О восстановлении государственности - в Минэкономра

Гуго Вормсбехер
                Заместителю министра
                экономического развития и торговли
                Циканову М.М.

                О восстановлении государственности
                российских немцев

Проблема российских немцев была создана в 1941 году ликвидацией их государственности, депортацией и дисперсным расселением в азиатской части СССР. Нерешение ее вело ко всё большей ассимиляции, утрате надежд и как результат – к массовому выезду (более двух миллионов человек; только экономический ущерб около 50 млрд. долл. США). Являясь крупной государственной проблемой, она имеет три главных аспекта.
Политический – реабилитация несправедливо репрессированного народа, восстановление его государственности.
Национальный – возрождение и сохранение национальной культуры, родного языка, обычаев и традиций народа, занимавшего по численности 14-е место среди народов СССР.
Экономический – возвращение в места прежнего проживания значительной массы людей, создание социально-экономической и культурно-образовательной инфраструктур.
Попытки решить проблему делались не раз, но останавливались в самом начале. Главные причины - регионы проживания российских немцев выступали против восстановления АССР немцев Поволжья, потому что не хотели терять их как квалифицированную рабочую силу, а Саратовская и Волгоградская области, к которым отошла территория бывшей АССР НП, не хотели лишаться значительной части своего экономического потенциала при возврате прирезанной территории.
То есть к государственной проблеме подходили не из государственных интересов (ведь российские немцы и при восстановлении их автономии оставались бы в стране, внося свой вклад в ее экономику), а из местнических интересов регионов. В результате и регионы, и государство лишились значительной части этих квалифицированных рук вообще, что и привело к серьезнейшему ущербу для страны.
Сегодня российские немцы – единственный репрессированный народ, чья государственность еще не восстановлена и чья реабилитация проведена лишь декларативно: в советское время вопрос решить не успели, а при Б.Н.Ельцине это было уже нереально. Теперь, когда интересы страны в политике ощущаются заметнее, представляется возможным, в этих интересах, решить и вопрос российских немцев.
               
