Переселенцы бремя или выгода?

Гуго Вормсбехер
Переселенцы: бремя или выгода?

Еще в 1989 г. в Германии было подсчитано, что если она примет в течение 10 лет все 2 миллиона советских немцев (столько тогда насчитали нас по переписи), то чистая прибыль от этого составит 84 млрд. немецких марок. По заданию Госкомиссии СССР по проблеме советских немцев в то же время были подготовлены расчеты советских специалистов; они оказались похожими: страна при выезде советских немцев понесет ущерб в размере около 80 млрд. тогдашних рублей.
В дальнейшем мы и исходили из этих цифр (примерно 50 млрд. долл.), когда говорили о необходимости и выгодности для страны решить нашу проблему. Однако в официальных кругах и Германии, и России эти цифры многие годы как-то не были популярны. В Германии даже постоянно говорили об огромных затратах, которые требуются для обустройства и интеграции переселенцев, о том, что переселенцы получают из страховых, социальных и пенсионных фондов государства гораздо больше, чем вносят туда, о том, что и безработных среди них гораздо больше, и т.д.
В последнем номере журнала Землячества российских немцев в Германии Volk auf dem Weg (№ 4/2003) опубликована большая статья известного социолога из российских немцев, доктора наук Даниэля Дорша, где приводятся официальные данные по этим и ряду других вопросов.
Полагаем, что они представят интерес и для наших читателей.

1. О безработице
За годы 1995 – 2002 безработных среди переселенцев было в среднем на 10–17% ниже, чем в целом по Германии, и в 1,5–2 раза ниже, чем в восточных землях Германии.
2. Возрастной состав переселенцев
Коротко это выражается во фразе: переселенцы в два раза моложе, чем коренное население Германии. Отсюда их сегодняшнее и будущее значение для экономики страны.
3. Переселенцы и социальное страхование
Лишь в годы 1989–1990 социальные выплаты переселенцам (пенсии, болезни, безработица) составляли несколько больше, чем их взносы в эти фонды. Дальше переселенцы становились для этой сферы всё более прибыльными. За годы 1996–2000 они внесли в эти фонды на 49,6 млрд. марок больше, чем получили из них. По расчетам до 2020 года эта разница составит уже 160,7 млрд. марок.
4. Переселенцы и бюджет
В годы 1989–1992 переселенцы были убыточны для федерального, земельных и муниципальных бюджетов. Однако в целом за годы 1989–2000 чистая прибыль от переселенцев в эти бюджеты составила 135,1 млрд. марок.

Таким образом, даже принимая во внимание, что в эти суммы не вошли данные за 2001–2002 гг., надо полагать, тоже немалые, и пересчитав это в доллары, мы получим сумму уже состоявшейся «прибыльности» переселенцев около 100 млрд. долл.
Отсюда каждый может сам себе ответить на вопросы: во сколько обходится России нерешение проблемы российских немцев, и насколько заинтересована будет Германия содействовать решению проблемы российских немцев в России?
   Гуго Вормсбехер
                («Информационный бюллетень» № 4-2003)