТУ. Да, не идеальная; да, в чем-то – одиозная и нарицательная, да – депрессивная (а то мы не знали, КТО в массе своей шел в советское время в ПТУ и впоследствии пополнял ряды «гегемона».) Вот и не надо удивляться, почему в 89-м «гвардия труда», «гвардия рабочего класса» – шахтеры… прикончили свою страну. Своими собственными руками. А в руках и оружие-то было плевое: каски за пустые пластмассовые бутылки из-под кока-колы… На площадях Инты, Кемерова, Краснодона, Краснограда, Воркуты, Павлограда, Луганска, Донецка… Вспомните.

… Если деградация индустриальная – дело быстрое, то деградация научная – очень быстрое. Ибо: чем сложнее и тоньше дело, тем легче его загубить.

Наука ради науки – глупость. Нонсенс. Наука развивается (науку развивают) ради одной-единой цели: ее последующего объективирования. Опредмечивания. Материализации. Воплощения. Сиречь – превращения во плоть. Формы такого воплощения многообразны. Одна из них – техническое (технологическое) творчество. Высшим показателем этого параметра развития науки есть изобретательство, рационализаторство, новаторство. И, косвенно: т.н. патентная деятельность.

Я приведу всего лишь одну небольшую газетную заметку, а вы – делайте выводы. И – стройте прогнозы…

«Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) составила рейтинг стран, запатентовавших изобретения в 2005 году. Как и прежде, на первом месте оказались США. Второе – японцы.

В минувшем году американцам удалось запатентовать 34300 изобретений. Япония, оказавшаяся на втором месте, стремительно увеличивает отрыв от третьего места, на котором находится Германия. На четвертом месте расположилась Франция, которая в этом году обогнала следующую за ней Великобританию. Неожиданно стремительный прогресс показала Южная Корея, поднявшаяся с восьмого места на шестое. За ней идут Нидерланды, Швеция, Швейцария и Китай.

В целом прошлый год оказался рекордным за всю историю ВОИС по количеству патентов – приблизительно 134 000. Рекорд был достигнут в основном за счет увеличившегося количества заявок от граждан Японии, Южной Кореи и Китая.

Об Украине рейтинг не упоминает – видать, в заботах о революционном перераспределении благ украинцам некогда изобретать. Да и Россия впервые за много лет не попала даже в первую двадцатку: в 2005 году наши соседи оформили всего 425 патентных заявок (по сравнению с 2004 годом количество изобретений сократилось почти на 20 %).» (Лидеры изобретений. – Г-та «Киевские ведомости» от 6.02.06 г.; К., 2006 г.).

Сделаю маленькое отступление и проведу небольшие исторические параллели.

...1945 год. Советская Армия разгромила Квантунскую армию. Милитаристская Япония безоговорочно (как перед этим – Германия) капитулировала. Это уже сам по себе факт и фактор неслабый: быть побежденным. Капитулировать. А тут еще обрушенные, – без малейшей на то собственно военной необходимости, – на головы мирного, цивильного населения Хиросимы и Нагасаки подарки от одной очень демократической, и одновременно – «наиболее цивилизованной и передовой», страны.

Все. Япония раздавлена. Физически. Морально. Политически. Экономически. Да при этом возьмите в расчет еще то обстоятельство, совершенно ничтожное, ну вовсе несущественное и никчемное, что на японских островах не добывается ни капли нефти, ни одного грамма железной руды. Ибо: НЕТУ в недрах этой страны данных минералов. Так вышло.

И, казалось бы, грустный и печальный жребий и удел Японии был очевидно предопределен и предрешен: или историческое небытие, или жалкое прозябание на обочине, на периферии земной цивилизации. Не она первая, не она последняя...

Ну, а дальше все и всем известно. Чудо. Экономическое японское чудо. Культурное японское чудо и т.д. Словом, страна сплошных чудес. Но чудо – вполне реальное. Рукотворное. И сотворил его сам японский народ. И главная его, чуда, причина – это тот ресурс, В КОТОРЫЙ были инвестированы ВСЕ усилия и ВСЕ средства. Этот ресурс – человек. ЧЕ-ЛО-ВЕК! Его дух (интеллект), его душа (чувства), его тело (плоть). В гармонии всех этих начал.

Инвестировали в образование, в воспитание, в мораль, в искусство, в физическую культуру. Понятно: в науку во всем ее объеме. Открыли настежь свои двери всему настоящему культурному достоянию, наработанному остальным миром. И столь же жестко закрыли – перед псевдокультурой, суррогаткультурой, субкультурой, антикультурой. (Это к нам с момента «перестройки», когда была провозглашена «открытость», хлынуло, аки из хлябей разверзнутых, все это добро канализационное. Извиняюсь: «культурное». И мы в нем уже по уши сидим. Наелись, нахлебались и основательно пропахли. По инерции, – приученно, – продолжаем хлебать.).

В Японии же все вышеназванное закономерно повлекло, потащило, – как локомотив, – за собой передовое производство, культуру производства, технику, технологию, менеджмент...

А самое главное: инвестировали в КАЖДОГО, во МНОГИХ и во ВСЕХ! Вот ответ на вопрос о природе чуда. Вот императив возрождения и императив НОРМАЛЬНОЙ жизни. Жизни, а не прозябания. Жизни, а не выживания. Жизни, а не существования.

Япония – едва ли не единственная страна в мире, в которой конституционно провозглашено, закреплено и практически осуществлено, реализовано право (вслушайтесь!) на всеобщее, обязательное, бесплатное, высшее образование.

Вот вам (и им, и нам) и ответ на вопросы о приоритетах, о демократии, о гуманизме и еще о многих и многих хороших вещах. Вот вам и ответ на вопрос, почему у них – страна чудес, а у нас – лишь «Поле чудес». Ну, еще «Выиграй миллион». Или: «Лишнее звено»… Тьфу, прости Господи.