                1. Историческая справка
Приглашение немцев в Россию - специалистов, ученых, военных, - происходило в течение многих веков. В ХVII в. в Москве возникла Немецкая слобода, оказавшая влияние и на формирование личности Петра 1, широко привлекавшего затем иностранных специалистов для реализации своих планов.
Однако массовым приглашение немцев в Россию стало при Екатерине II. Это диктовалось необходимостью заселить и закрепить за Российским государством окраинные тогда земли в Поволжье и на Юге Украины. В 1764 году возникло первое немецкое поселение (колония) в Поволжье. Всего до 1768 г. здесь было образовано 104 колонии (27 000 чел). Часть переселенцев по пути через Балтийское море на Волгу осталось под Санкт-Петербургом (несколько колоний).
Переезд немцев в Россию (позже в основном на Украину, в Крым, Закавказье) продолжался с разной интенсивностью до середины ХIХ века. Всего было создано 304 материнских (первичных) колонии (100 тысяч чел.). Развитие в них экономики и рост населения полностью оправдали интересы государства: за полтора века число немцев в России выросло до 1,7 млн. чел. (1914 г.), а количество поселений, за счет образования дочерних колоний – до 3,5 тысяч.
Освоение значительных территорий до того не использовавшихся земель (около 10 млн. га), повышение культуры земледелия, экспорт зерна, развитие тонкорунного овцеводства, производство сельскохозяйственной техники, развитие виноделия, текстильной промышленности – всё это результаты политики государства по приглашению незначительного, даже по меркам того времени, количества немецких крестьян и ремесленников.
Компактность проживания, национальное самоуправление, решение собственными силами вопросов обустройства колоний, национального образования, религии, поддержания обычаев, традиций, национального уклада жизни позволили колонистам в течение 175 лет сохранять свой родной язык, культуру, национальную идентичность и с первых же поколений неразрывно связать свою судьбу с новой родиной.
Вторую ветвь российских немцев представляли собой городские немцы. Составляя менее четверти от общего числа немецкого населения страны, они, однако, играли не меньшую роль, чем колонисты. Их вклад в становление государства, в развитие экономики, военного дела, науки, образования, искусства, литературы, медицины не имеет аналога среди других народов страны. В отличие от колонистов, городские немцы гораздо быстрее врастали в российскую действительность, часто принимая и православие.
Фактически в течение полутора веков из небольшой национальной группы, приглашенной из различных германских земель (тогда еще не было Германии как единого государства), на территории России сложился новый народ. Этот народ бережно сохранял в себе то, что привезли его предки с собой в Россию – диалекты немецкого языка того времени, веру, обычаи и традиции, уклад жизни, - что в самой Германии всё больше утрачивалось.
Однако, включенные в масштабные исторические процессы, проходившие в государстве, российские немцы приобрели и много нового в своей национальной идентичности, - того, что сделало их гораздо более близкими русскому народу, чем народу Германии. (Этим во многом объясняется трудность интеграции выехавших российских немцев в сегодняшней Германии).
Поэтому считать российских немцев сегодня «некоренным» народом или диаспорой германского народа можно только по неведению или в целях противодействия решению их проблемы, что чаще всего и наблюдалось в последние десятилетия. Российские немцы являются народом, рожденным в России и рожденным Россией, а потому одним из ее коренных народов.
                ***
История российских немцев наполнена и неимоверными трудностями, которые им пришлось преодолеть. Так, уже с первых лет жизни на Волге их колонии постоянно подвергались набегам кочевников и разграблению; колонистов убивали и уводили в рабство, ряд колоний было уничтожено полностью.
Только трудом многих поколений смогли они вернуть казне «расходы на переезд и обустройство».
После отмены обещанной им при приглашении льготы – освобождения навечно от воинской повинности, десятки тысяч колонистов выехали в Южную Америку, США и Канаду, внеся и там немалый вклад в освоение новых земель и развитие экономики.
Достижения колонистов в сельском хозяйстве страны, их всё растущая роль в экономике вызвали со временем шовинистические кампании против «немецкого засилья». Позже, во время первой мировой войны, неудачи на фронте привели к поиску «внутреннего врага»; им были признаны, естественно, российские немцы. Хотя 300 тысяч солдат и офицеров в российской армии было из российских немцев, под давлением шовинистов были в 1915 г. подготовлены так называемые «ликвидаторские» указы о лишении немцев собственности и их выселении. Был запрещен немецкий язык в школе, в церкви, в общественных местах (выселено было лишь 150 тысяч немцев Волыни). Эту практику приостановило Временное Правительство; после Октябрьской революции эти намерения вообще были отменены.
В 1918 г. была создана «Трудовая коммуна немцев Поволжья» (Автономная область), преобразованная в 1924 г. в АССР немцев Поволжья. В других местах компактного проживания российских немцев были созданы национальные районы.
Республика немцев Поволжья за короткий срок своего существования добилась больших успехов в экономике и культуре. Она стала республикой сплошной грамотности. В ней насчитывалась 171 национальная средняя школа, 11 техникумов, 5 вузов, были Немецкий драматический и детский театры, издавалась 21 газета на немецком языке. Только за 3 года (1933-1935) было издано 555 названий книг. В республике готовились научные, технические и культурные кадры. Большие успехи в экономике, культуре и образовании были и у немецких национальных районов.
Незадолго до войны все национальные районы были ликвидированы, все немецкие школы, за исключением в АССР НП, переведены на русский язык обучения (только на Украине было закрыто 543 немецких и 120 немецко-украинских школ). А в начале войны, в условиях стремительного наступления гитлеровских войск, был издан Указ, обвинивший немцев Поволжья в недонесении о наличии на территории Республики «тысяч и десятков тысяч германских шпионов и диверсантов» и на этом основании предписывавший их выселение в Сибирь и Казахстан.
Хотя в Указе говорилось только о немцах Поволжья, выселены были все немцы из Европейской части СССР, за исключением попавших под оккупацию в ее западных районах. Из действующей армии, с фронта, были сняты все солдаты и офицеры немецкой национальности и направлены в тыл, в трудармию («рабочие колонны»). Туда же были направлены все мужчины из переселенных, а затем и женщины (от 15 до 55 лет), где они в лагерях, за колючей проволокой, под конвоем, в тяжелейших моральных и физических условиях (смертность в отдельных «колоннах» доходила иногда до 100 процентов) проработали годы войны и первые послевоенные годы на лесоповале в тайге, на Крайнем Севере, в шахтах, на строительстве оборонных заводов на Урале.
После упразднения трудармии для немцев был введен режим спецпоселения, который просуществовал до конца 1955 г. Начиная с 1957 г., всем репрессированным народам было разрешено вернуться в прежние места проживания, и их государственность была восстановлена. Кроме российских немцев.
В 1964 г. с них были сняты как необоснованные обвинения, содержавшиеся в Указе 1941 года, однако запрет на возвращение остался, и государственность не была восстановлена.
В 1965 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР А.Микоян, принимая делегации российских немцев, признал, что восстановить АССР НП было бы правильным, «однако 500 тысяч немцев уедут тогда из Целинного края, а без них там сельское хозяйство вести невозможно». После этого отказа среди российских немцев стали расти выездные настроения.
В 1979 г. было подготовлено создание Немецкой автономной области в Казахстане, однако после организованных демонстраций протеста казахского населения и антинемецких акций вопрос был снят; выездные настроения усилились.
В 1988 году очередные три делегации российских немцев были приняты в Москве. Готовилось решение о восстановлении АССР НП в следующем году. Были созданы Комиссия Верховного Совета СССР и Государственная комиссия СССР по проблемам советских немцев, которые работали над этим вопросом. Однако в Саратовской области были организованы массовые митинги протеста с антинемецкими лозунгами, направлялись делегации с протестами в Москву, народные депутаты от области фактически торпедировали работу Комиссий.
В мае 1991 г. представителей российских немцев принял Президент СССР М.С.Горбачев. Он поддержал идею восстановления государственности российских немцев (Правительство РСФСР - О.И.Лобов - было против: «это увеличит отток немцев из промышленных регионов Сибири и ухудшит общую экономическую ситуацию»), дал конкретные распоряжения по началу работы над реализацией этой идеи, было принято решение о создании Государственного комитета по проблеме российских немцев при Кабинете Министров СССР. Однако распад СССР остановил и этот процесс.
В 1992 г. был подписан Протокол о сотрудничестве между правительствами России и Германии с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев, но до сих пор мало что по нему сделано.   
В 1997 г. была принята Президентская федеральная целевая программа по российским немцам, однако финансирование ее на уровне части удерживаемых с германской помощи налогов дискредитирует и саму программу, и участие государства в решении проблемы, и российских немцев таким проявлением заботы страны о своих гражданах за чужой счет.
В результате надежды на восстановление государственности, периодически возникавшие и угасавшие в течение десятилетий, были у многих разрушены окончательно; на смену им пришла убежденность, что ассимиляция – следствие не только сталинских репрессий, а и целенаправленная государственная политика; и что сохранение неравноправия, дискриминации в течение полувека, невнимание государства к проблеме и в новых условиях - это фактически принуждение к выезду.
Реакцией на такую политику и стал массовый выезд. И хотя среди 2,5 млн. уехавших больше половины – из Казахстана (в последний год наоборот: из России уехало столько же, сколько из всех стран СНГ, вместе взятых), ущерб этот, если исходить из неизбежности воссоздания единого экономического пространства и если учитывать, что российские немцы в Казахстане – это граждане России, незаконно выселенные туда, - ущерб этот можно считать в основном российским.

