Время действовать вместе

Гуго Вормсбехер
 Гуго Вормсбехер
Время действовать вместе

Обращение
к членам Президиума и Совета ФНКА,
к руководителям и членам региональных и местных НКА,
к руководителям и членам общественных организаций
российских немцев
               
Уважаемые коллеги!
Ситуация в движении российских немцев вновь требует к себе внимания. На этот раз очагом болезни, не поддающейся терапии, стала Федеральная НКА.
С Автономией, когда создавали ее четыре года назад, мы связывали большие надежды. Надежды на то, что она сблизит все организации российских немцев, вберет в себя весь их богатый опыт и силы, станет объединением всего народа и сможет выступать от его имени перед нашими российскими и германскими партнерами.
Надежды эти не оправдались. Из ФНКА вышли, не сработавшись с ее президентом, руководители почти всех организаций, стоявших у ее истоков.
 Автономия формально выросла втрое, на деле же она потеряла около половины региональных НКА и даже часть своих учредителей, включая самую первую НКА российских немцев - Саратовскую.
Созданная по принципу общности цели и принадлежности ее членов к одному народу, а не по партийно-идеологическому принципу, ФНКА должна была стать наиболее  демократической организацией российских немцев. На деле в ней утвердилась жестко авторитарная система управления.
У ФНКА нет должного взаимопонимания с официальными структурами России: подготовка и проведение мероприятий к 60-летию депортации нашего народа показали это особенно наглядно.
ФНКА так и не смогла установить нормальные отношения с германской стороной: если вначале их не было вообще, то теперь они стали резко конфронтационными.
Основную свою деятельность ФНКА правильно сосредоточила в сфере политики.  Результатов, однако, практически нет. 
Нет и организационной работы с региональными и местными автономиями. Они призываются “к ноге”, лишь когда без их голосов не обойтись.
В ФНКА до сих пор не создан даже исполнительный орган. Он подменен подчиненными В.А.Бауэра из его аппарата в движении “Россия”. Никакого отношения к ФНКА и к российским немцам они не имеют.
В проектной работе ФНКА планируются в основном мероприятия, не оставляющие видимого результата, и отчетность по проектам всегда проходит с осложнениями.
 Можно сказать, что ФНКА стоит сегодня фактически перед полным распадом.

В чем же причины таких безрадостных итогов?
В ФНКА подменен не только исполком; в ней подменены и ее первоначальные цели: вместо полной реабилитации российских немцев, сохранения их как народа, восстановления их государственности, сегодня ее главные цели - утвердиться как единственная или хотя бы как главная представительная организация российских немцев  (что при нормальном развитии событий давно могло бы уже и быть, причем без всякой борьбы); неустанная война со всеми, кто “не с нами, а значит, против нас”; и -  добывание денег: из бюджета России, из бюджета Германии, от спонсоров, от кого удастся.
 Добывание денег вообще затмило всё. И годится для этого тоже всё: очередная годовщина депортации народа; годовщина рождения или смерти известного ученого; эксплуатация готовности других репрессированных народов откликнуться на обращение российских немцев; собирание дани с исполнителей проектов “для поддержки Автономии”; и даже “совмещение обеда с ужином” делегатов... Тем не менее, у Автономии постоянно “нет денег”, а те, кто осмеливается поднимать вопрос о контроле за расходами, тут же оказываются “непригодными” к дальнейшей работе.
Фактически под флагом ФНКА как общественной организации создано очередное невидимое частное предприятие - “общество с неограниченной безответственностью”. Добывание политических и иных дивидендов осуществляется под флагом общественной организации, а их распределение - по законам частной фирмы.
При такой практике любое новое финансирование проектов фактически ведет ко всё большей дискредитации и Автономии, и проблемы российских немцев, и самих российских немцев. Возникает и вопрос: если мы не в состоянии обеспечить действенный контроль за использованием получаемых средств, то можем ли мы еще претендовать вообще на получение каких-либо средств?..
Одновременно коллективная ответственность руководящих органов ФНКА всё больше превращается в коллективную безответственность: люди, даже искренне пытающиеся действовать в интересах Автономии, либо недостаточно информируются, либо прямо дезинформируются, чтобы подвести их к принятию решений, результаты которых они далеко не всегда могут предвидеть.
Члены Президиума и Совета, ведущие, как правило, серьезную работу в своих регионах, нередко по инерции еще верят в то, что в центре всё делается честно, что предлагаемые решения действительно направлены на благо Автономии и российских немцев; у них просто ослаблен иммунитет против всё более утверждающейся лжи и фальши.
С выходом (вытеснением) из руководящих органов ФНКА руководителей других организаций резко нарушился начальный баланс сил, уменьшился необходимый противовес агрессивной автократической линии, что и позволило ей со временем так укрепиться.
Сыграло свою роль и самодистанцирование германской стороны от ФНКА сразу же после избрания ее президентом В.А.Бауэра: германские партнеры не смогли преодолеть в себе давнего персонального его неприятия.