Не нужно декларативных призывов политической эстрады, политической клоунады и неуемного политического кликушества. Не нужно золота Полуботка (это голубая мечта отечественных полудурков). И богатеньких «земляков» из канадской, аргентинской либо штатской диаспоры – тоже решительно не нужно. От них – лишь хлопоты лишние и тысячу лет никому не нужные. (Это ведь так трудно: делать вид, что не презираешь, а тем более – что уважаешь тех, кому, либо чьим предкам выездную визу выдавали то ли Первая Конная армия, то ли 2-й Белорусский фронт...). К слову, они там, – в своих канадах, штатах, аргентинах, австралиях, – такая же голь перекатная и такая же злыдота, какая нынче и здесь – мы. И вовсе не в том, дабы нам помочь и сделать Украину процветающей, самостоятельной и могучей – ихний истинный и сокровенный интерес состоял и состоит. Ихний интерес – в попытке взять исторический реванш у своей, либо своих предков бывшей родины. Отомстить. Если получится: сделать нас и детей, и внуков наших – своим быдлом и наложниками. Своими рабами… В этом он заключался и в этом заключается. И – ни в чем более. (Впрочем, о феномене эмиграции, о феномене диаспоры – в другое время и в другом месте. Обстоятельно и неспешно).

Почему я привел пример именно с Японией? А потому, что Украина нынешняя очень напоминает мне послевоенную Японию. Там – уничтоженная индустрия, здесь – тоже. Правда, там – войной, здесь – намеренно и в мирное время. Там – моральная подавленность и растерянность, граничащая с общенациональной прострацией, со ступором; здесь-сознательное и целенаправленное моральное развращение под неусыпным оком и руководством непрошенных и к тому же хорошо оплачиваемых за наш счет учителей прогресса и демократии. Там – Хиросима, здесь – Чернобыль...

Но и там, и здесь – многовековая культурная и духовная традиция, славная история, генетическое трудолюбие, врожденный стоицизм и неуничтожимое, неистребимое свободолюбие народа. К тому же, повторяю и подчеркиваю, наша нынешняя, – раздрызганная, обнищенная, оклеветанная, затравленная, упорно влекомая силами сатанинскими к окончательному уничтожению, к истреблению полному, – система отечественного образования и воспитания – ЛУЧШАЯ В МИРЕ. Пока еще лучшая.

Если же им удастся сомкнуть пальцы и на ее горле – конец. Через 10 лет мы будем приблизительно там, где была Папуа Новая Гвинея 50 лет тому назад.

...У французских проституток (проституция от лат. «осквернение») есть такая поговорка: «я девушка честная, торгую только тем, что принадлежит лично мне».

Честное слово, эти женщины, вынужденные сущностью общественного строя и местной демократией вкупе с либерализмом именно так зарабатывать на жизнь, в моих лично глазах имеют значительно большее достоинство и вызывают, кроме сочувствия, еще и определенное уважение по сравнению с тем профсоюзом «кочующих монад глобализма», с тем социальным перекатиполем, которое гоняет нынче по миру «ветер странствий», а, если быть откровенным и точным – вечный поиск вечной «халявы».

Бедные, бедные, а – не глупые. Всегда и постоянно – себе на уме.

Здесь, – ибо практически задарма, – получают среднее и высшее образование. Ибо – лучшее в мире. Нередко – и «остепеняются». А затем: «мозги утекают»... Это нам, закатывая глаза в экстазе, заходясь от восторга и хором постоянно напоминает прикупленная, прибранная к рукам индустрия массовой дезинформации. Ну, вылитый герой нашего времени. Да что там: национальный герой! Маяк. Пример для подражания. Этот, который «утекает».

Оно-то конечно, если уж наладился, если уж принял для себя окончательное решение о решительной невозможности жить в «этой» стране и навострил лыжи – пусть катится. Ибо: все равно предаст. Не сегодня, так завтра. Так что в этом можно усмотреть и определенный позитив. Я целиком разделяю точку зрения на сей счет Александра Сергеевича Панарина: «Как знать, не является ли нынешняя утечка умов, наблюдаемая в постсоветском пространстве, начальным этапом САМООЧИЩЕНИЯ Евразии от элементов, не способных выносить бремья существования «евроазиатского человека», объективно, при всех условиях, более тяжелого, чем жизнь в западной Европе или в Америке? Но чтобы процесс этого самоочищения превратить из спорадически неупорядоченного, не имеющего вектора, в стратегически управляемый и направляемый, требуется переворот идейный и переворот политический. Если мы в России не произведем его сами изнутри, то НЕИЗБЕЖНО окажемся либо целенаправленно ОККУПИРОВАННЫМИ и КОЛОНИЗОВАННЫМИ американцами, либо стихийно потесненными и демографически разбавленными мусульманами, китайцами и другими сохранившимися «пассионариями» Евразии. Важно понять главное: расслабленный юноша Эдип (об этом см. подробнее в данной работе А.С. Панарина. – Б.Н.) – не тот тип, который способен выжить в наше время в нашем пространстве. Его неизбежно потеснят не те, так другие. В этом свете выступает на передний план, на поверхность ПОДЛИННАЯ роль миссионеров либерализма в Евразии: их реальное назначение – сформировать носителей капитулянтской политики и «идейно» оправдать капитуляцию». (Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке, – М., 2003, стр. 418).

... Да, пусть катятся. Только вот не надо лапши на уши. Что герои, что страдальцы, что передовые ребята и девчата. Что фактически эмигрировавшие физик, химик, футболист, братья-боксеры и т.п. – это гордость... Украины. Это – ее боль и ее позор. БОЛЬ И ПОЗОР.

... В советские годы подготовка одного инженера в КПИ обходилась нашему обществу где-то в сумму 6,5 тыс рублей. Разумеется, тех: советских и полноценных. Полновесных. За которые давали 5 у.е. за 1 рубль...