                2. Российские немцы сегодня
Численность. По переписи 1989 г. в СССР было 2 млн. 38 тыс. российских немцев, из них 842 тыс. - в России. По данным последних лет в России насчитывалось около 500 тысяч немцев. Однако данные любой послевоенной переписи по российским немцам всегда нуждаются в серьезной корректировке. Причин несколько.
Переписи фиксировали лишь тех немцев, которые, хотя и принадлежали к дискриминируемой, «неблагонадежной» нации, не побоялись в тогдашних условиях записаться немцами.
Кроме того, за 60 лет отсутствия национальных школ многие почти забыли родной язык, говорят в основном по-русски, слабо знают историю своего народа и, живя всю жизнь среди русских, искренне полагают, что уже не могут называть себя немцами. Хотя утрата родного языка или слабое знание своей истории еще не означает полной утраты национальной идентичности, национального характера, национальных отличительных особенностей, национальных ценностей.
(Сравнения в ряде регионов данных переписи 1989 г. с данными органов внутренних дел показывали, что немцев «по паспорту» было иногда в два-три раза больше, чем показала перепись.)
Не фиксировали переписи и тех, кто вообще изменил свою национальность, чтобы избежать дискриминации как немец. (Теперь ее обычно восстанавливают, если ориентируются на выезд).
У российских немцев также самый высокий в стране процент смешанных браков – около 80%, в основном с русскими. Причины: после депортации они были распылены по огромной территории, не имея контактов друг с другом; мужчины и женщины многие годы были разделены по половому признаку в трудармии; затем они десять лет, находясь в иноязычном окружении, были лишены права покидать своё место жительства; до сего дня немцы в массе своей продолжают проживать дисперсно среди других народов страны; русские наиболее близки немцам и наиболее дополняют их по своей ментальности.
Но дети от смешанных браков практически все записывались как русские – или родителями, чтобы уберечь их от превратностей собственной судьбы; или при выдаче паспорта, потому что один из родителей был русский.
Все эти лица при переписи не учитывались как немцы. Однако их невозможно оторвать от их семей, от их народа и на них на всех распространяется в значительной мере и вся проблема.
Поэтому численность российских немцев как народа минимум втрое больше количества «переписных» немцев. Отсюда возникает уже совсем иной масштаб проблемы, иной масштаб потенциального ущерба от выезда при нерешении проблемы, иной масштаб результатов, которые можно достичь ее решением.