Но все эти явления, определившие сегодняшнюю ситуацию в ФНКА, фактически представляют собой лишь следствия. Следствия первопричины, имя которой - политика  президента ФНКА В.А.Бауэра. Именно В.А.Бауэр - автор и генератор политики, вызвавшей эти явления как неизбежную реакцию затронутых ею людей, организаций, сторон. Политики, суть которой - нетерпимость, конфликтность, постоянные непомерные претензии, угрозы, ультиматумы, шельмование неугодных, и всё это в двух целях: чтобы скрыть собственную несостоятельность как руководителя организации, призванной отстаивать интересы народа; и чтобы под создаваемый шумок использовать эту организацию уже в своих собственных интересах. Фактически президент Автономии ведет под крышей Автономии и от имени Автономии свою игру, умело скрываемую ото всех, даже от членов руководства Автономии. Но основное содержание и цель этой игры можно хорошо увидеть по ее проявлениям.
Почему, например, на последнем заседании Совета ФНКА сразу же было прикрыто обсуждение отставки председателя исполкома, затронувшего вопрос о судьбе спонсорских денег, полученных Автономией на проведение мероприятий к 60-летию депортации российских немцев? Почему в Автономии вообще не создавался свой исполком? Почему вместо исполкома средства на Автономию получают под эгидой президента и отчитываются за них всё те же его подчиненные из “России”? Почему к контролю за расходованием средств никто из Автономии не подпускается и на пушечный выстрел?
Инструментом проведения личной политики президента, точнее - ее дубинкой, стала и газета “Нойес лебен”.  В.А.Бауэр  приобрел ее в личную собственность,  но издает он ее под флагом Автономии, создает в ней свой светлый образ от имени Автономии, громит в ней всех от имени Автономии, ответственность же за всё это ложится, естественно, на Автономию.
“Юрист ФНКА”, также один из подчиненных В.А.Бауэра по “России”, довел до сведения членов Президиума ФНКА, что В.А.Бауэр как владелец газеты “заключил договор” с ФНКА (т.е. с собой как президентом ФНКА) о передаче ей прав на издание газеты. По этому “договору” теперь еще и вся финансовая и юридическая ответственность по выпуску газеты ложится на ФНКА.
Если теперь окажется, что денег подписчиков на выпуск газеты “не хватает”, - а в этом можно не сомневаться, - или кто-то подаст в суд на газету за оскорбление и клевету, то отвечать будет не владелец газеты, который ее по-прежнему и редактирует, и направляет, и нужные ему кадры для нее подбирает, - а опять же ФНКА. Одновременно владелец газеты может как президент Автономии обращаться теперь за спонсорской и бюджетной помощью на выпуск свой частной “газеты ФНКА”. Как всегда, просто и гениально: все плюсы одному, вся ответственность и расходы - другим. Так руководитель Автономии вместе с верным стражем Закона оберегает интересы Автономии...
Есть ли выход из этой   ситуации?