Нынче, учитывая реальное положение и соотношение дел, цен, курсов и т.п., подготовка одного КПИшника (его нынче обзывают по-зарубежному: «магистр») стоит порядка 90 тыс. гривен. (Свет, тепло, амортизация помещений, оборудование, зарплата преподавателей, ну и т.д.). Вопрос: откуда берутся деньги для т.н. бюджетников? (О «контрактниках», этом одном из первых исторических завоеваний «возвращающегося капитализма» я речь не веду: это действительно РЕАЛЬНЫЕ ЖЕРТВЫ уже почти победившей людей демократии. Именно жертвы. Отверженные таким обществом и таким строем жизни. И я им – не судья).

С государственного бюджета. А в бюджет они как попадают? Может, их туда 450 бездельников, – да если бы просто бездельников, – из ВР ежегодно, как Санта Клаус, из мешка, кладут? Ага, держите карман, и все прочее, шире.

Наши это с вами деньги. Деньги от кульмана и станка (где они еще сохранились), от лопаты, от интеллекта невымерших еще окончательно доцентов и профессоров, от ежедневного подвига наших врачей и педагогов... То ничтожное, что еще пока что струится мельчающим и пересыхающим ручейком в обескровленном, в разрушенном, в сознательно угробленном и добиваемом нынче окончательно, и вовсе уже НЕ народном, хозяйстве.

Наш труд. Наши деньги. Наши налоги.

И вот, отрывая от себя, работающая еще покамест часть населения страны где-то глубоко в подсознании своем надеется еще, что она инвестирует в подрастающее поколение, в молодежь, в завтрашних специалистов, в профессионалов. Может быть, даже – в интеллигенцию. Т.е. – в будущее страны.

Ну, а что же «будущее» (мысли, чувства, надежды, мечты и идеалы которым назначает временно господствующее нынче, – политически, экономически, идеологически, – «настоящее»/? А «будущее» уже на 1-м, 2-м, 3-м курсах любого факультета КПИ (уверен, что в других ВУЗах еще активнее и жизнерадостнее) на вопрос прикладных социологов: «есть ли у вас желание по окончании учебы выехать на постоянную работу за рубеж?» в 60-ти %% ответов жизнерадостно демонстрирует и утверждает «високу національну свідомість» и беззаветный «державний патріотизм». Говорит: «да». Словом, вся моральность и нравственность редуцирована к формуле: «Ubi bene, ibi patria» (Где хорошо, там и отечество»).

Впрочем, такой уровень сознательности характерен не только для подрастающего «будущего страны». У них же перед глазами: пример, причем пример практический, «старших товарищей». Пример галицких демократов, без устали экспортировавших (и, с заметно убывающим энтузиазмом продолжающих экспортировать ныне) «свободу», «незалежнисть», «демократию», «права человека», «чувство хозяина», «рынок», – да что они только не экспортировали, – на восток, север, юг и центр Украины.

Ну это же надо, чтобы от осатанелого активизма представителей 3-х или 4-х областей вот уже почти 15 лет устойчиво и с нарастанием тошнило всю Украину. Да и не только Украину. К слову, именно тех областей, которые и частью – то Украины стали исключительно благодаря существованию СССР, и вместе с могучей страной, при ее помощи огромной преодолели за 40 лет путь в столетия, а те, кто помогал на местах, были еще в 40-годы обильно (видимо, в благодарность) умыты собственной кровью от выстрелов в спину, от удавок, от топоров близких родственников нынешних оголтелых украинских нацдемов и демнацов. С врожденным комплексом рабства и холопства. Cо всегдашней готовностью вредить и пакостить. С дегенеративными от хронической ненависти и презрения… лицами. С бегающими глазками торговцев краденым.

Да, так вот. Ныне около 5-ти млн. выходцев из этих областей (практически все трудоспособное население) ударно трудится ... нет, не на стройках украинского капитализма. Они ловят кайф от западной демократии на строительных площадках Португалии, полной грудью вдыхают воздух свободы в свинарниках у польских панов и вынося ночные горшки итальянских сеньйор, наслаждаются чувством беспредельной и пьянящей свободы в борделях Чехии и Израиля, Турции и Словении (обслуживая тамошнюю клиентуру), приобщаются к передовой европейской культуре на оливковых плантациях в горах Греции и апельсиновых – Испании... За гроши, по сравнению с тамошними аборигенами, бесправные, безпаспортные, откровенно презираемые автохтонами... А как же «ненька»? Ну, ненькою хай лохи переймаються. З різними там комуняками, москалями, яничарами, покручами, східняками, совками ... Вот когда последние опять отстроят порушенную демократами страну, они явятся и предъявят претензии на счастливую старость (вимагатимуть «урівняти себе в правах»…)

Так кто же истинный носитель скверны (см. выше): парижская шлюха или молодой (и не очень) украинский демократ??? Добросовестно идеологически (психологически, политически) подготовленный демократами изрядно потасканными, демократами с солидным стажем. Западными и прозападными демократами по профессии… Вопрос риторический.