Территории проживания. Основными регионами проживания немцев в России остаются те, куда они были выселены и где они работали в трудармии: Сибирь и Урал. (Около 300 тыс. чел. до сих пор в Казахстане, около 40 тыс. в Украине и около 20 тыс. в Киргизии). В Поволжье после снятия запретов смогло вернуться всего несколько десятков тысяч человек.
Из всего немецкого населения страны компактно проживает лишь несколько процентов. Основная же масса проживает по-прежнему дисперсно, что и ведет ко всё большей их ассимиляции.
Численность сельского и городского населения сегодня практически одинакова.

Общественное движение. В конце 1980-х – начале 1990-х гг., когда речь шла о главных политических целях: полной реабилитации, восстановлении государственности, затем – о выезде, национальное движение российских немцев было массовым и бурным. Состоялось три общенациональных съезда (около 1000 делегатов каждый), несколько конференций и съездов общественных организаций.
После того, как на официальном уровне от главных политических задач перешли к малозначительным практическим вопросам, и финансирование Федеральной целевой программы по российским немцам стало лишь символическим, а германская помощь всё больше сворачивалась; после утраты надежд и выезда значительной части актива, - общественное движение во многом утратило свою политическую активность, также переключившись на практические дела.
Федеральная НКА российских немцев, процесс создания которой во многом сблизил национальное движение, вскоре оттолкнула авторитарным стилем своего руководства не только общественные организации, но и большинство входящих в нее региональных НКА. Общественные организации создали Ассоциацию «Содружество» («Гемайншафт»), а вышедшие из ФНКА региональные НКА (22 из 31) образовали Совет руководителей региональных НКА; большинство их также вошло в Ассоциацию. В результате сегодня в самой ФНКА осталось лишь несколько региональных НКА, и Совет руководителей НКА готовит съезд для нормализации положения в ней.

Выезд, пик которого пришелся на середину 1990-х гг., по-прежнему остается массовым – в пределах 100 тыс. чел. в год. К чисто национальным его причинам добавились после распада СССР, как для всех граждан страны, социально-экономические проблемы, политическая нестабильность, развитие преступности, а также неуставные отношения в армии и война в Чечне, от чего многие  пытались уберечь своих сыновей через выезд.
В рамках российско-германского сотрудничества по проблеме российских немцев в стране создана сеть культурных центров, языковых курсов, художественной самодеятельности, издаются газеты и книги. Это несколько замедляет ассимиляцию у части российских немцев, однако не может сдержать процесс вообще. К тому же возникшие возможности используются в основном теми российскими немцами, кто ориентирован на выезд, и создаваемый таким образом в стране языковый и культурный потенциал практически полностью и вывозится.
Можно сказать, что российских немцев выталкивает из страны отсутствие надежды на национальное будущее и на социальное благополучие, а привлекают в Германию иллюзии о возможности сохраниться там как народ и социальные гарантии для каждого лично.

Российские немцы в Германии очень скоро начинают понимать, что никаких надежд сохраниться там как самостоятельный народ нет: сохраненная ими немецкость их предков давно там исчезла; их русскость, российскость делает их там чужими; их там стремятся еще быстрее ассимилировать, сделать просто немцами сегодняшней Германии.
К этому добавляются невостребованность их знаний, способностей, профессионального умения - как раз того, за что их в России ценили и уважали; резкое снижение социального статуса – научная, техническая, творческая интеллигенция, врачи и педагоги практически не имеют возможности продолжить там работу по своей специальности; а также нескрываемо прохладное отношение к ним местного населения.
И если учесть еще незнание ими литературного немецкого языка, утрату родителями своих социальных ролей в семье в условиях безработицы, языковое отдаление детей от родителей (дети быстро осваивают немецкий язык и утрачивают русский, а родители с трудом приобщаются к литературному немецкому), – то вполне можно будет ожидать возвращения многих, если государственность российских немцев будет восстановлена.