Мы стоим перед весьма ограниченным выбором: либо мы вскоре совсем теряем ФНКА как потенциально важную и нужную часть движения российских немцев, как инструмент решения их проблемы; либо мы найдем эффективные механизмы ограничения проводимой деструктивной политики; либо В.А.Бауэр должен уйти в отставку. Причем лучше всего добровольно, чтобы в неизбежном кипении страстей не дискредитировать еще больше и Автономию, и движение российских немцев, и самих российских немцев.
   Но кто хоть немного знает В.А.Бауэра, тот хорошо понимает, что ни второй, ни третий варианты не реальны. Особенно маловероятна добровольная отставка, являющаяся единственным эффективным выходом из положения. Потому что должность президента Автономии имеет для В.А.Бауэра, опущенного на нее с несопоставимых должностных высот, немалое значение - и политическое, и результатами практической деятельности. Отказаться от контрольного пакета акций всё еще доходной, пусть и опасно доходной, фирмы не каждый в состоянии.
При этом В.А.Бауэр обладает рядом несомненно сильных качеств. Среди них - большой опыт работы и борьбы в различных сферах; искусство манипулировать людьми; умение быстро ориентироваться в ситуации; упорство и изобретательность в достижении своих целей; способность действовать, отключив эмоции, чисто по холодному и четкому расчету.
Эти качества могут быть большими достоинствами, если направлены на благо общему делу. Но они же превращаются в свою разрушительную противоположность, если действуют во вред этому делу. Так мощный, современный, с полным боекомплектом танк становится из угрозы противнику гибельной опасностью для своих, если башня у него повернута не туда и он начинает давить и крушить этих своих.   
Но если отпадают варианты спасения положения, то остается лишь развал Автономии?
Впрочем, тут тоже не всё так однозначно.

Дело в том, что в Автономии подменены не только исполком, и не только ее главные цели; подменена и сама ФНКА. На 3-ем, внеочередном, Съезде ФНКА в ней был фактически совершен “уставный” переворот. Прежняя ФНКА юридически перестала существовать, т.к. была создана  новая ФНКА с новым названием (не ФНКА  “Российские немцы”, как было, а “ФНКА российских немцев”) и с новым Уставом. Этот Устав лишил  региональные НКА их главной роли учредителей и членов  ФНКА; он предусматривает для них и для местных НКА только роль структурных подразделений ФНКА. И чтобы теперь войти в ФНКА, они должны одобрить у себя новый Устав ФНКА, привести в соответствие с ним свои уставы и подать заявление о вступлении в ФНКА в новом качестве. (Кстати, смена статуса региональных и местных НКА автоматически делает имеющуюся у них собственность собственностью ФНКА, а возможную финансовую или иную ответственность ФНКА - и их ответственностью.)
Но до сих пор ни региональные, ни местные НКА - за единичными исключениями, -  так и не вошли в новую ФНКА. И получилось, что “уставный переворот”, совершенный, чтобы избавиться от неугодных НКА и приструнить остальных, фактически оставил новую ФНКА без всех ее членов. Ее руководство повисло в воздухе - без базы, без опоры, без организации, да еще с Уставом, противоречащим Закону об НКА. 
Таким образом, юридически существует новая ФНКА с Уставом и руководством, но практически без членов и даже без “структурных подразделений”. А физически существует прежняя ФНКА со своими региональными и местными НКА, но без Устава и руководства.
Поэтому речь сегодня не о том, что региональные НКА могут или должны выйти из новой ФНКА, как предлагает аналитик А.Бир, а о том, какая же из ФНКА является сегодня национально легитимной? Ведь если региональные и местные НКА просто не войдут в новую ФНКА, к чему дело и идет, то ни ее руководство, ни она сама не будут тогда никого представлять.
Видимо, региональные НКА и должны теперь выразить свою коллективную позицию по этому вопросу - ведь по Закону только они могут быть учредителями и членами ФНКА, а следовательно, утверждать ее Устав и избирать ее руководство. 
Думаю, что и другие организации российских немцев не должны бы оставаться равнодушными к судьбе Автономии. Воссоздать ее, посодействовать проведению ею  политики в интересах народа, помочь санировать атмосферу в ней, сделать ее действительно представительной организацией в духе Закона об НКА - может быть, со временем даже вхождением в нее, -  это в интересах всего движения российских немцев.
Конечно, можно бы отвернуться от дискредитированной и больной Автономии, оправдывая себя нежеланием иметь дело с человеком, доведшим ее до такого состояния. Но институт ФНКА по своим возможностям - это основа нужной нам сегодня и в будущем системы национального самоуправления. Терять ее - просто неразумно. И - не автомобиль ведь виноват в нарушении правил движения, а тот, кто за рулем.