Суть этой кривенькой душоночки, чье тельце исправно бегало и еще, – с убывающей энергией, – продолжает бегать на все «революции», в какой-бы цвет их не окрашивала закулисная контра (разумеется, кроме красного) изумительно «срисовал» Федор Михайлович Достоевский: «...Тут важна личность, характер, важен деловой человек и такой, который ДЕЙСТВИТЕЛЬНО способен хотеть. На учительское место у нас большею частию приезжает теперь молодой человек (место, разумеется, может быть не только учительским. – Б.Н.), хотя бы даже и желающий сделать добро, но не знающий народа, мнительный и недоверчивый; после первых, иногда самых горячих и благородных, усилий, быстро утомляется, смотрит угрюмо, начинает считать свое место за нечто переходное к лучшему, а потом – или спивается окончательно, или за лишние десять рублей бросает все и бежит куда угодно, даже даром бежит, даже в Америку, «чтоб испытать свободный труд в свободном государстве». Это случалось и, говорят, случается и теперь. Там, в Америке, какой – нибудь гнуснейший антрепренер морит его на грубой ручной работе, обсчитывает и даже тузит его кулаками, а он за каждым тузом восклицает про себя в умилении: «Боже, как эти же самые тузы на моей родине ретроградны и неблагородны и как, напротив, они здесь благородны, вкусны и либеральны!» И долго еще так ему будет казаться; не изменять же из-за таких пустяков своим убеждениям! Но оставим его в Америке...». (Достоевский.М. Дневник писателя. – М.,1989, стр.83-84).

Кстати сказать, «скупка мозгов» – это пожалуй будет повыгодней даже, чем скупка первого передела, который 15 лет кряду по демпингу гнала (и пока еще продолжает гнать) Украина на Запад. Здесь: опустошенные недра, загубленные воздух, вода, среда, здоровье миллионов. Туда: металл по бросовым ценам. Правда, очень скоро халява для Запада и для местной националистической чумки кончится: Россия перестанет с 1.01.06 субсидировать украинскую (и западную, разумеется), контру, питая Украину нефтью и газом за «ну очень смешную цену». «Оранжевый проект» – закрыт. Сдох. Скукожился. Весь вышел. «Оранжевые революционеры», которых пестовали бережно и терпеливо, выращивали и внедряли с одной-единственной целью: бороться с Россией, хотят (и могли бы) выжить только за счет… России.

Ей это обрыдло. Значит, они – в тираж… Бессрочный.

Природа предательства, измены – это модус природы «неукорененности бытия». Одним из проявлений которого есть феномен эмиграции.

«Соединенные Штаты были основаны эмигрантами. И комплекс эмигрантского сознания до сих пор пронизывает американскую политическую культуру, подпитываясь в ходе очередной эмигрантской волны (а кто «волны поднимает и гонит»? О, эта индустрия «волнообразования» отработана до совершенства, поставлена на поток, регулируема, дозируема, управляема. И, разумеется – направляема. Откуда – известно. Зачем – догадаться не трудно. Особенно после того паскудства, которое было сотворено при помощи феномена эмиграции в нашей стране, – с нашей страной, – в 80-е – 90-е г.г. -Б.Н.). СВОЙ ПРЕЖНИЙ ДОМ ТАК ПРОСТО НЕ ПОКИДАЮТ. Для этого нужны особые экономические, политические или идейные основания. ЭМИГРАНТСКОЕ СОЗНАНИЕ ПОЛНО МЕСТИ, ТОСКИ И НЕНАВИСТИ К ПРОШЛОМУ, А ТАКЖЕ ЭЙФОРИЧЕСКИХ НАДЕЖД И ЖАЖДЫ РЕВАНША. Это сочетание обиды и ненависти к оставленному старому миру с верой в новую обетованную землю – важнейший из архетипов американского сознания». (Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М., 2000, стр. 94).

Месть и злорадство.

Реальный антигуманизм.

Гнилостность и затхлость.

Мерзость и запустение.

Алчность и стяжание.

Грабеж и растление.

Ложь и лицемерие.

Провинциализм и хуторянство.

Деградация и вырождение.

Коварство и предательство.

Эстрадность и карнавальность.

Гнет и эксплуатация.

Объективирования видимость.

Вот что такое ИХНЯЯ демократия. Вот что такое КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ.

А еще капитализм по-украински (по-русски, по-узбекски, далее – везде), это: антисоветская власть плюс соросизация всей страны и халявная ее газификация за счет России. До поры, до времени, разумеется. «За счет». Ибо сама Россия-матушка уже начинает свой неодолимый субстанциальный разворот от ожидавшей ее (тщательно приготовленной для нее) развезнутой пропасти исторического небытия. От приглашения к гибели. А это значит: вскорости она перестанет субсидировать украинскую контру, как это делала последних 15 лет. Перестанет субсидировать оголтелую и густопсовую русофобию «украинских» демократов, воспринимавших это как должное да еще и по-хамски издевавшихся над «империей». И от последних (от украинских нацдемков) останется то, что остается от медузы, выброшенной на берег под ярое южное солнце...

«...С падением Советского Союза и почти всего социалистического лагеря капитализм думал, что он одержал победу. Казалось, что история завершилась, они провозгласили тезис окончания истории, завершения истории человечества... Появился тезис «всемирной деревни» и холод прокатился по спине всего мира. Потухло много огней, много надежд, много борьбы.

Но прошло немного лет, и как птица Феникс, откуда-то изнутри земли начал вновь подниматься дух сопротивления, оживать и оживлять борцов и революционные движения, которые сейчас охватывают всю планету!

Эти силы растут с каждым днем, с каждым месяцем, с каждым годом. Процесс начался – начался новый рассвет над миром, и мы часть этого рассвета, этого прекрасного рассвета. Возрождаются идеи человечности, идеи справедливости, идеи мира, идеи равенства, идеи борьбы против войны и империализма, против эксплуатации человека человеком. Эта борьба так же стара, как человеческое существование.» (Из выступления командантэ Уго Чавеса 5.08.2005 г. в Каракасе на открытии ХVI-го Всемирного Фестиваля молодежи и студентов, – Г-та «Новая волна», № 2 (63), октябрь 2005, Днепропетровск).

В чем состоит коренное отличие и заключается безусловное и абсолютное превосходство нашей, – советской, – системы образования от ЛЮБОЙ западной? Много в чем. В ее гуманистичности в первую очередь. Я остановлюсь чуточку подробней на двух ее чертах: антиутилитарности (т.н. избыточности) и том, что я бы назвал нравственным наполнением его.