                3. Почему нужна государственность
Восстановление справедливости по отношению к необоснованно репрессированному народу, возрождение его веры в возможность для него будущего на его Родине – уже вполне достаточные аргументы для восстановления государственности российских немцев.
Однако сегодня не менее весомы экономические интересы страны. В послевоенной судьбе российских немцев эти интересы играли, к сожалению, только отрицательную роль. Можно сказать, что если бы российские немцы работали хуже и их вклад в экономику регионов был меньше, то их республика была бы давно восстановлена.
Но сегодня экономические интересы страны в этом вопросе не могут больше обеспечиваться бездействием в его решении. И встает другой вопрос: что нужно сделать, чтобы российские немцы, после всего пережитого, всё-таки остались в стране?
Основная цель российских немцев как и любой национальной общности – сохраниться как народ. Но как народ они сегодня несут в себе две практически равноценные для них национальные составляющие: немецкую и  русскую; при утрате любой из них они перестают быть народом; отсюда задача «сохраниться как народ» означает для них «сохранить обе национальные составляющие».
Сохранить свою русскость, живя в России, не представляет особого труда: она поддерживается повседневной включенностью в живую сферу (систему) всей национальной жизни государства (воспитанием, образованием, трудовой деятельностью, средствами массовой информации, литературой и искусством, самим бытом).
Напротив, сохранить свою немецкость в России при отсутствии в стране развитой сферы (системы) немецкой национальной жизни или находясь вне этой сферы, как показывает история российских немцев, невозможно. При отсутствии такой системы (т.е. уже 60 лет) российские немцы фактически поставлены не перед выбором: быть или не быть, а перед выбором: где исчезнуть через ассимиляцию - в России или в Германии? Учитывая пройденный трагический путь народа в составе СССР и конкретную ситуацию в России в последнее десятилетие, выбор был вполне предсказуем.
Единственный путь обеспечить сохранение российских немцев в России - это воссоздать систему их национальной жизни как часть обще(много)национальной системы жизни страны. Основой же такой системы является государственность, которую и требуется восстановить. Альтернативы здесь нет. И если государственность будет восстановлена, то главная, жизненно важная задача российских немцев: сохраниться как народ – может быть решена, что для многих из них сегодня важнее выезда. А дальнейшее будет уже зависеть от того, насколько условия в республике смогут в действительности обеспечить их национальное будущее.
Полное решение проблемы – система национального самоуправления.        Учитывая исторический опыт российских немцев, их сегодняшнее проживание в разных регионах, а также наличие уже двух национальных районов, - будущая их государственность представляется в форме системы национально-территориальных образований различного статуса в разных регионах страны: республика, национальные районы, отдельные села и поселки.
      Территориальная автономия нужна, чтобы российские немцы могли проживать вместе, без чего невозможны национальная жизнь, сохранение языка и культуры; и чтобы иметь экономическую базу для решения своих проблем по возможности собственными средствами. Статус республики нужен для равенства прав и возможностей с другими народами страны и для полной реабилитации народа, имевшего до депортации и репрессий свою республику.
Но и при наличии государственности значительное число российских немцев будет проживать за ее пределами. Для удовлетворения национальных запросов этой части немецкого населения потребуется, в дополнение к территориальной автономии, еще и дееспособная система культурной автономии.
А вместе территориальная и культурная автономии составят единую систему национального самоуправления, с единым представительным органом и бюджетом, единой программой в сфере культуры, образования и экономики, что и станет полным решением проблемы российских немцев.

                4. О путях восстановления государственности.
Воссоздание автономии потребует:
принятия на государственном уровне политического решения о восстановлении государственности российских немцев;
создания правительственной комиссии по восстановлению государственности российских немцев;
принятия специальной государственной программы создания системы национального самоуправления российских немцев;
определения государственной структуры (Минэкономразвития?), ответственной за исполнение экономической части программы;
подготовки и подписания российско-германского соглашения о сотрудничестве в восстановлении государственности российских немцев;
создания специальной рабочей группы с участием российских немцев по подготовке материалов для принятия предстоящих решений.