Основные задачи на ближайшее будущее мне видятся следующие.
1. Поднять проблему российских немцев опять на высший политический уровень двух стран, где она только и может решаться. Тот уровень, на котором она прозябает последние почти десять лет, удерживает ее решение в рамках поддержания жизни капельницей.
2. Добиться доработки Федеральной целевой программы по российским немцам до Комплексной программы решения  проблемы, в которой предусмотреть:
       а) создание политической и правовой базы решения проблемы российских немцев;
       б) сохранение и развитие имеющихся национальных районов и компактных поселений российских немцев;
       в) образование новых национальных районов и компактных поселений;
       г) создание экономической базы для постепенного перехода к  самофинансированию проблемы российских немцев.
       3. Инициировать прохождение залежавшегося в Госдуме проекта Закона о реабилитации российских немцев.
       4. В движении российских немцев:
       а) разработать программу консолидации общественных и иных структур российских немцев, включая региональные и местные НКА, - готовых действовать вместе для достижения главных целей: сохранения народа, его национальной культуры и языка, полной реабилитации российских немцев;
     б) создать единый представительный орган российских немцев; сегодня, при политической прострации и национальной нелегитимности “уставной” ФНКА, такой орган действительно нужен;
  в) содействовать нормализации положения в ФНКА.

      Полагаю, что конкретные формы, пути и методы выполнения этих задач целесообразно коллегиально обсудить в рабочем порядке.
      
                *   *   *
О ситуации, созданной вокруг меня.
Давно знаю В.А.Бауэра, в т.ч. по времени подготовки 1 Съезда немцев СССР. Тогда он в самый ответственный момент покинул Оргкомитет, своих коллег и перешел на сторону своих оппонентов, ибо по расчетам они должны были одержать верх на Съезде. Позже он не раз проделывал то же самое в различных партиях и движениях: “нет постоянных друзей, есть постоянные интересы”. Отношения наши были прекращены на годы.
Когда началось создание ФНКА, он был вновь привлечен к делу, хотя не мне одному было понятно: сотрудничество это - рискованное и временное.  Так и получилось.
Хотя всё начиналось с заявленных высоких целей и задач, практика всё больше сводилась к достижению утилитарных целей.
Заседания Президиума, Совета, Съезды как правило превращались в очередную разборку президента с неугодными, которых он находил во всё более близких к себе кругах. Но логика прослеживалась: сначала отстранить “конкурентов” от российского бюджета, затем - от германского, добиться приоритетного финансирования Автономии, а потом убрать и тех, кто может помешать единолично распоряжаться средствами Автономии.
Для проведения такой линии требовалось и постоянное “укрепление состава” Совета и Президиума. Последним “усилением” себя до окончательной безнадежности стало привлечение Г.Г.Гроута. (Еще возглавляя “Возрождение”, Г.Г.Гроут выдвинул свой знаменитый тезис, расколовший движение: “Нам нужны не умные, а преданные!” Президент Автономии пошел еще дальше: ему нужны не умные и не  преданные, - тем более, что преданных ему не может и быть; могут быть только преданные им; - ему нужны лишь безропотные исполнители, знающие своего хозяина: “чем больше унижаешь, тем больше перед тобой заискивают”...)
Собственно, невозможность нашей совместной работы была ясна давно. Скрыть это было уже невозможно. Мой отказ получить высшую награду ФНКА - “Екатерининскую медаль”, был вызван не только твердым убеждением в том, что руководители не должны сами себя награждать, но и не менее твердой уверенностью в том, что награду можно принимать не из любых рук.
Последнее заседание Совета стало еще одним проявлением сложившейся ситуации. На одном из рабочих совещаний затем я, назвав подлинные, на мой взгляд, ее причины, предложил созвать заседание Президиума с повесткой дня: цели и задачи ФНКА на сегодняшнем этапе; о печатном органе ФНКА; о финансово-экономической деятельности ФНКА; об отношениях с региональными НКА. И предложил сделать это заседание расширенным, пригласить на него всех руководителей региональных НКА, в т.ч.  “оппонентов”, чтобы выслушать их, попытаться снять причины наших расхождений и предупредить, т.о., распад Автономии.
Заседание Президиума было подготовлено. Только совсем с другой целью. Ни один из предложенных мною пунктов не был включен в повестку дня, из 22 участников заседания было лишь 5 руководителей региональных автономий, и никого из “оппонентов”. И главный вопрос - допустимо ли вице-президенту иметь мнение, отличное от мнения “большинства”.
Мне было предложено под видом “возвращения к сотрудничеству” заведомо неприемлемое: подписать вместе с В.А.Бауэром и Г.Г.Гроутом “Заявление” с обвинениями  и угрозами германской стороне, поехать с обоими в Берлин и выступить там на пресс-конференции против политики германской стороны в отношении российских немцев. Или подать  в отставку.
          Сама форма сделанного предложения исключала его принятие, что и требовалось его авторам. Ясно просматривалась и цель намеченной авантюры: резкой критикой  социал-демократов попытатьтся успеть вызвать к себе благосклонное внимание христианских демократов - возможных победителей на предстоящих выборах в Германии.
         Моя позиция здесь такова: мы хотим от Германии нужной нам государственной политики. А государственная политика в демократической стране всегда вырабатывается совместно с оппозицией. Поэтому нам нужно сформировать нормальное отношение к нашей проблеме у всех задействованных в ней сторон и лиц. Строить глазки сегодня одним, завтра другим - это не политика.
Совершенно неприемлем и тезис “Заявления” о том, что если германская сторона не будет безоговорочно финансировать ФНКА, то российским немцам вообще никакая германская помощь не нужна. Полагаю, ставить такие вопросы не вправе ни В.А.Бауэр, ни тем более Г.Г.Гроут - гражданин Украины, не имеющий по Закону об НКА даже права быть в ФНКА. Народ их на это не уполномочил...
          (Примечательно, что даже в “Заявлении” о политике другой страны тема денег - главная: из десяти его тезисов восемь - о средствах. Амбиции известные: недовольство тем, что “кто платит, тот и заказывает музыку”; претензии на то, чтобы музыку заказывала одна лишь “ФНКА”, а партнеры - российские ли, германские - не только оплачивали эту музыку, но еще и плясали под дудку этой “ФНКА”...  И при таких подходах  возмущаться, что кто-то не хочет сотрудничать с ФНКА!)
Но даже эти жизненно важные для Автономии, для российских немцев вопросы не смогли отвлечь членов Президиума от “главной опасности”. “Приостановить полномочия вице-президента до выборов в Германии” - вот в чем поддержали они в едином патриотическом порыве своего президента, бесстрашно защищая свой народ от разлагающей германской помощи, а исход выборов на исторической родине - от  вице-президента своей Автономии! Только два человека нашли в себе мужество не позволить манипулировать собой и не дать унизить себя востребованным угодничеством и заискиванием...
         Отсрочка для президента, чтобы он успел до конца развалить Автономию и под ее руинами похоронить вопросы лично к нему?               