Человек (люди, общество) есть то, что он не есть. Т.е. он постоянно, – и только в этом случае он человек, – в развитии, в процессе трансгрессирования, в процессе распределения (перманентном выходе за предел, за рубеж, за границу) ставшего, «этости», наличного бытия. За предел уже познанного, почувствованного, практически сделанного, совершенного, осуществленного, воплощенного. Т.е. – в перманентном процессе творчества. Становления в векторе, в русле добра, истины, пользы и красоты. И только тогда мы: люди, человеки, общество. А не «определенным образом выдрессированная сила природы», не товар среди товаров, не средство, не пролетарий. Ибо творчество – это СПОСОБ БЫТИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ГУМАНИЗМА.

Именно этим детерминируется и обусловливается главное требование к образованию, предполагающему и имеющему своей целью «на выходе» человека – творца: избыточность его (образования и образованного таким образом человека).

Не утилитарная натаска на утилитарные же цели, не тупое следование ставшим алгоритмам деятельности, не матричная репродукция, не бездумное исполнение предписанных и жестко заданных функций (бытие в статусе функционера), но постоянная установка на формирование творчества творчеством же. Установка на беспредельную открытость и устремленность человека-творца навстречу беспредельному миру. Миру натуры и миру культуры. И перманентное трансформирование первого во второй. Натуры – в культуру. Его (мира) бытие в режиме распределения самодеятельности и самодеятельного распределения.

Без такой беспредельной открытости незавершаемой встрече человека с человеком (людьми, человечеством), их вместе – с природой (как с первой: естественной, так и со второй: своей собственной, культурной природой) – нет творчества, нет нормального человека, нет действительного гуманизма. Ибо творчество – это перманентное взаимодействие условий – процессов – продуктов – отношений – институтов вступающих в диалог друг с другом людей (бывших, сущих и будущих). Людей – носителей субъектности. Людей – персонифицированной субъектности. Самодеятельных субъектов. Творцов.

Как, в какой атмосфере и какими средствами, на каком уровне рассмотрения и при каком подходе со стороны субъекта возможно познание собственно творчества? Как «уловить» сам процесс и само отношение, которое и ЕСТЬ не что иное, как творчество, – в отличие от всего того, что может его собою сопровождать, обусловливать или в чем оно может выразиться, отобразиться, кристаллизоваться?.. Как суметь встретиться лицом к лицу с ним самим, а не с его проекциями-тенями, не с его следами и последствиями, не с его различными «отблесками и отзвуками»? Как удержаться на строгой постановке этого вопроса, не подменяя его компромиссными или половинчатыми вариантами?

«...В течение очень долгого времени мыслящие представители человечества не очень-то осмеливались подступиться к творчеству как сюжету для уразумения. Что-то не видно было решимости вторгнуться в творческую гармонию, посягательств измерить ее какой-нибудь «алгеброй». Новейшее же время, принесшее с собой вооружение и перевооружение наукой и техникой, почти развеяло такую застенчивость и робость перед тайнами креативного процесса. С научно-техническим инструментарием в руках, год от года все более эффективным и широко применяемым, с багажом обьектно-рассудочных понятий, во всем готовых зафиксировать простые законы естественного бытия, человек почувствовал себя в силах покорить себе любые вершины. Теперь чрезвычайно трудно разыскать такого автора, который бы остерегался слишком поспешно, еще не став внутренне достойным того, ПРИКАСАТЬСЯ К ВЫСОКИМ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИМ СМЫСЛАМ, т.е. который бы руководствовался сдерживающей самокритичностью, носящей имя ДУХОВНОГО ЦЕЛОМУДРИЯ. Всякий человек ныне считает себя вправе иметь свое собственное суждение о том, что такое творчество, НЕ ЧУВСТВУЯ ПРИ ЭТОМ ГРАНИ, которая отделяет при этом доброе дерзновение от пагубной дерзости. Оснастившись же минимумом обьектно-научных понятий, он считает себя обретшим едва ли не архимедовскую точку опоры. Его девизом становится – не ждать милостей от объектов познания или каких-то особых приглашений, но видеть в чем бы то ни было добычу для своей бестрепетной, безоглядной пытливости и интеллектуальной предприимчивости». (Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. – С. -П., 1997, стр. 82 – 83).

...Есть обмен. И есть обман. Т.е.: НЕАДЕКВАТНЫЙ обмен.

Есть торговля. И есть торгашество.

Так и в интеллекте. Нынче.

Рассуждательство, резонерство, здравомыслие на курилочном уровне – это и есть разновидность интеллектуального торгашества. Интеллектуального мешочничества. Торговли краденным интеллектом. Всяким: качественным, некачественным, своим, чужим, но – краденным, заимствованным, имплантированным.

И в этом нет ничего, как по временам нынешним, странного и удивительного. Ведь ВСЯ страна нынче – ТОРГУЕТ. Вернее: торгашествует. Торгует резцами, центрами и фрезами. Унесенными, – УВОРОВАННЫМИ, – из цехов бывших флагманов социалистической индустрии. Торгует суверенитетом. Торгует воинской присягой, принятой «перед лицом своих товарищей». Торгует прошлым (а посему – и будущим), торгует честью, совестью. Торгует первым переделом.

Здесь – иллюзия самоутверждения: утруска, усушка, недовес, недолив, разница курсов, оперативно нажитой (а, может – неизжитый) навык «втюхать» «лоху» дрянной товар под видом отменного и т.д. и т. п. – без счету. А в итоге всех этих саратовских страданий и страстей почти шекспировских, к вечеру ... свежая копейка.