Надо, однако, отметить, что такой традиционный подход до сих пор заканчивался обычно противодействием регионов, не желавших ничего терять даже ради интересов государства. Сегодня есть возможность по-новому подойти к проблеме, значительно уменьшить расходы на ее решение и даже получить от ее решения серьезную выгоду.
Суть предлагаемого подхода: совместить решение проблемы российских немцев с решением актуальных для страны (регионов) экономических проблем.
Предлагается разработать на основе какой-либо одной или нескольких экономических проблем России (ее регионов) крупный экономический проект и привлечь для его реализации российских немцев. В рамках реализации такого проекта на привлекаемые под него средства будет решаться важная для государства (региона) экономическая проблема, а при участии бюджета создаваться «соцкультбыт» для будущих ее  работников – российских немцев и членов их семей. (При этом жилищную проблему можно в значительной мере решать тем, что при переезде семьи сдают свое жилье государству, а получают в республике).
Таким решением обеспечивается необходимое совместное проживание российских немцев и одновременно создается экономическая основа для полноценного функционирования будущей республики.
В советское время таким проектом могло стать освоение Целины; позже - подъем сельского хозяйства в Нечерноземье; экономическое развитие региона на стыке Псковской, Ленинградской и Новгородской областей (программа на привлечение 600 тысяч человек была в середине 90-х годов подготовлена Псковской областью); развитие экономики Калининградской области; создание, для освобождения от импорто-зависимости, устойчивой продовольственной базы для Москвы и т.д.
Такой подход снимет и главное до сих пор препятствие – противодействие региона воссоздания республики (вопрос лучше решать на уровне федерального округа). Наоборот, регионы могут быть очень заинтересованы в восстановлении у них республики. Можно даже провести конкурс среди них на лучшую территориальную привязку и экономическое наполнение проекта.
Создание новых немецких районов и округов до восстановления республики не представляется целесообразным: вначале надо заложить фундамент решения всей проблемы. Национальные районы, как показывает опыт, без республики не в состоянии удержать даже собственное немецкое население от выезда: люди понимают, что без республики им и в национальном районе не избежать скорой ассимиляции.
В выборе экономических задач, решение которых можно бы совместить с воссозданием республики, и в выборе путей их решения целесообразно использовать также возможности, связанные с особенностями российских немцев как народа.
Главная их особенность – их русско-немецкость: они давно считают себя как народ «ребенком от смешанного брака между немецким и русским народами». Учитывая это, реально создавать социально-экономическую и культурно-образовательную инфраструктуру будущей республики как «совместное российско-германское предприятие», что позволило бы дополнительно привлечь в проект германские инвестиции, обеспечив также конкурентоспособность продукции будущей экономики республики.
При таком подходе республика могла бы стать и эффективным центром адаптации к условиям России западных технологий, центром подготовки кадров для ряда сфер промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и т.д. Она могла бы стать не только зоной экономического сотрудничества двух стран, зоной совместной работы русского и германского народов, но и зоной их всё большего сближения, начала их совместной жизни и ускорить к тому же запуск процесса, о котором говорил президент В.Путин: установление безвизового сообщения между Россией и Европой.