Сегодня в решении нашей проблемы открываются новые возможности. Имеются и реалистичные пути, и перспективные программы для этого. Но нужна серьезная, масштабная политика самих российских немцев. А для проведения такой политики нужны соответствующие лидеры; нужно максимальное сложение усилий и возможностей всего движения; нужно, чтобы от имени российских немцев не выступали те, кто вообще не должен приближаться к их национальной проблеме.
          Политика, проводимая уже не один год президентом ФНКА, в корне противоречит решению стоящих перед нами задач. Более того, она их всё больше и больше дискредитирует.
Не разделяя и не принимая такую политику, считая, что она наносит непоправимый ущерб решению нашей проблемы, и убедившись окончательно в том, что исправить эту политику ни аргументами разума, ни раздробленной “коллегиальностью”, ни упованием на то, что для каждого человека существуют рамки морали, невозможно, - я принял решение о выходе из руководства “новой” ФНКА. Как избранный на Съезде вице-президент, считаю своим долгом вместе с региональными НКА восстановить легитимную ФНКА российских немцев.
         Предлагаю руководителям региональных НКА и других организаций российских немцев в ближайшее время собраться, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, наметить меры по ее нормализации, выразить свое отношение к Уставу “подмененной” ФНКА  и к  легитимности ее самой.

Не будем считать произошедшее трагедией. Потому что все, кто был верен делу своего народа, остались ему верны, и мы никого из них не потеряли. Те же, кто хочет думать только о своих интересах, никогда не будет верен делу народа. Поэтому освобождение от них только позволит лучше сохранить силы и средства, необходимые нам в нашей нелегкой, не всем посильной работе.