И это – все?!! И ради этого – Родину предать и продать?.. Будущее свое и детей, и внуков своих? Да что же это мы с вами за «хомо» такие??? Это уже не «хомо». Это уже «ХАМО». ХАМО САПИЕНС…

...Точно так же и с торгующими интеллектуалами. Для этих «элитариев» не существует ценностей. А, исключительно – цены. И – ценники. Уж они-то уверенны, что все, всех и каждого – можно купить. В крайнем случае – продать. Претензий они не принимают: «я не хозяин, я реализатор»... Кстати сказать, он (она) даже не подозревает, насколько адекватны в собственной самоидентификации. Ведь действительность – это «совпадение сущности и существования» (Гегель). А реальность – это « хотелось как лучше, вышло как всегда», (это – пока еще посол РФ в Украине Черномырдин. Хотя – убирать надо срочно. Ибо грехов смертных на этом дятле – немерено. Там – и загубленная экономика России, и слезы матерей Будденовска, и проклятия преданной Сербии...)

...Вот и выходит, что не человек, а «реализатор»...

Заканчивая это отступление, скажу: не только способ бытия должен быть достойным человека, но и сам человек должен быть достойным способа своего бытия – ТВОРЧЕСТВА.

Пока же можно с грустью и печалью несказанной констатировать факт обвального (ясно, что намеренного) ЗАНИЖЕНИЯ уровня того (в первую очередь – философского) интеллекта, при помощи которого ЕДИНСТВЕННО возможна рефлексия феномена творчества.

Кто это может осуществлять?

Высокой культуры философы.

Кого сегодня готовят университеты, имеющие философские факультеты либо отделения? Что собой представляет нынешнее философское образование?

Готовят они, в массе своей – философских (интеллектуальных) уродов (укр.: філософську каліч). Представляет собой оно нынче ужасающую своей никчемностью и безобразием постмодернистскую окрошку из отбросов духа человеческого. То, чем пытаются заниматься практически ТАКИЕ философы, вооруженные ТАКОЙ философией, есть разновидность философского шаманства. Даже хуже. Это – духовное наперсточничество. Сиречь – философство суть. (О последнем подробнее см. Новиков Б.В. Над пропастью во лжи. – В кн. О гуманизме и антигуманизме. – К.,2001).

Ныне можно констатировать очевидное: научный философский интеллект поражен тяжелейшей болезнью. Разновидностью своеобразного духовного СПИДа.

Удивительным, и, на первый взгляд, непонятным, образом был властно, будто по чьей-то властной команде, – а, впрочем, «будто» здесь излишне, – задвинуты в глухие углы, преданы осмеянию и приговорены к вечному забвению основополагающие, фундаментальные принципы и законы методологически безупречного научно – философского познания, а продажная, визгливая, разнузданная и суетливая околофилософская и околокультурная публика (уже хорошо узнаваемый контингент: за 15 лет примелькались) устроила относительно продолжительный духовный (собственно – бездуховный) стриптиз и бордель в священных залах нашей философии, нашей культуры и вот уж полтора десятилетия кряду вершит в них свой дикий шабаш в режиме теоретических оргий, в режиме постмодернизма, в режиме философского необузданного мифотворчества. Перманентные наукообразные импровизации (теоретический джаз), калейдоскопическая смена плюральных дискурсов и деконструктов, парадигм и наративов, пастиша и аттракторов и т.д. – без счету; так, вроде и не было, вроде не существовало и не существует на белом свете боле чем 2500-летнего генезиса и традиции становления общемирового, общечеловеческого философского духа в едином русле общецивилизационной духовной культуры. Ну и, понятно, его неординарных, его непреходящих, нетленных и классических обретений и результатов.

Такого уровня теоретического и методологического разврата, который характерен для нынешнего этапа «духовної розбудови» в нашем обществе, который инспирирован и обеспечен «духовними поводирями нації» и усилиями всей интеллектуальной сволочи: почти тотально продажным корпусом журналистики, «писателями», «публицистами», нотариально заверенной интеллектуальной шпаной: т.н. гуманитариями – и не вспомнить.

Но именно поэтому и воспринимается, и, соответственно – вызывает решительное неприятие, стойкое отвращение и сопротивление эта вакханалия «просвещенного» невежества и добровольного одичания, эта сатурналия продажности и сервилизма, это тотальное торгашество видимостью и кажимостью, этот массовый выход «на панель» нотариально заверенных в свое время «интеллигентов» и «интеллектуалов», что существуют высокие образцы, заданы воистину эталонные уровни настоящей, включительно и философской КУЛЬТУРЫ. Именно поэтому и не опускаются руки в бессилии, не накатывает растерянность и отчаяние, что явлены миру, явлены человечеству эти образцы и уровни, заданы эти эталоны и стандарты. Именно на их фоне теоретическая пошлость есть пошлостью, духовный сервилизм – сервилизмом, предательство – предательством, измена – изменой. Ложь, видимость, имитация, симуляция – есть тем, чем они, – и их субъекты, их проценты, носители и разносчики, – есть на самом деле, есть по естеству, есть по СУЩНОСТИ своей.

Именно поэтому образование, всецело подчиненное цели формирования человека-творца должно по определению, по необходимости быть ИЗБЫТОЧНЫМ. Что сие означает? Ответим словами А.С.Панарина.

«В сфере специализированного образования и повышения квалификации мы непрерывно слышим жалобы со стороны обучаемых, сетующих на то, что им дают «слишком много теории», слишком много непрофильных знаний, которые вряд ли пригодятся на конкретном рабочем месте. Но все дело как раз в том, что этот «излишек знаний» и является ИСТОЧНИКОМ социально-экономической и промышленной динамики современных обществ. Благодаря этому излишку возникает «зазор» между личностью и производственной ситуацией, между культурой и промышленностью, между теорией и практикой. Этот зазор становится источником перманентного творческого беспокойства, резервом иначе – возможного. Традиционное производство получало работников, запрограммированных под заранее заданную функцию. Современное производство черпает свое пополнение из системы образования, которой ведает не столько производственная система, заранее знающая, что ей надо, сколько научная система, обладающая ПОСТОЯННО ОТКРЫТОЙ, непрерывно обновляемой и корректируемой программой. Современное образование в смысле знаний дает, как правило, гораздо больше того, что требуется непосредственно на рабочем месте, а в смысле практических навыков и умений – гораздо менее требуемого. Поэтому выпускник школы, техникума, колледжа, вуза, в рамках производства всегда чувствует себя «пограничной личностью», которая, с одной стороны, умеет слишком мало для удовлетворительной профессиональной адаптации, а с другой – теоретически знает слишком много для того, чтобы быть ценностно интегрированной в производственную систему и достичь в ней интеллектуального и морального успокоения.