О территории. Закон «О реабилитации репрессированных народов»  предусматривает «восстановление национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения».
Однако нужно учесть, что главное в реабилитации - не восстановление государственности само по себе, а обеспечение через это будущего народу. Можно формально восстановить республику, но если условия в ней мало кого привлекут туда, то будущее народа исключено, и он по-прежнему останется перед выбором: как исчезать – оставаясь или выезжая.
Какие сложности встретятся сегодня в этом вопросе на Волге?
Во-первых, в прежних границах восстановить республику практически невозможно – территория действительно в значительной степени заселена. А если бы и можно было  восстановить ее в прежних границах, то российские немцы на этой территории всегда были бы в абсолютном меньшинстве.
Во-вторых, наиболее удобные и плодородные земли там заняты, остаются далекие от Волги, засушливые и засоленные, которые мало кого смогут привлечь. А значит, потребуется создать такие дополнительные компенсаторные условия, которые позволили бы всё же российским немцам поверить в возможность их национального будущего на Волге.
Среди других вариантов для восстановления республики наиболее часто возникал, особенно в начале 1990-х гг., вариант Калининградской области. Это было вызвано несколькими причинами: организацией в Саратовской и Волгоградской областях противодействия восстановлению АССР НП; экономическими проблемами самой Калининградской области, остро нуждавшейся в квалифицированной рабочей силе; удобством и низкой стоимостью поездок из области для встреч с родственниками в Германии, особенно в сравнении с поездками из Сибири и Казахстана; потенциально возможной культурно-языковой поддержкой со стороны Германии.
Сегодня, после утраты территориальной связи области с Россией, отношение к этому варианту более настороженное: российские немцы хорошо понимают, что сохраниться как народ они могут только в России, и что отдельно от России, да еще в таком геополитически напряженном регионе, они как самостоятельное территориальное образование сохраниться также не смогут. А значит, этот вариант может рассматриваться только в случае гарантированного удержания области в составе России.
Однако любой вариант будет связан с необходимостью решать очень схожие вопросы, и главный критерий для любого варианта будет один: сможет ли он обеспечить национальное будущее российских немцев как народа? То есть сможет ли он вызвать у большинства российских немцев готовность переехать в будущую республику?
Именно это станет самой большой трудностью в решении проблемы: не вопрос территории (сколько земли в России ждет заботливых рук!), не объем предстоящей работы, и даже не привлечение инвестиций и кредитов, а то, поверят ли российские немцы в этот проект? Слишком долго и основательно разрушались их  надежды.
Что же может еще раз возродить эти надежды?
Проект должен получить политическую и законодательную поддержку федеральной власти как гарантию его защищенности государством, что будет иметь принципиальное значение и для российских немцев, и для возможных зарубежных инвесторов, и для германской стороны.
Проект должен обеспечить национальное будущее большинству российских немцев, т.е. непосредственно решить проблемы тех российских немцев, кто будет жить в республике, и опосредованно (языково-культурной поддержкой) – всех остальных, кто будет проживать в других регионах.
Проект в регионе должен приниматься только с согласия местного населения, которое должно ясно представлять себе его содержание и быть заинтересовано в нем. (Встречи со специалистами, представителями власти и российских немцев, активная включенность местного населения с самого начала в процесс восстановления республики могут снять многие предубеждения и опасения, разжигавшиеся в прошлом.)
В реализации проекта активное содействие должно оказывать государство. Таким содействием могут стать:
государственные гарантии для инвестиций и кредитов;
налоговые и таможенные льготы для участников реализации проекта;
освобождение от налогов и пошлин создаваемых предприятий до возвращения ими вложенных в них средств;
безвозмездное предоставление земли в бессрочное пользование как репрессированному народу, лишенному своей территории противозаконно;
а также упрощенное предоставление гражданства для российских немцев и членов их семей, прибывающих из других стран.
     Представляется также перспективным рассмотреть возможность реструктуризации части российских долгов Германии в инвестиции в данный проект как совместный проект создания базы долговременного экономического и культурного сотрудничества двух стран.   

                5. Что даст восстановление государственности
Если осуществить восстановление государственности российских немцев продуманно, с учетом интересов всех затрагиваемых сторон, то негативных моментов от этого акта не просматривается. Положительные же будут весомы.
Так, будет восстановлена справедливость по отношению к одному из репрессированных народов, давшему России так много и доказавшему свою преданность ей на протяжении веков даже в самые тяжелые для него времена репрессий и дискриминации, что возродит его уверенность в своем национальном будущем в составе России и позволит ему и дальше вносить свой немалый вклад в ее укрепление и развитие.
Страна сохранит для себя как минимум миллион трудолюбивых, квалифицированных людей и может привлечь таким решением еще около миллиона из стран СНГ и Германии. Нельзя исключать (если это будет признано желательным) и готовность значительного числа коренных немцев Германии переехать в Россию – ведь ежегодно из ФРГ в поисках настоящего дела и достойной жизни выезжают десятки тысяч коренных немцев в самом работоспособном возрасте от 20 до 40 лет. Экономически и демографически для России всё это имело бы большое значение, а для российских немцев значительно облегчило бы возрождение родного языка.
Для национальной политики РФ это был бы первый ее крупный шаг за всё время  её затянувшейся стадии эмбрионального развития и самое масштабное решение национальной проблемы за последние полвека – после восстановления государственности других репрессированных народов. Это стало бы и важным для страны прецедентом мирного, с учетом интересов всех сторон, решения национального  вопроса одного из ее народов, что после многолетнего конфликта в Чечне положительно сказалось бы и на международном авторитете России.
Для народов России это могло бы стать убедительным признаком преодоления сегодняшним руководством страны политики прежнего игнорирования национального вопроса в многонациональной стране и укрепить, т.о., поддержку ими федеральной власти.
Для конкретного региона в чисто экономическом плане можно бы получить сотни тысяч квалифицированных рабочих рук и весомую социально-экономическую инфраструктуру, способную реализацией своих программ давать устойчивую прибыль, в т.ч. за счет экспорта, и установить активные отношения с германской экономикой.
В рамках российско-германского Протокола о поэтапном восстановлении государственности российских немцев (1992 г.) это стало бы именно тем шагом, который германская сторона с самого начала готова была активно поддержать своим всесторонним участием; этот шаг мог бы не только остановить разочарованное сворачивание германской помощи, достаточно односторонней за все ее десять лет, но и активизировать новые ее возможности.
Процесс восстановления государственности российских немцев мог бы одновременно сыграть в сложном процессе возрождения Чечни роль спокойного, бесконфликтного примера; возрождению двух республик можно бы придать соревновательный характер с обменом опытом двумя репрессированными народами.

                6. О первоочередных мерах
Восстановление государственности – главный вопрос в проблеме российских немцев. Однако это не единственный вопрос, который предстоит решать безотлагательно.
Исходя из того, что процесс возрождения у российских немцев веры в свое национальное будущее будет и сложным, и длительным, а начинать его нужно практическими шагами не откладывая; а также учитывая, что для полного решения проблемы российских немцев нужна будет единая система национального самоуправления, охватывающая их всех, - представляется необходимым начать создание элементов этой системы уже сейчас. Это облегчило бы и подготовку общественного мнения к принятию главного решения, активизировало бы общественный потенциал российских немцев, позволило бы своевременно подготовить их актив к компетентному участию в восстановлении республики.
Здесь можно использовать наработки Государственной комиссии СССР по проблеме советских немцев: Положение «О национальном самоуправлении немцев СССР», Постановление Правительства о создании Государственного комитета по проблемам советских немцев, Программу возвращения нескольких сот тысяч советских немцев на Волгу и др.
Представляется целесообразным осуществить следующее.
1. Создать временный рабочий орган по подготовке программы формирования системы национального самоуправления.
2. Провести съезд российских немцев; выступлением президента РФ на нем озвучить новые подходы руководства страны к решению их проблемы, что даст нужный импульс всем российским немцам; избрать их представительный орган.
3. Открыть в Москве Общественный, культурный и деловой центр российских немцев, где разместить их представительный орган, представительства будущей республики, национальных районов, общественные организации, редакции газет и журналов, издательство, библиотеку, музей изобразительных искусств, архив по истории и литературе, этнографический музей, а также курсы повышения квалификации, языковые курсы, театр, самодеятельные кружки и т.д.
Этот вопрос представляется сегодня особенно важным: во многих городах давно открыты и проводят большую работу российско-немецкие дома; в Москве РНД является собственностью Германии, имеет иные функции и ограничен в возможностях оказания содействия российским немцам; вопрос о Центре рассматривался уже несколько лет назад по распоряжению Б.Н.Ельцина Правительством Москвы, но здание до сих пор не выделено. Решение этого вопроса по указанию нынешнего президента, В.В.Путина, могло бы стать знаковым для российских немцев.
4. Произвести коррекцию Федеральной целевой программы с учетом новых задач, обеспечить ее финансирование как минимум в предусмотренном начальном объеме, продлить сроки ее действия.

                ***
Запредельная запущенность проблемы российских немцев, критическая ситуация практически во всех сферах их национальной жизни, десятилетия глубочайшего неверия в готовность государства решить наконец их вопрос, а также уже поданные заявления на выезд около 100 тысяч семей – всё это требует принципиальных и неотложных решений. Каждый день должен приносить российским немцам новую положительную информацию, чтобы неверие сменилось надеждами, а надежды уверенностью в том, что на этот раз их вопрос будет решен и будущее у них возможно на своей Родине.
Сложность предстоящей задачи не должна пугать: по сравнению с сотнями других задач, стоящих сегодня перед страной, эта наиболее решаема. Причем она не требует, при умелом подходе, особых затрат. А как экономическая проблема, национальная проблема российских немцев предстает сегодня одной из самых рентабельных для государства.

Г.Вормсбехер,вице-президент ФНКАроссийских немцев   
И.Беккер,председатель Совета Ассоциации «Гемайншафт»
И.Келлер,председатель Исполкома Ассоциации «Гемайншафт»
               
 14 апреля 2003 г., Москва