Подобно тому, как неизрасходованная в личном потреблении часть прибыли становится источником мировой динамики капитала, постоянно ищущего новые точки своего приложения, неизрасходованные на рабочем месте знания СТАНОВЯТСЯ ИСТОЧНИКОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОБЩЕЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ МОДЕРНА, ни в чем не находящего окончательного успокоения». (Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. – М.,2003, стр. 428-429).

С точки зрения нормального, – действительно – гуманистического, вектора человеческого развития, избыточного образования не бывает и не может быть. «Избыточное образование» – это императив предыстории, императив буржуазности. Императив тех условий и детерминант, которые редуцируют человека к товару, к функции, к голой рабочей силе, к пролетарию и выбрасывают в качестве такового (товара) на рынок наряду со всеми иными товарами.

Иное дело – история. Строй действительного гуманизма. Способом бытия коего есть ТВОРЧЕСТВО. Т.н. избыточность – это и есть неисчерпаемый ресурс, резервуар, потенциал креативности человека. То, что неизбыточно – то ординарно, утилитарно, репродуктивно. Сугубо функционально. Профессионал тождественен со своей актуальностью. Он исчерпывается в актуализации. Любитель устремлен к выходу за предел, за лимит, за границу, за черту. «Будьте реалистами: требуйте невозможного». Этот императив не следует понимать как манифест экстремиста либо же социального иждивенца. Он обращен прежде всего к самому себе. Его обращает к себе нормальный человек, т.е. творец. Правда, в таком случае он выступает не реальным («реалист») человеком, но человеком ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ.

Любитель – это перманентно актуализирующийся потенциал, а непрерывное и избыточное образование – это и есть процесс непрерывного потенционирования творца. Т.е. – гения. Т.е. – нормального человека. «Пирамидальность» как принцип построения нашего образования, в котором гармонично и диалектично сочетаются специализация и универсализация – это одно из сущностных преимуществ нашей педагогики, нашей системы образования. Одно из важнейших и ценнейших ее завоеваний и обретений.

Почему именно Россия дала феномен интеллигентности? Интеллигенции? Интеллигента?

Потому, что в ней, кроме прочего, можно было встретить феномен «вечного студента». А, по существу – человека, находящегося в постоянном режиме самообразования.

Именно универсальность, диалектически сопряженная со специализацией и сочетаемая с непрерывностью образования – залог того, что в ЛЮБОЙ (разумеется, достойной человека) профессии, специальности; в любом роде своей деятельности человек будет находится в режиме трансгрессии: будет действовать как новатор, рационализатор, изобретатель; будет осуществлять постоянную диффузию в сопредельные роды бытия (роды деятельности, профессии, специальности); вызывать к жизни новые. Собственно, подчеркну, это уже не деятельность, но – творческая деятельность, в перспективе – чистое творчество.

О нравственном наполнении нашей системы образования, позволявшей (и все еще позволяющей) формировать интеллигентов, а не просто «образованных людей», скажем словами Михаила Александровича Лифшица:

…’’Октябрьская революция не молилась за врагов своих и не благословляла проклинающих ее, но она сделала реальные шаги к действительной солидарности большинства людей. Это была классовая нравственность, ибо, например, говоря о братстве народов, революция защищала прежде всего права угнетенных наций и национальных меньшинств. Это была нравственность, ибо Октябрьская революция осуществляла свои заповеди на деле и у себя дома, то есть обращала их на самое себя. Революционная Россия пошла на такие большие уступки народам, входившим в состав прежней царской империи, что, по словам Ленина, это могло показаться даже толстовством.

Революция создала невиданный на земле нравственный климат, требуя особой деликатности по отношению к национальным чувствам обиженных раньше народов, больших и малых. Это было что-то действительно новое, убеждающее, и такие исторические факты не проходят даром. Ничто не может стереть их в сердцах людей – ни клевета, ни грязная проповедь раздора и шовинизма. Без классовой нравственности Октября не могло быть и тех явлений национального сотрудничества, которые замечаются ныне во всем мире.

Другой нравственной заповедью Октябрьской революции стало отвращение к нетрудовому образу жизни. Прежде гордились возможностью жить без труда, пользуясь услугами других. Теперь начали стыдиться своих преимуществ и, по крайней мере, прятать их от других людей. Даже наивные с нашей нынешней точки зрения черты времени вытекали из убеждения в безнравственности всякого барства. Было неловко пользоваться трудом носильщика, официанта. Классовая мораль труда оказала большое влияние на все слои общества, и зажиточный крестьянин, как рассказывал Ленин в одной из своих речей, искренне не хотел, чтобы его считали буржуем.

Могут сказать, что жить за счет общества, прикрываясь какой-нибудь общественной необходимостью, не лучше прежнего барства. Возможность такого лицемерия, рано возникшая в раздутых штатах советских учреждений, не прошла мимо внимания Ленина. Но презрение к паразитам крепко сидит в душе народа, и это не шутка!

Так же точно вошло в обычай неистребимое знание собственного человеческого достоинства, как бы оно ни проявлялось. Слово чиновник стало презрительной кличкой, и быть чиновником или сановником, «совбуром», как называл их Ленин, начальником с приемами Тит Титыча значило теперь извращать коренной принцип нового общественного строя. Люди узнали разницу между подавлением масс особой силой государства и подавлением угнетателей всеобщей силой большинства народа, рабочих и крестьян. А так как все посты в новом государстве начали занимать выходцы из этого большинства, не отличающиеся от других ни голубой кровью, ни наследственным капиталом, то презрение к Тит Титычам из своей среды стало естественным чувством миллионов. Только действительное сплочение на почве товарищеской дисциплины, не исключающей, конечно, единоначалия, принимается за чистую монету – будь то в строительстве, труде или под огнем врага.

Без рассуждений о милосердии новое общество признало право больного на заботу со стороны других людей, не унижающую его и обеспеченную законом. Без утешительных слов о нищих духом, их же царствие небесное, революция отвергла старый взгляд на образование как источник привилегий и особого чванства. Всякое культурное преимущество, полученное за счет общества, налагает обязанность поднимать на более высокую ступень людей труда, у которых в свою очередь есть чему поучиться самому образованному человеку. Впервые было официально признано революционной властью, что культура является средством соединения, а не разобщения нации. Это принцип, все остальное – его нарушение.

Октябрьская революция заложила основу товарищеской солидарности всех людей без различия пола и возраста. Она проявила свой классовый характер, защищая не на словах, а на деле интересы женщины и ребенка. Ибо новое государство признало себя обязанным восстановить справедливость по отношению к слабым и униженным. В своей известной речи на съезде союзов молодежи Ленин выдвинул именно раскрепощение женщины от ее трудной доли в качестве практического оселка, на котором можно проверить действенность коммунистической морали. Трудно с чем-нибудь сравнить эту заповедь века по важности ее для действительного прогресса и позору ее нарушения.

Лишь на почве революционной самодеятельности, открывающей молодежи путь к влиянию на общественные дела, может быть решен спор поколений, которым занято в настоящее время внимание ученых и публицистов во всех странах мира. Вы не хотите хунвейбинов? Вы боитесь поджогов и бесчинств, стихийных, бессмысленных разрушений, разгула «демонических инстинктов»? Следуйте заветам Октябрьской революции. Никто не скажет, что это легко, но другого выхода нет» (Мих. Лифшиц. Нравственное значение Октябрьской революции
...Одной из форм удушения нашей системы образования в современных условиях есть, – каким бы парадоксом это не казалось, – его непрерывное ... реформирование. Причем, разумеется, все импульсы, все посылы к оному идут «сверху». Оттуда, где нынче советчиков и доброхотов забугорных – не счесть. Нашу нищающую школу уже задолбала непрерывно следующая череда кампаний, новаций, реформ. Каждое новое правительство (а меняется оно в среднем раз в два года), каждое новое министерство, каждый новый министр норовит «оставить след». В смысле: НАСЛЕДИТЬ. На местах есть устойчивая популяция ПОСЛЕДЫШЕЙ. Способ их бытия: имитация. Результат – педагогическая пустыня…

Одни, как папуасы, десятилетие целое прививали «многоступенчатую систему высшего образования». Это чем-то напоминало усилия нерадивого юного натуралиста, вознамерившегося привить черенок персика к бетонному столбу или пасынку и решившему, – «не отходя от кассы», – дождаться плодов. До сих пор ждут... (Уже давно отставлены от дел и оттерты от корыт министерских первопроходцы, – первопроходимцы, – «многоступенчатости», а образование до сих пор этим занимается и икает).

Потом были: переход на 12-летнее среднее образование, переход на 12-балльную систему оценивания знаний, кампания: «каждой школе по футбольному мячу», кампания «каждой школе по компьютеру», «каждой школе по автобусу». Подозреваю, что мячей не хватило. На все школы. Тем более – компьютеров. Не говоря уж об автобусах... Вот бы провозгласить и провести успешно одну-единую кампанию: «Каждому идиоту от образования – по шапке». Может, сумели, может, успели бы хоть малость самую, хоть что-то сберечь и сохранить...

Нынче, представляется, кампания по уничтожению нашего образования вступила в решающую и завершающую фазу. Осуществляется она под кодовым названием «даешь болонский процесс». Осуществляется система неотвратимо, как важнейший и насущнейший государственный приоритет.

В ближайшие годы в нашей стране будет «под ноль» искоренена система полноценного, добротного, достойного свободного человека образования. И это будет уже гарантированный геноцид, а не аматорский идиотизм доморощенных «демократов».

Ибо будет осуществляться под недреманным приглядом западного законодательства. Уже в ближайшие годы мы начнем готовить дебилизированных специалистов по кличке «бакалавр», чья подготовка (судя по активно обсуждаемым и внедряемым с невероятным тщанием и упорством новым учебным программам) не будет предполагать, – скажем, в техническом ВУЗе, – даже того мизера гуманитарной составляющей, которая еще сохранилась нынче, невзирая на все прошлые «прополки». Болонский гербицид обещает гарантированное качество обработки человеческого материала. Еще через пяток лет будет упразднена система аспирантуры и докторантуры и, соответственно: институт кандидатов и докторов наук. Затем кольцо (петля) замкнется: неучи будут готовить невежд. Финита.

… Не знаю. Может и финита. А может – и нет. Оно ведь не напрасно: эксклюзивная игрушка нашего детства: Ванька-встанька…

Меня лично убеждает в том, что нет, далеко не «финита», не дождутся много чего, в том числе – одно социологическое исследование.

Известно, что 85% нынешних базарных «негоциантов» имеют высшее образование. Так вот, 80% из них на вопрос, почему они занимаются «этим» ответили: «нужны деньги».

А на вопрос: «зачем Вам деньги?» 82 % ответили: «чтобы дать детям высшее образование».

А вы говорите: им нужна демократия…

Им нужна – человеческая жизнь.

Не им – так хоть детям ихним.

Но: жизнь, достойная человека.



(Архив 2006 года)